Краеведение для дошкольников
календарно-тематическое планирование
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческих студий в возрастных группах, позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города Красноярска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 81.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом Протокол №____ От «___» ___________ 20____ г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МКДОУ №3 «Радуга ЗАТО п. Солнечный «___» ___________ 20____ г. |
Краеведение для дошкольников
«Моя Родина»
возраст обучающихся 3-7 лет,
срок реализации – 4 года
Автор – составитель:
Ачисова Тамара Сергеевна
Заместитель заведующего по ВМР
ЗАТО п. Солнечный
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I | Пояснительная записка | 3 |
1. | Основание и актуальность программы | 3 |
2 | Цель и задачи программы | 4 |
3 | Педагогические принципы программы | 5 |
4 | Законодательно – нормативное обеспечение программы | 5 |
5 | Форма реализации программы | 5 |
II | Структура программы | 6 |
III | Ожидаемые результат реализации программы | 8 |
IV | Этапы внедрения программы | 8 |
V | Тематическое планирование | 8 |
VI | Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей | 15 |
VII | Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей | 15 |
VIII | Материально – техническое сопровождение | 16 |
IX | Ожидаемые результаты и диагностика | 17 |
X | Используемая литература | 19 |
Приложение 1. Карты диагностики | 21 |
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческих студий в возрастных группах, позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города Красноярска.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Здесь и приходит на помощь краеведение.
Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – воспитателей и родителей. Именно поэтому велика важность данного направления развития ребенка – будущего гражданина.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природным своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО):
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
-формирование духовно-нравственных отношений;
-формирование любви к культурному наследию своего народа;
-воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
-чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
-толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
2. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование у дошкольников целостного представления о родном городе, крае, духовно-нравственных основ и ценностей, воспитание будущего гражданина.
Задачи:
Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитывать чувства гордости за своих земляков.
Воспитывать основы здорового образа жизни.
Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых
Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Данная программа позволит выстроить педагогический процесс с учетом социально- экономических, климатических и иных условий родного края для воспитания будущего гражданина своей Родины.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
5. Форма реализации программы: в рамках непосредственно образовательной деятельности детей и режимных моментов.
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
- проведение экскурсий самими детьми.
Методы и приёмы:
- диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры – практикумы, сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование;
- коллективно – творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
6. Структура программы
Программа разработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах.
Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре периода развития детей:
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Улицы Красноярска”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
- Художественная литература: стихи о родном городе, потешки, скороговорки.
- Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш город во все времена года”.
- Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Совместные работы из бросового и природного материала.
- Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Улицы Красноярска”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
- Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе
- Папки - передвижки: “Я красноярец”, “Заповедник «Столбы»” (о животном и растительном мире).
- Листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья”
- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
- Аудиои видеокассеты о природе родного края.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
- Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
- Предметы искусства Красноярского края, города Красноярска, других регионов России.
- Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
- Флаг, гербы и другая символика город Красноярска, России.
- Макеты: “Город Красноярск, макет “Детский сад”.
- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
- Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Красноярске”, “Моя Родина Россия”.
Создание и деятельность подобных студий способствует повышению познавательного интереса детей и родителей к вопросам краеведения, способствует формированию у детей чувства любви к своему городу.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы по краеведению предполагается:
Младший дошкольный возраст:
• Сформированы основы знаний о родном городе; о его домах и улицах.
• Сформированы эмоционально-положительного отношения к малой родине, ребенок хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
• Имеет представления о природном окружении местности, узнают и называют животных и птиц, проявляют заботу к ним.
• Знаком с произведениями Ужурских писателей, поэтов
• Ужурский фольклор
• Сформировано эстетическое восприятие.
Старший дошкольный возраст:
• Ребенок проявляет интерес к малой родине, к городу, району, краю и его достопримечательностям.
• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах родного города.
• Знает историю Ужурского района и Красноярского края.
• Имеет представления об особенностях климата, животного и растительного мира Красноярского края.
• Знает заповедные зоны края, правила поведения в природе.
• Имеет представления о Красной книге и ее обитателях, живущих в нашей местности.
• Знает биографии знаменитых людей района, края; их произведения.
• Сформировано эстетическое восприятие.
IV. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш посёлок». |
Июнь | Природоохраняемая акция «Посади цветок» | Экскурсия в парк | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем . | Беседа «Солнечный – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома 62 – Краснознаменная дивизия. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной посёлок». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Тюменских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую» (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой посёлок», рассматривание альбома посёлке. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Красноярского края. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к памятнику посвященному Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности посёлка». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Беседа «Как я провёл лето» | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Красноярского края (местоположение посёлка) |
Ноябрь | Беседа «Чем славится Посёлок Солнечный» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба | История возникновения посёлка | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам посёлка. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности Солнечного». | Экскурсия в Центральную библиотеку. |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш посёлок». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по посёлку Солнечный». | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда народов Красноярского края». | Викторина «Знаешь ли ты свой посёлок?» |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с заказником с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». | Составление с детьми Красной книги пос. Солнечный. | «Символика посёлка». | «Наша дружная семья» – о коренных народах края. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям» | Родные просторы (знакомство с местоположением пос. Солнечный). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной «Как все начиналось?» | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего пос. Солнечный». | Экскурсия по близлежащим улицам пос. Солнечный. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Красноярского края» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая пос. Солнечный» (полезные ископаемые). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты пос. Солнечный». | Экскурсия в музейную комнату школы №1 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов края». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в библиотеку. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города. |
Февраль | Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части пос. Солнечный. | Праздник – День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Рассказ педагога о Героях Советского Союза |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города и посёлка». Акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к «Стелле памяти». Посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах пос. Солнечный. | Викторина «Конкурс знатоков родного пос. Солнечный». | «Я и мой пос. Солнечный» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга пос. Солнечный». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой пос. Солнечный». |
Август | Государственная символика, символика посёлка, города, края (День флага). | Праздник русского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. | Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма). |
VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Воспитатели |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, психолог |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Воспитатели. родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель |
|
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Съезд животных Красноярского края». | Июль | Родители, воспитатели |
15 | Участие в празднике | Август | Родители, воспитатели |
VII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения пос. Солнечный, города Ужура, Красноярского края, их символика).
