Беседа «Коренные народы Ямала»
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)
Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy_korennye_narody_yamala.docx | 16.86 КБ |
korennye_narody_yamala_-_1_chast.pptx | 2.41 МБ |
korennye_narody_yamala_-_2_chast.pptx | 2.91 МБ |
korennye_narody_yamala_-_3_chast.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Коренные народы Ямала»
Цель: Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами.
Задачи:
1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей округа ханты, селькупы, ненцы. Познакомить с народом коми - зыряне.
2. Развивать любознательность и интерес.
3. Воспитывать любовь и патриотические чувства к своей Родине, чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: беседа, экскурсия музей «Коренные народы севера»
Словарная работа: ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне, чум, оленеводство, рыболовство, ремесло, тундра, коренные народы, стойбище, малица,
Материалы к беседе: мультимедийная презентация Коренные народы Ямала», приглашение на экскурсию в городской краеведческий музей, «Карта этапов квеста»
Содержание беседы:
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
- В какой стране мы с вами живем? (слайд № 1)
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Какие города России вы знаете?
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились.
- Как называется город, в котором вы живете?
Лабытнанги – это Родина многих из вас (слайд №2)
В переводе с языка ханты – это значит семь лиственниц.
Как называется наш округ? Ямало-Ненецкий автономный округ или Ямал. (слайд № 3)
Какой город называют столицей Ямала? Салехард (слайд №4)
В нашем округе живет очень много людей разных национальностей. Какие вы знаете.
Но коренными народами на Ямале считают народы ханты, ненцы, селькупы, которые живут здесь с давних пор. (Слайд №5)
Поселение коренных жителей называется – стойбище. Ханты живут в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Слайд № 6)
Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и ненцев. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (С лайд №7)
- На берегу, какой реки стоит наш город? (слайд № 8)
Какая рыба обитает в наших реках?
(муксун, чир, осётр, ряпушка, нельма, щука) (Слайд №9 )
- Как вы думаете, чем Ханты, проживающие в тундре, могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей) (слайд 10)
Дети помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей пасти оленей, ловить рыбу, охотиться (слайд № 11)
- Рассмотрим внимательно одежду этих народов. Из чего она сшита? (из меха) (слайд № 12)
- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает коренных жителей севера, но и является для них транспортом (оленьи упряжки) (слайд № 13)
Ханты и ненцы очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, кости, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные (слайд № 14)
Есть ещё один народ, который проживает на нашем Ямале? Показать слайд с представителями народа коми-зыряне (слайд № 15)
Кто это, вы знаете?
А где можно узнать о представителях этого народа? (Предполагаемые ответы детей: в книгах, спросить у взрослых, в интернете, в городском краеведческом музее)
Этот народ называется коми – зыряне. Они тоже поживают на территории Ямала. Хотите узнать о коми – зырянах больше?
Значит, куда мы отправимся с вами? (В городской краеведческий музей).
Предложить детям составить вопросы о коми - зырянах, на которые они хотели бы получить ответ в музее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОССИЯ
ЛАБЫТНАНГИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
САЛЕХАРД
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЯМАЛА ХАНТЫ СЕЛЬКУПЫ НЕНЦЫ
СТОЙБИЩА
ОЛЕНЕВОДСТВО
РЕКА ОБЬ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЯПУШКА НЕЛЬМА СЫРОК ЩУКА МУКСУН ЩЁКУР РЫБА
ЖЕНЩИНЫ ТУНДРЫ
МУЖЧИНЫ ТУНДРЫ
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА
БЫТ НАРОДА ХАНТЫ
СУВЕНИРЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЫТ НАРОДА КОМИ
БЫТ НАРОДА КОМИ
КОМИ ПРОМЫСЛЫ
Презентация выполнена в оспитателем МАДОУ «СКАЗКА» Егоровой И риной Николаевной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника посвященный Дню коренных народов мира "Ямал собирает друзей"
В этом празднике собраны игры коренных народов мира, не только Ямала, но и Австралии, индейцев Америки и аборигенов Африки....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021
Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....
Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...
Беседа на тему: "Промыслы коренных народов севера"
Познакомить детей с промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой&rdqu...
«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»
Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национал...
«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)
Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...