Конспект мероприятия "Путешествие в прошлое коми народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное мероприятие с использованием педагогической технологии "Путешествие по реке времени" позволяет закреплять знания детей коми слов, а также знакомить детей с понятием "Время" и с традициями коми народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в прошлое коми народа | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект педагогического мероприятия
«Путешествие в прошлое Коми народа»
Цель: Создание условий для обучения Коми языку детей старшего дошкольного возраста и краеведения.
Задачи:
- Познакомить детей с отдельными предметами быта и традициями Коми народа в прошлом;
- Развивать произносительную сторону речи на коми языке;
- Воспитывать интерес к истории Коми народа, бережное отношение к старинным вещам.
Используемые технологии: игровая, «Лента времени», ИКТ.
Методы и приёмы: беседа, наглядный метод, слушание, моделирование
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, аудиозапись, мини-музей «Коми изба», картинки с изображением современной посуды и посуды в прошлом.
Ход мероприятия:
Воспитатель приглашает детей в круг.
Воспитатель: (здоровается на коми языке). Ребята, вчера вечером по радио я услышала очень веселую песню на коми языке. Мне она понравилась, я хочу, чтобы вы тоже ее послушали. Но не просто так, а прислушались и после назвали мне знакомые слова и что они обозначают. (прослушивание песни). Дети называют знакомые коми слова (…. И самовар) и что они обозначают.
Воспитатель: Да, чаще всего было слышно слово «самовар». Как вы думаете, о чем песня? (ответы детей). Да, это песня про чаепитие. А вы дома пьете чай? Какой посудой вы пользуетесь? У кого дома есть самовар? А вы знаете, из чего сделана посуда у нас в детском саду и у вас дома? (дети дают ответы).
Воспитатель: а как вы думаете, посуда всегда такая была: красивая, удобная? А какая она была раньше? Вы хотите узнать, как жил раньше коми народ? Из чего ели коми люди 100 лет назад?
Я предлагаю вам отправиться в прошлое коми народа и посмотреть своими глазами на то, как жили раньше люди. Для этого нам понадобятся лента времени и еще кое-что. Давайте подойдем к нашей ленте времени.
Лента времени состоит из прошлого и настоящего. Посмотрите, что в прошлом находится? (ответы детей: деревянные низкие дома, телега с лошадью и т.д.). А в настоящем? (ответы детей: высотные дома, машины и т.д.) Чтобы нам отправиться в прошлое, надо заполнить настоящее. Вот вам картинки, вам надо выбрать из них предметы посуды и приклеить на ленту времени в «настоящем». (дети выполняют задание, воспитатель называет на коми языке предметы посуды и предлагает детям повторить).
Воспитатель: Настоящее мы заполнили, теперь надо отправиться в прошлое и узнать, какая посуда была в прошлом. Я предлагаю вам отправиться в прошлое с помощью виртуальной машины времени. Для этого нам надо подойти к этому экрану.
Воспитатель и дети подходят к экрану.
Музыкальные и световые эффекты, видеоролик «Старинный Сыктывкар»
Воспитатель: Вот мы и попали в прошлое! Давайте прогуляемся по старинному городу и посмотрим, как жили наши предки. Посмотрите, какие были дома низкие, деревянные, а улицы широкие и без асфальта. По дорогам ездили на телегах и повозках, по дорогам бродили коровы. На девочках сарафаны и платки, а на мальчиках – штаны и рубахи, на ногах лапти.
Как тут интересно! Посмотрите, изба! И кто-то нас встречает!
Воспитатель накидывает на себя платок и превращается в Хозяйк избы. Хозяйка:Видзяоланныд, челядь! Здравствуйте, дона гостьяс! Пырой керкао да висьтасьой ас йывсид!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Заходите в избу, присаживайтесь, отдохните с дороги, а я вас угощу да коми байками потешу. (расставляет на столе посуду).
Давным-давно на Коми земле предпочитали жить в деревянных домах, так как бы. Строили их из бревен и называли избами. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова
значит, самая главная. Печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
Печку топили, чтобы в доме было тепло. В печь ставили чугунки, да
противни. В чугунках хозяйка варила каши, похлебки, уху. На печи также
сушили одежду, обувь, а также сушили грибы и ягоды на зиму, а еще, на ней спали.
А зимними вечерами мужчины мастерили посуду возле печки это посуда была сделана из дерева, бересты и глины. Раньше ребята за столом сидели на скамейках, скамейка-лабич, стол-пызан.
Ребята раньше как я вам уже сказала посуду в основном делали сами. Посмотрите вот и посуда. А вы знаете, как она называется на коми языке? (ответы детей)
А вот эти предметы как называются? Это Солонка –сов доз, нож-пурт,
Хозяйка: если мужчины были добытчиками и мастерили посуду одежду, то женщины пряли на этой прялке пряжу, для этого они брали немного шерсти расчёсывали ее, затем прицепляли на прялку и нитку крутили получалась пряжа (вурун) из этой пряжи вязали теплую одежду, рукавицы, носки …Это очень трудная и кропотливая работа.
По вечерам дети играли в игру «Чачаланка». Хотите научу? Дети становились в круг и под музыку по очереди надевали на ноги пот такие деревянные спилы с веревочками и танцевали. (игра «Чачаланка»)
Ребята, а машина времени вас зовет обратно, вам пора возвращаться в наше настоящее время. Аддзисьлытöдз!
Дети возвращаются в группу.
Музыкальные и световые эффекты + фото Сыктывкара в окне
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами побывали в прошлом, а что мы с вами узнали о прошлом? (ответы детей) Давайте мы с вами наполним прошлое нашей ленты времени. Вот здесь у меня картинки с утварью. Выбирайте какие по вашему мнению будут соответствовать прошлому. Вы только рассказывайте, почему вы выбираете эти картинки. Всем гостям очень интересно это узнать.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось из прошлого? Какие новые слова вы узнали?
Воспитатель: Спасибо, за ваши ответы. Мне было с вами сегодня очень интересно путешествовать. А эта лента времени поможет вам вспоминать как жил раньше коми народ прошлого. А я хочу вам подарить ват такие картинки, которые надо раскрасить и у вас останется память о нашем путешествии.
Педагогическöй конспект
Важся дозмук
Мӧг: Тӧдмӧдны челядьӧс важся коми йӧзлӧн олӧмкӧд.
Тшупӧда мӧгъяс:
Велӧдан: Велӧдны челядькӧд, кыдзи шусьӧны дозмукъяс.
Сӧвмӧдан:
- Сӧвмӧдны челядьлысь коми кывйӧн сернитаннӧгсӧ;
- Ышӧдны челядьӧс колана нӧгӧн кутны асьсӧ
Мунöм:
(группаын) Воспитатель корö челядöс чукӧртчыны кругö.
Воспитатель: (шыöдчö комиöн челядь дорö) Видза оланныд, челядь!
Тöрыт рытнас радиӧ пыр мэ кывзі гажа сьыланкыв коми кыв вылын. Мэным сійӧ ёна кажитчис и мэ кöсъя, мэд тi тшöтш сiйöс кывзінныд. Колö сюся кывзыны, мед бöрыннас тi верминыд висьтавны тöдса коми кывъяс да налысь вежöртас. (Сьыланкыв кывзöм).
(Челядь висьталöны тöдса кӧми кывъяс (…. и самöвар) да налысь вежöртассӧ)
Воспитатель: Тшöкыда вöлi кылӧ самöвар кыв. Кыдз тi думайтаныд, мый йылысь вöлi сьыланкывйыс? (Челядь вочавидзӧны).
Да, тайö сьыланкывйыс чай юöм йылысь. Тi гортанныд чайтö юаныд? Кутшöм дозмукысь? Кодлöн гортанныд эм самовар? А тi тöданныд, мыйысь вöчöма дозмук гортын да челядь садйын? (Челядь вочавидзöны).
Воспитатель: Кыдз тi чайтаныд, дозмукыд век вöлi татшöм мича? А кутшöм вöлi сiйö важӧнас? Тi кöсъянныд тöдны, кыдз важдырйи олiсны коми йöз? Кутшöм дозмукысь сёйлісны 100 во сайын? (Челядь вочавидзöны).
Мэ кöсъя нуöдны тiянöс колян кадö, мед тi ассьныд аддзылiныд, кыдз олiсны коми йöз. Мiянлы ковмас кадлӧн лента да ешö мыйсюрö. Матыстчам миян кадлӧн лента дорö да видзöдлам, мый сэтöні серпасалöма, мый сэні юклöма.
Танi серпасалöма важся да öнiя кад. Петкöдлöй меным, кöнi важся кадыс? А кöнi öнiя кадыс? Кыдз тi тайӧс гöгöрвоиныд?
Молодечьяс! Мед мöдöдчыны важся кадö, миянлы колö бöрйыны тайö серпассӧ, висьтавны предметсö комиöн да клеитны öнiя кадас. (Челядь вöчöны уджсö).
Кыдзи ми вермам веськавны важся кадö? (Челядь вочавидзöны: юавны пöрысь мортлысь, лыддьыны небöг). Да, позьö и тадзи. Талун ми мöдöдчам тiянкӧд важ кадö. Отсалас тайын виртуальнöй машина. Миянлы кӧлö матыстчыны тайö экран дорас.
Воспитатель да челядь матыстчӧны экран дорö.
Шылада да би эффектъяс, видеоролик «Старинный Сыктывкар»
Воспитатель: Вот ми и воим важ кадö! Вайӧй петам группаысь да видзöдлам, мый миянöс виччысьö.
Кутшöм танi чуймӧдана! Видзöдлӧй, танi керка! Кӧдкö миянас паныдалö!
Кӧзяйка: Видза оланныд, челядь! Видза оланныд, дона гöстьяс! Пырöй керкаö да висьтасьöй!
Воспитатель: Кöзяйка Лена ми локтiм важ кадö, мед тöдмавны, кыдзи коми йöз олiсны водзын. Кутшöм дозмукöн вöдитчисны 100 во сайын, мыйысь вöчисны сiйöс, мый сёйлисны?
Кöзяйка: Дерт жö висьтала! Пуксьöй да кывзöй!
Важ кадö Коми му вылын йöзыс олiсны пу керкаясын. Найö мöвпавлiсны, мый татшöм керкаын бурӧсь лоöны. Кыпöдлiсны керйысь да шулiсны «керкаöн». Керка шöрас тэчлiсны пач. Шулiсны, мый «пач – колана юр». Мыйла пач керкаын медся колана? Пачыд, кыдз и мамыд, вердас, юктöдас, кор колö, бурдöдас.
Мед керкаын век вöлi шоныд, ломтлісны пач. Пачö сюйлісны чугунъяс, кöнi пуисны чöскыд шыд. Пач вылын косьтлiсны кöлуй, кöмкот, сiдз жö косьтлiсны тшак-вотöс тöв кежлö. А ешö узьлiсны пач вылын.
Кузь тöвся рытъясын пач дорын мужикъяс вöчалiсны дозмук (тасьтi-пань). Дозмукыс вöлi сюмöдысь, сёйысь да пуысь. (матыстчöны пызан дорö). Водзынсö челядь вöлi пукалöны лабич вылын, пызан сайын.
Важ кадö став дозмуксö (тасьтi-паньсö) вöлi вöчöны ассьныс. Видзöдлöй, кутшöм дозмукыс (тасьтi-паньыс). А тi тöданныд, кыдзi найöс шуöны комиöн? (челядь вочавидзöны).
А тайö предметъясыс? Тайö сов доз (солонка), пурт (нож).
Кöзяйка: Мужыкъяс вöлiны кыйсьысьясöн да ассьныс вöчалiсны дозмук (тасьтi-пань), кöлуй. Нывбабаяс печкiсны печкан вылын шöрт. Найö вöлi нистöны шöрт, кышалöны печкан вылö. Шöртысь гартöны сунис да артмывліс вурун (пряжа). Тайö вурунысь кыöны шоныд кöлуй, кепысь-носки… Тайö зэв ыджыд и сьöкыд удж.
Воспитатель: Казьтыштамöй выль кывъяс да мый найö вежöртöны. (Челядь вочавидзöны).
Машина времени миянöс бöр корö. Миянлы колö бöр мöдöдчыны асланым кадö.
Воспитатель: Ставным шуам кöзяйкалы «аддзысьлытöдз»!
Кöзяйка: Аддысьлытöдз!
Шылада да би эффектъяс + ӧшиньын Сыктывкар фото.
Воспитатель: Вот ми и ветлім важся кадӧ. Мый ми тöдмалiм? (Челядь вочавидзöны).
Танi эм картинкаяс, кöнi серпасалöма дозмук (тасьтi-пань). Миянлы колö найöс клеитны важ кад юкöн вылö. Висьталöй, мыйла бöрйинныд татшöм картинкасö. Миянлы зэв интереснö.
Челядь уджалöны ассьныс
Шылада да би эффектъяс
Мероприятие пом (рефлексия)
Воспитатель: Тiянлы, челядь, кажитчис миян путешествиеным? А мый зэв ёна кажитчис? Кутшöм выль кывъяс тi тöдмалiнныд? (Челядь вочавидзӧны)
Воспитатель: Зэв ыджыд тiянлы аттьö! Мэным вöлi зэв нимкодь тiянкöд путешествуйтны. А тайö лента времениыс отсалас миянлы казьтыштны, кыдзи важ кадö олiс коми йöз.
Ме кöсъя тiянлы козьнавны неыджыд козин – картинкаяс, кодъясöс колö серпасавны. Найö лоöны тiян казьтыштанторйöн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов".
Занятие проведено на "Неделе коми культуры в ДОУ"....
Конспект НОД на тему: «Обереги Коми народа» в подготовительной группе
конспект интегрированного занятия по образовательной области художественно-эстетическое воспитание, раздел "Ручной труд" в подготовительной группе. На этом занятии дети познакомятся с исскуссвом коми ...
Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»
Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Презентация "Жилище коми народа - коми изба".
Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....
Путешествие в прошлое Коми народа
Серия образовательных ситуаций «Путешествие в прошлое коми народа» (из опыта работы педагогов ДОУ по использованию технологии «Путешествие по реке времени» в этнокультурном вос...