Работа по краеведению с дошкольниками
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_kraevedeniyu_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.
Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.
Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет
№ | Время проведения | Тема | Форма проведения |
1. | Сентябрь | Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города. | занятие |
2. | Сентябрь | Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. | беседа |
3. | Октябрь | Наш город – город герой. | занятие |
4. | Ноябрь | Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города). | беседа |
5. | Ноябрь | Улицы родного города. | занятие |
6. | Декабрь | Дать знания о том, чем славится родной город | беседа, ширма- раскладушка |
7. | Январь | Памятники родного города. | занятие |
8. | Февраль | Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край. | занятие |
9. | Март | Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы). | беседа |
10. | Март | Дом, в котором я живу. | рисунок |
11. | Апрель | Природа родного края. | занятие |
12. | Апрель | Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города. | наблюдение |
13. | Май | Закрепить навыки поведения на улицах города. | занятие |
14. | Май | Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых. | беседа, рисунок |
Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет
№ | Время проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Правила перехода через улицу. “История возникновения родного города”. Названия улиц родного города. | Целевая прогулка Занятие Беседа Беседа |
2 | Октябрь | “Тула – город мастеров”. О названиях улиц родного города. Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду. Памятники родного города; люди, прославившие город. | Занятие Беседа Работа с картой и схемой Беседа |
3 | Ноябрь | Наш микрорайон. “Путешествие по родному городу”. | Целевая прогулка Игра |
4 | Декабрь | Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц. Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе. | Практическое занятие Экскурсия |
5 | Январь | “Узнай где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города. “Наши музеи?” | Дидактическая игра Занятие |
6 | Февраль | Памятники защитникам Отечества. Рассматривание иллюстраций (фото) “Фонтаны родного города”, рассказ об их возникновении. Парки и скверы города. Зеленые зоны района. | Беседа Рассказ Беседа Целевая прогулка |
7 | Март | “Встреча с прекрасным” – художественные музеи родного города. Закрепление знаний о музеях родного города. Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке. | Занятие/ Игра-путешествие |
8 | Апрель | Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города. “Архитектура родного города” | Занятие |
9 | Май | “Природа Тульского края” | Беседа |
Игры по краеведению
Герб города (игра).
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.
Наш город (игра).
Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.
Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.
Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.
Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.
Исторические места и здания города (игра).
Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.
Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.
Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.
Заколдованный город (игра).
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: “расколдовать” город.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план работы по краеведению для старшей группы
В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....
Краеведение для дошкольников
Родной край...
Опыт работы по краеведению
Кружковая работа "Прюключения кузнечика Кузи" Составления карты Кемеровской области...
Перспективный план работы по краеведению с детьми старшей группы 5-6 лет.
Перспективный план по краеведению разбит на три блока:1 блок «Наша Родина – Россия!», 2 блок «Малая Родина – Власиха» и 3 блок «Моя семья». ...
Методические рекомендации для педагогов по теме: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любов...
Методические рекомендации для педагогов по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению"
ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые направлены на формирование в ребѐнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного кра...