Конспект непосредственной образовательной деятельности "В поисках шагай"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

СПАСОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Конспект НОД по бурятскому языку для детей подготовительной к школе группы "В поисках шагай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Осинский детский сад№2»

Конспект открытого занятия по бурятскому языку для детей подготовительной к школе группы

«В поисках шагай» («Шагай бэдэрэе»)

Тема: Повторение  пройденного материала по лексическим темам: «Моя семья», «Основные цвета», «Домашние животные», «Еда»

Возрастная  группа: дети подготовительной группы ( 6-7 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Повторение  пройденного лексического материала, а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях с использованием опорных схем.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак.
  • Способствовать умению составлять небольшие рассказы  по плану, используя ранее изученный лексический материал.

2. Развивающие:

  • Продолжать развивать речь, умение подбирать слова по смыслу.
  • Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания,

3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку.
  • Воспитывать интерес к изучению бурятского языка

Хэрэгсэлнүүд: Интерактивна самбар,  наданай тала «Твистер»,  шагай,

загаhад, эдеэ хоол,мэдүүлэл зохеохо опорно  схемэ,, презентаци.

Багша: Сайн байна, үхибүүд!  (Сайн байна, багша)

Мүнөөдэр манайда хундэтэ айлшад ерээ, айлшадта мэндэ хургэгты.

(Сайн байна, айлшад)

Багша: Зай тиигээд лэ бэе бэетэеэн мэндэлшэсэебди.

Сайн байна алтан наран.

Сайн байна хүхэ  тэнгэри.

Сайн байна уhан, сайн байна агаар.

Сайн байна ши, сайн байна би!

Фонетическэ зарядка:

Зай hайн, хэлэеэ нугархай болгоё.

Өө-өө - өөрөө, өөрсэ

Үү-үү- үүдэн, үльгэр,  үмдэн,

- холойёо зайлаябди ( ггг-ггг)              гар- гарнууд, галуун, гахай)

-альгадаа дулаасуулаябди   ( h-h h)      hайн, hайхан, hалхин, hонин.

Ребята, 25 февраля у нас в саду состоится третий турнир по шагай наадан. Для проведения турнира нам понадобится 20 шагай. И я решила, что

эти шагай вы должны заработать.

И сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по Осинскому району. Во время путешествия вы будете выполнять задания и находить шагай.

Вы согласны поцчаствовать сегодня в это игре.

И так первая наша остановка. Это славное село Ирхидей.

 Ирхидей славится своими славными традициями. Очень гостеприимна Ирхидейская земля.

Наашаа харагты , ямар элдэб янзын буряад эдеэ хоол бэлдээтээйб!

 – hүн, зоохэй, сай, мяхан, бууза

Тиигээд минии хойноhоо дабтагты.

- амтатай мяхан, амтатай бууза,  амтатай творог г.м.

Ухибууд, таа ямар эдеэндэ  дуратайбта? Таанадта энэ опорно схемэ туhалха! ( работа по опорным схемам)

- Би мяха  эдихэ дуратайб.

- Би эдихэ  дуратайб

- Би бууза эдихэ дуратайб.

Багша: бэрхэ байнат! Зубоор хэлэбэт.

А теперь, отгадайте под каким блюдом я спрятала шагай. Это блюдо по форме напоминает традиционное бурятское жилище. (бууза)

Зүб , бэрхэ байнат! Отдаю вам несколько ваши шагай.

(отдаю шагай)

Саашаа ябаибди.

Следующая наша остановка Усть –Алтан.  Чем же славится и богат Усть –Алтан ? Подсказываю Усть –Алтан находится на берегу Братского водохранилища.  (ответы детей)

 Усть Алтан находится на берегу Братского водохранилища и поэтому практически каждый житель занимается рыболовством.( т.е. ловит рыбу). Рыба на бурятском языке будет звучать так – Загаhан. Хэлэгты барандаа – загаhан. (дети повторяют слово- Загаhан)

Усть-Алтандэ ерэhэн хадаа, загаhа барихамнай? (Бария)

-Зай, ерэгты нааша, загаhа бариябди. ( подношу шэдитэ мешок, дети по очереди достают рыбу.)

