Конспект занятия «Путешествие по Уссурийской тайге»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

формировать знания детей о Приморском крае, Уссурийской тайге. Познакомить с понятием горы Сихотэ-Алинь, река – Уссури. Продолжить формировать знания детей о разновидности лесов: тайга, смешанный лес, березняк, дубрава. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ussuriyskoy_tayge.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема «Путешествие по Уссурийской тайге»

Программное содержание: формировать знания детей о Приморском крае, Уссурийской тайге. Познакомить с понятием горы Сихотэ-Алинь, река – Уссури. Продолжить формировать знания детей о разновидности лесов: тайга, смешанный лес, березняк, дубрава. Познакомить с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги – учить узнавать некоторые виды растений по внешним и вкусовым признакам. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизация прилагательных. Активизация словаря: Сихотэ-Алинь, река – Уссури, Бикин, Уссурийская тайга, заповедник и т.д. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к природе.

Ход занятия:

Над сопками солнце встает величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучаться в окно.

Ползет туман по перекатам,

То в рощу прячется, то в щель,

Такой густой и горьковатый,

Как из черемухи кисель.

Но солнце, на верхушках елок,

Повисло, разгоняя мглу.

И, словно к матери ребенок,

Березка тянется к теплу.

— Ребята, в этом стихотворении рассказывается о нашем замечательном крае, в котором мы с вами живём.

- Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопрос:

- Как называется наш край? (приморский)

- Почему он так называется? (омывается Японским морем)

Приморский край расположен на восточной границе у берегов Тихого океана, и большую часть его занимает горный хребет Сихотэ – Алиня в переводе древних обитателей этих мест – горы длинных западных рек.

В крае у нас около 2х тысяч рек и самые длинные из них текут на Запад (Уссури, Бикин, Иман)

Горные хребты сбегают к берегу Японского моря.

А на сопках растут

- Что растет на сопках? (деревья)

- Какие вы знаете деревья? (дуб, береза, ель, сосна, кедр и др.)

- Да, деревья бывают хвойные и лиственные.

- Назовите хвойные деревья? (ель, сосна, кедр, лиственница)

- Где они растут? (в тайге)

- Кто знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)

- Почему? (в этих местах протекает большая река Уссури)

- Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы с вами в тайге сидим на поляне и вдыхаем таежный аромат, слушаем тайгу. (включить музыку Чайковского «Подснежник», брызгаем дезодорант «таежный» с запахом хвои)

Тайга в каждое время года пахнет по-особенному. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной, там всегда в полумрак. Под большими деревьями деревца по меньше, внизу молодая поросль, а в просветах между стволами зеленая трава, особенно много папоротника. Мохнатые ветки хвойных деревьев не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками. А какой воздух! Очень пахучи хвойные деревья. Ветки их пушисты от длинных иголок и круглый год зеленые.

- Отгадайте загадку:

«Что за стройная девица,

Ни швея, ни мастерица

Ничего сама не шьет

А иголки целый год!»

- Что это? Как вы думаете с какого дерева эта ветка? – ели

- Подойдите, потрогайте, понюхайте иголки, шишки, обратите внимание, какие они густые и твердые. Ель пользуется особой любовью: она украшает новогодний праздник.

- А это какого дерева ветка? (сосны)

Рассматривают ветку сосны

- Сосне не страшна никакая жара, ни морозы, ей нужно много света и солнца. Сосна очищает воздух. В хвое ели и сосны содержится много витамина «С». Размолотой хвоей подкармливают животных.

- А это какое хвойное дерево?

- Давайте рассмотрим веточку лиственницы, она тоже хвойное дерево, но не вечно зеленое как ель и сосна. Каждую осень лиственница сбрасывает свои хвойные иголочки, а весной распускает новые. Потрогайте, какие иголочки - светло-зелененькие, мягкие, пушистые. Лиственница очень быстро растет, ее древесина не поддается гниению даже в воде, поэтому очень ценится в строительстве.

- Подвести к ветке кедра

- Как вы думаете, с какого дерева эта ветка? (Правильно – это кедр или сосна корейская). Посмотрите, какая длинная мягкая хвоя? В пучке сидят не две хвоинки, как у сосны, а по пять штук темно-зеленого цвета.

Семена кедра – еорехи, находятся в шишках.

- А чем пахнут шишки и хвоя, и что это за застывшие капельки на них? (это смола)

- Чем она полезна?

У хвойных деревьев смола волшебная, в старину ее называли «живица», если ей помазать резаную рану, то рана не загноится, а быстро заживет. Хвойные деревья – это деревья здоровья, если подольше походить по хвойному лесу, то от простуды можно вылечиться, не любят простудные микробы аромата хвои.

- А что растет на верхних ветках кедра? (Растут большие шишки, осенью в них поспевают орехи) Попробуйте зернышки кедровых орехов

- Что вы заметили? Если съесть горсть орешек, то совершенно не хочется есть – такие они сытные, вкусные, в них много масла. Эти замечательные плоды любят не только люди, но и лесные звери.

