Конспект Непосредственной образовательной деятельности образовательная область Коммуникация раздел Развитие речи "К нам весна шагает"для 6-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_k_nam_vesna_shagaet.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ромашка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
образовательная область «Коммуникация»
раздел «Развитие речи»
по теме: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ»
для детей подготовительная группы (возраст 6-7 лет)
Харисова
Галина Антоновна
воспитатель
г. Советский, 2012 г.
Цель:
- выявить умение и навыки по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильевой по разделу «Развитие речи и обучение грамоте».
Программные задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать умения детей составлять рассказ с помощью плана -
схемы. - Упражнять в образовании слов с уменьшительно - ласкательными
суффиксами. - Упражнять в подборе слов - антонимов.
- Упражнять в практическом употреблении притяжательных
прилагательных. - Совершенствовать умение составлять предложение, записывать схему
предложения - Активизировать словарный запас детей по теме «Весна».
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие детей
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Развивать мимическую мускулатуру лица, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам, прививать интерес к сменам времени года, народным приметам.
Индивидуальная работа:
активизировать малоактивных детей: Диану С, Альбину X.
Словарная работа:
активизировать в речи слова: народные приметы, ранняя, журчат, лисий, беличий.
Предварительная работа:
чтение литературы о диких животных, народных приметах, загадывание загадок, беседа.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический
Приемы:
- Загадка
- Народные пословицы, составление рассказа
- Психогимнастика
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Работа с раздаточным материалом
Формы работы:
- подгрупповая и индивидуальная
Ход занятия:
Незнайка: Незнайка развешивает карточки — схемы на магнитную доску и приговаривает:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Детей вводит воспитатель, Людмила Ивановна и обращается к Незнайке. - Здравствуй, Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Ребята, мои друзья коротышки задали мне загадку, помогите
отгадать, (повторяет загадку).
Дети: Весна.
Незнайка: Мой друг Знайка дал мне схему и велел составить рассказ о весне,
а я не могу, может, поможете?
Дети по очереди рассказывают по схеме - 1 ребенок составляет общий рассказ.
Психогимнастика:
- Вам нравится весна? Почему?
- Расскажите мимикой: как вы рады солнышку,
- дует холодный, сильный ветер,
- пошел дождь, и вы промокли,
- снова выглянуло теплое солнышко.
Незнайка: У всех животных весной появляются детеныши, я вам буду
кидать мяч, и называть животного, а вы называйте детенышей, (белка, лиса, волк, медведь, еж, заяц, лось, мыши, бобр). Молодцы!
А я нарисовал животных, но мой друг Тюбик сказал, что я что - то
не дорисовал, поможете мне дорисовать? (дети дорисовывают).
Что ты дорисовал?
Вот теперь меня Тюбик похвалит. (Незнайка забирает рисунки).
Ребята, я знаю народную примету о весне.
Если весной снег тает от солнышка, будет урожайный год.
А вы знаете народные приметы?
Дети:
- Дружный прилет весной — к доброму урожаю.
- Если снег быстро тает и вода бежит дружно — к дождливому лету.
- В марте курица у лужи напьется.
- Если весной из березы течет много сока - это к дождливому лету.
- Придет март — капельник, зима заплачет.
Физкультминутка: (дети встают из — за столов.)
Весна, весна, ты где была? Я в речке зиму провела. Мы с речкою проснулись, И в город к вам вернулись. Гляди набухли почки Раскинулись листочки Пичуги прилетели И на ветвях запели
машут руками
спят
потянулись
шагают
руки лодочкой
руки в стороны
машут руками
Незнайка:
Ребята, что - то я забыл, как называются весенние месяцы, подскажите мне. (дети называют весенние месяцы). А вспомнил, апрель называют месяцем птиц, птичий, к нам прилетают птицы, люди празднуют день птиц и в этот день выпускают их на волю, чтобы они радовали нас своим звонким пением.
- Какую пользу приносят птицы?
- Назовите птиц, которые к нам прилетают.
- Как мы должны относиться к птицам?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
- Зимой снег чистый, а весной ... (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной ... (теплые)
- Зимой солнце тусклое, а весной ... (яркое)
- Зимой погода часто пасмурная, а весной .. .(солнечная)
- Зимой снег падает, а весной ... (тает)
- Зимой день короткий - весной ... (длинней)
- Осенью листья опадают, а весной ... (распускаются)
- Осенью птицы улетают на юг, а весной ... (прилетают)
- Зимой солнце низкое, а весной ... (высокое)
Незнайка:
Ребята, а вы умеете выполнять звуковой анализ слова.
