Проект по краеведению "Курские просторы" для детей 4-5 лет"
проект (средняя группа)
Проект по краеведению для детей средней группы. Дети испытывают дефицит знаний о родном городе, традициях, промыслах, им сложно понять значение слов патриотизм, гражданственность, страна. Необходимо расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальный потенциал, используя системный краеведческий подход в обучении и воспитании, реализуя дидактический принцип педагогики: от близкому – к далекому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kurskie_prostory.docx | 82.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический образовательный проект «КУРСКИЕ ПРСТОРЫ»
Разработчик проекта: Ряполова Елена Борисовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок» Курского района Курской области».
Тип проекта: информационно-творческий.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, педагоги группы, педагог дополнительного образования по ИЗО.
О, Курский край, моя по жизни доля!
Уж сколько лет с тобою по судьбе
И перелеском, и степным раздольем
Иду, слагая строки о тебе.
Зовут меня к себе твои долины,
В них воздух слаще и душе светлей,
Тебя я славлю, Курский край былинный,
Живи и здравствуй, Курский соловей!
Ю. Сухов
Актуальность темы:
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. У представителей каждой национальности, населяющих нашу страну, всегда были люди, которые хорошо знали свою природу, историю, традиции, обычаи и передавали их из поколения в поколение, сохраняя духовную связь.
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, активно приобретает социальный опыт, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданской идентичности.
Таким образом, была определена проблема: дети испытывают дефицит знаний о родном городе, традициях, промыслах, им сложно понять значение слов патриотизм, гражданственность, страна. Необходимо расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальный потенциал, используя системный краеведческий подход в обучении и воспитании, реализуя дидактический принцип педагогики: от близкому – к далекому.
Цель: создание педагогических условий для формирования ценностного отношения к истории, природе и культурному наследию родного края как основы патриотического воспитания детей 4-5 лет, отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности.
Задачи:
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- продолжать формировать представления о родном крае (символика, объекты живой и неживой природы, культурные объекты, достопримечательности, известные земляки);
- знакомить с литературными произведениями, произведениями живописи известных курских авторов, народными промыслами Курского края;
- учить осознанно понимать литературные, музыкальные произведения, произведения живописи;
- мотивировать детей на совместный поиск информации;
- поддерживать интерес к народной культуре малой родины (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);
- поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории родного края, памятным местам;
- развивать у детей художественное восприятие, умение последовательно и внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира, соотносить увиденное с собственным опытом;
- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной
со сверстниками и взрослыми деятельности;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного края;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности, способной к сохранению и приумножению традиций, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край в процессе ознакомления с различными видами искусства, литературными произведениями, достижениями спорта, трудовыми победами.
- Задачи взаимодействия с семьей:
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой, краеведческо-исследовательской деятельности;
- повысить интерес родителей к изучению истории края;
- познакомить родителей с доступными для детского восприятия художественными произведениями курских мастеров, литературными произведениями о Курском крае;
- повышать активность участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.
Организационные задачи:
- создать в группе необходимую для реализации проекта развивающую предметно-пространственную среду, обеспечить материально-технические условия для обогащения представлений детей о малой родине;
- оформить фотовыставку «Пешком по родному краю»;
- оформить выставку репродукций курских художников: В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», А.А. Дейнека «Под Курском. Река Тускарь», «Сухие листья», П.К. Лихин «Портрет Поддубного», Л.И. Руднев «Осень в Марьино», В.В. Носов «Ракиты над рекой Сейм»;
- оформить методическое портфолио проекта.
Проект реализуется в течение восьми недель:
- темы 1-2 недели – географические особенности (местоположение на карте, особенности климата, особенности почв и т.д.), государственные символы Курской области (флаг, герб), неофициальные символы (Курская антоновка, кожлянская игрушка, курский соловей);
- темы 3-4 недели – историко-культурное наследие, имеющее значение для сохранения и развития самобытности курского народа (праздники, фольклор), достопримечательности родного города (поселка), любимые места для прогулок;
- темы 5-6 недели –животный и растительный мир, курские поэты, писатели, художники – детям;
- темы 7-8 недели – Курские народные промыслы (Кожлянская игрушка, Суджанская керамика, кузнечный промысел, изготовление музыкальных инструментов), знаменитые земляки (герои спорта, представители разных профессий).
Планируемые результаты:
Дети:
- расширили знания о родном крае, его традициях и обычаях;
- узнали о знаменитых людях, неофициальных символах Соловьиного края;
- обогатили свой эмоциональный опыт восприятием различных жанров литературы, живописи, музыкальных произведений;
- включаются в экспериментальную деятельность с природными материалами (почва, глина);
- проявляют интерес к творчеству курских писателей и художников, народному фольклору, способны пересказать, описать;
- у детей имеются представления о многообразии объектов живой природы, животных, населяющих территорию Курского края, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
- имеют первичные представления о народных традициях малой родины, об отдельных видах спорта на примере известных спортсменов Курского края, профессиях;
- учатся строить рассуждения, анализировать информацию, делать простые выводы;
- дети стремятся к познанию через изучение энциклопедий, произведений художественной литературы, собственную творческую деятельность, накопленные знания отражают в самостоятельной игровой, продуктивной деятельности;
- проявляют соответствующую их возможностям и возрасту социальную активность: участвуют в акциях («С каждого по зёрнышку» «Стремись животным помогать – их добротой окружать!», «Будь Земле другом», «Георгиевская ленточка»); выполняют несложные трудовые поручения, изготавливают открытки для поздравления пожилых людей, ветеранов;
Родители:
- увеличилась активность участия родителей в образовательном и воспитательном процессах;
- родители активно взаимодействуют с педагогами по вопросам ознакомления детей с историей, традициями родного края (экскурсии в музей, библиотеку, походы);
- участвуют в социально значимых проектах («Интересные дела моей семьи», «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна»);
- проявляют интерес к творческим занятиям с ребенком.
Педагоги:
- в группе создана необходимая для реализации проекта развивающая предметно-пространственная среда (картотека колыбельных песен, картотека дидактических игр по краеведению, коллекция «Народные промыслы Курского края»), оборудован центр краеведения, фотовыставка;
- «Литературный центр» пополнен произведениями курских авторов (Е.И. Носова, В.М. Малец, О.А. Аленкиной, Е.А. Благининой, Ю.А. Сухова, Ю.Н. Пусова);
- оформлено методическое портфолио проекта.
Продукты проекта:
- создание макета из картона «Достопримечательности г. Курска» (цирк, драмтеатр, мемориальный комплекс «Курская дуга» и др.);
- создание книжек-малышек «Птицы, животные и растения Курского края»;
- фотовыставка «Пешком по родному краю»;
- картотека дидактических игр по краеведению;
- картотека колыбельных песен;
- коллекция репродукций картин курских художников (А.А. Дейнека, В.В. Воробьев, К.А. Трутовский, П.К. Лихин, Л.И. Руднев, В.В. Носов).
Оценка результативности проекта:
- проведение интеллектуальной игры для детей «Колесо истории. Путешествие по земле курской»;
- выставка детской продуктивной деятельности (рисунки, поделки) по теме проекта;
- повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Совместная деятельность педагога с детьми:
- обсудить с детьми тему предстоящего проекта, вызвать интерес к предстоящей теме. Создать сюрпризную ситуацию «Колесо истории».
- определить проблему: «наш город очень древний, а мы мало знаем о его истории»;
- выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети (беседа с использованием «модели трех вопросов»);
- создать «паутинку» проекта.
Взаимодействие с семьей:
- информировать родителей о предстоящем проекте (объявление в центре для родителей, групповом чате);
- заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте (индивидуальные беседы, памятка «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна», консультация «Путешествие по карте Курской области. Как заинтересовать ребенка»);
- обсудить и согласовать с родителями план проведения экскурсий (Курский краеведческий музей, музей Курского соловья, детская библиотека, и встреч (встреча с представителями разных профессий, спортсменами);
- обсудить и согласовать с родителями план совместной творческой деятельности (создание фотовыставки «Пешком по родному краю», изготовление макетов из картона: цирк, драматический театр им. А.С.Пушкина, мемориальный комплекс «Курская дуга» (военная техника, Триумфальная арка), создание книжек-малышек о животных, птицах и растениях края).
Подготовка педагогов:
- определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
- определить цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями;
- изучить методическую литературу, литературу по истории края;
- разработать презентации («Кожлянская игрушка», «Как жили наши предки» (иллюстрации к сказкам), «Курских художники», «Курские поэты и писатели»);
- подобрать наглядный материал (репродукции картин курских художников В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», А.А. Дейнека ««Под Курском. Река Тускарь», «Сухие листья», П.К. Лихин «Портрет Поддубного», Л.И. Руднев «Осень в Марьино», В.В. Носов «Ракиты над рекой Сейм», портреты Е.И. Носова, В.В. Малец, Е.А. Благининой, Ю.Н. Пусова, Ю.А. Сухова);
- подобрать художественную литературу (стихи В.В. Малец, Ю.А. Сухова, Е.А. Благининой, сказки Ю.Н. Пусова, рассказы Е.И. Носова), иллюстрации или фотографии с изображением исторических мест и памятников г. Курска и области, неофициальных символов (Курская антоновка, Курский соловей, Кожлянская игрушка);
- подобрать подвижные игры, создать дидактические игры по краеведению («Четвертый лишний», «Почемучка», «Доскажи словечко», «Узнай по контуру», «Что, где? и т.д.), настольно-печатные игры (Лото «Курск», «Знатоки Курского края»), пазлы («Народные промыслы Курского края», «Любимые сказки»);
- составить план деятельности по реализации задач проекта.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Основные тематические модули парциальной образовательной программы для детей от 4 до 7 л «Курские просторы» (под ред. С.С. Журавлевой, Е.Ю. Шемета): «Узнай свой край» (географическое краеведение), «Рассказы о былом» (историческое краеведение), «Читающие куряне» (литературное краеведение), «Музыкальный Курский край» (музыкальное краеведение), «Край творчества и вдохновения» (художественное краеведение), «Юные куряне у олимпийских высот» (спортивное краеведение, вариативный модуль) реализуются в их интеграции, содержатся в таблице-основного этапа в таблице.
*Представленные в таблице виды деятельности могут быть реализованы полностью, либо частично (с учетом индивидуальных особенностей детей и по выбору педагога)
Формы и форматы | 1-2 неделя | 3-4 неделя | 5-6 неделя | 7-8 неделя |
Читаем вместе | ||||
Педагог-дети | Чтение художественной литературы: Н. Тарубаров «Курский край» https://stihi.ru/2014/03/17/10203, Ю.А. Сухов «Курский край» https://disk.yandex.com.am/d/sCbijVOxwAolOA Заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём?». Заучивание пословицы «Курск – город древний, страж России верный». Составление рассказов с использованием мнемотаблиц «Моя семья – дом, в котором радостно живем», «За что я люблю свой поселок?». | Чтение рассказа Ю.А. Бугрова «Три брата» («Антошка» ч.7), В.М. Еськова «Курские улицы». Разучивание наизусть курских колыбельных песен: «Пошел котик» https://disk.yandex.ru/d/krVBEgl2KAZL1A, колыбельная Фаины Янко «Ой, люленьки-люли» (отрывок) https://disk.yandex.ru/d/agcY9ojFb1kYbA. Чтение загадок, пословиц о Курске. Составление рассказов с использованием схем «Мы ходили в музей». | Чтение литературных произведений: Е.И. Носов «Покормите птиц», https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200206811, «Где просыпается солнце?», В. Тяптин «Разговор с рекой Сейм», О.А. Аленкина «Состарилось лето», Е.А. Благинина «Золотая осень», М.В. Малец «Дождик, не грусти». https://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/chitaem-vmeste/ Чтение курских народных сказок о животных Е.А. Авдеевой (Полевой). Творческий пересказ с элементами инсценирования сказки «Волк и лисица» Е.А. Авдеевой (Полевой). Заучивание стихотворения О.Н. Аленкиной «Октябрь». https://stihi.ru/2009/10/05/7820 | Разыгрывание сценок с использование кожлянских игрушек. Чтение литературных произведений: В.В. Малец «Айболит», «Повара», Ю.А. Сухов «Врач», «Строитель», «Учитель». Заучивание стихотворения Ю.А. Сухова «Пожарный». Составление творческого рассказа «Профессии наших родителей». |
Самостоятельная деятельность детей | Выполнение творческих заданий по опорным карточкам, составленным воспитателем на закрепление темы. | Выполнение творческих заданий по опорным карточкам, составленным воспитателем на закрепление темы. Сотворчество родителей и детей по впечатлениям от экскурсии. | Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: «Е.И. Носов», «Е.А. Благинина», (и др. курские писатели) Иллюстрирование героев любимых курских сказок | Работа с карточками-раскрасками «Кожлянская игрушка». |
Педагог-дети-родители | Составление мнемотаблиц для пересказа. | Повторение курских колыбельных песен «Пошел котик», колыбельная Фаины Янко «Ой, люленьки-люли» (отрывок). | Совместная экскурсия в библиотеку. Иллюстрирование любимых произведений. | Создание страниц в технике «коллаж» для альбома «Моя семья: профессии». |
Повторение стихотворений, потешек, семейное чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта, чтение детям произведений курских писателей о Родине, природе, историческом прошлом и военных событиях (хрестоматия «Антошка» и др.). | ||||
Беседуем и рассуждаем вместе | ||||
Педагог-дети | НОД «Наш край соловьиный». НОД «Официальные и неофициальные символы Курского края (Курская антоновка, кожлянская игрушка, курский соловей)». Беседы: «Леса и поля – богата курская земля», «Мусор родному краю не к лицу…». Экспериментальная деятельность «Почва». https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo Просмотр презентации «Что у нас под ногами. Свойства почвы». https://disk.yandex.com.am/d/LLTlhfQvqJLIdg | НОД: «Как жили наши предки». Мультфильмы (отрывки) по русским сказкам. (Царевна-лягушка) https://www.youtube.com/watch?v=XVN-65vMzg0 (Гуси-лебеди) https://www.youtube.com/watch?v=L31AVUfu-VM&t=2s (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) https://www.youtube.com/watch?v=LkdbFnHwC7Y&t=1s НОД «Горжусь тобой, мой город прекрасный». Беседы: «Курск – город древних славян», «На главной площади Курска» и др. Виртуальная экскурсия «Марьино – жемчужина курской земли». https://www.youtube.com/watch?v=nZPUwPsdGyQ&t=56s Просмотр видео «Курский народный танец «Тимоня». https://www.youtube.com/watch?v=6n-wQOWqQLY&t=6s Просмотр презентации «Как жили наши предки. Иллюстрации художников». https://disk.yandex.ru/i/piKhIUy6AJqO-g | НОД: «Осенние изменения в природе. О.А. Аленкина «Состарилось лето», «Октябрь», «Тема осени в произведениях курских авторов. Е.А. Благинина «Золотая осень», М.В. Малец «Дождик, не грусти». НОД «Родные незнакомые слова». Беседа по произведениям https://disk.yandex.ru/i/5r9QFdBhS2vBqA Решение проблемной ситуации «Зачем нужно сохранять растения и животных?». | НОД: «Кожлянская игрушка – гордость Курского края». Рассказ воспитателя «Мы помним. Курская дуга» Составление рассказов: «О чём рассказали фотографии». |
Самостоятельная деятельность детей | Свободное рисование «Флаг Курска». | Рассматривание альбомов с фотографиями знакомых мест в г. Курске и п. Маршала Жукова. | Обсуждение темы о природе Курского края, знакомых местах для рассуждений на занятиях и в свободной деятельности в режиме дня. | Рисование узоров кожлянской игрушки, лепка из глины по замыслу. |
Педагог-дети-родители | Памятка «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна». | Совместная экскурсия в Курский краеведческий музей. | Памятка «Животные и растения Курской области». Информация в уголок для родителей: «Читаем детям произведения курских авторов». | Сбор экспонатов для коллекции «Изделия курских народных промыслов». Совместная экскурсия в музей Курского соловья. Встреча с представителями разных профессий. |
Участие в социально значимых акциях: «С каждого по зёрнышку», «Стремись животным помогать – их добротой окружать!» и др. | ||||
Смотрим и слушаем вместе | ||||
Педагог-дети | Работа с картой Курской области (определение местоположения Курского района, г. Курска, размещение неофициальных символов и т.д.). Просмотр мультфильма «Неофициальные символы Курска» https://www.youtube.com/watch?v=zvh44oYOIDs&t=29s Прослушивание записей трелей соловья. https://disk.yandex.com.am/d/IQNj2aT3jhINTg Просмотр видеозаписи «Пение соловья». https://disk.yandex.com.am/i/_fmWtH4lqP68mg Прослушивание песни Владимира Курского «Курск». | Прослушивание малых жанров детского фольклора. Колыбельные песни: «Спой мне, маменька, песню маленькую», «Баю-баюшки-баю» https://disk.yandex.ru/d/hgWwsrjGRkOAXQ, «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» https://disk.yandex.ru/d/BOAxRBc9424hgA, «Уж как сон ходил по лавке» https://disk.yandex.ru/d/pmEkKqBkld27yg . Старинные колыбельные https://music.yandex.ru/users/Gorelova.panda/playlists/1000 Колыбельные песни В. Рябковой. https://www.youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI Слушание и (или) разучивание современных колыбельных: «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) https://disk.yandex.com.am/d/S6eYFnBnumqrrw «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» (слова Ю.Яковлева, музыка Е.Крылатова) https://disk.yandex.com.am/d/GxmsoYR2IwcMQg
Рассматривание репродукций картин курских художников: К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», Л.И. Руднев «Осень в Марьино». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw Видеофильм «Путешествие по улицам и площадям г. Курска» (виртуальная экскурсия).https://www.youtube.com/watch?v=IZs4tQ592YE&t=240s Видеофрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=EaZsryoAaIw&t=15s Аудизапись спектакля «Сказка о четырех близнецах». https://www.youtube.com/watch?v=21t2fIiL3mo&t=1s | Просмотр презентации «Животные в разное время года». https://disk.yandex.com.am/i/5HR5q0hLr5O1gg Рассматривание альбома: «Наши друзья по соседству – животные и птицы». Просмотр видеозаписи мультфильма «Как звери готовятся к зиме». https://www.youtube.com/watch?v=QYXU3qh-dCU&t=85s Рассматривание репродукций картин курских художников: В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», А.А. Дейнека «Сухие листья», В.В. Носов «Берег реки Сейм», А.А. Дейнека «Под Курском. Река Тускарь». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw Составление описательных рассказов о птицах, увиденных на прогулке. | Рассматривание альбомов: «Кожлянская игрушка», «Сужданская керамика» Просмотр презентации: «Кожлянская игрушка» https://disk.yandex.com.am/i/0oqFnx5HGedwiw Видеофильм «Традиционный промысел села Кожля: от прошлого к настоящему». https://www.youtube.com/watch?v=7MCPvcyK_zA&t=8s Рассматривание репродукций картин курских художников: П.К. Лихин «Портрет Поддубного». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание карты Курской области. Рассматривание альбома «Официальные и неофициальные символы Курского края». | Самостоятельное прослушивание аудиотеки с произведениями фольклора, сказок. | Слушание детских песен о животных, растениях (Л.Н. Барашкина-Петропольская). Просмотр мультфильмов о животных. Рассматривание иллюстраций произведений курских авторов о г. Курске. Наблюдение за птицами на участке. | Рассматривание экспонатов коллекции «Курские народные промыслы». Рассматривание альбома «Моя семья: профессии». Прослушивание песни Ю.А. Сухова «Виват, Победа!». |
Педагог-дети-родители | Консультация для родителей «Путешествие по карте Курской области. Как заинтересовать ребенка». Оформление мини-музея «Символы Курского края». Создание фонотеки с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края. | Информация в центр для родителей «Курск – древний русский город: исторические объекты, традиции, праздники». Экскурсии-походы по территории своего поселка (города) «Маршрут выходного дня». Подбор информации о достопримечательностях г. Курска. | Создание гербария растений Курской области. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Музыкально-литературная гостиная «Прославляем Курский край». Информация в центр для родителей «Курские художники» | Памятка «Народные промыслы Курского края». Коллекция «Изделия курских народных промыслов». |
Играем вместе | ||||
Педагог-дети | Дидактические игры: «Путешествие по родному городу (поселку)», «Узнай по описанию», «Расскажи, где ты живёшь». Кинезиологические игры: «Давайте люди дружить друг с другом», «Мой дом». Хороводная игра «Заря-заряница». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Путешествие». | Дидактические игры: «Одень куклу в народный костюм», «Запомни и назови», «Узнай свой город», «Пьедестал почета», «Лента времени». https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Солнце», «Ручеек». Речевые игры: «Дорога домой», «Доскажи словечко», «Наоборот». Игровые ситуации: «Встречаем гостей нашего края», «Поможем Незнайке», «Подскажи дорогу». Пальчиковая игра «Животные». https://disk.yandex.com.am/i/hHferom_he6bhA | Дидактические игры: «Я - фотограф», «Собери из частей целое», «Силуэты». «Что где растет». https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chto-gde-rastet/ «Найди чужака» https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ Речевые игры: «Почемучка», «К нам гости пришли…». Пальчиковая игра «10 птичек – стайка». https://disk.yandex.com.am/i/fVYbSz5KT2WoGQ Подвижные народные игры: «Лягушка на болоте», | Дидактические игры: «Расставь по порядку», «Что изменилось», «Узнай по контуру». https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ Подвижные народные игры: «Лошадки», «Гори, гори ясно…» и др. Игровая ситуация «Мы солдаты». Речевые игры: «Опиши предмет», «Скажи, какой?», «Что из чего сделано». |
Самостоятельная деятельность детей | Настольно-печатная игра «Путешествие по Курскому краю». https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng | Настольно-печатные игры «ЛОТО. Курск», «МЕМО «Курский край». https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng | Настольно-печатные игры «ЛОТО. Растения Курского края», «ЛОТО. Животные Курского края». Пазлы «Любимые сказки». | Пазлы «Народные промыслы Курского края». |
Педагог-дети-родители | Создание элементов для настольно-печатной игры «Путешествие по Курскому краю». | Создание элементов дидактической игры «Одень куклу. Народный костюм» Разучивание слов народных игр Курской области. | Создание пазлов по иллюстрациям на тему: «Любимые сказки», «Народные промыслу Курского края». | Разработка интерактивной игры «Кто лишний». |
Мастерим и трудимся вместе | ||||
Педагог-дети | Аппликация обрывная «Курская антоновка» | Пластилинография «Триумфальная арка» | Совместное творчество: изготовление книжек-малышек «Птицы, растения, животные нашего края». | Лепка из глины с использованием технологической карты «Курский соловей» (по мотивам кожлянской игрушки). |
Самостоятельная деятельность детей | Посильная помощь в уборке территории участка. | Конструирование: «Курская дуга. Военная техника», драмтеатр, цирк. | Ежедневное пополнение кормушек, наведение порядка в кормушках и вокруг них. | Выполнение творческих заданий по карточкам. |
Педагог-дети-родители | Создание коллажа «Неофициальные символы Курского края». Сотворчество взрослого и ребенка: обрывная аппликация «Курский соловей». | Изготовление макетов из картона: цирк, драматический театр им. А.С.Пушкина и др. Оформление фотовыставки «Пешком по родному краю». Поиск информации о достопримечательностях родного города (поселка). | Совместное творчество родителей и детей: рисование «Птицы, животные и растения Курского края» для создания книжек-малышек. | Завершение работы над росписью кожлянской игрушки-свистульки «Курский соловей». |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Интеллектуальная игра для детей «Колесо истории. Путешествие по земле курской».
Торжественное закрытие фотовыставки: «Пешком по родному краю».
Презентация результатов проекта «Курские просторы» воспитателям и родителям.
Чествование участников проекта (Чаепитие после проведения игры).
Повторная рефлексия: беседа с использованием «модели трех вопросов». (Приложение 2).
Определение направлений продолжения проекта.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА
Приложение 1.
Результаты работы с «моделью трех вопросов» (стенография ответов детей)
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать? |
Название города, в котором живем. (Кирилл) | Откуда появилось название нашего города (поселка). | Спросить у воспитателя, у родителей. |
Наш город старинный. (Мия) | Сколько лет нашему городу (поселку). | Посмотреть презентацию. |
У стран есть красивые флаги. (Богдана) | Как выглядит герб и флаг Курска. | Спросить у взрослых, рассмотреть изображения флага и герба. |
В Курске есть цирк и музей. (Алиса) | Какие памятники есть в Курске. | Спросить у воспитателя, у родителей, побывать на виртуальной экскурсии. |
В нашем городе много больших и красивых домов. (Натаниэль) | Как жили люди раньше. | Спросить у воспитателя, посмотреть презентацию, мультфильмы. |
Какие птицы и животные живут в нашем крае. (Милана) | Что такое заповедник? | Посмотреть энциклопедию, видеофильм. |
Приложение 2.
Результаты рефлексии
Что нового узнали? | Что удивило? | Что было самым интересным? |
Когда и как возник наш город. | Каким маленьким был наш город в далекие времена. | Рассматривать картинки со старинными видами улиц и домов. |
В Курске есть памятник соловью, яблоку, учительнице, военной технике. | Много разных памятников, необычных. | Узнать историю о том, почему установили эти памятники. |
Что такое заповедник и зачем он нужен. | Необычные названия животных и растений. | Узнать, почему животных и птиц называют редкими, и как их охраняют. |
Историю Курской битвы. | Экскурсия в краеведческий музей. | |
Как выглядят флаг и герб Курска. | Одинаковый герб Курска и Курской области. | Почему на гербе изображены куропатки. |
Курск носит название Соловьиный край. | Что в Курске есть музей соловья. | Роспись Кожлянской игрушки-свистульки «Соловей». |
Используемая литература
- Азбука юного курянина. Ч.1. Географическое краеведение. Памятники. Народные промыслы: рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н.А. Глебова, С.С. Журавлева, О.Н. Погудина. Под ред. Т.А. Брежневой, С.С. Журавлевой. Худ. К.А. Михайлова – Курск: ИП Сараева Е.Н., 2023. – 186 с.
- Азбука юного курянина. Ч.2. Известные люди Курской области: рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н.А. Глебова, С.С. Журавлева, О.Н. Погудина. Под ред. Т.А. Брежневой, С.С. Журавлевой. Худ. К.А. Михайлова – Курск: ООО ИП Сараева Е.Н., 2023. – 247 с.
- Антошка: Хрестоматия произведений для чтения детям дошкольного возраста в детском саду и семье. В 5 журналах. / Составитель С.С. Журавлева, О.О. Барышникова. Под ред. С.С. Журавлевой. – Курск – ИД «Славянка», 2017, 2018.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности / Под редакцией А. А. Остапца, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева. – Москва, - АРКТИ, 2023. – 106 с.
- Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду /О. Н. Баранникова – Москва, - АРКТИ, 2007, - 144 с.
- Сторона мастеровая: сборник очерков о мастерах ремесел и прикладного творчества. – Курск, 2013, - 128 с.
- История Курского края: социокультурный экскурс: учеб. пособие / под общ. ред. Б. Д. Беспарточного. - Курск: ЮЗГУ, 2015. - 216 с.
- Степанов, В. Б. Курские исторические миниатюры. В 3 кн. Кн. 3 / В. Б. Степанов. – Курск: ЮМЭКС, 2011. - 122 с
Ссылки на интернет-источники
- Памятник яблоку (скульптор В.М. Клыков) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4392090/pub_6080fbf844dc5d3de897958d_6081014769f1a26217b223e8/scale_1200
- Видео «Эксперименты с почвой» https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo
- Стихотворение Н. Тарубарова «Курский край» https://stihi.ru/2014/03/17/10203
- Видеозапись мультфильма «Как звери готовятся к зиме» https://www.youtube.com/watch?v=QYXU3qh-dCU&t=85s
- Стихотворение Е. Носов «Покормите птиц» https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200206811
- Мультфильмы (отрывки) по русским сказкам:
- «Царевна-лягушка» https://www.youtube.com/watch?v=XVN-65vMzg0
- «Гуси-лебеди» https://www.youtube.com/watch?v=L31AVUfu-VM&t=2s
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» https://www.youtube.com/watch?v=LkdbFnHwC7Y&t=1s
- Видеофрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=21t2fIiL3mo&t=1s
- Аудио-фрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=EaZsryoAaIw&t=15s
- Стихотворение Е.А.Благинина, https://na5.club/
- Стихотворение М.В.Малец). https://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/chitaem-vmeste/
- Дидактическая игра «Что где растет? https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chto-gde-rastet/
- Колыбельная «Баю-баюшки-баю»,
- https://disk.yandex.ru/d/hgWwsrjGRkOAXQ
- Колыбельная «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»
- https://disk.yandex.ru/d/BOAxRBc9424hgA
- Колыбельная «Уж как сон ходил по лавке» https://disk.yandex.ru/d/pmEkKqBkld27yg
- Колыбельная «Пошел котик» https://disk.yandex.ru/d/krVBEgl2KAZL1A
- Колыбельная «Как повадился коток» https://disk.yandex.ru/d/agcY9ojFb1kYbA
- Курская песня «Не будите молоду» https://disk.yandex.com.am/d/dTvsURl3BDcfZw
- Колыбельная песня «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) https://disk.yandex.com.am/d/S6eYFnBnumqrrw
- «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» (слова Ю.Яковлева, музыка Е.Крылатова) https://disk.yandex.com.am/d/GxmsoYR2IwcMQg
- Колыбельная «Ой, люленьки-люли»
- Видеоролик «Колыбельные песни В.Рябковой» https://www.youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI
- «Русские народные колыбельные» https://www.youtube.com/watch?v=j-tfIZTzJQk
- Аудиозапись исполнения старинных колыбельных
https://music.yandex.ru/users/Gorelova.panda/playlists/1000
- Видеозапись «Пение соловья» https://disk.yandex.com.am/i/_fmWtH4lqP68mg
- Аудиозапись «Пение соловья» https://disk.yandex.com.am/d/IQNj2aT3jhINTg
- Видеофильм «Традиционный промысел села Кожля: от прошлого к настоящему» https://www.youtube.com/watch?v=7MCPvcyK_zA&t=8s
- Видеофильм «Путешествие по улицам и площадям г. Курска» https://www.youtube.com/watch?v=IZs4tQ592YE&t=240s
- Мультфильм «Неофициальные символы Курска» https://www.youtube.com/watch?v=zvh44oYOIDs&t=29s
Разработанные материалы
1. Презентация «Свойства почвы» https://disk.yandex.com.am/d/LLTlhfQvqJLIdg
2.Презентация «Животные Курского края» https://disk.yandex.com.am/i/5HR5q0hLr5O1gg
3. Пальчиковая игра «Животные» https://disk.yandex.com.am/i/hHferom_he6bhA
4. Презентация «Как жили наши предки» (иллюстрации художников к русским произведениям)
https://disk.yandex.ru/i/piKhIUy6AJqO-g
5.Презентация «Курские художники» https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw
6. Карточки: портрет Е.А. Благининой и текст ее стихотворения «Золотая осень», портрет М.В. Малец и текст ее стихотворения «Дождик, не грусти».
https://disk.yandex.ru/i/5r9QFdBhS2vBqA
7. Карточки «Курские колыбельные»: колыбельная «Пошел котик», «Как повадился коток», «Ой, люленьки-люли», «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского), Колыбельная Умки (слова Ю. Яковлева, музыка Е. Крылатова)
8.Пальчиковая игра «10 птичек – стайка» https://disk.yandex.com.am/i/fVYbSz5KT2WoGQ
9.Презентация «Кожлянская игрушка» https://disk.yandex.com.am/i/0oqFnx5HGedwiw
10. Дидактические игры по краеведению https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ
11. Настольно-печатные игры https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...
Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы
Познавательно - исследовательский проект, с целью развивития познавательного интереса к живой природе, воспитания любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...
ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»
Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...
Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"
Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта: привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....