Конспект мероприятия «Путешествие по реке времени от прошлого к настоящему»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Верещагина Ирина Федоровна

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к этнокультуре семейских

 

Цель:

- расширить знания о приметах семейских

- возродить и сохранить семейские традиции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

-  освоить  технологии декоративной домовой росписи через нетрадиционные техники рисования

- привить любовь к  народному декоративно - прикладному искусству семейских

Задачи:

- продолжить знакомить с обычаями семейского народа;

- способствовать в игровой форме формированию целостности традиционной народной культуры – бытовой повседневной деятельности людей в семье;

- продолжать познакомить с элементами домовой росписи семейских;

- формировать навыки рисования элементов домовой росписи (полоска,  волнистая линия, точка,  мазок, стебель, листок,  бутон, агашка, круг, дужка,  капелька, запятая, косач) семейских

- осваивать нетрадиционные техники рисования

- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.

Виды деятельности:

познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально – художественная, двигательная, продуктивная.

Интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»,

 

«Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_primety_stariny_glubokoy_gotovyy.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к этнокультуре семейских

«Путешествие по реке времени

 от прошлого к настоящему»

Педагогический  коллектив  МБДОУ

  Унэгэтэйский  детский  сад  «Колосок»

с.Унэгэтэй

Цель: 

- расширить знания о приметах семейских

- возродить и сохранить семейские традиции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

-  освоить  технологии декоративной домовой росписи через нетрадиционные техники рисования

- привить любовь к  народному декоративно - прикладному искусству семейских

Задачи:

- продолжить знакомить с обычаями семейского народа;

- способствовать в игровой форме формированию целостности традиционной народной культуры – бытовой повседневной деятельности людей в семье;

- продолжать познакомить с элементами домовой росписи семейских;

- формировать навыки рисования элементов домовой росписи (полоска,  волнистая линия, точка,  мазок, стебель, листок,  бутон, агашка, круг, дужка,  капелька, запятая, косач) семейских

- осваивать нетрадиционные техники рисования

- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.

Виды деятельности:

познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально – художественная, двигательная, продуктивная.

Интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие».

Оформление:

Зал оформлен в старинном стиле(печка, лавка, лапти, ухват, чугунки, коромысло, на столе – самовар с баранками, деревянная и глиняная посуда, вышитое полотенце-рушник, прялка, домотканые половики, сундук).

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций с изображением домовой росписи, знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Дидактические игры на цветной модели с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаний.

Материалы, инструменты, оборудование :

Заготовки сундучков, краски-гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, образцы элементов домовой росписи (ягода, веточка, листы  бумаги разного яркого цвета с нарисованным радостным весёлым смайликом.

Участники:

Дети детского сада, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Участники:

Дети детского сада, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Мать: Спиридонова Наталья Николаевна

Доча: Данилова Людмила Михайловна

Соседка: Верещагина Ирина Федоровна

Дети:

Воробъева Ксения, Потемкин Назар, Воробьева Диана В.,  Егоров Богдан, Мисюркеева Таня

Танец с ложками:

Воробъёва Ксюша, Потемкин Назар, Воробъева Диана А., Воробъева Диана В.,  Курсупов Артур, Коновалова Валя, Гончаров Данил, Маркова Лена, Тарбаева Карина.

Частушки:

Воробъева Диана А., Коновалова Валя, Гончаров Данил

Ход мероприятия:

Приветственное слово и.о. заведующего МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок»,

Мартынова Юлия Владимировна

Дорогие гости!

Добро пожаловать на нашу землю Унэгэтэйскую.

Сегодня мы собрались в нашем детском саду на  республиканском семинаре для педагогов  дошкольных образовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации «Формирование  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к этнокультуре семейских

Наша тема:«Путешествие по реке времени от прошлого к настоящему»

Cлово для открытия семинара предоставляется

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО РБ «БРИОП»,  

Бартаева Полина Петровна

Председатель Региональной общественной  организации «Общество кульутры семейских РБ», Петров Сергей Петрович

к.п.н., доцент кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института  БГУ им. Д. Банзарова, Пазникова Зоя Петровна

Ведущий Алена Александровна:

Вышли мы гостей встречать!

Хлебом-солью привечать!

Будемьте теперь знакомы!

Чувствуйте себя, как дома!

Нам на радость погостите

Столько, сколько захотите!

Хлеб да соль, отведать просим

(Угощение хлебом)

Как же без песен встречать нам гостей

Предоставляем вашему вниманию Гимн села Унэгэтэй в исполнении сотрудников и воспитанников нашего детского сада.

