Конспект занятия «Путешествие по Уссурийской тайге»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
формировать знания детей о Приморском крае, Уссурийской тайге. Познакомить с понятием горы Сихотэ-Алинь, река – Уссури. Продолжить формировать знания детей о разновидности лесов: тайга, смешанный лес, березняк, дубрава.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ussuriyskoy_tayge.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема «Путешествие по Уссурийской тайге»
Программное содержание: формировать знания детей о Приморском крае, Уссурийской тайге. Познакомить с понятием горы Сихотэ-Алинь, река – Уссури. Продолжить формировать знания детей о разновидности лесов: тайга, смешанный лес, березняк, дубрава. Познакомить с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги – учить узнавать некоторые виды растений по внешним и вкусовым признакам. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизация прилагательных. Активизация словаря: Сихотэ-Алинь, река – Уссури, Бикин, Уссурийская тайга, заповедник и т.д. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к природе.
Ход занятия:
Над сопками солнце встает величаво,
Умывшись крутой океанской волной.
Здесь нового дня и исток, и начало.
К нам первым рассветы стучаться в окно.
Ползет туман по перекатам,
То в рощу прячется, то в щель,
Такой густой и горьковатый,
Как из черемухи кисель.
Но солнце, на верхушках елок,
Повисло, разгоняя мглу.
И, словно к матери ребенок,
Березка тянется к теплу.
— Ребята, в этом стихотворении рассказывается о нашем замечательном крае, в котором мы с вами живём.
- Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопрос:
- Как называется наш край? (приморский)
- Почему он так называется? (омывается Японским морем)
Приморский край расположен на восточной границе у берегов Тихого океана, и большую часть его занимает горный хребет Сихотэ – Алиня в переводе древних обитателей этих мест – горы длинных западных рек.
В крае у нас около 2х тысяч рек и самые длинные из них текут на Запад (Уссури, Бикин, Иман)
Горные хребты сбегают к берегу Японского моря.
А на сопках растут
- Что растет на сопках? (деревья)
- Какие вы знаете деревья? (дуб, береза, ель, сосна, кедр и др.)
- Да, деревья бывают хвойные и лиственные.
- Назовите хвойные деревья? (ель, сосна, кедр, лиственница)
- Где они растут? (в тайге)
- Кто знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)
- Почему? (в этих местах протекает большая река Уссури)
- Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы с вами в тайге сидим на поляне и вдыхаем таежный аромат, слушаем тайгу. (включить музыку Чайковского «Подснежник», брызгаем дезодорант «таежный» с запахом хвои)
Тайга в каждое время года пахнет по-особенному. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной, там всегда в полумрак. Под большими деревьями деревца по меньше, внизу молодая поросль, а в просветах между стволами зеленая трава, особенно много папоротника. Мохнатые ветки хвойных деревьев не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками. А какой воздух! Очень пахучи хвойные деревья. Ветки их пушисты от длинных иголок и круглый год зеленые.
- Отгадайте загадку:
«Что за стройная девица,
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет
А иголки целый год!»
- Что это? Как вы думаете с какого дерева эта ветка? – ели
- Подойдите, потрогайте, понюхайте иголки, шишки, обратите внимание, какие они густые и твердые. Ель пользуется особой любовью: она украшает новогодний праздник.
- А это какого дерева ветка? (сосны)
Рассматривают ветку сосны
- Сосне не страшна никакая жара, ни морозы, ей нужно много света и солнца. Сосна очищает воздух. В хвое ели и сосны содержится много витамина «С». Размолотой хвоей подкармливают животных.
- А это какое хвойное дерево?
- Давайте рассмотрим веточку лиственницы, она тоже хвойное дерево, но не вечно зеленое как ель и сосна. Каждую осень лиственница сбрасывает свои хвойные иголочки, а весной распускает новые. Потрогайте, какие иголочки - светло-зелененькие, мягкие, пушистые. Лиственница очень быстро растет, ее древесина не поддается гниению даже в воде, поэтому очень ценится в строительстве.
- Подвести к ветке кедра
- Как вы думаете, с какого дерева эта ветка? (Правильно – это кедр или сосна корейская). Посмотрите, какая длинная мягкая хвоя? В пучке сидят не две хвоинки, как у сосны, а по пять штук темно-зеленого цвета.
Семена кедра – еорехи, находятся в шишках.
- А чем пахнут шишки и хвоя, и что это за застывшие капельки на них? (это смола)
- Чем она полезна?
У хвойных деревьев смола волшебная, в старину ее называли «живица», если ей помазать резаную рану, то рана не загноится, а быстро заживет. Хвойные деревья – это деревья здоровья, если подольше походить по хвойному лесу, то от простуды можно вылечиться, не любят простудные микробы аромата хвои.
- А что растет на верхних ветках кедра? (Растут большие шишки, осенью в них поспевают орехи) Попробуйте зернышки кедровых орехов
- Что вы заметили? Если съесть горсть орешек, то совершенно не хочется есть – такие они сытные, вкусные, в них много масла. Эти замечательные плоды любят не только люди, но и лесные звери.