Давайте, посморим кто какую рыбу поймал?

Проговариваем слова : Минии загаhан томо. Минии загаhан бишыхан.

Куда же я могла спрятать шагай? Шэбшэгты. ( на одной из рыб – на обороте написано – уhан . ( находят шагай у воды)

Зай, сашаа ябая!  Дальше мы побываем в селе Рассвет. Чем знаменит Рассвет? Рассвет знаменит своими Золотыми песками, на которые приезжают отдыхать люди со всего района и даже области.

Как вы думаете , находясь в этом селе, где я могла спрятать шагай?

(предположения детей).

Бэрхэ байнат, конечно же в песке. А где в нашей группе есть песок? (элhэн)

Но, чтобы достать шагай, вы должны сначала пройти  по цветному мостику, затем подойти к песочнице .найти и взять только одну косточку шагай.

(Проходят по мосту по индивидуальному маршруту, называя цвет)

Оправляемся дальше. Мульhэн дээгуур ябаад, харгы дээгуур ябаад.

Улей нютагта ерээбди.

На экране – деревня Улей.  Вы бывали в этой деревне, а может слышали?

Расскажите немного.

- Улей славится своими бескрайними полями и лугами. На которых пасутся бесчисленные стада домашних животных. В селе Улей самое большое количество успешных фермеров. Именно из Улейской муки многие пекарни стряпают хлеб, а еще Улей поставляет вкусное мясо.  

Экран тээшэ харагты ухибууд. Таа эндэ юу харанат. ( Унеэн, ямаан, хонин, морин)

Ухибууд, смотрите животные разбрелись по полю надо помочь загнать их в загон. (Интерактивная игра «Гэрэй амитад»

Морин- гэрэй амитан

Хонин –гэрэй амитан

Ямаан –гэрэй амитан

Унеэн –гэрэй амитан

Нохой гэрэй амитан

Миисгэй гэрэй амитан.

Бэрхэ байнат. Ухибууд, вы знаете , что у бурят есть 5 драгоценных животных. Какого животного не хватает? (Верблюда).

Шагаймнай хаана байхаб? (Находят в группе верблюда, на котором 2 шагай )

Багша: Сагнай унгэржэ байна. Гэртэй бусаха сагнай ерээ. Пришло время возвращаться в нашу любимую Осу

А чем же примечательна нам Оса. Оса –это наша малая Родина. Здесь живут наши семьи.

Самбар тээшэ харагты!

Энэ хэнэй  гэр булэ? ( дети отвечают –минии и т.д.)

Ориео гэр булэ тухай хэн хөөрэжэ угэхэб. Прежде , чем вы расскажете о своей семье, давайте мы составим план: 1. Имя родителей

2. Какие они 3.Я люблю родителей.

 1.Пример: Энэ минии баабай. Минии баабай – Антон. Минии баабай хуштэй. Би баабайдаа дуратайб.

2.Пример: Энэ минии эжы. Минии эжы – Тома. Минии эжы гоё. и т.д.

Дүн: Зай үхибүүд. Бэрхэ байнат. Таа бэрхэ басагад ба хYбүүд. Я решила , отдать шагай просто так.

 ( подходим  к столу, считаем шагай)

Шагайнууда тоолоё.Хэды эндэ шагайб? ( арбан, арбан)

Как думаете, ребята, турнир у нас состоится? Почему так думаете?

А как вы думаете, что нам помогло найти все шагай.

Наши знания, наша дружба, а как вам удалось помочь друг другу?

Багша: Үхибүүд, хэшээлнэй дурээ. Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Первые шаги в математику» для детей старшего дошкольного возраста» «Алиса в стране чудес»

Использование занимательных игр в математике, позволяет детям в ходе  поиска, выдвижения гипотез  приходить к правильному решению; помогает овладеть простейшими фомами мышления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе. Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период....