Открытое занятие по краеведению на тему «Родной край – частица Родины»
план-конспект занятия

Кононенко Наталья Владимировна

 Открытое занятие по краеведению на тему «Родной край – частица Родины» направлено на осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx703.6 КБ

Предварительный просмотр:

                  Открытое занятие

                  по краеведению

                         на тему

«Родной край – частица Родины»

Picture background

                                                                          Воспитатель КононенкоН.В.

Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

Задачи

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости

патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

4. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю. 

Планируемый результат:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные: умение структурировать знания;анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока: презентация, карта Красноярского района, атлас России, рабочие листы ученика, карточки с заданиями для исследовательской работы.

Ход занятия


I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день, ребята! Я, Азамат Шамуратович Хайргалиев - педагог дополнительного образования Центра «Подросток», руководитель творческого объединения «Краеведение»

Я рад вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Рассказ педагога:

Я слышал, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

- Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).

- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)

Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

-Что каждый из вас считает своей малой родиной?

- Что значит моя?

- Что значит малая?

- Что значит родина?

- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!

III. Постановка учебной задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация: 

Педагог держит в руках  узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?»

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.

- Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек).

- Через века передавалась из поколения в поколение любовь народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)

- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)


IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
Постановка задач и целей урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.

- Как можно связать два понятия: родина и край.

Как вы думаете, о чем будет наше занятие?

-  Действительно, тема нашего занятия «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.

- А мы с вами в какой области проживаем?

- А знаете ли вы, ребята, что наша Астраханская область в следующем году отметит 80 лет со дня ее образования? (27 декабря 1943 года.)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по Красному Яру, который является районным центром нашей малой родины.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Все сразу узнать о нашей селе, невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на занятие.

- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?

Название села

Символы нашего села

Достопримечательности

–Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.

– На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего села, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..

Виртуальное путешествие по Красному Яру

Станция Историческая

Внимательно слушайте, в конце нас ждет увлекательная игра

Юбилей – это хороший повод поговорить о том, что было, есть и будет.

355 лет тому назад родилось мое любимое село Красный Яр. В разные годы село имело разный статус: крепость, город, город-станица, районный центр.

Красный Яр сегодня – крупный районный центр.

А начиналось все примерно так. В третье лето правление царя Алексея Михайловича на Маячном бугре, окруженном со всех сторон водою рек Бузана, Ахтубы, ее протока Алгары и Огородного ерика, поселились первые жители – стрельцы. Комарово царство роскошно чувствовало себя в этой местности среди ериков, ильменей, рек, речушек. Но, несмотря на эти неудобства, поселенцы построили деревянные стены с башнями, служившими для наблюдения за кочевавшими по левому берегу Волге иногородцами: ногаями, калмыками, киргизами, а также казацкими шайками и поволжскими разбойниками.

Свое название Красный Яр получил от цвета бэровских бугров, которые в половодье резко выделялись красноватой окраской глин на сплошном голубовато-зеленом фоне воды, камышево-чаканных зарослей, травы, листвы, прибрежных лесов. «Красные ярки» так в народе называли бугры.

Недавно услышали и другую версию о происхождении названия Красного Яра. «Яром» называли Солнце – Ярило, в период его нестерпимого летнего солнцепека. Слово «красный» очень подходит к Солнцу в период его активности. Отсюда и название «Красный Яр» - сильный жар. Похоже?

Каково бы ни было происхождение названия нашего родного села, оно очень красивое. Свое имя село носит с 1667 года. Но вернемся к первым поселенцам Красного Яра, которые выстроив деревянную крепость, тем самым придали ему характер военного поселения. Во времена восстания Степана Разина крепость имела 7 башен: Никольская, Средняя, Вышка-башня, Овсянка, Головная, Банная, Конная и Ледянка. Название башен говорили сами за себя. Очевидно, в башне Овсянке хранили овес для коней стрельцов, а в башне Ледянка был устроен своеобразный холодильник. Башня-вышка была самой высокой, с нее велись наблюдения за окрестностью. Не сохранилось ни одного рисунка той поры, чтобы хорошенько разобраться в географии этой крепости.

