«Моя малая родина – посёлок Октябрьский». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Черных Виталия Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_poselok.docx24.3 КБ
Файл moya_rodina_-_donskoy_kray.docx292.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя малая родина – посёлок Октябрьский». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе

Цель: продолжать закреплять знания детей о названии родного поселка, знакомить с его достопримечательностями, закреплять желание детей конкретными делами и поступками украшать свой родной край, формирование патриотических чувств, знакомство с государственными символами Ростовской области, развивать духовно – нравственные качества, воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, закреплять знания детей о русском и казачьем фольклоре.

 Задачи:

 Коммуникация: провести с детьми беседы о самых красивых местах родного поселка, учить делиться впечатлениями; развивать тендерные взаимоотношения.

 Познание: познакомить детей с государственной символикой Ростовской области, закрепить знания о названии поселка, его достопримечательностях.

Социализация: знакомить с назначением библиотеки, больницы, Дома культуры; закреплять знания детей о русском и казачьем фольклоре; воспитывать любовь к родному краю.

 Физическая культура: продолжать учить соотносить слова с движениями в физкультминутке, игре малой подвижности.

Чтение художественной литературы: закреплять умение слушать содержание стихотворения.

 Музыка: развитие фонетического слуха, формирование навыков коллективного пения.

 Здоровье: закрепить знания о пользе закаливания, утренней гимнастики, занятий спортом.

 Труд: учить самостоятельно, убирать свое рабочее место после НОД.

 Безопасность: развивать умение безопасного поведения в общественных местах.

Средства обучения: пособия и материалы.

  1. Географическая карта Ростовской области.
  2. Плакаты с изображением символов Ростовской области.
  3. Дидактическая игра «Достопримечательности поселка Октябрьский»
  4. Фотографии улиц поселка Октябрьский.
  5. Фотографии достопримечательностей нашего поселка.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание фотографий о родном крае, поселке.
  2. Рассматривание и знакомство с символикой Ростовской области.
  3. Чтение рассказов и стихов о родном крае и о своем поселке.
  4. Прогулки детей вместе с родителями по любимым местам нашего поселка.

Планируемые результаты: дети узнают знакомые места поселка, используя полученную информацию в играх и в повседневной жизни.

Содержание организованной деятельности детей:

Звучит песня «Донская сторона», на экране появляются слайды с изображением реки Дон, донских степей, городов Ростовской области.

Воспитатель:

 Много сказочных мест у России

 Городов у России не счесть

 Может, где-то бывает красивей,

 Но не будет роднее, чем здесь.

 На экране появляется слайд "Карта Ростовской области"

 Любимый край степной...

 Любимый край Донской

 И луг цветущий здесь весной...

 И степь Донская всегда со мной

 И вся вот эта красота …

 Казачья Родина моя!

Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашем крае, о нашем родном поселке. Он прекрасен и своей природой, и замечательными людьми. Ребята, скажите, в какой стране мы  живем? (В России) А в какой области? (В Ростовской). Как называется наш поселок? (Октябрьский)

Правильно, молодцы, какие, все вы знаете. Но сегодня я хочу вам рассказать  о том, что Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью.

 А знаете ли вы, что в Ростовской области есть свой герб, флаг и гимн. (Проводится знакомство с государственными символами), звучит «Гимн Ростовской области» (фонограмма) на экране появляется изображение герба и затем флага Ростовской области.

А вот как наш край воспевает великий русский поэт А.С.Пушкин.

Дон.

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Красива и разнообразна природа Ростовской области. Живописны берега нашей главной реки. А кто мне подскажет – как она называется? (р. Дон)Это самая крупная река Ростовской области. Она протекает по территории Тульской, Воронежской, Ростовской, Волгоградских областей и впадает в Азовское море. За медленное, спокойное течение народ и прозвал Дон – Тихим.  В народных песнях и сказаниях Дон часто величают «Иванычем». Послушайте стихотворение про наш великий Дон, которое прочтет нам София.

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

Воспитатель:

И в стихах, и в песнях рассказывается о замечательных людях, живущих в нашем крае, людях, которые трудятся не покладая рук, от рассвета до заката, совсем как наше южное теплое солнышко. Сейчас Алеша прочитает стихотворение «Осеннее солнце» Флора Васильева.

Работало солнце все лето,

Трудилось в полях и садах.

Лучи его теплого света

Ожили в снопах и плодах.

А нынче и солнце устало

От этой страды полевой-

И светит не так как бывало

И раньше уходит домой.

Ведущий: Делу время, а потехе час. После работы наш народ умеет веселиться.

Сейчас дети нашей группы проведут игру<<Утенок>>. Эта игра была самой распространенной во всех станицах. А еще дети играли в <<Чехарду>>,<<Лапту>> и многие другие игры.

Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот совиваю (крутит руками).

Хор: Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку).

Хор: Как ты утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор: Как ты их в поле выгоняешь?

Утенок: Вот выгоняю (садится на корточки, машет руками).

Хор: Как ты их в пары разбиваешь?

Утенок: Вот я их в пары разбиваю (разбивает хор по парам).

Хор: Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить.

Воспитатель:

Донская земля почти полностью расположена на территории Ростовской области, площадью свыше сто тысяч квадратных километров. На территории Ростовской области протекает 150 рек, располагаются 23 города и 42 сельских района.

Россия – это наша общая Родина.

Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, где находится его дом, город, поселок. Давайте вспомним как называется поселок, в котором мы живем? (Ответы детей).

Правильно. А вы знаете, что наш поселок «Октябрьский» находится в 30 км от города Ростов-на-Дону и связан с ним хорошей асфальтированной дорогой. А раньше он назывался «Коммуна им. К. Е. Ворошилова». Сейчас я предлагаю вам совершить экскурсию по нашему поселку, не выходя из нашей группы.  

На экране появляются слайды с изображением самых популярных мест поселка «Октябрьский»

Воспитатель:

Мы прибыли к первой остановке, любимому месту всех жителей нашего поселка. Дети, узнаете вы это место? (Слайд 1)

Дети:  Да, это наша центральная площадь.

Воспитатель: Какие праздники мы здесь празднуем? И как?

Дети: отмечаем день поселка, Новый год, Масленицу, день защиты детей. Празднуем с песнями, танцами, играми и конкурсами.

 Воспитатель: Мы отправляемся дальше – перед нами большое желтое здание? Кому оно знакомо? (слайд 2)

Дети: Это здание нашей сельской администрации, там работают мама нашей Верочки Попович и мама Виолетты Маловой.

Воспитатель: А кто узнал эту постройку? (Слайд 3)

Дети: Это здание поселковой больницы.

Воспитатель: Кто здесь работает? И что они делают?

Дети: здесь работают врачи и  медсестры, они лечат больных взрослых и детей. А для того чтобы не болеть, нужно по утрам делать зарядку, закаляться и заниматься спортом.

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать физкультминутку, чтобы не болеть:

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево.                 (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.                 (вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.                         (потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим.                         (повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.                         (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, кто узнал следующую остановку. (слайд 4) Правильно, это Дом культуры. Что мы знаем об этом месте? Какие мероприятия здесь проходят?

Дети: здесь проходят различные выставки, праздничные концерты, еще к нам приезжает и выступает цирк, дети приходят сюда для тренировок по танцам

Воспитатель: Представьте, что вы настоящие артисты, Кто хочет прочитать стихи о нашей малой Родине?

Дети читают стихи:

***

Я поселок свой люблю

И всю любовь ему дарю!

Люблю по улицам гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Мы в Ростове родились и гордимся этим.

Нет красивей и родней города на свете.

Парки, дворики, сады, улочки прямые.

Все они для нас, детей, милые, родные.

***

Конкурс «Мысль быстра - казаку сестра» вопросы на тему казачества.

1. Что означает слово "казак"? (Удалой, вольный человек.)

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"?

(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

5. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)

6. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области, могут использоваться как топливо? (Уголь)

7. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает, переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)

8. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)

9. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

10. Как называется жилище казака? (Курень)

Воспитатель: Спасибо вам, мои друзья, за слова добрые и теплые. Давайте еще  раз вспомним, в каких местах нашего поселка мы побывали. Я предлагаю вам собрать пазлы и назвать, что у вас получилось. Проводится дидактическая игра «Достопримечательности поселка Октябрьский»

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали. А я хочу подарить вам на память фотоальбом нашего поселка.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? О чем говорили?

Наш поселок – это наша малая Родина, самое родное место на земле. Что нужно сделать, чтобы поселок наш становился еще красивее? (не сорить, не рвать и не топтать цветы, не ломать деревья и кустарники)

А сейчас я предлагаю всем взяться за руки и показать, какие мы дружные и сплоченные. Давайте подарим нашему любимому поселку и своим друзьям свои улыбки.

Литература

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов–на-Дону, 2005 г.-234 с.

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г.-311 с.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., "Природа и история родного края" учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Моя родина – Донской край».

Цели и задачи:  Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, природу,  учить радоваться новому облику нашей малой родины.

Материалы: фотографии с видами города Ростов на Дону, иллюстрации в книгах, картинки с видами Ростовской области, картинки с изображением овощей, фруктов, животных, растений нашего края.

Ход НОД:

Воспитатель:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

(На экране появляется слайд "Карта Ростовской области")

Любимый край степной...

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной...

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 78 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.

Звучит  раздольная  русская народная песня «Выйду на улицу»

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на мелодию песни. Послушайте, какая она разудалая, раздольная, красивая, как наши донские степи, могучая, как наш Дон. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и  истории своего края. Родина, Донской край – эти слова неразрывно связаны друг с другом.

До 19 века Донская земля представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось, она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными  просторами.  Казаки, прибывшие на Дон, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Дону  являлась пшеница. А что еще стали сажать вслед за пшеницей?

Дети:  Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом  стали давить из него масло. Еще сажали кукурузу.

Воспитатель: Чем еще занимались кубанцы, что выращивали?

Дети: Занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы.

На полях растут картофель, капуста, помидоры, огурцы.

Воспитатель: Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живем. Как называется столица Донского края?

Дети: город Ростов - на - Дону.

Воспитатель: А как называется наша главная река?

Дети:  Дон  –  река.

Воспитатель: Дон берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Недаром наш край тоже называют Донским, как и нашу полноводную широкую реку.  Наша малая родина - Донской  край.  Мы жители Донского края.   Наша главная река - Дон. Донской край богат рыбой, хлебом, фруктами и овощами. Жители края много трудятся на своей родной земле.   В Дону водится много рыбы, которой питаются казаки и их семьи. Дон - прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители донского края. Течение реки может быть разным: быстрым, медленным.   По берегам реки Дон ростовчане посадили деревья, украсили его клумбами. Ростовчане любят набережную реки Дон, и заботятся об ее красоте. 

Воспитатель проводит физминутку «Пароход»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

От зеленого причала оттолкнулся пароход.

(встать свободно)

Он шагнул назад сначала,

(шаг назад)

А потом шагнул вперед.

(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке,

 (движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба  на месте).

Воспитатель: много стихотворений посвящено нашему Дону, послушайте одно из них, которое нам прочтет София. Это стихотворение написала ученица 5 класса Губарева В.

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба ни забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Знайте: дороже золота

Мне батюшки Дона вода.

Милая моя родина,

Как я люблю тебя!

Воспитатель: А еще на Дону есть заповедники, где люди ухаживают и охраняют животных от браконьеров. У водоемов можно встретить ондатру, выдру. А какая рыба водится в наших реках, озерах?

Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.

Воспитатель: Молодцы, рыб знаете как заправские рыболовы.

Богат наш край, все у нас растет, зреет и в саду, и поле, и в огороде. Отгадайте, про что я сейчас говорю.

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом. (Веник).

Как во поле, на кургане

Стоят девушки с серьгами. (Овес).

У закутанных девиц ветер волос шевелит. (Кукуруза).

Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Лен).

Воспитатель: Загадки вы разгадали, молодцы. А знаете ли вы, что кубанская земля – очень древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: каменный уголь,  природный камень, мрамор, руда. В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?

Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель:  Молодцы!

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора.

Проводится игра «Кто лишний». На столах разложены  карточки с изображениями различных животных. Игроки должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся в Донском крае. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.

Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Донского края, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями, давайте полюбуемся видами нашего города Ростов - на - Дону.

Набережная г. Ростов-на-Дону.

C:\Documents and Settings\jekson\Мои документы\Ростов\Р2.jpeg

Река Дон.

C:\Documents and Settings\jekson\Мои документы\Ростов\Ростов.jpeg

Центральный собор.

C:\Documents and Settings\jekson\Мои документы\Ростов\rostov.jpg

Памятник читателю на улице Большая садовая.

C:\Documents and Settings\jekson\Мои документы\Ростов\Памятник читателю.jpg

Фонтаны на Театральной площади.

M:\Ростов\Фонтаны на Театр пл.jpeg

Воспитатель: Вам понравилось? Что вы можете сказать?

Дети: Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.

Стало больше цветов на улицах, фонтанов, памятников,  зеленых парков и скверов.

Воспитатель: Ребята, наш город по праву считается очень зеленым. Какие деревья у нас растут.

Дети: Клены, каштаны, орехи, березы, ели, сосны, липы.

Воспитатель:  Ребята, когда вы идете в детский сад, расскажите, что вас окружает?

Ответы детей.

Воспитатель:  Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь  в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Дону,  любит свою Родину. Ребята, прочтите, пожалуйста, стихотворения о нашем городе, которые вы знаете.

   Летят самолёты к Ростову.

В донских необъятных просторах

Скользят паруса облаков.

Нам с детства, как Родина, дорог

Наш ласковый город Ростов.

Ростов - не названье, не слово.

Он - наши сердца и года.

Летят самолёты к Ростову,

К Ростову спешат поезда.

Зеленые улицы,

Парки и скверы.

Высокое небо,

Донской  прибой.

Цветущие клумбы,

Улыбки, веселье –

Это мой город родной.

Воспитатель: Очень красивые строки, слова идут  от  самого сердца. Я хочу сказать вам, чтобы  вы  любили свою Родину, свой Донской край, чтобы всегда помнили, что Родина у нас одна.

Литература:

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов –на- Дону, 2005 г.-234 с.

Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г.-311 с.

Матяшов Г.Г., Кринко Е.Ф., Власкина Н.А., Бритвина Е.А. "Социально-исторический портрет села Приазовья: Кагальник" - Ростов-на-Дону, Изд-во ЮНЦ РАН, 2009 г.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., "Природа и история родного края" учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»

Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

« Моя малая Родина – посёлок Октябрьский»

Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию  у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творч...