- Кто из лесных зверей не прочь полакомиться плодами хвойных деревьев? (медведь, белка, бурундук, кабан, кедровка)

Так что такое тайга? (густые труднопроходимые и хвойные леса, а какие хвойные деревья мы знаем.

Уссурийска тайга – это не дни хвойные деревья. Ближе к морю больше тепла и влаги, поэтому вместе с хвойными деревьями растут и другие, такой лес называется смешанным.

- Послушайте загадку:

«Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей» (Береза)

- А что это у березы? (Береста)

- Вам нравится это дерево? Чем? (ответы детей)

Ствол у березы окутан водонепроницаемой берестой; береза красива, приносит большую пользу людям:

1 - мир освещать (лучи горят без копоти)

2 – скрип утешать (дегтем мажут колеса у телег)

3 – больных исцелять (пить березовый сок)

4 – чистоту соблюдать (банный березовый веник)

- В Уссурийской тайге есть одна особенность береза – железная, у нее очень прочная древесина.

Рассматривание коры березы: Какая она на ощупь (шершавая, удивительно теплая) Береста хранит в себе солнечное тепло.

- послушайте загадку:

«Я из крошки – бочки вылез

Корешки пустил и вылез

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

А кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок» (Дуб)

- Конечно, это дуб.

Рассматривание коры (твердая, шершавая, употребляется для вымачивания дубленок, кожи.

Древесина ценится за твердость и прочность, используется для постройки кораблей.

Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой, потому что многие ее растения обладают целебными свойствами. Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называется Бархат амурский (рассматривание образцов с низов бархата, его коры)

- Какая кора у бархата? (толстая, мягкая, бархатистая) часто бархат называют пробковым деревом, потому что из его толстой мягкой коры делают пробки для бутылок, поплавки, спасательные пояса. А желтый слой, что следует за корой называют лубом. Луб лекарственный; лечит желудочно–кишечные заболевания. К бархату приходят лечиться многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в кишечнике.

Много чудес хранит в себе Уссурийская тайга. Посмотрите, какое удивительное растение: ни дерево, ни куст; ствол его очень длинный и тонкий, словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея – это лиана. У нас в тайге много лиан. А эту можно узнать по запаху – нюхают – определяют, что она пахнет. Плоды оранжево – красные, похожи на смородину, но пахнут лимоном. Они лечебные, стоит съесть несколько ягод – разжевать косточки – и проходит усталость, возвращаются силы. Посмотрите, что или кого напоминают этот корешок. Он похож на маленького человечка с растопыренными ручками и ножками – это «женьшень»

Стихотворение

«Под кедром развесистым

Сумрак и тень

Живет здесь таежный

Волшебник женьшень

Как человечек его корешок,

И ручки, и ножки,

А сам он с вершок

Хоть мал, да удал

Корешок – человечек

Он силой целебной

Больного излечит»

Из корня делают настойку, пьют по каплям при разных болезнях. Женьшень растет долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли; вбирает и отдает людям, вылечивает. Только в 3х странах встречается этот корень: России, Китае, Корее.

Вот и подошло наше путешествие по Уссурийской тайге к концу

Давайте поиграем в игру «Дорисуй дерево»

(Дети берут лист бумаги рисуют какое – либо дерево, затем по команде передает правому по кругу, затем опять рисуют и опять передают, пока каждому не вернется его лист.

- Полюбуемся нашими деревьями «Что мы сажаем, сажая леса «С. Маршака:

«Что мы сажаем,

Сажая леса?

Мачты и реи -

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Ребра и киль.

Странствовать по морю

В бурю и штиль

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Легкие крылья

Лететь в облака;

Дом и качели

Челнок и скамью

И деревянную лошадь твою

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лист, на который

Ложиться роса

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Радиомачты –

Ловить голоса.

Стол,

За которым

ТЫ будешь писать;

Ручку, линейку,

Пенал и тетрадь.

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродит

Барсук и лиса

Чащу, где белка

Скрывает бельчат

Чащу, где утром

Вороны кричат

Воздух для легких

И влагу, и тень

Вот что сажаем

В сегодняшний день!»

 Много деревьев погибает от рук человека, от загрязнения воды, от стихии, поэтому, чтобы знать, какие деревья особенно нуждаются в защите, создана «Красная книга «(показать).

Пословицы о лесе

«Лес – богатство и краса - береги свои леса»

«Много леса – не губи; Мало леса – береги;

Нет леса – посади»

Если бы не зеленые леса, людям все планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать и поэтому на месте каждого срубленного дерева, надо обязательно посадить два новых.

Лес – это не только сырье, но и красота.

Берегите лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"

Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...

Конспект занятия : «Путешествие в тайгу. Знакомство с кедром»

Знакомство детей второй  младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья....

«Путешествие в сказку цветик- семицветик» Конспект занятия-путешествия c использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект НОД Удивительный мир Уссурийской Тайги

Цель: формировать любовь и интерес к природе родного края.Задачи:Учить видеть красоту родной природы, передавать её с помощью рисунка.Закреплять умение рисовать растения (деревья, кустарники, цветы), ...