проект региональный компонент
проект (старшая группа)

Нимаева Дарима Гармаевна

Региональный компонент дополняет и расширяет основную часть основной образовательной программы дошкольного образования за счёт включения детей в культурное наследие родного края.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                         Конспект НОД с детьми 2 младшей группы

                     «Рассматривание бурятского народного костюма»

                               

Цель: знакомство детей с бурятским национальным костюмом; развитие эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.

Задачи: вызвать интерес к бурятскому костюму, его элементам.

Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей на головной убор, обувь бурят, мужской и женский дэгэл,  традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений.

Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлиг (летний халат), уужа (безрукавка), малгай (шапка).

Побуждать проявлять самостоятельность и активность.

Ход занятия

Дети рассаживаются в кружок. Раздается стук, появляется гость - кукла Баярма в бурятском костюме.

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим гостью в наш кружок и познакомимся.

Игра:  « Ты да я.»

               Взялись за руки друзья

               И сказали: «Ты да я – это мы!

               Я – Баярма, я – Таня,

               Я - (каждый ребенок называет свое имя).

Восп.: А вы заметили, ребята, как необычно одета наша гостья? Посмотрите на Баярму. На ней надет бурятский национальный костюм. А из каких частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?

Дети: Из халата, головного убора и украшений.

Восп.: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься. Ребята, а чтобы костюм были красивым, чем их украшали?

Дети: Костюм украшали орнаментами и  нагрудными украшениями.

Восп.: Молодцы! Вы внимательно рассмотрели костюм Баирмы. Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. Ребята, а вы заметили, что Баярма пришла к нам не с пустыми руками?

Дети: Да!

Восп.: Давайте заглянем в короб и посмотрим, что там.

Рассматривают вещи из короба, комментируют, называя предметы костюма.

Ребята, посмотрите какой красивый головной убор. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца - наран, нижняя часть – землю - газар. Чем он украшен?                        

Дети: Из бус и серебра.

Восп.: Правильно, молодцы! Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын hиихэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (hиихэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Молодцы! Давайте теперь все аккуратно сложим на место (складывают предметы в короб).

Что-то мы с вами засиделись ребята. Давайте немного разомнемся и поиграем в бурятскую народную игру, которая называется «Зүн, утаһан, зангилаа» переводится «Иголка, нитка и узелок»».

Восп.: Хорошо поиграли, молодцы! Ребята, вам понравилась наша гостья?

Дети: Да, очень!

Восп.: А что вам больше всего понравилось в костюме Баярмы?

Дети: Костюм и головной убор.

Восп.: Ну что ж, пришла пора прощаться. Давайте скажем Баярме спасибо и до свиданья. Будем Баярму ждать еще в гости.

Подготовила воспитатель Нимаева Дарима Гармаевна  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Курумканский детский сад «Росинка»

Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: https://bur-kurumka.tvoysadik.ru

 Проект

«Этот славный День Победы».

                                                           

                                                              Разработала: Нимаева Дарима Гармаевна

                                                             

   Курумкан 2022


Проект  «Этот славный День Победы».

Тема: «Этот славный День Победы».

Вид: информационно - творческий, групповой,

Группа: старшая и подготовительная.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети старшей и подготовительной групп.

Сроки реализации: март - май (долгосрочный).  

Актуальность темы:  

       В мае 2020 года исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.  Великая Отечественная война – одно из важнейших событий в жизни России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

   В настоящее время взрослые в разговорах со своими детьми редко касаются темы Великой Отечественной войны, либо вообще ее не затрагивают. В итоге дети дошкольного возраста почти ничего не знают о ВОВ, о героях, о подвигах, о силе духа нашего народа. Дети даже не догадываются, какой ценой досталась нашей стране Великая  Победа. Мы, педагоги, просто обязаны донести до детей кусочек истории военных лет, чтоб не терялась связь поколений, чтоб мы берегли и ценили мир.  В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Мы должны  помочь сохранить память о героических фактах нашей истории. Воспитать у детей гордость за свою Родину,  ощущать радость Великой Победы и гордость за односельчан, погибших за победу, за нас, за Родину. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

В детских садах на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.

Цель: 

  • Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию детей, положительному отношению к воинам – защитникам и их подвигам.    
  • Донести до сознания детей значимость праздника Победы для нашей страны.      
  • Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, детям войны.

Задачи: 

  • Знакомить с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через художественные произведения, кино и фотохронику.
  • Развивать познавательную, речевую, физическую  активность детей в разных видах деятельности.
  • Развивать у детей творчество, умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т. д.), индивидуальные мышления, воображения, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей  уважение и  благодарность к защитникам Отечества.
  • Обогащать  кругозор детей о традициях нашей страны: праздновании Дня Победы, проведение парада Победы, экскурсии к памятным местам.
  • Способствовать привлечению родителей к совместной работе над проектом.  

Предполагаемый  результат:

  • Обеспечение совместной работы с семьей по обогащению кругозора детей  о Великой Отечественной войне.
  •  Создание новых страниц для акции «Бессмертный полк».
  • Способствовать патриотическому воспитанию детей.
  • Способствовать пониманию художественных произведений.
  • Развивать творческий потенциал при  создании коллективных работ.
  • Обогащение кругозора и развитие речи  детей.
  • Формирование у детей естественного  интереса к истории своей Родины и семьи.

