"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №52 «САМОЛЁТИК»
Конспект занятия
«Знакомство с жизнью коренных народов
Севера»
(для детей от 5-6 лет)
Нижневартовск
«Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Программное содержание: Дать детям знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.
Словарь: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.
Ход занятия:
Предварительная работа.
1.Беседа о Ханты-мансийском округе
2.Рассматривание открыток об округе, городах округа
Беседа о коренных народах.
Педагог: Природа нашего края очень красивая и разнообразная. Вы наверное вместе с родителями ходили в лес.
- Кто знает, как называется густой дремучий лес? (ответы детей)
Да, густой дремучий лес называется - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?
( В тайге растут высокие ели, сосны, пихты). Слайд № 1
- Какие ягоды мы собираем в лесу?
(чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву).Слайд № 2
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в нашем регионе.
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.) Слайд № 3
- А кто знает, как называют коренных жителей нашего округа?
(Ханты и манси)Слайд № 4
- Правильно коренные народы, которые жили в нашем регионе с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах. Слайд № 4,5
Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. Слайд № 6,7
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, чебак, язь, сорожка). Слайд № 8,9,10
- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?
(ответы детей)
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей). Слайд № 11
Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева. Слайд № 12
Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Слайд № 13
Посмотрите на одежду – Ханты (рассматривание одежды) Слайд №14
- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.
На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.Слайд № 15,16,17
- Ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах. Слайд № 18,19
Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Слайд № 20
У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.
Чтение сказки
Беседа о прочитанном.
- Чему учит эта сказка?
- О чем северный народ хотел предупредить своих детей?
(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).
Итог занятия
- Как называется наш округ? (Ханты-мансийский)
- Город, в котором мы живем? (Нижневартовск)
- Как называют коренных жителей? (Ханты и манси)
ПРИЛОЖЕНИЕ
КУКУШКА
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-64724-1383919442.jpg)
НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124674-1350225549.jpg)
«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
Организованная деятельность по экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...
"Жизнь коренных народов севера"
Беседа с детьми старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-46624-1635869079.jpg)
«Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация
Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-284579-1572193843.jpg)
Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1021611-1527866027.jpg)
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-1491481-1697977530.jpg)
«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...