«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
методическая разработка (старшая группа)

Ахметшина Наталья Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенка". Конспект построен с учетом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности , активности, доступности и психологической комфортности. На занятии продолжается знакомство с бытом и традициями коренных народов Крайнего Севера. Техническое оснащение к занятию: презентация "Ямальские мотивы". Так же  использована  наглядность для поддержания интереса ребят к теме занятия: кукла в национальной ненецкой одежде, игрушка мамонтенок, макет "Тундра", м/м/с (танец ансамбля "Хаяр").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.06 КБ
Файл yamalskie_motivy.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)

(старший дошкольный возраст)

               

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных

областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тема НОД

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала».

Целеполагание

Образовательные задачи:  

- познакомить детей с  национальными  особенностями  народов Севера населяющих Ямал;

- расширить  представление детей о взаимосвязи северной природы и жизнью северных народов.

Развивающие задачи:

- развивать эмоционально-эстетическое чувство по отношению к жизни и традициям коренных народов Ямала, к  природе родного края;

- развивать связную речь детей;

- обогащать  словарь запас  детей  словами: ненцы, ханты, селькупы, чум, стойбище, нарты,  каяр,  малица,  ягушка, кисы);

Воспитательные задачи:

- воспитание любви и гордости за родной край,  чувства уважения к жизни и  доброжелательное отношение к традициям,  обычаям других народов.

Предварительная работа

В ходе реализации проекта, где дети знакомились с историей возникновения и исчезновения мамонтов, а так же особенностями суровой, но разнообразной северной природой, в том числе и людей населяющих  Северный край. В ходе своего путешествия мамонтенок дошел и до Ямала, край в котором проживаем мы сами. Для более близкого знакомства с родным краем, мы рассматривали альбомы с природой Ямала в разные времена года, читали  стихотворения «Мой Ямал» (И. Салдаева), рассматривали альбомы и знакомились  с художественным народным фольклором северных народов Ямала («Два медведя», «Кукушка», «Два брата» и др.). Совместно с родителями  создали свой мини-музей  изделий сделанных из дерева, меха и бисера коренных народов Ямала.

Кукла в национальном ненецком костюме, физическая карта России; подборка слайдов с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с  изображением чума, образцы национальной одежды; мини-музей: изделия сделанные из меха и расшитые бисером. Запись ненецкого  ансамбля  «Хаяр».

Методы и приемы

Практические: динамическая пауза, подвижная  игра.

Наглядные: персонажи (кула и мамонтенок), показ иллюстраций, макет, м/м/с танец ансамбля «Хаяр»,  презентация «Ямальские мотивы».

Словесные:  художественное слово, беседа, рассказ.

Виды детской деятельности

Двигательная, познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Этапы НОД

Вводная часть

Организационный этап

-  Ребята, давайте  с вами послушаем стихотворение, которое называется «О Ямале»:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем!

                                   (И. Г. Истомина )

Мотивационно- ориентировочный этап:

- Мы с вами живем на … (Севере), а точнее ….(на Ямале), а поселок наш называется… (Ханымей). Молодцы!

- Ямал -  в переводе  с ненецкого – край земли, так звучит в переводе с ненецкого языка  на русский, название полуострова, что и дал часть в названии Ямало-Ненецкому Автономному Округу, в котором мы с вами  и живем.

 В гости к ребятам пришел мамонтенок Люба, с которым ребята познакомились ранее в ходе реализации проекта «История мамонтенка». Воспитатель обращает внимание детей  на заранее выставленную  новую куклу в национальном ненецком костюме.

- Ребята, Люба  на ушко мне сказала, что у нас в группе появилась (воспитатель показывает  куклу в ненецкой одежде ) новая гостья, в необычной одежде. Люба раньше никогда такой не видела и очень хочет узнать, кто это и почему она так одета?  

- Ребята, а вы знаете, кто это  гостья? (Ответы детей)

- Наша  гостья пришла к нам из снежной тундры, она представитель коренного северного народа,  и имя у нее  необычное  -  Аныко, что  переводится с ненецкого на русский язык, как  наше имя - Анна. Аныко пришла к нам из снежной тундры, где живет ее семья – коренные северные народы – ненцы и   сегодня   мы с вами  отправимся вместе с Аныко в гости к ее семье,  где  познакомимся с бытом и традициями северных коренных народов.