Обеспечение проекта:  

  • А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о Великой Победе!»  
  • Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н.« Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  • Планирование и конспекты занятий.
  •  «Методическое пособие для педагогов»
  • Подборка  пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
  • Видео и аудио материалы по теме проекта.
  • Подборка песен и стихов о Великой Отечественной войне, о героизме, о Победе.
  • Иллюстрации о ВОВ.

Этапы проекта

I этап – подготовительный

  •  Оформление в ДОУ уголка «Боевой славы» с участием детей и родителей.
  • Сбор семейных фотографий участников ВОВ и информаций о ветеранах и участниках ВОВ и тыла.
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно–дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны.
  • Выставка книг на тему: «Читаем о войне» (подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, о празднике 9 мая, о военных, о мире).
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
  • Изготовление буклета для родителей «Как рассказать детям о войне».

 II этап – основной, практический  

Познавательное развитие:

  • Беседа с детьми о войне на тему: «Великая Отечественная война» с презентацией.
  • Презентация «Дети -герои», «Города -герои».
  • НОД «9 мая – День Великой Победы».
  • НОД «Военная техника».
  • Слайд-викторина «Мгновения войны».
  • Беседа «Земляки -фронтовики» с презентацией (о героях -земляках Гуржап Ванюшкеевиче Очирове, о Герое Советского Союза снайпере Жамбал Тулаеве) и т.д.
  • Беседа «Георгиевская ленточка».
  • Встреча с представителем  «Дети войны» (рассказ о трудном детстве  в годы войны).
  • Экскурсия на аллею Славы к Памятнику Воинам.
  • Посещение музея села.
  • Просмотр мультфильмов о ВОВ.
  • Создание мини-музея «Согреем памятью сердца…» в ДОУ.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Рисование «Я рисую мир»,  «Салют над Москвой».
  • Лепка «Военные награды», барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».
  • Муз.развитие: Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила».
  • Разучивание песен: «Солнечный круг» А.Александрова, «Катюша» муз. Блантера, сл. Исаковского, «Мы солдаты».
  • Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др.
  • Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Прощание славянки» В.Алкина.
  • Выставка рисунков «75-летию Победы посвящается»
  • Конкурс стенгазет, посвященных к Великой Победе.
  • Музыкально-спортивное развлечение «Защитники Родины»
  • Фотовыставка участников ВОВ из семьи воспитанников  «Ветераны. Мы помним, мы гордимся»
  • Литературно-музыкальная композиция «Спасибо доблестным солдатам»
  • Аппликация «Голубь Мира»

Речевое развитие.

  • Дидактическая игра «Кто больше назовет качества героя», «Чья форма?»
  • Чтение рассказа: «Таежный подарок»
  • Я.Длуголенский «Жили -были солдаты»
  • С.П. Алексеев «Брестская крепость».
  • С. Баруздин «Шел по улице солдат»
  • С.П. Алексеев «Рассказы и истории Великой Отечественной войны»
  • А. Л. Барто «Звенигород»
  • С.М. Георгиевская «Галина мама»
  • Ю.П. Герман «Вот как это было»
  • В. А. Осеева «Андрейка»
  • Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
  • Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»
  • А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»
  • Л. Кассиль «Твои защитники»
  • Чтение стихотворений Е. Благининой «Миру – мир», К. Симонова  «Товарищ»
  • Заучивание стихотворений Е. Благининой «Шинель», С. Михалкова «Нет войны», Т. Белозерова «День победы».
  • Конкурс чтецов «Мы чтим и помним...»

Социально – коммуникативное развитие.

  • Создание папки - передвижки «Дети -герои», «Города -герои».
  • Дидактические игры: «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
  • Дидактическая игра «Что в военном мешке?»
  • Сюжетно-ролевая игра “Пограничники”

Физическое развитие. 

  • П/и «Пограничники», «Кавалеристы», «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Полоса препятствий», «Саперы».
  • Пальчиковая гимнастика «Салют Победы».
  • Развлечение «Богатырское состязание».
  • Спортивно-патриотическое развлечение «Зарничка».

Взаимодействие с родителями.

  • Консультация - буклет «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала, фотографий.
  • Составление с ребенком рассказа  «Герои в нашей семье»
  • Участие в Параде Победы.

Взаимодействие с коллективом.

  • Праздничный утренник, посвященный празднику Великой Победы.

Заключительный этап.

  • Выставка работ «Подарок к празднику Победы»
  • Оформление альбома «Коллекция открыток ко Дню Победы».
  • Праздничный утренник, посвященный празднику Великой Победы.
  • Парад Победы (участие детей с родителями в митинге).
  • Презентация проекта на педагогичнском совете ДОУ.
  • Размещение отчета по проекту на официальном сайте ДОУ.
  • Размещение отчета по проекту в социальной сети «В контакте», «Инстаграм» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Проект "Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников"

В работе затронута проблема патриотического воспитания дошкольников. Указаны цели, задачи и значимость работы по ознакомлению детей с историей своего города, символикой, архитектурой, климатическими у...

Проект «Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Проект региональный компонент на тему: «Наш дом - Алтайский край».

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

Проект региональный компонент на тему : «Наш дом - Алтайский край».

Содержание:ПроблемаАктуальностьЦель, задачи проектаНовизнаСредства, условия реализацииРабочий план реализации проектаПредполагаемый результатМониторинг...