Проект "Народы нашего края - Эвенки"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект "Народы нашего края - Эвенки". Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов родного края путем создания этнографического отдела музея в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olhovskaya_k.o._proekt_evenkiyskiy_muzey.docx | 529.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Брусника»
ПРОЕКТ на тему:
«Народы нашего края - Эвенки»
Подготовила:
Воспитатель
подготовительной группы
«Почемучки»
Ольховская К.О.
п. Магистральный
2022-2023 учебный год
Актуальность
«Без исторической памяти - нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа».
(Г.Н. Волков)
По мнению известных педагогов, исследователей (Э.К. Суслова, С.А. Козлова, Е. А. Казаева и др.) формирование патриотических и гражданственных чувств, любви к Отчизне должно осуществляться с самого раннего детства. Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».
В дошкольном учреждении патриотическое воспитание начинается с ознакомления детей с Малой Родиной, что способствует формированию уважительного отношения к культуре других народов, пониманию их самобытности, принятию специфики культурных ценностей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов в дошкольных учреждениях, является проектная деятельность. Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре эвенкийского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края. Исходя из актуальности, проект может быть рекомендован к использованию другими дошкольными учреждениями.
Технологическая карта проекта
1 | Название проекта «Народы нашего края – Эвенки» | |||||||
2 | Тема проекта Создание этнографического отдела музея, посвящённого Эвенкам | |||||||
3 | Проблемное поле проекта (мотивационный этап) Знакомство с малочисленным народом, проживающим на территории нашего района - Эвенками | |||||||
4 | Вопросы к детям и ответы!!! детей | |||||||
Что я знаю? - Что у меня бабушка Эвенка и мы часто бываем на праздниках в общине (Яна С.) - Есть такие люди и у них очень интересная красивая одежда (Катя К.) - Они жили в нашем районе ещё когда не было нашего посёлка (Саша Т.) | Что хочу узнать? - Чем занимались Эвенкийские дети, если у них не было телефонов? (Андрей Ш.) - Как Эвенки жили в Юртах и чем питались? (Соня Т.) - Где они брали одежду, посуду и мебель, ведь у Эвенок не было магазинов (Маша С.) | Что нужно сделать, чтобы узнать? - Я спрошу у мамы, она всё про них знает (Яна С.) - Можно прочитать в интернете, там, наверное, всё про них написано (Соня А.) - Сходить в музей, там нам всё про них расскажут (Паша Т.) | ||||||
5 | Цель проекта Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов родного края путем создания этнографического отдела музея в условиях ДОУ. | |||||||
6 | Задачи проекта | Для детей - Узнать всё об Эвенках, их традициях и организации быта; - Принять участие в создании этнографического отдела музея; - Познакомится с эвенкийскими народными сказками и играми. | ||||||
Для педагогов - Подобрать и изучить литературу и интернет-ресурсы по теме «Эвенки»; - Привлечь родителей к реализации проекта «Народы нашего края – Эвенки»; - Подготовить дидактические игры, консультации для родителей, презентации и конспекты НОД по теме проекта. | ||||||||
Для родителей - Стимулировать желание детей узнавать что-то новое об Эвенках; - Оказать помощь в изготовлении и приобретении экспонатов для этнографического отдела музея; - Формирование интереса к проблеме патриотического воспитания детей. | ||||||||
7 | Планируемые результаты проекта | Для детей - Знают о Эвенках, их традициях и обычаях, организации быта; - Каждый принял участие в создании этнографического отдела музея; - Знают эвенкийские народные сказки, используют эвенкийские народные игры в самостоятельной деятельности. | ||||||
Для педагогов - Изучена литература и интернет - ресурсы, подобран материал по теме проекта; - В группе создан этнографический отдел музея с привлечением родителей и детей группы; - Разработаны конспекты НОД, подготовлены презентации, консультации для родителей. | ||||||||
Для родителей - Заинтересованы в патриотическом воспитании детей, готовы оказывать помощь воспитателю; - Помогают своим детям искать информацию о эвенках и делиться её с детьми группы; - Приняли участие в создании и приобретении экспонатов для музея. | ||||||||