 Ведь, Север – он очень большой и его населяют разные коренные северные народы. А хотите узнать какие это народы, как они живут? (Да).

Основная часть

- Ну что ж, тогда в тундру в гости к семье  нашей Аныке  мы поедем на санях,  (Предлагает детям отправиться в гости, в тундру к северным жителям на санях (имитация саней – скамеечки,  покрытые плотной тканью). Дети вместе с мамонтенком и куклой садятся в сани, (вкл. музыка (ансамбль«Хорей»). Педагог акцентирует внимание, что звучит ненецкая песня.)

- Такие легкие деревянные сани у северных народов называют – нарты. Повторите это слово: нарты.  А везут нарты по глубокому снегу,  где нельзя проехать на лошади или на автомобиле, кто? …(ответы детей), правильно, - олени.

- Олени бегут по глубокому снегу там,. (слайд 2, бег оленей с нартами зимой)  А кто  управляет оленями?

( ответы детей)  Оленями управляет  человек, которого  называют - каюр.(Слайд 3.)

- Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей). Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы управлять оленями). И пока олени на нартах нас везут в гости к ненцам в тундру, давайте  вспомним,  как называется край, где мы живем? (ответы детей: Ямал, Ханымей, Север…)Карта.

 - Наш  Ямало-Ненецкий Автономный Округ расположен в арктической зоне на севере Западно – Сибирской равнины. Наш Ямал велик: на юге (показ карте) раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра. На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. В тундре много болот, озер, а летом  почти вся тундра покрыта лишайниками (слайд 4.). Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку (слайд 5.). Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая).

- Посмотрите, в  тундре летом растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, назовите  эти ягоды (ответы детей) -   все верно, это и  клюква, брусника, голубика, черника, морошка (слайд 6.)

- А что еще мы  собираем в лесу кроме ягод? (ответы детей). Правильно, грибы, шишки.

- А каких животных Севера вы знаете? (ответы детей)

- Все верно, лиса, белка, заяц, песец, и  посмотрите, - хозяин леса -  бурый медведь (слайд 7), который живет в наших лесах.

-  А вот знаменитый белый медведь, а также морж, тюлень,  они живут чуть выше, на Севере (показ на карте, слайд 8).  

(в процессе беседы, выслушиваю ответы детей)

- Все, верно,  в наших  краях можно увидеть  и быстрого белоснежного песца, и северного оленя (показ иллюстрации, слайд 9.). 

- Оленей разводят коренные народы Севера, которые живут далеко, в тундре в стойбищах  – это ненцы, ханты, селькупы и др. Олень -   это  животное, которое кормит и одевает северян.

(Педагог делает акцент на том,  что дети приехали вместе со своими гостями в стойбище, в гости к Аныко. Дети подходят к столу, на котором стоит макет с чумами «Наш Ямал»).

- А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может, кто-то объяснит  значение этого  слова? (дети могут затрудниться  с ответом (варианты ответов). 

- Аныко мне подсказывает, что  «стойбище» - означает стоянка, место, где коренные народы временно проживают. (Слайд 10) . Очень с давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Название народностей означает места их проживания.

-  Северные коренные народы - это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни (Слайд 11). Потому что, их жизнь тесно связана с оленями, и в поисках для них корма люди переходят с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а оленеводы за ними. Вот то, место, где живут оленеводы и их семьи и называют «стойбищами». В стойбищах северные народы живут в чумах, которые делают из оленьих шкур, причем чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Основание чума составляют деревянные жерди, которые собраны к верху в конус. Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем внутренний слой шерстью внутрь. В центре чума всегда ставится очаг - печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. (Слайд 12.)

Физминутка  (движения выполняют в соответствии с текстом).

                             Ставит чум моя семья.

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костре скорей,

Пусть горит он веселей.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте-ка вы в нем!

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки!

Кушайте, оладушки!