Никольская башня была проездной. Через ее ворота люди въезжали и выезжали из крепости, других ворот не было, правда, существовала небольшая «городняя калитка». В народе ее называли «Калиточные ворота», которые выводили людей к Бузану. Все жилые построения, находились внутри крепости, теснота была жуткая.

«Улицы столь узки, что две арбы едва могут разъехаться, и дома так тесно построены, что один пожар может превратить город в ничто» - так описывал Самуэль Готлиб Гмелин в 60-70 годы XVIII в. Красный Яр.

Зато за пределами крепости у ерика Огородного раскинулись сады и огороды, обсаженные для защиты от ветра, ивами. В садах росли фруктовые деревья, виноград и овощи. Яблоки были отменные и особым спросом пользовались мамутские. Остатки «райских кущ» просматриваются, и сегодня в ближайших окрестностях села. Энциклопедисты России отмечали еще одну гордость красноярцев – необыкновенно крупный белый лук.

К востоку от Красного Яра степи были пустынными, никаких постоянных селений не было, только иногда в городе появлялись кочевые калмыки. Через Красный Яр проходила старая степная дорога в Хиву и Бухару, по которой ходили верблюжьи караваны, так называемый «Шелковый путь». С посевом зерновых дела обстояли плохо, поэтому хлеб, а также денежное жалованье, боеприпасы, лес, товары доставлялись водным и сухопутным путем в Красный Яр из Астрахани.

Управлял Красным Яром воевода. В воеводском управлении находились приказная изба, таможня, кружечный двор, торговая баня, житницы и зелейный (винный) погреб. На площади перед приказной избой висел набатный колокол, им созывали все городское поселение в случае необходимости. Был небольшой базар. Церковь была одна.

В 1785 году Красный Яр стал уездным городом Астраханской губернии.

В 1801 году после подписания Павлом I Указа «О дозволении кочевать меж Уралом и Волгой и заводить по удобности селения» начался период заселения Нижнего Поволжья казахами.

АлександрI, новый император России, сын Павла I, подтвердил решение отца, и 5 тысяч семей, а это около 40-50 тыс. человек, были переведены на новые места, в том числе и в Красный Яр. Так образовалась в составе России крупная казахская диаспора – внутренняя Орда.

Основоположником казахской «Внутренней Орды» принято считать султана Букея. В Красноярском районе Астраханской области у села Малый Арал на самой границе с Казахстаном захоронен хан Букей Нуралиев. С тех пор в мире и дружбе живут на Красноярской земле два великих народа: русские и казахи.

Торговля была незначительная, базары устанавливались по воскресным и праздничным дням.

Главным занятием для жителей Красного Яра, с момента поселения стрельцов, было рыболовство, которое со временем развивалось быстро и качественно.

Идут годы, течет время. В XX веке произошли главные события в истории моего села. В селе в 1912 году была выстроена мусульманская мечеть и светская школа. В июле 1925 года на месте Красноярского уезда появилась новая административно-территориальная единица – Красноярский район, с районным центром – село Красный Яр.

Станция Географическая.

Работа в группах по физической карте Красноярского района.

- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты Красноярского района и задания.

- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: Изучите по карте, с какими районами, страной граничит Красноярский район – на западе, на востоке, на севере, на юге.

2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Красноярского района

Назовите главную реку нашего района, протекающую через село Красный Яр.

- Решите, кто будет предоставлять отчет. Красноярский район расположен в восточной части Астраханской области - в дельте реки Волга. Граничит с Харабалинским, Наримановским, Володарским районами Астраханской области, на востоке – с Курмангазинским районом Республики Казахстан. Кроме крупных рек Бузан и Ахтуба по территории района протекают множество рукавов дельты Волги – р. Маячная, Прорва, Проездная и другие.

Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками.)

Станция Геральдическая.

- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

1 команда собирает Флаг Красного Яра в виде пазла.

2 команда изображает герб Красного яра в виде аппликации. 