«Трудись и пой, Унэгэтэй»

Автор слов и музыки  Спиридонова Нелли Павловна.

выход детей и сотрудников

Трудом и песнею повсюду славится

Мое сибирское село,

Село старинное, село неброское,

Где жизнь прожить мне суждено.

Возьми баян и запевай

Про Забайкальский вольный край.

Моя весна, любовь моя

Унэгэтэйская земля.

Здесь люди добрые, душою шедрые.

В беде не бросят никогда.

Ты приезжай сюда, и вся печаль твоя

Уйдет как вешняя вода.

Возьми баян и запевай

Про Забайкальский вольный край.

Моя печаль и боль моя

Унэгэтэйская земля.

Чтоб жизнь наладилась, дела поправились,

Ты сил и пота не жалей

Чтобы земля твоя повсюду славилась,

Трудись и пой, Унэгэтэй,

Возьми баян и запевай

Про Забайкальский вольный край.

Ты – жизнь моя, судьба моя

Унэгэтэйская земля.

МАТЬ: Дорогие ребятишки у меня столько работы, а вы мне поможете, мне надо пряжу у клубочки смотать.

Все дети располагаются в горнице

Ведущий Алена Александровна:

Сегодня есть возможность с вами

Вернуть былое в нашу честь

Как жили наши все сельчане.

Прошу –удобнее присесть.

И разговор сейчас заходит,

Чем жил наш трудовой народ

Каким преданиям он верен,

Что чтит он всё из года в год.

Примета, это ведь не сказка,

А лучшая для всех подсказка-

Как правильно себя вести-

Нашим потомкам донести.

                                          Автор: Ирина В.

Дело было так…у    горнице…

Мать сидит на лавочке клубочек шерсти сматывает дети с клубочками Танюша у Николаевны

Дочь: Мамка, хлеб то бравый сегодня получился.

Мать: (бросила взор на хлеб): Браво доча, булки бравые вышли. Не зря в народе говорят «Квашню ставить  в доме не ругаться»

Танюшка качает ногами.

Мать: Не качайте ногами – нельзя! Сейчас нянька на стол наладит да ись(кушать) будете.

Дочь из печи достает хлеб и кладет на стол

Дочь: Ну че сидите идите ись.

Маленькие дети встают с пола и  садятся за стол.

Дочь ломает хлеб и раздет его детям. Идет поправлять кровать и садится

В это время ребенок солит хлеб, а другой выхватывает солянку и рассыпает (опрокидывают) ее.

Мать: Ну у се!!! Соль рассыпали ссора в доме будет! Возьми 3 раза по щепотки правой рукой да брось через левое плечо приговаривая: «Соли – солево, боли-болево, а мне того нисколево».

1 ребенок Воробьева Ксюша (рассыпала соль) бросает и приговаривает :

«Соли – солево, боли-болево, а мне того нисколево».

2 Ребенок (Назар): Мамка, а зачем ее перекидывать?

Мать: Примета такая есть.

3 Ребенок (Диана Вл.): А что такое примета?

Мать: Приметы занимают особое место в жизни людей. Люди могут даже не замечать, что бессознательно верят в них. Но когда происходит какое-то явление, сразу вспоминаются приметы предков, до сих пор передаваемые из поколения в поколение.

( А.А. раскладывает бубны и трещетки для танца)

Назар роняет ложку.

2 Ребенок (Назар):А если ложка упала, какая примета?

Мать: К приходу гостей в дом.

Ложка со старины еще является и  музыкальным инструментом.

Алена Александровна: - Верно!

Я сегодня пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные! 

АА. Берет  корзину с ложками и раздает детям, сами могут взять)

- Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)

Музыкальная игра «На ложках»

А.А. Ложки, бубны соберите и  в корзинку принесите

(Наталья Мансуровна уводит (Данилу, Валю, Диану В.) АА с колонкой

4  ребенок Егоров  Б.: Мамка, а какие еще есть приметы?

(все дети вновь рассаживаются на ковриках и половике)

Мать: Все уселись, послушайте внимательно. Примет и поверий много на все случаи жизни хватит.

  • На угол стола сесть – замуж не выйти
  • Не стоит зашивать на себе одежду, памяти не будет
  • Запрещено сидеть на подушке, можно заболеть и лишиться удачи.
  • Тот, кто вытирает стол рукой, останется без денег.
  • В воскресение и большие праздники работать грех
  • Левый глаз чешется — радоваться, правый — плакать
  • Правая ладонь чешется — деньги отдавать, левая- — получать
  • Мести от порога, а не к порогу –сор из избы выносить
  • Через порог здороваться нельзя –
  • Вдвоем  одним полотенцем вытираться нельзя – к ссоре.

Вон Танюшка - то наша на изнанку сорочку надела, подерется с кем- то.

Людмилка , надеть Танюшке вещь-то  должным образом;

Дочь встает и переодевает Таню.

Входит соседка с поклоном

Соседка ВИФ: Здаровенько соседи! Гостей- то  ждали?

Мать: Здравствуй соседушка! Ждали! Вот только что ложка упала!

Дети: Здравствуйте Ирина Федоровна!

Соседка  (смотрит на Дочь Людмилку, там нитка, говорит):

Наталька смотри- ка  у Дочки то твоей в скором времени жаних появится! Соседка берет нитку и  показывает всем.

Мать: Это почему это ты так говоришь

Соседка: Вон нитка на ней. Говорят «Длинная нитка далека замуж выйдешь, коротка близко» - нитка коротка значит в своей деревне останися. А Приданое - то приготовила в сундуке?

Мать: Приданое - то вон, готово, Тятька сундук- то смастерил…. Тока расписать осталось…  Соседушка поможешь сундук нам расписывать!

Соседка: Хорошее дело, конечно помогу. У нас же в детском саду в Унэгэтэе-то  есть творческая мастерская по народной росписи,  где можно расписать этот сундук.  Я знаю где это находится.

Берем сундук в руки с подарками для гостей

Мать: Гости дорогие!  поможете нам сундук расписать?

Соседка: А гостей то сколько, видно у тебя не одна ложка - то с утра упала? Ну раз у все согласны,   Тогда в путь дороженьку собираемся

Да и в мастерскую отправляемся

Под мелодию семейской песни унэгэтэйских старожил отправляемся вместе с гостями  до подготовительной группы в творческую художественную мастерскую.

Наталья Мансуровна:   Здравствуйте гости дорогие, рады вас встретить.

Алена Александровна Навострите, гости, ушки

                                    И послушайте частушки!

Поют частушки дети в костюмах под муз.сопровождение

СНМ включает запись

  1. Веселись, наш детский сад,

Веселее нет ребят.

Мы с улыбкою сейчас

Пропоем вам всё о нас!

  1.   Начинаем петь припевку,

                            Первую, начальную.

                            Мы хотим развеселить

                            Публику печальную.

  1.  Ох, Россия, ты Россия,

        Славы не убавилось.

        Домовою росписью

        На весь мир прославилась.

  1. Кто рисует Домовую –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветочки –

Это просто удалец.

  1. Бабка деда до обеда

      Заставляла рисовать.

       Ведь в красивую посуду

       Щи приятно наливать.

  1. Домовые все узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

  1. Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмем ни рублика!

  1. (все вместе) Мы пропели вам частушки

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали!

Соседка: Ну вот и добралися мы до мастерской.  

Наталья Мансуровна и Алена Александровна:

Мы  очень рады приветствовать вас в творческой мастерской «Унэгэтэйские умельцы».

Мать:А как  я -то рада знакомству и встрече. Дело у нас к вам. Раз вы Унэгэтэйские умельцы, то хочу попросить у вас помощи. Нужно расписать наш сундучок для приданного нашей дочи росписью.

Наталья Мансуровна: Конечно поможем и расскажем и покажем и научим.  

Сегодня мы познакомимся с вами с интересным видом росписи, которая не так распространена в народных промыслах, как хохлома         или гжель, но продолжает жить и до сегодняшнего дня и у нас в селе Унэгэтэй. Умельцы делали красочным интерьер домов,  посуду и предметы быта.  На протяжении веков наш край славился мастерами-умельцами, которые давали возможность общения с домовой росписью. Уважаемые участники мастер – класса я предлагаю вам стать мастерами.

Для начала мы с вами познакомимся с элементы домовой росписи  на песочно-световом планшете.

 Для работы пройдите к ним

 (показ рисунков)

 Мы с вами изучили элементы домовой росписи на световом планшете, а сейчас предлагаю вам попробовать составить из этих элементов свой рисунок домовой росписи. Кто-то хочет попробовать?

  Рисовать песком на стекле весело и интересно. У этого метода нет особых правил. Можно  рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, вспомогательными предметами создавать рисунок  из элементов домовой росписи. Быстром движением можно стереть неполучившийся рисунок.

Эта техника проявляет развивать фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

(посмотреть и оценить результаты участников, сделать анализ работ).

   Вот мы и изучили основные элементы домовой росписи на планшетах с вами, а теперь предлагаю вам отправиться  поработать красками и кистью на следующий этап работы  в нашей художественной мастерской.

Алена Александровна Гости дорогие, проходите.

Настало время помочь нашим гостям. Сейчас мы перейдем к украшению нашего сундучка.

Перед началом  росписи я предлагаю выбрать сундучки.

(выбор сундучков)

Сундучки у нас из картона, покрыты белой грунтовкой для более яркого нанесения элементов. Все выбрали сундучки?

Перед началом расписывания сундучков я вам покажу основные элементы домовой росписи, как их правильно нанести с помощью кисти и красок.

Вам нужно выбрать элемент, который вы выберете для росписи своего сундучка. Вначале составляем эскиз по образцам,  о которых вы узнали

Работа по эскизам (карандаш и бумага)

На начальном этапе стоит отрисовать хотя бы основные элементы сюжета, чтобы композиция не поехала. Более опытные художники расписывают без предварительной разметки.

Выполняя работу,  нужно поворачивать,  расписываемый объект во все стороны, чтобы было удобно расписывать.

Можно оформить рамочку по верхнему краю, по всему периметру шкатулки на ваше усмотрение.

Когда рисунок у вас уже готов приступаем к оживке черной или белой краской. Черной краской прорисовываем основные элементы, а белой краской прорисовываем основные элементы, такие как капельки, завитки и т.д.

А теперь плавно переходим к творчеству настоящих умельцев. Приступаем к работе с хорошим настроением

Практическая часть – Роспись – Творческая беседа

Работа под музыку семейскую

Соседка:  Ну че ты, Николевна, поняла?

Мать: Поняла. Вы хотите помочь? (обратиться к детям)

Соседка:  Пойдем  ребятишки сундук расписывать   для Людмилки только  у хозяйки мастерской краски возьмем и приступим к работе

Работа  роспись на сундуке

В течении некоторого времени провести физкультминутку

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки калышит

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

По  завершению работы

Ах, какой сундук чудесный,

Как расписан интересно

Здесь листочки, здесь цветы

Необычной красоты.

Итог:

Алена Александровна:        

- А теперь посмотрите на эти расписные сундучки и скажите, какое настроение вызывает домовая роспись?

- Выберите и покажите самый красивый! Расскажите о нем : какого он цвета, какими красками расписан, какие ягоды, листочки и т. д. Чем он лучше всех?.

- А какие достоинства у другого сундучка?

Мать: Я хочу сказать вам спасибо, что вы помогли мне расписать сундук для моей дочи. Вы хорошие умельцы, большие молодцы!

Соседка: я знаю, что с сундуком  было связано много поговорок, пословиц и  примет вот послушайте

  •  Считалось большим грехом класть в сундуки детские вещи, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком
  • Полный сундук – достаток в доме
  • Пустой сундук – разочарование в жизни
  • Разбить сундук – настанут злые времена
  • Сундук не открывается – беспокойство, внутренняя тревога
  •  Свой сундук отдавать никому нельзя  - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.

Мать: Существовали и народные традиции, связанные с сундуком.

-  При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа

А теперь откроем наш сундук и посмотрим какая тайна у нашего сундука?

Открываем, смотрим.

Мать: Я вам предлагаю  взять каждому подарочный свиток для себя и зачитать подсказку, что же  вас ожидает и как нужно поступить в ближайшее время.

Алена Александровна: Вот и завершилась работа мастер-класса. Всем большое спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на реку Абакан"

Средняя группа. Уроки патриотизма "Пою тебе мой край родной". Образовательная область "Познание"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Без прошлого - нет настоящего"

Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего п...

Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"

Конспект НОД "Путешествие по реке Кубань"...

Конспект нод «Путешествие по реке времени в прошлое транспорта».

Систематизация знаний о происхождении транспортных средств...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

Благодаря приглашению Звездочета воспитанники подготовительной группы посетили космическую обсерваторию, где с помощью телескопа наблюдали за Солнечной системой: солнцем и планетами. А Древним греческ...

Конспект НОД "Путешествие по рекам и каналам нашего организма"

Знакомит детей с важнейшей системой , поддерживающей существование всего организма.Так дети узнают что, сердце и разветвленные по всему телу кровеносные сосуды образуют сердечно-сосудистую систему.С к...

Конспект мероприятия "Путешествие в прошлое коми народа"

Данное мероприятие с использованием педагогической технологии "Путешествие по реке времени" позволяет закреплять знания детей коми слов, а также знакомить детей с понятием "Время" ...