Проект "Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников"
проект (старшая, подготовительная группа)

Князева Юлия Анатольевна

В работе затронута проблема патриотического воспитания дошкольников. Указаны цели, задачи и значимость работы по ознакомлению детей с историей своего города, символикой, архитектурой, климатическими условиями, флорой и фауной родного края. В данной статье расписаны методы и приемы работы с детьми, формы организации детей и интегрируемые образовательные области. Описывается поэтапное содержание проекта и анализ результативности работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников»

 Актуальность и значимость патриотического воспитания в дошкольном образовании несомненна.

Образовательная программа ДОУ разработана и реализуется в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, выстроена с учетом национального регионального компонента. Приоритеты мы отдаем проблеме нравственно - патриотического воспитания.   Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством коренных народов Южного Урала; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством родного края; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на Уральской земле.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому  и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.

Актуальность проблемы.

Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества.  

Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях русских традиций.

Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия  к чужим переживаниям, к  чужому горю. Уже с детства человек должен  гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным  Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем - на благо всей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинается у ребенка с отношения к своей  семье,  к самым близким  людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату.  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, к месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой,  ребенок учится осознавать себя гражданином нашей страны. Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Все  выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город – частица Родины большой».

Проблема: В результате анализа  знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией,  имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так  родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре..

Гипотеза исследования: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях. Будут знать имена тех, кто основал его, начнут проявлять интерес к природе родного края, к жизни коренного населения, к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю

Задачи:

1.Создать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, округа, об историческом прошлом родного края.

2.Развивать эмоционально - целостное отношение к своей семье, дом, улице, городу,  краю, стране.

2.Вызвать интерес к истории своего города,  уважение к  людям труда.

3. Осуществлять знакомство с природно-экологическим своеобразием родного региона.

4.Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, ценностям природы.

5.Развивать представление о культуре и быте коренных народов родного края.

6..Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.

 Ожидаемые результаты: В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей родного города, символикой, архитектурой, климатическими условиями, флорой, фауной. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, своей семье, другим людям, самому себе.  Вырастет интерес к коренному населению, его культуре, быту. Будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, округа, страна в цело и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Появится ответственность за свои дела и поступки.

Новизна проекта.

Заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:

интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы  обучения,  совместная  деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность);

интеграции образовательных областей в соответствии с  возрастными  возможностями  воспитанников:  

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»  

«Физическое развитие»

 «Художественно-эстетическое развитие»;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;

взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.

в создании  условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности  педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Практическая значимость.

  • Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
  • Обогащение  предметно- пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
  • Внедрение в практику совместную  работу семьи и детского сада по решению  поставленных  задач.
  • Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей,  воспитание уважения к  людям.

Теоретическая значимость.

Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания  больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма,  патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование  эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно- волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.

Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные  знания о своей малой  Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

 Принципы создания проекта.

- Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей.

- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть . услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Принцип  интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.

- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех  субъектов творческого проекта.

- Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

- Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

- Принцип преемственности  взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.      

 Методы и прием:

1.Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2.Обьяснительно - иллюстративные.

3.Демонстрационные.

4.Проблемные ситуации.

5.Словесные.

6.Исследовательские.

7.Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

8.Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.

Формы организации детей:

Беседы

Экскурсии.

Целевые прогулки.

НОД.

Продуктивная деятельность.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Сюжетно- ролевые игры.

Театрализованные игры.

Рассматривание тематических альбомов.

Организация выставки  поделок сделанных  вместе с родителями.

Выставки детских рисунков.

Изготовление поделок к праздникам для родителей.

Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта.

Чтение художественной литературы.

Праздники.

Развлечения.

Просмотры  презентаций, фильмов.

Формы работы с родителями.

Анкетирование.

Дни открытых дверей.

Индивидуальные беседы.

Консультации.

Организация встреч с интересными людьми.

Театральные вечера.

Акции: «Поможем  птицам», «Елочка- красавица».

Совместные выставки, праздники, развлечения, экскурсии.

Продукт проектной деятельности.

Фотогазета «Памятные места Миасса», «Знаменитые люди нашего города»

Выставка «Камни уральского заповедника».

Макеты «Герб семьи»,  «Улицы моего города»

Стенд «Семейное древо».

Стенгазет «Как мы ездили в краеведческий музей»,  «Новый год», «Мы помним, мы гордимся.

Альбомы, сообщения «Моя улица», «Мой город».

Коллекции  «Красная книга Челябинской области».

Выставка рисунков «Дом, в  котором я живу», аппликация «Еду я по городу Миассу".

Развлечение «День Матери», «Мы будущие защитники», «Строим зимний городок».

Интегрируемые образовательные области: 

«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое».

Тип проекта: 

Тип проекта: открытый (в контакте с семьей),  познавательный,  творческий, групповой.

Длительность проектной деятельности: учебный год.

 Реализация задач предусматривала три этапа:

Организационно- диагностический.

Формирующий.

           Обобщающий

     Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, педагоги детского сада музыкальный руководитель,                                         

                            Поэтапное содержание проекта.

1 этап организационно-диагностический.

 Диагностика по выявлению знаний у детей о своем городе. Анкетирование родителей.

Создание развивающей предметно–развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты  для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал.

Создание развивающей предметно – развивающей среды:

 подобрать материал, игрушки, атрибуты  для игровой, театрализованной деятельности,  дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме. Подбор материала для продуктивной деятельности.

