Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
план-конспект занятия (старшая группа)

Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная  деятельность   по  экологическому  воспитанию

Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Цель:  Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое, развитие речи ,познавательное , социально-коммуникативное.

Словарная  работа:  ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Предварительная работа. Работа  с  картами России, Ханты-мансийского  округа, планом  поселка. Рассматривание  энциклопедии  «Югория», альбомов «Край мой -  Югра», «Югра  с  высоты  птичьего  полета».

Содержание  деятельности:

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

-  В какой стране мы с вами живем?

-  Как вы думаете, какая Россия по величине?

-  Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна.  Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане  этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

-  Какие города России вы знаете?

-  В России много рек. Давайте их найдем на карте.

-  Что такое Родина.

-  Правильно! Там, где вы родились.

-  Как называется поселок, в котором вы живете?

Пойковский – это Родина многих из вас.

  1. Природа нашего края.

Природа Пойковского очень красивая и разнообразная.

-  Кто из вас был в лесу?

-  Кто знает, как называется густой дремучий лес?

-  Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.

-  Какие ягоды вы собираете в лесу?

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).

-  Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.

-  Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.) 

  1. Коренные жители.  

-  Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной –ХАНТЫ и МАНСИ.

Поселение хантов называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах.

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

-  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, карась, язь, сорожка).

-  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Посуду  ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Давайте посмотрим на детей - хантов.

-  Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

-  Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда).

-  Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль.

-  Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА. 

  1. Чтение сказки.
  1. Беседа о прочитанном.

-  Чему учит эта сказка?

-  О чем северный народ хотел предупредить своих  детей?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

  1. Подведение  итога

-  Как называется наша страна?

-  Поселок, в котором мы живем?

-  Как называют коренных жителей?

                                                           КУКУШКА

          Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

        И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

      Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

-  Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

-  Мама, мы тебе водички принесли.

-  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

        Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

        Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.

По теме: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...

«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды....

Презентация и сопроводительная речь по теме "Культура коренных народов Красноярского края"

Материал в рамках реализации регионального компонента образовательной программы по теме "Культура коренных народов Красноярского края" для дошкольников старшего возраста....

Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»...

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...