Научите меня, как вы это делаете?
Дети садятся на пол у разносов.
Фишек у меня нет, зато есть цветные камушки и ракушки. А слово будет «весна».
Дети выкладывают опрашиваю какой звук, каким цветом обозначаем.
- Сколько звуков в слове «весна»?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Какой звук «первый», какой - «последний»?
- Разделите слово на слоги.
- Назовите «первый», «второй» слог.
- Придумайте предложение со словом «весна», запишите схемой, пальчиком
на песке. - Какое у тебя предложение?
- Сколько слов в твоем предложении?
- Какое «первое», «второе», «третье» слово?
Я тоже придумал предложение. Как вы думаете, правильное оно?
- Наступила весна, и начался листопад.
- Медведь весной просыпается от долгой зимней спячки.
- Перелетные птицы улетают на юг.
- Весной дети катаются на лыжах.
Итог: Ну, вот теперь я буду знать, что такое весна. Мне понравилось, как вы занимались. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите красное солнышко. А если были затруднения, то возьмите - желтое.
Самоанализ занятия по развитию речи и обучению грамоте
Тема: «К нам весна шагает»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Цель: выявить знания и навыки по разделу развитие речи и обучение
грамоте.
Задачи:
- Совершенствовать умения детей составлять рассказ с помощью плана -
схемы. - Упражнять в образовании слов с уменьшительно - ласкательными
суффиксами.
- Упражнять в подборе слов - антонимов.
- Упражнять в практическом употреблении притяжательных
прилагательных. - Совершенствовать умение составлять предложение, записывать схему
предложения
- Активизировать словарный запас детей по теме «Весна».
- Развивать фонематическое восприятие детей
- Развивать логическое мышление, внимание.
9. Развивать мимическую мускулатуру лица, мелкую моторику рук.
10.воспитывать бережное отношение к птицам, прививать интерес к
сменам времени года, народным приметам.
Занятие проводилось в соответствии с перспективным планом и задачами по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Дети к концу года уже умеют связно и последовательно составлять описательные рассказы, рассказы по серии картин, но творческое рассказывание некоторым детям дается труднее, поэтому на занятии
использовала план - схему. Эта схема используется нами при описании всех времен года, и дети легко составили рассказ о весне по опорным картинкам
(план - схема).
Использовала на занятии задания на развитие грамматического строя речи, образование слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами, в подборе слов антонимов. С этим заданием дети справились.
Задачу на образование притяжательных прилагательных провела в форме игры: «Дорисуй часть тела».
В ход занятия органично вписались задания по обучению грамоте:
составление предложений,
звуко — слоговой анализ слова.
Чтобы заинтересовать детей, задания по обучению грамоте провела в нетрадиционной форме (с помощью камешек и ракушек, схему предложения дети писали на песке пальцем). С этим заданием дети тоже справились. Все этапы занятия постаралась связать единым сюжетом: дети помогают Незнайке, что значительно активизировало, повысило интерес. Каждым заданием старалась решить несколько задач, например: игра «Дорисуй часть тела» задачи - развитие мелкой моторики, развитие мышления, образование притяжательных прилагательных.
На занятии развивала психические процессы: мышление, внимание, а так как большинство детей в нашей группе имеют недостатки речевого развития, часто на занятии использую задания на развитие мелкой моторики и мимической мускулатуры лица. Дети такие задания любят. К воспитательному моменту на занятии отношу беседу о птицах и беседу по народным приметам.
Дети на занятии были активные, увлеченные, занимались с большим интересом, отвечали на вопросы воспитателя полными предложениями. Наиболее удачно получилось
Считаю, что необходимо еще поработать по звуковому анализу и над развитием связной речи. В целом занятие прошло хорошо. Я удовлетворена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по образовательной области «Коммуникация» (раздел Развития речи)
Рабочая учебная программа по образовательной области "Коммкникация" (раздел Развития речи) для второй младшей логопедической группы (в соответствии со статьей 32 п. 2 Закона "Об образовании")...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе на тему : «Лето красное пришло!»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности в области «Познание»: ФЭМП, развитие речи.
Программное содержание: познание - закрепить счетные умения в пределах 6; умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета. Сформировать представление...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру и развитию речи на тему: «Весна» для старшего дошкольного возраста.
Занятие для обобщения знаний детей по признакам весны и с задачами по речевому развитию....