Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
консультация по математике
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя» |
Автор:
Власова Валентина Дмитриевна,
воспитатель
МДОУ ВМР «Детский сад № 20 «Островок»,
г. Вольска Саратовкой области»
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития».
Б.П.Никитин.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности!
Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка и игра.
Такими играми являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель - развитие ребенка.
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества.
Для успешного использования развивающих игр, Б. Никитин выделил основные условия развития способностей детей:
- раннее начало;
- создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее;
- организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей;
- обеспечение большой свободы в выборе деятельности;
- помощь взрослых.
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты
Никитин выделил основные правила организации развивающих игр:
- Радоваться успехам, но не захваливать.
- Ни пресыщения, ни принуждения!
- Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками? (А ошибки ребенок должен замечать сам, если затрудняется только направить, но не исправлять).
- Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок. (Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое.).
- По воле «волн». (Неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в «нужный момент»).
- Метод «ледокола», или шаг назад - два шага вперед. (Как быть если не получается? Лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.)
- С помощью сказки и без нее. (Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами.).
- Непринужденная обстановка. (Свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует т.п.).
- Когда игры себя исчерпают? (Первая ступень - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать «ответ», т. е., уметь решить задачу, надо суметь решить ее быстро. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели).
Часто возникает вопрос с чего начать?
Исходя из рекомендаций Б. Никитина и своей практики желательно начать с игры «Сложи узор». После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно постепенно вводить следующую игру - «Уникуб», и по нарастающей «Кубики для всех» «Сложи квадрат», «Точечки», «Кирпичики». Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка. Поговорим немного о самих играх. Одной из первых игр, которую можно предложить ребенку - это игра «Сложи узор».
Игра «Сложи узор».
У кубика четыре стороны окрашены в разные цвета, а две грани на половину, в виде треугольников 2-х цветов. С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
В практике эта игра получила наиболее широкое распространение. Ребенок может строить узоры по шаблонам, рисункам, а затем и используя собственную фантазию.
Отлично себя зарекомендовали альбомы - пособия к этой игре. Пособия рассчитаны на возраст от 2 лет и до 7:
- альбом «Разноцветный мир» (от 1,5 до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 7 лет).
- альбом с заданиями: «Сложи узор для малышей» (от 2 до 3 лет), «Чудо кубики 1», «Чудо кубики 2».
Страница каждого альбома содержит: загадку-стишок или цитату из сказки, яркий рисунок-иллюстрацию к загадке. На каждом рисунке присутствуют цветные квадраты – это места, в которые ребенку необходимо положить кубики. Но здесь не исключается и творчество самого педагога. Например, для малышей можно строить не просто желтую или красную дорожку, а путешествовать по временам года. Какая дорожка у весны, осени и т.д. Или очутиться на сказочной поляне с разнообразными цветами (изображаем разнообразные квадраты). Веселые домики для друзей Вашему творчеству нет предела.
В начале, с детьми выставляем кубики на картинку с четкими гранями каждого кубика, затем можно просить построить такой же но длиннее или короче, другого цвет и т.п. Далее мы работаем со схемой натуральную величину кубика.
Затем предлагаем схему уменьшенного варианта, но с четкими гранями, и далее уже просто схема. Не забываем основное правило: идем от простого к сложному. И уже в подготовительной группе детям хорошо овладевшими игрой, можно предложить придумать общими усилиями сказку. Договариваются, кто выполняет какой элемент, и затем вместе составляют единый сюжет.
Игра «Уникуб»
Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и собранных в куб по определенной схеме. Задания в игре на первый взгляд легкие и простые и только когда сам взрослый начинает все задания проигрывать понимает насколько они трудные и требуют от ребенка больших затрат времени и сил. Задания расположены в порядке возрастания сложности и это помогает ребенку развить пространственное мышление, научить аккуратности и предусмотрительности, привить навыки точности.
Перед тем как дать ребенку задание, взрослый должен сам пройти неоднократно эти задания. А затем с ребенком подробно рассмотреть задание дать ему понять, что конкретно взрослых хочет увидеть и обратить внимание на определенные моменты в схеме, но это только на первых заданиях, далее ребенок должен учиться сам выполнять и исправлять свои ошибки.
Хотелось бы обратить внимание педагогов на незаслуженно забытые и мало используемые в практике игры, которые в своей ценности и интересу ни чуть, ни уступают играм «Сложи узор» и «Уникуб».
Игра «Кубики для всех»
Логические кубики («Кубики для всех») – это первые занимательные игры для детей от 2,5 – 3х лет – своеобразная «умственная гимнастика». Построение заданных и создание новых фигур развивают пространственное мышление, воображение, память (особенно зрительную), творческие способности, комбинаторные способности, пространственное представление и воображение, логическое мышление, смекалку и сообразительность.
Игра «Сложи квадрат»
Планшет размером А4 с 12-ю квадратами, по-разному разделенными на части. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра «Точечки»
Это карточки разных цветов (Никитины рекомендуют выполнить три вида), на которые наносятся точки от 0 до 10 и такие же карточки с цифрами от 0 до 10. Игра, позволяющая малышу научиться «ощущать» количество. Прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации.
Игра «Кирпичики»
Кирпичики Никитина знакомят детей с основами конструирования, учат «читать» чертежи, развивают пространственное мышление и внимание. В состав набора входят 8 одинаковых деревянных кирпичиков и альбом с чертежами. Суть игры заключается в построении из «кирпичиков» разнообразных конструкций по предложенным чертежам.
Задания расположены в пособии по возрастанию трудности. Первые простые конструкции предусматривают использование двух – трех элементов, последующие предполагают «чтение» чертежей и введение в работу большего количества «кирпичиков».
Игра «Дроби»
Игра закрепляет у ребенка понятие части и целого. Игра состоит из трех матриц, в каждую из которых вкладываются круги разного цвета: целый и разделенный на 2 - 6 равных частей. В игре закладывается способность к синтезу и анализу, логическое мышление.
Собирая круги не в рамках, а на плоскости, ребенок развивает аккуратность и усидчивость, улучшает мелкую моторику.
И в заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, что именно Б.П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа: Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.
Литература:
1. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с.
2. Интернет ресурс : http://lib.ru/KIDS/NIKITINY/nikitindev.txt_with-big-pictures.html#1
3. Интернет ресурс : http://nikitiny.ru/NUVERS
4. Фото из личного архива Тихоновой Н.И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».
КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Консультация для педагогов "Развиваем пальчики-развиваем речь"
Консультация для воспитателей «Развиваем пальчики — развиваем речь»Речь – это феномен человеческой природы, как и сам человек и всё на земле. Некоторые ученые утверждали, ...
Консультация для педагогов "Развиваем руку — развиваем речь".
Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. А между тем это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества указывает на великую роль руки, которая дала возможность пу...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Консультация для педагогов "Развиваем руку — развиваем речь"
Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. В дошкольном возрасте широко используют пальчиковые игры, проводят различные занятия, упражнения для укрепления пальцев рук...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой...