Занятие в мини – музее «Казачок» «Кто такие казаки» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;
• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;
• воспитывать уважение к старшему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_mini_-_muzee_kazachok_starshaya_gruppa_-_kto_takie_kazaki.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие в мини – музее «Казачок» в старшей группе
«Кто такие казаки» подготовила
музыкальный руководитель Ожегова И.В.
Цели и задачи:
• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;
• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;
• воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, проектор, макет казачьей хаты, подворья, презентация «Кто такие казаки», палка гимнастическая, скакалка.
Музыкальный репертуар:
«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные,
«Три танкиста» (муз. Братья Покрасс, сл. Б. Ласкин)
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Ход занятия
Звучит казачья народная песня
«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные)
Дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных зх6людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?
Дети: За верную службу.
Воспитатель: Слово «град» означает город. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций).
Воспитатель: Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.
Воспитатель: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.
Воспитатель: Сейчас вы видите кухонную посуду и хозяйственный инвентарь. Скажите, какие из этих предметов вам известны.
Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли Россию от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Перетяжка»
Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель: Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Воспитатель: Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, курить, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Воспитатель: И, конечно же, у казаков есть свои праздники. Одним из таких являются святки. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на праздник «Ивана Купала», покатать яблочко в «Яблочный спас», для того, чтобы узнать свою судьбу.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового.
Скажите, интересное получилось у нас путешествие в прошлое? (ответы детей)
Вопросы для закрепления:
1. О ком мы сегодня вели речь?
2. Как назывались дома у казаков?
3. Какое занятие для казаков было самым главным?
4. Что находилось в каждом дворе?
Ну вот, пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим "Кто такие казаки"? Старшая и подготовительная группы.
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Кто такие казаки»? Задачи: Познакомить детей с историей возникновения черноморского казачества; ознакомить с героями-казаками; воспитывать гордость за...
Занятие в мини музее с детьми мла
Занятие в мини музее с детьми младшей группы. P/S Данные восстановлены с сайта Klen.ru...
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».
ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский...
Конспект игрового занятия в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» (средняя группа)
Игровое занятие в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» для детей средней группы....
Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее для детей старшей группы «Чудо – дерево».
Цель: Расширение знаний детей о разнообразии деревьев, их свойств и изделиях из древесины....
проект мини - музей "Казачок"
Одним из средств реализации патриотического направления является создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашем учреждении создан мини-музей «Казачок»...
Конспект открытого занятия в мини-музее группы для педагогов ДОО по теме «Загадочный космос» в подготовительной группе .
Конспектоткрытого занятия в мини-музее группы для педагогов ДОО по теме «Загадочный космос»в подготовительной группе ....