Станция Экскурсионная

 Основные достопримечательности Красного Яра

В XVIII в. в городе была построена деревянная церковь. В 1762 году вместо деревянного собора был построен замечательный, в византийском стиле Владимирский собор – двухэтажный, пятиглавый с трёх ярусной колокольней, около него начальная церковно-приходская школа. В ясную погоду с колокольней можно было увидеть купола Астраханского Успенского собора. В 1936 году Владимирский собор был разобран, а его кирпичи прошли на строительство школ. А в 2002 году в октябре был построен храм Христа спасителя. Этот храм стоит на том месте, где до 1936 года стоял собор Владимирской божьей матери. История расставила всё на свои места. Нынешний храм Христа спасителя по-современному красив и величав.

Сегодня ребята да и людям среднего поколения, не очем не говорят эти слова – «Астраханец», «Владимир Кишкин», «Михаил Газенкампф». Дело в том, что до революции к пристани на реке Бузан часто приставали пассажирские пароходы, носившие такие звучные названия и, конечно улица, ведущая к пристани, называлась пароходной. А эта нынешняя улица Карла Маркса. Здесь располагалась татарская мечеть, построенная в 1912 году. После установления советской власти бывшая мечеть пережила многих хозяев. Сначала она была превращена в контору. В годы Великой Отечественной войны в этом зданий размечался госпиталь, сюда привозили раненных бойцов и командиров из-под Сталинграда, с Северного Кавказа, с других фронтов. После окончания войны в здании долгое время был магазин – универмаг. Часть верхнего этажа занимала правление райрыболовпотребсоюза. На первом этаже находился продовольственный магазин. И лишь в 2003 году открыла свои двери новая мечеть. Есть ещё одно здание, напоминающее нам от революционной истории уездного города – начальная татарская школа. В нём сейчас размечается районная детская библиотека. Эта школа наряду с начальной церковно-приходской и казачей школами, сыграла немаловажную роль в деле просвещения местной молодёжи.

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

Игра «Цветик - семицветик»

 

-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желаниеи оно тотчас исполнялось)

 

- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?

1 лепесток — Газоперерабатывающий завод.

2 лепесток – детские сады, школы, училища

3 лепесток – музеи, библиотеки.

4 лепесток – стадион, музыкальная школа, Подросток

5 лепесток – парки, Братский садик

6 лепесток - памятники.

7 лепесток – зерно, хлеб.

- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)

- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться

- Они нужны для нормальной жизни.

- Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашего Красного Яра и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.

IX. Итоги занятия. Рефлексия

фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Проводится игра. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня?–

Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)

– Чему вы научились? (мы узнали много нового и интересного о нашем селе, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашего села.

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Мой край!

В родном краю – и воздух, словно мед,

Хотя, любя, быть может, где-то он и чище.

Душа о Родине поет,

Когда замены он для нее не ищет.

А если твоя Родина – село,

Которому ты даришь дни и годы.

То разве же тебе не повезло

Ладони ощущать самой природы?

Произнося порою «Красный Яр» -

Я словно называю имя брата.

Горит во мне сердечности пожар:

Так имя это дорого и свято!

В объятьях рек, а не одной реки,

Село мое с годами молодеет.

Ведь молодежь, не только старики,

О лучшем для земли родной радеет.

Пускай века летят, как облака,

Пусть дружною семьей живут народы.

Пусть жизнь, как полноводная река,

Течет под красноярским небосводом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по краеведению "Любимые уголки родного края"

Итоговое занятие с презентацией посвящено экологическим объектам Калининградской области: Куршская коса, 800-летний дуб в г. Ладушкин, дерево гингко около входа в Калининградский зоопарк и др....

Сценарий конкурса по краеведению "Знатоки птиц родного края"

Конкурс проводился в рамках проекта "Птицы Кувандыкского городского округа". Этот конкурс позволил выявить самого лучшего знатока птиц по внешнему виду и по голосу....

Открытое занятие по краеведению по теме: «Улицы нашего детства»

Исторические факты города Бердск, знакомство с историе названия улиц, с достопримечательностями города...

Проектная деятельность по краеведению "Экскурсия по родному краю"

Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его зн...

Открытое комбинированное занятие в средней группе. Тема: «Мой край родной- Башкортостан»

Закрепление знаний о символике Республики Башкортостан, жилище башкир, музыкальном инструменте - курай....