« Моя малая Родина – посёлок Октябрьский»
проект (подготовительная группа)
Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа, его традициями, любви и уважения к близким людям.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pirozhkova_zelenova.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
“МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
ПОСЕЛОК ОКТЯБРЬСКИЙ”
подготовительная к школе группа
Воспитатели: Пирожкова И.В.
Зеленова И.А.
п. Октябрьский
2024г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный.
По количеству участников – коллективный.
По форме - социально – значимый.
Время реализации проекта: с октября 2023 г. по апрель 2024 г.
Актуальность
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой родины, особенностями природы, экономических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Проблема: Наблюдая за детьми, разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дошкольники мало знают о своём городе, крае, где они родились и живут. Поэтому возникла необходимость разработки проекта « Моя малая Родина – посёлок Октябрьский». Мы живем на Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.
Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать
Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа, его традициями, любви и уважения к близким людям.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
- Дать знания о малой родине: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация;
- Воспитывать любовь к малой родине, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Формировать экологическую культуру;
- Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным селом;
- Организовать совместную деятельность с родителями;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада;
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Гипотеза:
Воспитание патриотизма у детей будет более успешным если:
- Обеспечить организацию работы по воспитанию уважительного отношения к людям различных национальностей, проживающих на территории поселка Октябрьский;
- Привлечь родителей к процессу воспитательно - образовательной работы;
- Регулярно обращать внимание детей на отношение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.
Реализация проекта.
Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать:
- повышению интереса дошкольников к своему селу, своей стране;
- овладению детьми информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;
- формированию представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- воспитанию нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
Виртуальная экскурсия «Моя родная земля»
по нравственно-патриотическому воспитанию
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать стихи наизусть;
- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о своей деревне;
- закрепить знания детей о малой Родине, основные достопримечательности родного края, знания детей о сельскохозяйственных профессиях, символике района, области, государства;
- формировать интерес к малой Родине.
Развивающие:
- развивать чувство патриотизма и любви к Родине;
- развивать связную речь;
- развивать память, сообразительность, находчивость;
- развивать умение использовать в собственной речи средства языковой
выразительности;
- развивать детское творчество, умение применять известный алгоритм работы при конструировании из строительного материала (гипс).
Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к Родине, к малой родной, чувство
- гордости за людей, живущих в ней;
- обучать навыкам межличностного взаимодействия,
Оборудование:
- слайдовая презентация «Традиционные национальные праздники в детском саду»;
- картинки и репродукции с изображением символики района , области, герба и флага России, -картинки людей в национальных костюмах, живущих на территории Урала;
- достопримечательности посёлка, интерактивная игра «Назови правильно»;
- запись русской народной песни «По малину в сад пойдём», «С чего начинается Родина».
Предварительная работа:
Разучивания пословиц и поговорок о Родине. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Рисунки детей на тему “Мой посёлок”. Проведение традиционных национальных праздников. Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
Знание детьми информации о Родине, её символики.
Предполагаемый результат:
Знание достопримечательностей села, традиций, памятников природы.
Проявление интереса, заботы к своему селу.
Ход
Здравствуйте!
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю-
Всех я вас приветствую!
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты слов. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Послушайте внимательно. Итак, слово «родная», «родимая».
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Что такое Родина, ребята?
Ответы детей: Это место где мы родились и живем. Это наш край. Это наша страна
- Кто расскажет нам стихотворение о Родине?
1 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(слайд: карта страны)
Воспитатель: Необъятны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где он живешь, родной дом, улица. Это маленькая Родина. И где бы человек ни был, он всегда с большой любовью вспоминает свой край.
Как называется наша малая Родина? (дети называют район, посёлок)
Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: « Мама, папа, дом, детский сад, поселок, город, край».
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:
1 Ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
2 Ребенок: Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля,
Все напомнит мне о самом важном
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А сейчас посмотрите на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край – Урал, это наша малая Родина.
Там где твой родной дом, мама, которая дала тебе жизнь.
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду иностранным корреспондентом, а вы жители посёлка Октябрьский. Вы должны достойно встретить гостя и рассказать о своей малой Родине. (Воспитатель переодевается в иностранного корреспондента). Звучит песня «С чего начинается родина».
- Здравствуйте, дети! Я приехала из другой страны и собираю интервью у жителей вашей деревни. Помогите мне это сделать.
- Расскажите, какие учреждения есть в вашем поселке. Ответы детей: «Школа, магазины, амбулатория, сельская администрация, детский сад, музыкальная школа, ферма, библиотека, парк «Бажовский».
Посёлок у вас большой, много улиц. А знаете ли вы названия этих улиц? Ответы детей, на какой улице они проживают (слайд)
Люди начинают строить города и села на берегах рек или больших озер. Есть ли у вас природные достопримечательности? Ответы детей.
Какие рыбы в этих реках водятся, и что нужно делать, чтобы они не исчезли? Ответы детей. Очень хорошо! А какие животные водятся на Урале?
Есть такая русская поговорка «Где родился, там и пригодился». Какие сельские профессии вы знаете? Ответы детей: «Хлебороб, доярка, комбайнёр, тракторист, доярка, фермер, механизатор и много других».
В вашем селе живут люди разных национальностей, которые чтят свои обычаи и традиции (слайд) с изображением людей в национальных одеждах. Дети называют национальности.
У вас в детском саду тоже стало традицией проводить национальные праздники. Слайд
Просмотр мультимедийной презентации – национальные праздники в детском саду. Дети говорят названия праздников: «Курбан-Байрам», «Рождественские калядки», «Масленица», «Пасха». Музыкальная пауза «Во поле берёза стояла» (дети водят хоровод вокруг берёзки).
Воспитатель просит выбрать и показать из предложенных им картинок герб Сысертского района.
Воспитатель: « А кто знает стихотворение о Родной земле? Ребенок читает стихотворение:
Родная земля
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется ваша огромная страна, в которой вы живете? (Россия).
У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в вашей стране? (Екатеринбург).
Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб вашей страны. Как и у каждого государства у вас есть своё правительство. Как зовут президента вашей Родины?
Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети: - Родной край – сердцу рай.
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-На чужой стороне Родина милее вдвойне.
- Родину-мать учись защищать.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Жить – Родине служить
-Береги Родину, как зеницу ока.
-Родная земля и в горсти мила.
Воспитатель: «Спасибо, дети. Мне очень понравилось, что вы знаете и любите свою Родину и малую и большую, когда люди любят свою Родину она становится богаче и сильнее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малая родина - посёлок Дербышки.
Презентация создана для проведения беседы о родном посёлке с детьми дошкольного возраста....
Лэпбук Моя малая Родина - село Октябрьское
Лэпбук "Моя малая Родина - село Октябрьское" Автор дидактической разработки: Лёвкина Наталья Владимировна, учитель-логопед.Возрастная адресность: дети старшего дошкольного воз...
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной "Посёлок мой - Российская глубинка" 2021-2022 уч. г.
Познавательно - творческий проект способствует формированию представлений о малой Родине, воспитанию чувства любви, заботливого отношения к родной местности....
Проект "Моя малая Родина - посёлок Новый Порт"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - посёлок Новый Порт"...
моя малая родина посёлок Эммаусс
рассказ детей про свою малую родину...
Познавательно-творческий проект "Моя малая Родина - посёлок Лобва"
Актуальность темы:Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего поселка над...