Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»
статья
Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность». На сегодняшний день мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Вырастут ли они честными, справедливыми, любящими свою Родину или наоборот.…
В.А. Сухомлинский определял патриотизм как «любовь народа к своему Отечеству, формирование духовных и моральных ценностей, которые помогут гражданину стать достойным членом общества».
Трудно переоценить значение музейной технологии в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья
Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея
«Куклы в народных костюмах»
подготовила: Бубнова Людмила Михайловна
воспитатель МБОУ «Каменногорский ЦО»
Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность». На сегодняшний день мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Вырастут ли они честными, справедливыми, любящими свою Родину или наоборот.…
В.А. Сухомлинский определял патриотизм как «любовь народа к своему Отечеству, формирование духовных и моральных ценностей, которые помогут гражданину стать достойным членом общества».
Патриотизм, не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших целей современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к семье, родной земле, к ее природе, к истории, традициям; сформировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать чувство гордости за достижения страны. Вершиной патриотического воспитания станет осознание себя гражданином России.
За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых особенное место занимает музейная технология.
Трудно переоценить значение музейной технологии в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
К сожалению, не всегда имеется возможность посещать музеи, так как это предполагает определенную подготовку. Поэтому мы создаем свои собственные музеи прямо в группе, пусть и маленькие.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Мини – музей способствует решению следующих задач: обогащение предметно – развивающей среды в группе, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, формирование проектно-исследовательских умений и навыков, формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, развитие творческого и логического мышления, воображения.
Мини-музеи позволили нам сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. В данном случае музей перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. В таких условиях ребенок активен, деятелен, самостоятелен в познании, словом – творец.
Сегодня ситуация такова, что в России проживают представители разных национальностей. Поэтому работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать нужно с детей и их родителей. Это вдохновило нас создать в группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах». В основу музея вошла коллекция фарфоровых кукол ручной работы. Здесь представительницы многих национальностей России: зимний костюм Московской, Архангельской губерний; летний костюм Костромской губернии; праздничный костюм Воронежской, Смоленской губерний, Калмыкии и Корочаево; свадебный костюм Псковской губернии и другие.
Каждую куклу сопровождает журнал, в котором содержится информация о данной местности: описание местоположения, исторические события, традиции и обычаи, интересные истории об играх и развлечениях, культура одежды и красноречивый язык народного костюма (элементы наряда).
Дети и родители с удовольствием приняли участие в организации музея, изготовлении кукол. Так нашу коллекцию дополнили куклы в русских народных костюмах и куклы Белогородчины – Белогор и Белогорочка. Также содержание музея было дополнено развивающим альбомом на липучках «Россия-Родина моя», который содержит информацию о символике, географии, достопримечательностях нашей страны, русских народных промыслах, национальных нарядах. Проявить свои творческие способности наши воспитанники могут с помощью набора раскрасок «Мотивы народных орнаментов». В качестве важного средства воспитания нами используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Список литературы:
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции Волгоград, 2012г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа «Учебно-методическое пособие 2-изд: Детство- Пресс, 2010г.
- Рыжкова Н.А., Логвинова Л.В. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/11/picture-510640-1620759639.jpg)
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной
Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-809542-1580576837.jpg)
Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"
quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1443310-1670841664.jpg)
Представление педагогического опыта на педсовете «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение героического прошлого народа, семьи»
В материале описан опыт проектной деятельности патриотического содержания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378225-1389455189.jpg)
Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»
Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством дидактического пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-209810-1363023025.jpg)
«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»
Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
С чего начинается Родина? У ребенка она начинается с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любов...