- Кто из лесных зверей не прочь полакомиться плодами хвойных деревьев? (медведь, белка, бурундук, кабан, кедровка)
Так что такое тайга? (густые труднопроходимые и хвойные леса, а какие хвойные деревья мы знаем.
Уссурийска тайга – это не дни хвойные деревья. Ближе к морю больше тепла и влаги, поэтому вместе с хвойными деревьями растут и другие, такой лес называется смешанным.
- Послушайте загадку:
«Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей» (Береза)
- А что это у березы? (Береста)
- Вам нравится это дерево? Чем? (ответы детей)
Ствол у березы окутан водонепроницаемой берестой; береза красива, приносит большую пользу людям:
1 - мир освещать (лучи горят без копоти)
2 – скрип утешать (дегтем мажут колеса у телег)
3 – больных исцелять (пить березовый сок)
4 – чистоту соблюдать (банный березовый веник)
- В Уссурийской тайге есть одна особенность береза – железная, у нее очень прочная древесина.
Рассматривание коры березы: Какая она на ощупь (шершавая, удивительно теплая) Береста хранит в себе солнечное тепло.
- послушайте загадку:
«Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вылез
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч
А кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок» (Дуб)
- Конечно, это дуб.
Рассматривание коры (твердая, шершавая, употребляется для вымачивания дубленок, кожи.
Древесина ценится за твердость и прочность, используется для постройки кораблей.
Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой, потому что многие ее растения обладают целебными свойствами. Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называется Бархат амурский (рассматривание образцов с низов бархата, его коры)
- Какая кора у бархата? (толстая, мягкая, бархатистая) часто бархат называют пробковым деревом, потому что из его толстой мягкой коры делают пробки для бутылок, поплавки, спасательные пояса. А желтый слой, что следует за корой называют лубом. Луб лекарственный; лечит желудочно–кишечные заболевания. К бархату приходят лечиться многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в кишечнике.
Много чудес хранит в себе Уссурийская тайга. Посмотрите, какое удивительное растение: ни дерево, ни куст; ствол его очень длинный и тонкий, словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея – это лиана. У нас в тайге много лиан. А эту можно узнать по запаху – нюхают – определяют, что она пахнет. Плоды оранжево – красные, похожи на смородину, но пахнут лимоном. Они лечебные, стоит съесть несколько ягод – разжевать косточки – и проходит усталость, возвращаются силы. Посмотрите, что или кого напоминают этот корешок. Он похож на маленького человечка с растопыренными ручками и ножками – это «женьшень»
Стихотворение
«Под кедром развесистым
Сумрак и тень
Живет здесь таежный
Волшебник женьшень
Как человечек его корешок,
И ручки, и ножки,
А сам он с вершок
Хоть мал, да удал
Корешок – человечек
Он силой целебной
Больного излечит»
Из корня делают настойку, пьют по каплям при разных болезнях. Женьшень растет долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли; вбирает и отдает людям, вылечивает. Только в 3х странах встречается этот корень: России, Китае, Корее.
Вот и подошло наше путешествие по Уссурийской тайге к концу
Давайте поиграем в игру «Дорисуй дерево»
(Дети берут лист бумаги рисуют какое – либо дерево, затем по команде передает правому по кругу, затем опять рисуют и опять передают, пока каждому не вернется его лист.
- Полюбуемся нашими деревьями «Что мы сажаем, сажая леса «С. Маршака:
«Что мы сажаем,
Сажая леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль.
Странствовать по морю
В бурю и штиль
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Легкие крылья
Лететь в облака;
Дом и качели
Челнок и скамью
И деревянную лошадь твою
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который
Ложиться роса
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Радиомачты –
Ловить голоса.
Стол,
За которым
ТЫ будешь писать;
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Чащу, где бродит
Барсук и лиса
Чащу, где белка
Скрывает бельчат
Чащу, где утром
Вороны кричат
Воздух для легких
И влагу, и тень
Вот что сажаем
В сегодняшний день!»
Много деревьев погибает от рук человека, от загрязнения воды, от стихии, поэтому, чтобы знать, какие деревья особенно нуждаются в защите, создана «Красная книга «(показать).
Пословицы о лесе
«Лес – богатство и краса - береги свои леса»
«Много леса – не губи; Мало леса – береги;
Нет леса – посади»
Если бы не зеленые леса, людям все планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать и поэтому на месте каждого срубленного дерева, надо обязательно посадить два новых.
Лес – это не только сырье, но и красота.
Берегите лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"
Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...
Конспект занятия : «Путешествие в тайгу. Знакомство с кедром»
Знакомство детей второй младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья....
«Путешествие в сказку цветик- семицветик» Конспект занятия-путешествия c использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект НОД Удивительный мир Уссурийской Тайги
Цель: формировать любовь и интерес к природе родного края.Задачи:Учить видеть красоту родной природы, передавать её с помощью рисунка.Закреплять умение рисовать растения (деревья, кустарники, цветы), ...