- В основном северные народы занимаются рыбалкой и оленеводством. (Слайд 13). Олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта

- А теперь, давайте рассмотрим нашу гостью, ее одежду. У нас за окном зима, (дети добавляют: мороз, снег, холодно). А как вы думаете, холодно ли зимой нашей гостье? (Нет.) Почему вы думаете, что не холодно? (На ней теплая зимняя одежда.)

- Давайте внимательно рассмотрим их одежду, (на макете «Наш Ямал» выставлены мужская и женская фигурка в национальной одежде, которая  очень похожа на одежду нашей куклы) Это родители Аныке папа и мама.

-  Посмотрите внимательно на их одежду, из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а -  ягушка, а мужская одежда из меха называется - малица. Малица шьётся из оленьего меха, причем мехом внутрь. Шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

   Обратите внимание, что  варежки и шапка пришиваются к верхней одежде, чтобы не продувало. Обувь тоже из оленьего меха, называют их – кисы. В такой одежде на Севере зимой  ходят, и работают. (Слайд 14. «Верхняя одежда ненцев: мужская и женская»)

   Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия их меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показ изделий из меха.(мини-музей)).Некоторые рукодельницы очень красиво украшают национальную одежду, где применялись меха разных цветов, бисер, цветная ткань, металлические подвески и бубенчики (иллюстрация). Если это вышит узор нитями или бисером. Такие узоры  имеют каждый свое название, которое связывалось с бытом, окружающей средой, животным и растительным миром, например, «Заячьи уши», «Оленьи рога», «Бегущая собака», «Чумы»  и др.(иллюстрация). 

 -  Коренные народы севера разговаривают на своем языке, придумывают  много сказок, былин. Назовите, а какие из них мы уже с вами читали? (ответы детей), --  Есть у народов Севера свои традиции, обычаи, сказки, пословицы. Послушайте, ненецкие пословицы:

- Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

 - Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет.

 - Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить.

 - Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

 - Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен? (Олень)

- Почему? (Ответы детей).

 - Правильно, ведь олени очень дороги для коренных жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год.  

- Северные народы сочиняют свои песни и танцы, (Просмотр  ненецкого танца  ансамбля  «Хаяр»

(2 мин.). 

- И пока взрослые занимаются своими делами, ненецкие дети играют в свои игры.  В одну из таких игр мы  с вами и поиграем, называется она «Хоборкова», что в переводе обозначает, как «Коршун и наседка» (играют 2-3 раза).

Заключительная часть

Рефлексивно-оценочный этап.

-Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой гостьей, как ее зовут? (Аныко) , побывали у нее в гостях.

 А вместе с нами и  наш мамонтенок Люба побывал в гостях у Аныко.

многое узнали о северных народах, которые проживают рядом с нами на Ямальской земле,  об их жизни и особенностях

- Что нового вы сегодня узнали о северных народах?

- Как называется дом жителей тундры? (чум) после ответа

- . Что это? (Нарты)

- Чем занимаются коренные жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство).

-  Что вам особенно понравилось?

-  Что вы запомнили?

- Что вы можете дома рассказать родителям о коренных народах Ямала?

Приложение

Подвижная ненецкая игра "Хоборкова" - ("Коршун и наседка")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение

Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна ставят к куропатке.

Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.

Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ямальские мотивы » Составила: Ахметшина Н.А. воспитатель, МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей 2021 г.

Слайд 2

Легкие деревянные сани у северных народов называют – нарты .

Слайд 3

Оленями управляет человек, которого называют - каюр .

Слайд 4

В тундре много болот, озер, а летом почти вся тундра покрыта лишайниками.

Слайд 5

Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку

Слайд 9

В наших краях можно увидеть и быстрого белоснежного песца, и северного оленя

Слайд 10

«Стойбище» - означает стоянка, место, где коренные народы временно проживают.

Слайд 11

Основание чума составляют деревянные жерди, которые собраны к верху в конус. Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем внутренний слой шерстью внутрь.

Слайд 12

В центре чума всегда ставится очаг - печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...

«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

Беседа «Коренные народы Ямала»

Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами....

Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...

Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....

Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»...