Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».
Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная деятельность по экологическому воспитанию
Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Цель: Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».
Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое, развитие речи ,познавательное , социально-коммуникативное.
Словарная работа: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.
Предварительная работа. Работа с картами России, Ханты-мансийского округа, планом поселка. Рассматривание энциклопедии «Югория», альбомов «Край мой - Югра», «Югра с высоты птичьего полета».
Содержание деятельности:
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Какие города России вы знаете?
- В России много рек. Давайте их найдем на карте.
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились.
- Как называется поселок, в котором вы живете?
Пойковский – это Родина многих из вас.
- Природа нашего края.
Природа Пойковского очень красивая и разнообразная.
- Кто из вас был в лесу?
- Кто знает, как называется густой дремучий лес?
- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.
- Какие ягоды вы собираете в лесу?
(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.)
- Коренные жители.
- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной –ХАНТЫ и МАНСИ.
Поселение хантов называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах.
Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, карась, язь, сорожка).
- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).
Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.
Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.
Давайте посмотрим на детей - хантов.
- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).
- Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда).
- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.
На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль.
- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.
Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.
У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.
- Чтение сказки.
- Беседа о прочитанном.
- Чему учит эта сказка?
- О чем северный народ хотел предупредить своих детей?
(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).
- Подведение итога
- Как называется наша страна?
- Поселок, в котором мы живем?
- Как называют коренных жителей?
КУКУШКА
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.
По теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...
«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Организованная деятельность по экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...
"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»
Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды....
Презентация и сопроводительная речь по теме "Культура коренных народов Красноярского края"
Материал в рамках реализации регионального компонента образовательной программы по теме "Культура коренных народов Красноярского края" для дошкольников старшего возраста....
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»...
«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...