Занятия о происхождении посёлка, города, географическом расположении, климате и т.д., «Наш пос. Солнечный» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Красноярского края.
Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.
Экскурсии в краеведческий музей г. Ужура.
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к памятнику посвященному участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1).
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
карты, атлас Красноярского края;
символика края, города и ЗАТО п. Солнечный, глобус и т.д.
IX. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИАГНОСТИКА
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
- особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
- наиболее важные исторические события истории родного посёлка, города, края.
- символику посёлка, города, края.
- писателей и поэтов посёлка, города, края.
Дошкольники будут уметь:
- вести самостоятельные наблюдения в природе.
- узнавать изученные растения и животных.
- работать с элементами народного творчества.
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
- творчески мыслить и рассуждать.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике города, округа.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте людей посёлка.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Красноярского края и своего посёлка.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Красноярского края, района.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы и посёлке, творческие работы, детские проекты, сюжетно – ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры).
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
- анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.
Уровни усвоения программы
Низкий
Объём представлений о растениях и животных Красноярского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения животных, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо связаны. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребёнок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы. Имеет представление о природных богатствах недр Красноярского края. Знает, что такое «Красная книга», какие растения и животные внесены в неё. Знает понятия «улица», «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями посёлка Солнечный.
Высокий
Ребёнок знает достаточно большое количество растений и животных Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю посёлка. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов Красноярского края.
X. Используемая литература:
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. Ост. Л.Н. Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Бродовская З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 2003.
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
4. Герасимова З., Козачек Н. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края. // Дошкольное воспитание. – 2001. №12, с.47-52.
5. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
6. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
7. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. – 2007. №6, с.118-121.
8. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание. – 2006. №5, с.11-13.
9. Кириллов М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991.
10. Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
11. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. №2, с.3-8.
12. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
13. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
14. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
15. Миронова Л.П. Люби и знай свой родной край. Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 1. с. 17-23.
Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Сост. Арапова – Пискарева. – М., 2005.
16. Николаев Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
17. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
17. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
18. Рубцова Н.И. Использование национально – регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства № 4, 2001, с.39.
19. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
20. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
21. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Приложение 1.
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Общие показатели
Н – 1,0 – 1,4
С – 1,5 – 2,4
В – 2,5 – 3,0
Уровень освоения знаний по региональному компоненту
«Краеведение для дошкольников»
3-4 года
Ф.И. воспитанника | Знает имя, отчество родителей | Знает место работы родителей | Знает участок и группу детского сада, поддерживает порядок | Знает имя и отчество сотрудников детского сада | Знает некоторых домашних и диких животных края | Знает правила поведения в природе | Знает название своего города | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Уровень освоения знаний по региональному компоненту
«Краеведение для дошкольников»
4-5 лет
Ф.И. воспитанника | Рассказывает о семье, семейном быте, традициях | Активно участвует в мероприятиях | Рассказывает о желании приобрести определённую профессию | Участвует в наблюдениях за растениями, животными | Участвует в опытно-экспериментальной деятельности | Знает правила поведения в природе | Рассказывает о своём городе | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Уровень освоения знаний по региональному компоненту
«Краеведение для дошкольников»
5 – 6 лет
Ф.И. воспитанника | Знает свой домашний адрес, название города, округа | Имеет представление о символике города, края, посёлка | Знает название близлежащих улиц | Имеет представление о жизни и быте людей посёлка, города | Узнает на фотографиях достопримечательности посёлка, города, умеет рассказать о них | Знает правила поведения в природе | Знает профессии своих родителей | Знает роль экологии на жизнь человека | Различает некоторые рода войск | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Уровень освоения знаний по региональному компоненту
«Краеведение для дошкольников»
6 – 7 лет
Ф.И. воспитанника | Имеет краткие сведения об истории города, округа | Знает герб, флаг Красноярского края, посёлка | Знает дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес, номер телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада | Имеет представление о Президенте, Правительстве России | Имеет представление о родном крае, о людях разных национальностей, их традициях, фольклоре | Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников | Знает и соблюдает правила безопасности поведения в природе и на улицах города | Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках Красноярского края, района | Понимает свою роль в социальной и окружающей среде | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение для дошкольников
Родной край...
Работа по краеведению с дошкольниками
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем...
«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс взаимодействия ДОО с семьёй»
Цель работы заключается в следующем: определить эффективность проектной деятельности покраеведению как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает ...
"Краеведение для дошкольников"
Программа дополнительного образования...
Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств и основ краеведения у дошкольников».
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение...
Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками
Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в т...