Конспект занятия «Лекарственные растения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Формировать у детей понятия о том, что такое природа, о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема «Лекарственные растения»

Цель: формировать у детей понятия о том, что такое природа, о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека.

Образовательные.

-Учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть; обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений.

- Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

- Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка; дидактическая игра «Собери растение»

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель (в платке на плечах).

Здравствуйте, дети

Я бабушка-Здравушка

Живу, не старею

Никогда не болею

И вам доброго здоровья.

В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите доброго здоровья.

Воспитатель: На Руси раньше говорили:

«Ум, да здоровье дороже всего»

«Лес, как сказочное царство»

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Воспитатель. Ребята, в лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Как называются такие растения?

Дети: Лекарственные.

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно, я приглашаю вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения. Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Ребята, послушайте, загадку о первом лекарственном растении.

Ранние, весенние, желтые цветы

Очень необычные, зеленые листы

С одной стороны, лист блестящий и гладкий

С другой - он светлее, приятный и мягкий

Скажите, цветочек, как этот зовут?

Излечит детишек он от простуд.

Дети: мать-и-мачеха.

Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется? (Ответы детей)

Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай.

А вот еще одна загадка о целебные травки.

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Правильно! Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу- цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.

Физкультминутка «Цветы»

А сейчас встаньте, сделайте круг, мы отправимся в царство цветов. Закройте глаза, полью вас волшебной водой, и вы превратитесь в волшебные цветы.

Ты волшебная водица,

Лейся на головки

Превращай скорее деток

В разные цветочки

Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги по шире расставили, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела бабочка.

Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, листики повесили. Все расслаблено, листочки как ниточки висят.

Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.

Остановились, закружились медленно, на месте. Просто вальс цветов. Покружились и присели.

Воспитатель. А сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми.

Раз, два, три, вот и снова дети вы.

Воспитатель: вот следующая загадка.

Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

Дети: Подорожник.

Воспитатель: где он растет? Вдоль дорог.

А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется. Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Воспитатель: Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать.

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня.

Дети: Крапива.

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей - гласит народная мудрость. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра «Береги руки»

Воспитатель: какой лекарственной травкой горлышко лечат?

Вы ее все знаете и любите. Послушайте:

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

В середине золотая

Кто она такая?

Дети: Ромашка.

Игра «Собери растение»

Игра «Собери растение» - дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.

Ребята, вспомните, с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились. (ответы детей).

Дети, мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения.

Есть специальные правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Итог занятия.

Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Лекарственные растения"

Конспект занятия "Лекарственные растения" направлен на закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закреп...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия "Лекарственные растения - наши друзья"

В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо...

Конспект занятия "Лекарственные растения в осеннем лесу"

Программные задачи:-упражнять в назывании и различии деревьев по: стволу и листьям;-закреплять знание детей о травах, умение различать их внешний вид, вкус, запах, их лечебное назначение;-воспитывать ...

конспект занятия Лекарственные растения

Тема: Лекарственные растения.Цель: формирование умений узнавать и правильно называть лекарственные растения.Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах....

Конспект занятия "Лекарственные растения Алтайского края"

Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности "Научная конференция "Лекарственные растения Алтайского края" для детей старшей группы....

Конспект занятия " Лекарственные растения России"

Конспект занятия «Лекарственные растения» в подготовительной группеЦель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о п...

Конспект занятия "Лекарственные растения Сахалинской области"

Тема занятия:«Лекарственные растения Сахалинской области»Цель: познакомить детей с основными лекарственными видами растений Сахалинской области и их значением для человека.Задачи:- изучить...