Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znakomstvo_s_zhiznyu_korennyh_narodov_severa.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Цель: Формирование представлений о родном городе; о коренных жителях – «ханты» и «манси».
Задачи:1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.
2. Развивать любознательность и интерес.
3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.
Словарная работа: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ныр.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Югория», альбомов «Край мой - Югра», «Югра с высоты птичьего полета», беседы, чтение сказок народов Севера, П/и Народов Севера.
Содержание деятельности:
- Беседа
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Какие города России вы знаете?
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились.
- Как называется город, в котором вы живете?
Нижневартовск – это Родина многих из вас ( слайд № 1)
- Природа нашего края.
Природа нашего Края очень красивая и разнообразная (Слайд №2)
- Кто из вас был в лесу?
- Кто знает, как называется густой дремучий лес?
- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты (Слайд №3)
- Какие ягоды вы собираете в лесу?
(черника, брусника, голубика, морошка, клюква) (Слайд №4)
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в наших лесах.
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.) (Слайд №5)
- Игра «Чей хвост?» (передаем варежку)
3. Коренные жители.
- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной – ХАНТЫ и МАНСИ. (Слайд № 6)
Поселение хантов называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах (Слайд № 7)
Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (Слайд № 8)
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, карась, язь,) (Слайд № 9)
- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).
-Из чего могут изготавливать посуду? (бересты, дерева) (Слайд №10)
Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.
Давайте посмотрим на детей – хантов (Слайд № 11)
- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).
- Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда).
- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. (Слайд № 12)
На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль. (Слайд № 13)
- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах (слайд №14)
Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. В нашем детском саду есть мини-музей Народов Ханты и манси. Экспонаты из этого музея мы можем посмотреть (выставка)
У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные.
4. Приход сказочного персонажа: красавица Анне
-Игра «Хейро»
-Рассказ сказки «Кукушка»
Беседа о прочитанном.
- Чему учит эта сказка?
(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).
5. Подарок для хантыйки (картина)
Детям медальоны
Итог: Какие коренные народы населяют наш край?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...
«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Организованная деятельность по экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...
"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....
"Жизнь коренных народов севера"
Беседа с детьми старшей группы...
«Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация
Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...
Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...
«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...