консультация для педагогов
консультация

Порткина Светлана Александровна

содержание работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_mordovii_zhivem.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Содержание психолого-педагогической работы ОО «Социально- коммуникативное развитие» (в ходе реализации регионального образовательного модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»)

Данный региональный модуль программы дошкольного образования ориентирован как на полное использование 20% времени, так и на частичное (10-15%) в зависимости от специфики работы конкретного дошкольного учреждения. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, он предлагает включение материала по ознакомлению с родным краем в отдельные темы, работа по которым ведется по 2 недели в квартал (всего 6 недель в год).  В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (мордовскими языками, детской мордовской литературой и фольклором, мордовской музыкальной культурой, мордовским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, мордовскими подвижными играми). Так как в Мордовии проживают не только мордва, но и представители других национальностей, данные разделы могут быть заменены изучением специфики другой культуры (например, русской, татарской). В то же время представлено содержание, которое относится к жизни людей любой национальности, проживающих в Мордовии. 

Модуль рассматривается  в  пределах  образовательных  областей  «Познание» («Формирование  целостной  картины  мира»), «Социализация» («Формирование  гендерной,  семейной,  гражданской  принадлежности, патриотических  чувств,  чувств принадлежности  к  мировому сообществу» и «приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками»), «Безопасность» («Формирование предпосылок экологического сознания»), «Труд» («Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека») и рекомендуется для всех дошкольных образовательных учреждений. Материал, представленный в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы» может использоваться в кружковой работе по краеведению, обучению детей мордовским языкам, хореографии и пр. 

 

Содержание в модуле представлено по образовательным областям в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей группы. С учетом специфики дошкольных образовательных учреждений мордовский фольклор можно использовать и в работе с детьми раннего возраста (потешки, пестушки, прибаутки, заклички, песенки), но эта работа не предполагает формирования у детей этнокультурных представлений.         

Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, содержание работы и планируемые промежуточные результаты освоения регионального модуля программы, которые в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения регионального модуля программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения регионального модуля программы дошкольного образования» предлагаются содержание диагностики по каждой образовательной области, примерные диагностические карты для фиксирования результатов мониторинга и примерные диагностические методики (вопросы, задания, ситуации), ориентированные на старший дошкольный возраст, которые можно варьировать и для других возрастных групп.

С целью координирования образовательных усилий семьи и детского сада по воспитанию, обучению и развитию дошкольников, в разделе «Работа с родителями» предлагается примерное содержание в области консультирования родителей, оказания им методической помощи, организации совместных мероприятий.

Представлен обширный перечень пособий и материалов, которые можно использовать при реализации регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Региональное содержание дошкольного образования может быть реализовано во всех образовательных областях; при том необходимо учитывать, как интеграцию самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы и направлением работы дошкольного учреждения.

Рассмотрим введение регионального аспекта в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» 

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с народами,  населяющими  Мордовию  (мордва –мокша  и  эрзя,  татары, русские и др.), их национальными праздниками, традициями и обычаями;  формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание толерантного  отношения  к  людям  разных  национальностей;  развитие чувства гордости за достижения уроженцев Мордовии, которые внесли в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков –героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн; также предусматривает ознакомление с мордовскими  пословицами  и  поговорками  о  труде,  с  производством Мордовии, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике.

Раздел «Социально – коммуникативное развитие» включает:

Первая младшая

Развитие игровой деятельности.

Развивать желание играть вместе с воспитателем в мордовские игры.

Родная страна.

Познакомить с названием родного города.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира

природы поведения.

С помощью фольклорных произведений познакомить детей с правилами

безопасного для человека и окружающего мира поведения.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Формировать элементарные представления о правильных способах

взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе, жизни каждого человека.

Вторая младшая

Развитие игровой деятельности.

Познакомить с куклой в мордовской национальной одежде.

Привлекать к просмотру народных праздников с использованием

мордовских игр в старших группах.

Родная страна.

Воспитывать любовь к родному краю; рассказывать о самых красивых

местах своего города. Продолжать знакомить с названием родного города,

его достопримечательностями.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Продолжать формировать элементарные представления о правильных

способах взаимодействия с растениями и животными мордовского края:

рассматривать растения, не нанося им вреда; наблюдать за животными, не

беспокоя их и не причиняя им вреда; не кормить животных без участия

взрослого.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе, жизни каждого человека.

Средняя

Развитие игровой деятельности.

Показать возможность использования в игре куклы в национальной одежде.

Привлекать к просмотру и участию в народных праздниках с

использованием мордовских традиций.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей.

Углублять представление о семье и ее истории.

Дать первичные представления о его национальности, национальности

других детей.

Привлекать к созданию развивающей среды в группе, отражающей региональную специфику.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать о самых

красивых местах своего города. Продолжать знакомить с названием родного

города, его достопримечательностями. Формировать представления детей о

Республике Мордовия, столицей. Познакомить с творчеством художников,

поэтов, писателей.

Формирования представлений об опасных для человека и оружающего

мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Формировать первичные представления о правилах поведения на улице, на

дороге, в лесу, в период различных природных явлений.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе, жизни каждого человека. Познакомить с профессиями и местом

работы родителей.

Дать элементарные понятия о производстве и организациях, которые находятся в ближайшем окружении. Формировать элементарные представления о промышленности и продукции Мордовии, о народных промыслах.

Старшая

Способствовать творческому использованию в играх представлений о

родном городе, о Мордовии. Побуждать к использованию в игре куклы в

национальном костюме.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей их

культуре, обычаям, традициям.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Привлекать к созданию развивающей среды в группе, отражающей региональную специфику.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать о самых

красивых местах своего города. Продолжать знакомить с названием родного

города, его достопримечательностями. Формировать представления детей о

Республике Мордовия, столицей. Познакомить с творчеством художников,

поэтов, писателей.

Формировать чувство гордости за знаменитых земляков.

Познакомить с именами знаменитых земляков– героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн– уроженцев Краснослободска..

Формирование предпосылок экологического сознания.

Формировать первичные представления об экологической ситуации в

Мордовии, о погодных явлениях и правилах поведения на улице, на дороге, в

лесу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе, жизни каждого человека. Познакомить с профессиями и местом

работы родителей.

Дать элементарные понятия о производстве и организациях, которые находятся в ближайшем окружении. Формировать элементарные представления о промышленности и продукции Мордовии, о

народных промыслах.

Продолжить знакомство с мордовскими пословицами и поговорками о труде

Подготовительная

Способствовать творческому использованию в играх представлений о

Родном городе, Мордовии, столице Мордовии, о его достопримечательностях.

Поощрять использование в игре куклы в национальном костюме.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей их культуре, обычаям, традициям.

Уточнить представления о том, что Мордовия – часть большой страны

Россия.

Продолжать знакомство с подвигами знаменитых земляков.

Дать детям представление, что на Земле много стран, в которых живут люди

разных национальностей.

Дать элементарные представления о финно-угорских народах, к которым

относится мордва.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Уточнять представления об экологической ситуации в Мордовии, о правилах

поведения при различных природных явлениях, на улице, на дороге.

В процессе художественного творчества и ручного труда приучать к

поэтапному выполнению работы.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе, жизни каждого человека. Познакомить с профессиями и местом

работы родителей.

Дать элементарные понятия о производстве и организациях, которые находятся в ближайшем окружении. Формировать элементарные представления о промышленности и продукции Мордовии, о

народных промыслах.

Продолжить знакомство с мордовскими пословицами и поговорками о труде

Таким образом, в основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....