«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
методическая разработка (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенка". Конспект построен с учетом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности , активности, доступности и психологической комфортности. На занятии продолжается знакомство с бытом и традициями коренных народов Крайнего Севера. Техническое оснащение к занятию: презентация "Ямальские мотивы". Так же использована наглядность для поддержания интереса ребят к теме занятия: кукла в национальной ненецкой одежде, игрушка мамонтенок, макет "Тундра", м/м/с (танец ансамбля "Хаяр").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.06 КБ |
yamalskie_motivy.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
(старший дошкольный возраст)
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст |
Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования | «Познавательное развитие» |
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Тема НОД | «Знакомство с жизнью коренных народов Ямала». |
Целеполагание | Образовательные задачи: - познакомить детей с национальными особенностями народов Севера населяющих Ямал; - расширить представление детей о взаимосвязи северной природы и жизнью северных народов. Развивающие задачи: - развивать эмоционально-эстетическое чувство по отношению к жизни и традициям коренных народов Ямала, к природе родного края; - развивать связную речь детей; - обогащать словарь запас детей словами: ненцы, ханты, селькупы, чум, стойбище, нарты, каяр, малица, ягушка, кисы); Воспитательные задачи: - воспитание любви и гордости за родной край, чувства уважения к жизни и доброжелательное отношение к традициям, обычаям других народов. |
Предварительная работа | В ходе реализации проекта, где дети знакомились с историей возникновения и исчезновения мамонтов, а так же особенностями суровой, но разнообразной северной природой, в том числе и людей населяющих Северный край. В ходе своего путешествия мамонтенок дошел и до Ямала, край в котором проживаем мы сами. Для более близкого знакомства с родным краем, мы рассматривали альбомы с природой Ямала в разные времена года, читали стихотворения «Мой Ямал» (И. Салдаева), рассматривали альбомы и знакомились с художественным народным фольклором северных народов Ямала («Два медведя», «Кукушка», «Два брата» и др.). Совместно с родителями создали свой мини-музей изделий сделанных из дерева, меха и бисера коренных народов Ямала. |
Кукла в национальном ненецком костюме, физическая карта России; подборка слайдов с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума, образцы национальной одежды; мини-музей: изделия сделанные из меха и расшитые бисером. Запись ненецкого ансамбля «Хаяр». | |
Методы и приемы | Практические: динамическая пауза, подвижная игра. Наглядные: персонажи (кула и мамонтенок), показ иллюстраций, макет, м/м/с танец ансамбля «Хаяр», презентация «Ямальские мотивы». Словесные: художественное слово, беседа, рассказ. |
Виды детской деятельности | Двигательная, познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная. |
Этапы НОД | |
Вводная часть | Организационный этап - Ребята, давайте с вами послушаем стихотворение, которое называется «О Ямале»: Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на Севере живем! (И. Г. Истомина ) |
Мотивационно- ориентировочный этап: - Мы с вами живем на … (Севере), а точнее ….(на Ямале), а поселок наш называется… (Ханымей). Молодцы! - Ямал - в переводе с ненецкого – край земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский, название полуострова, что и дал часть в названии Ямало-Ненецкому Автономному Округу, в котором мы с вами и живем. В гости к ребятам пришел мамонтенок Люба, с которым ребята познакомились ранее в ходе реализации проекта «История мамонтенка». Воспитатель обращает внимание детей на заранее выставленную новую куклу в национальном ненецком костюме. - Ребята, Люба на ушко мне сказала, что у нас в группе появилась (воспитатель показывает куклу в ненецкой одежде ) новая гостья, в необычной одежде. Люба раньше никогда такой не видела и очень хочет узнать, кто это и почему она так одета? - Ребята, а вы знаете, кто это гостья? (Ответы детей) - Наша гостья пришла к нам из снежной тундры, она представитель коренного северного народа, и имя у нее необычное - Аныко, что переводится с ненецкого на русский язык, как наше имя - Анна. Аныко пришла к нам из снежной тундры, где живет ее семья – коренные северные народы – ненцы и сегодня мы с вами отправимся вместе с Аныко в гости к ее семье, где познакомимся с бытом и традициями северных коренных народов. Ведь, Север – он очень большой и его населяют разные коренные северные народы. А хотите узнать какие это народы, как они живут? (Да). | |
Основная часть | - Ну что ж, тогда в тундру в гости к семье нашей Аныке мы поедем на санях, (Предлагает детям отправиться в гости, в тундру к северным жителям на санях (имитация саней – скамеечки, покрытые плотной тканью). Дети вместе с мамонтенком и куклой садятся в сани, (вкл. музыка (ансамбль«Хорей»). Педагог акцентирует внимание, что звучит ненецкая песня.) - Такие легкие деревянные сани у северных народов называют – нарты. Повторите это слово: нарты. А везут нарты по глубокому снегу, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле, кто? …(ответы детей), правильно, - олени. - Олени бегут по глубокому снегу там,. (слайд 2, бег оленей с нартами зимой) А кто управляет оленями? ( ответы детей) Оленями управляет человек, которого называют - каюр.(Слайд 3.) - Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей). Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы управлять оленями). И пока олени на нартах нас везут в гости к ненцам в тундру, давайте вспомним, как называется край, где мы живем? (ответы детей: Ямал, Ханымей, Север…)Карта. - Наш Ямало-Ненецкий Автономный Округ расположен в арктической зоне на севере Западно – Сибирской равнины. Наш Ямал велик: на юге (показ карте) раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра. На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. В тундре много болот, озер, а летом почти вся тундра покрыта лишайниками (слайд 4.). Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку (слайд 5.). Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая). - Посмотрите, в тундре летом растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, назовите эти ягоды (ответы детей) - все верно, это и клюква, брусника, голубика, черника, морошка (слайд 6.) - А что еще мы собираем в лесу кроме ягод? (ответы детей). Правильно, грибы, шишки. - А каких животных Севера вы знаете? (ответы детей) - Все верно, лиса, белка, заяц, песец, и посмотрите, - хозяин леса - бурый медведь (слайд 7), который живет в наших лесах. - А вот знаменитый белый медведь, а также морж, тюлень, они живут чуть выше, на Севере (показ на карте, слайд 8). (в процессе беседы, выслушиваю ответы детей) - Все, верно, в наших краях можно увидеть и быстрого белоснежного песца, и северного оленя (показ иллюстрации, слайд 9.). - Оленей разводят коренные народы Севера, которые живут далеко, в тундре в стойбищах – это ненцы, ханты, селькупы и др. Олень - это животное, которое кормит и одевает северян. (Педагог делает акцент на том, что дети приехали вместе со своими гостями в стойбище, в гости к Аныко. Дети подходят к столу, на котором стоит макет с чумами «Наш Ямал»). - А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может, кто-то объяснит значение этого слова? (дети могут затрудниться с ответом (варианты ответов). - Аныко мне подсказывает, что «стойбище» - означает стоянка, место, где коренные народы временно проживают. (Слайд 10) . Очень с давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Название народностей означает места их проживания. - Северные коренные народы - это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни (Слайд 11). Потому что, их жизнь тесно связана с оленями, и в поисках для них корма люди переходят с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а оленеводы за ними. Вот то, место, где живут оленеводы и их семьи и называют «стойбищами». В стойбищах северные народы живут в чумах, которые делают из оленьих шкур, причем чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Основание чума составляют деревянные жерди, которые собраны к верху в конус. Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем внутренний слой шерстью внутрь. В центре чума всегда ставится очаг - печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. (Слайд 12.) Физминутка (движения выполняют в соответствии с текстом). Ставит чум моя семья. Трудятся отец и мать. Что мне делать? Отдыхать? Быть без дела не люблю, Я кустарник нарублю. Разожгу костре скорей, Пусть горит он веселей. Чум, чум, круглый дом, Побывайте-ка вы в нем! Гости явятся едва – В печку прыгают дрова. Печка жарко топится, Угостить торопится. Ладушки, ладушки! Кушайте, оладушки! - В основном северные народы занимаются рыбалкой и оленеводством. (Слайд 13). Олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта - А теперь, давайте рассмотрим нашу гостью, ее одежду. У нас за окном зима, (дети добавляют: мороз, снег, холодно). А как вы думаете, холодно ли зимой нашей гостье? (Нет.) Почему вы думаете, что не холодно? (На ней теплая зимняя одежда.) - Давайте внимательно рассмотрим их одежду, (на макете «Наш Ямал» выставлены мужская и женская фигурка в национальной одежде, которая очень похожа на одежду нашей куклы) Это родители Аныке папа и мама. - Посмотрите внимательно на их одежду, из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а - ягушка, а мужская одежда из меха называется - малица. Малица шьётся из оленьего меха, причем мехом внутрь. Шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Обратите внимание, что варежки и шапка пришиваются к верхней одежде, чтобы не продувало. Обувь тоже из оленьего меха, называют их – кисы. В такой одежде на Севере зимой ходят, и работают. (Слайд 14. «Верхняя одежда ненцев: мужская и женская») Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия их меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показ изделий из меха.(мини-музей)).Некоторые рукодельницы очень красиво украшают национальную одежду, где применялись меха разных цветов, бисер, цветная ткань, металлические подвески и бубенчики (иллюстрация). Если это вышит узор нитями или бисером. Такие узоры имеют каждый свое название, которое связывалось с бытом, окружающей средой, животным и растительным миром, например, «Заячьи уши», «Оленьи рога», «Бегущая собака», «Чумы» и др.(иллюстрация). - Коренные народы севера разговаривают на своем языке, придумывают много сказок, былин. Назовите, а какие из них мы уже с вами читали? (ответы детей), -- Есть у народов Севера свои традиции, обычаи, сказки, пословицы. Послушайте, ненецкие пословицы: - Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу. - Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет. - Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить. - Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле. - Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен? (Олень) - Почему? (Ответы детей). - Правильно, ведь олени очень дороги для коренных жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год. - Северные народы сочиняют свои песни и танцы, (Просмотр ненецкого танца ансамбля «Хаяр» (2 мин.). - И пока взрослые занимаются своими делами, ненецкие дети играют в свои игры. В одну из таких игр мы с вами и поиграем, называется она «Хоборкова», что в переводе обозначает, как «Коршун и наседка» (играют 2-3 раза). |
Заключительная часть | Рефлексивно-оценочный этап. -Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой гостьей, как ее зовут? (Аныко) , побывали у нее в гостях. А вместе с нами и наш мамонтенок Люба побывал в гостях у Аныко. многое узнали о северных народах, которые проживают рядом с нами на Ямальской земле, об их жизни и особенностях - Что нового вы сегодня узнали о северных народах? - Как называется дом жителей тундры? (чум) после ответа - . Что это? (Нарты) - Чем занимаются коренные жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство). - Что вам особенно понравилось? - Что вы запомнили? - Что вы можете дома рассказать родителям о коренных народах Ямала? |
Приложение
Подвижная ненецкая игра "Хоборкова" - ("Коршун и наседка")
ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение
Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.
Коршуна ставят к куропатке.
Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.
Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Легкие деревянные сани у северных народов называют – нарты .
Оленями управляет человек, которого называют - каюр .
В тундре много болот, озер, а летом почти вся тундра покрыта лишайниками.
Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку
В наших краях можно увидеть и быстрого белоснежного песца, и северного оленя
«Стойбище» - означает стоянка, место, где коренные народы временно проживают.
Основание чума составляют деревянные жерди, которые собраны к верху в конус. Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем внутренний слой шерстью внутрь.
В центре чума всегда ставится очаг - печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...
«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Организованная деятельность по экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...
"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....
Беседа «Коренные народы Ямала»
Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами....
Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...
Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021
Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»...