 Составление перспективного тематического плана.

Разработка содержания конспектов НОД.

 Проведение родительского собрания.  

 2этап. Формирующий.

 Организация бесед с родителями.

Оформление информационных стендов.

Проведение цикла НОД на тему

«Город Миасс – прошлое и настоящее».

Оформление альбома «Народные промыслы Южного Урала», «Южный Урал, край многонациональный», «Красная книга Челябинской области».

Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные, развлечение по данной теме.

Изготовление  наглядно – дидактических пособий, составление картотек стихов, игр, пословиц, поговорок народов севера, других. Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по теме.

 Беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми».

 3этап. Обобщающий.

 Обобщение результатов работы.

  Педагогическое обследование.

 Подведение итогов.               

Анализ результативности работы проекта.

Данный  проект нашел эмоционально – положительный отклик среди всех участников проекта: детей, родителей, педагогов. Работа над ним способствовала решению всех поставленных задач.

У детей появилось желание быть похожими на близких людей в своих делах и поступках на благо своего города. Возникает желание рассказать о прошлом и настоящем города, его жителях через разные виды деятельности (рассказы, рисунки, аппликации, презентации…).

Подводя итог можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала:

  • самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;
  • возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями  воспитанников;
  • активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • созданию системы знаний по теме проекта, расширить кругозор, повысить познавательную активность;
  • помогла формированию положительной направленности поведения, формированию доброжелательных отношений в коллективе детей;
  • обогащению предметно-развивающей среды в группе, созданию уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, различных выставок, фильмотеки.

     

                  Педагогическое обследование  детей

         Представление детей о городе (опрос).

         Вопросы:

  • как называется страна, в которой ты живешь?
  • как называется город, в котором ты живешь?
  • назови адрес, по которому ты живешь?
  • как называют жителей нашего города?
  • какие красивые здания в своем городе ты знаешь?
  • в каких местах чаще всего любишь бывать вместе с семьей?
  • чтобы ты показал гостю, который приехал в наш город?

             

Анализ педагогического обследования:  в результате обследования  в начале проекта уровня знаний   о своем городе выяснилось, что у детей отсутствует система знаний  о родном городе. Знания носят эпизодический, разрозненный характер, совершенно не знакомы с историей города, культурой и бытом коренного населения, слабы нравственно-патриотические качества.

Сравнительный анализ результатов позволяет отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотических качеств.

 Реализация проекта позволила сформировать у детей представление о прошлом и настоящем  своего города,   проявился интерес к  коренному населению, его культуре, природным ценностям, жителям, традициям.

                                                  Заключение.

Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду заключается в том, чтобы развить у ребенка нравственное сознание, сформировать чувство любви к родному дому, к своей семье, к истории и культуре своего города,  края, своей страны созданной трудом людей тех, кого мы называем родными.

Работа над проектом «Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников», позволяет сделать  вывод, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – это процесс сложный и длительный. Он не ограничивается одним проектом. Эта работа должна проводиться систематично, планомерно в разных видах деятельности по разным направлениям: это и воспитание любви к близким людям, и формирование интереса к прошлому и настоящему родного города, знаменитым людям своей страны.

Работа, проделанная в ходе реализации проекта, способствовала зарождению первых ростков патриотизма у детей, которые в будущем должны превратиться в большую любовь к нашей великой Родине, а это возможно лишь  при условии совместной, целенаправленной деятельности педагогов и родителей.      

Данный проект можно использовать в любой старшей группе дошкольного образовательного учреждения, в кружковой работе, начальных классах.

Список литературы.

1. Технология проектирования в ДОУ» Евдокимова Е. 2006г.

2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательного образования. /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Мозаика- Синтез, 2014г.

3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.:    Перспектива, 2008г.

4. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом М.: ТЦ Сфера. 1999г.

5. Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ.

6.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма  детском саду. Практическое пособие М.: Аркти, 2007г.

7. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

8.Ветохина А.Я. « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». М.: «Детство-пресс», 2001г.

9. Вишневская В.Н. «Свет Руси» программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет М.: «Аркти», 2004г.

7. Герасимова. Родной край люби и знай. М, «Дошкольное воспитание», 2001г. №2.

8.Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России». М.: «Аркти» 2005г.

9.ЗеленоваН.Г. «Мы живем в России». М.  «Скрипторий», 2007г.

10.Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина…Практическое пособие для работников ДОУ». М, 2003г.

11. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». М.: «Сфера» 2003г.

12.Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать». М.: «Скрипторий», 2003г.

13.Маханева М.Д. нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М.: Сфера, 2009.

14.Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание детей от  5 до 7 лет». М. «Айрис-пресс».

15. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка - Пресс,2003г.

16.Рыбалкова И. « Ознакомление с родным городом как средства патриотического воспитания». Дошкольное воспитание. 2003, №6

17.Тимофеева Т.Е. «Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу». Управление ДОУ, научно-практический журнал.2001-№1.

18. «Родовое дерево». Журнал «Дошкольное воспитание»- 2005г., №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Инновационный опыт на тему: " Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников"

Проблема патриотического  воспитания  дошкольников – это основа формирования будущего гражданина, относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для вос...

Педагогический совет - деловая игра «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

В данном методическом материале обобщается опыт по формированию патриотических представлений дошкольников через ознакомление с малой Родиной, раскрывается актуальность проблемы патриотического воспита...

Выступление к педсовету на тему: «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детейчрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формированиясознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижени...