Занятие в музее. Старшая группа.
план-конспект занятия

Цель: Познакомить детей  со старинными казачьими домами Донского края.

Задачи: Дать представление о том, что архитектура и градостроительство Ростовской области связаны с историей возникновения казачества на Дону: курени строились из природных материалов с учётом ландшафта, климата и условий проживания казаков. Рассказать о традициях бережного отношения казаков к своему жилищу (заботливый хозяин делает всё, чтобы дом был красивым как  снаружи, так и внутри)

 Активизировать словарь: (станица, хутор, хата, курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок, полисадник и тд.)

Побуждать детей передавать в аппликации особенности строения и оформления жилища казаков, соблюдая масштаб и пропорции. Совершенствовать навыки вырезания из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_muzee._starshaya_gruppa.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в музее.       Старшая группа.

Тема: «Казачий курень».

Цель: Познакомить детей  со старинными казачьими домами Донского края.

Задачи: Дать представление о том, что архитектура и градостроительство Ростовской области связаны с историей возникновения казачества на Дону: курени строились из природных материалов с учётом ландшафта, климата и условий проживания казаков. Рассказать о традициях бережного отношения казаков к своему жилищу (заботливый хозяин делает всё, чтобы дом был красивым как  снаружи, так и внутри)

 Активизировать словарь: (станица, хутор, хата, курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок, полисадник и тд.)

Побуждать детей передавать в аппликации особенности строения и оформления жилища казаков, соблюдая масштаб и пропорции. Совершенствовать навыки вырезания из бумаги.

                                             Ход занятия.

Звучит спокойная музыка, входит хозяйка куреня казачка Аксинья.

Аксинья: Здравствуйте, детушки! Рассаживайтесь поудобнее, расскажу я вам сегодня о том, где с давних времён жили казаки и как они строили свои дома. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и реальных предметов.)

   В давние времена для житья казаки строили землянки – курени. Рыли в земле ямы, сверху накрывали её ветками и засыпали землёй, оставляя узкий проход, по которому можно было заползти в землянку. Поэтому, приглашая в гости, хозяева говорили : «Влазь в курень».

Если поселение располагалось вблизи реки и почва была сырая, то казаки делали строение из переплетённых веток (плетень) и обмазывали его несколькими слоями глины, перемешанной с соломой или камышовой крышей.

Каждый казак строил свой дом где хотел. Поэтому станица – поселение казаков – представляла собой множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи.

Казачьи поселения – станицы Раздоры, Азов, Черкесск (Старочеркасская станица) – были хорошо укреплены (показывает на картине). Например, Черкесск,  затапливаемый внешними водами  был обнесён земляным валом, на котором располагались пушки. Он представлял собой крепость, способную защитить жителей от возможных атак неприятельской конницы. А по тревоге (выстрелу вестовой пушки или звону колокола) все казаки, способные носить оружие, собирались в поход. И не было в русской армии более умелых и дисциплинированных воинов.

В наше время казаки строят дома из дерева и камня. По традиции дом называют «курень», что означает «круглый». Комнаты в доме были смежными, и можно было переходить из одной в другую по кругу. Ставят курень крыльцом на улицу, окнами в поле, а за домом располагают огороды.

Перед куренём в полисаднике казачки выращивают цветы. Окна в куренях закрывают от жары ставнями – деревянными дверцами. Кто из вас видел ставни на окнах деревенских домов? Как они выглядят?. (ответы детей).

Давайте подойдём к казачьему куреню.

Вспомните, как приглашают казаки гостей?   (Влазь в курень.)

Войдём и посмотрим, как заботливые хозяева обустроили свой дом. (Дети переходят в комнату, убранство которой имитирует интерьер куреня.)

Все комнаты называли по – разному:  горница, кунацкая, девичья, детская.

Как вы думаете, как использовались эти комнаты?  (Предложения детей). В центральной, самой просторной комнате – горнице – расставляли лучшую мебель, здесь хозяева принимали гостей. В кунацкой жили неженатые сыновья, а в девичьей – незамужние дочери. Младшие дети, жившие в детской, без разрешения не заходили в комнату родителей и в кунацкую, ведь там хранилось оружие : сабли, ружья, копья, кинжалы.

Дети рассматривают внутреннее убранство горницы.

Аксинья: Горница в доме была всегда чисто прибрана и готова к приёму гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованной железом сундук – скрытия.

(Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков.)

             Проводится игра «Наряди казачку и казака».

Девочка и мальчик одевают кукол и называют элементы казачьей одежды, которые им известны.

Аксинья: Стены комнат в куренях украшали коврами. У ковра стоял топчан (или скамья), на которой спали. Кровать в куренях появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. (Предлагает рассмотреть кровать, сесть на неё.) На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их ватой или шерстью овец. (Показывает одеяла.) На кровать ставили горой подушки, накрывая их накидками. На спинки кровати вешали занавески.

За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья располагалась обедать. Из какого материала сделана посуда?  (Из глины.)

А ложки?  (Из дерева.) Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал порядок, спешил, мог получить ложкой по лбу.

Знаете ли вы, какие блюда подавали на стол казачки?   (Лапшу, борщ, уху, студень, кулеш, узвар – компот из сухофруктов.)  А из таких глиняных чашек (показывает) казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток (Предположение детей.) Для заварки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья смородины и малины. Давайте с вами заварим и попробуем казачий чай. Вот сухая мята. Понюхайте, как  приятно она пахнет. Я кладу её в котелок и завариваю кипятком. Разольём душистый чай по казачьим чашкам и попробуем.

Проходите к столу, гости дорогие!

Дети садятся на лавки и пьют чай.

Аксинья: Вот  мы и побывали  в казачьем доме. Вспомните, как он называется? Какие комнаты  были в курене и что в них располагалось? Чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?  Хотели бы вы  жить в курене?    (Ответы детей.)

А теперь вам пора обедать. Интересно, предложат ли вам повара какое  -   нибудь  блюдо казачьей кухни?  Если нет, попросите своих мам и бабушек приготовить настоящий казачий обед и  в следующий раз расскажите мне, какое блюдо вам больше  всего понравилось. До свидания!

Дети благодарят хозяйку куреня.

Во второй половине дня дети оформляют альбом «Казачий курень»: наклеивают иллюстрации и фотографии казачьих домов, делают аппликации по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, музей!» старшая группа

Программа    старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...

ФОТООТЧЕТ О ВЕЧЕРЕ В МУЗЕЕ СТАРШАЯ ГРУППА

еЖЕГОДНО В ДЕТСКОМ САДУ ПРОВОДИТСЯ ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПАМЯТИ КОМИ ПОЭТА ПОЛЯКОВА....

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации « Музеи Мордовии»

Цель: Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории родного края, развитие эмоционально-эстетической  сферы ребёнка,Дать представление о значимости культурного наследия в фо...

Конспект занятия для детей старшей группы «Экспресс-экскурсия в мини-музей А.С. Пушкина»

У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает ее до конца. (А.Т. Твардовский)https://www.youtube.com/playlist?list=PLt6kNtUbj...

Занятие для детей старшей группы На тему: «Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки».

С использованием технологий: поисково- исследовательская деятельность...

Конспект занятия для детей старшей группы «Экспресс-экскурсия в мини-музей А.С. Пушкина»

Цель: развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина.Задачи: формировать эмоциональное отношение к произведению. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помочь выразительно, с есте...