8 | Основные шаги реализации проекта 1 этап «Проектировочный» - Определение темы и актуальности создания отдела музея - Подбор и изучение материалов о быте и культурных традициях эвенок - Составление каталога необходимых музейных средств - определение помещения, отделов музея и идейного замысла экспозиции 2 этап «Информационно-диагностический» - выявление (в ходе беседы) знаний детей о коренных жителях нашего района - подготовка консультаций для родителей о патриотическом воспитании дошкольников - оформление информационного стенда для родителей 3 этап «Преобразовательно-внедренческий» - Преобразование предметно-образовательной среды через включение этнографического компонента (отдела музея) - Привлечение родителей воспитанников к наполнению музея экспонатами - Разработка и внедрение системы образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов нашего края (эвенки) в условиях этнографического отдела музея ДОУ 4 этап «Аналитико-рефлексивный» - подведение итогов внедрения этнографического отдела музея в образовательную среду ДОУ. | |||||||
9 | Описание продукта, полученного в результате проекта В группе детского сада организован этнографический отдел музея Все экспонаты, представленные в музее, условно разделены на несколько экспозиций: - «Традиционная одежда Эвенок» - «Народные ремёсла эвенкийских мужчин» - «Декоративно-прикладное искусство эвенкийских женщин» Кроме этого, разработана картотека эвенкийских народных игр и сборник эвенкийских народных сказок | |||||||
10 | Вид проекта Познавательно-творческий, среднесрочный (5 недель), групповой | |||||||
11 | Состав участников | Дети подготовительной группы | ||||||
Родители детей подготовительной группы | ||||||||
Воспитатель подготовительной группы | ||||||||
12 | Интеграция образовательных областей | |||||||
Образовательный процесс осуществляется в различных видах детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО: 1. «Познавательная деятельность»: даются первоначальные представления о семейно-бытовой и нравственно-этической культуре коренных народов нашего края (эвенок); 2. «Речевая деятельность»: используются эвенкийские народные сказки, поговорки и пословицы; 3. «Изобразительная деятельность»: используются предметы, изображающие жизнь эвенкийских народов; в рисунках и поделках актуализируется полученная информация. | ||||||||
№№ пп | Название образовательной области | Тема занятия | Цель | |||||
1 | Познавательное развитие | «Знакомство с музеем» | Знакомство с жизнью и бытом эвенкийского народа через знакомство с экспонатами этнографического отдела музея | |||||
2 | Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Северный олень» | Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей (опираясь на образ оленя, представленного на выставке в этнографическом отделе музея) | |||||
3 | Развитие речи | Чтение художественной литературы «Девочка – Чуткость» | Знакомство с народным творчеством Эвенок через чтение народной эвенкийской сказки (в качестве мотивации использована деревянная кукла, представленная в отделе музея) | |||||
4 | Познавательное развитие | «Эвенки в нашем районе» | Закрепление знаний о Эвенках, как о малочисленном народе нашего края через рассказ представителя Эвенок в национальном костюме (который представлен в музее) | |||||
5 | Художественно – эстетическое развитие | Рисование «Девочка в эвенкийской шубке» | Формировать умение рисовать фигуру человека передавать образ одежды, закрепить приёмы рисования карандашом через изображение девочки в эвенкийской шубке (в качестве наглядного пособия использованы куклы из музея) | |||||
6 | Развитие речи | Составление описательного рассказа «Самый интересный экспонат» | Развитие связной речи через составление описательного рассказа о наиболее понравившемся экспонате, представленном в этнографическом музее. | |||||
7 | Художественно-эстетическое развитие | Конструирование из бумаги «Эвенкийский чум» | Совершенствовать умение конструировать из бумаги: складывать круг на четыре части, использовать способ закручивания бумажного круга в конус, надрезать по сгибам, используя схему. | |||||
13 | Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта В Казачинско-Ленском районе есть единственная национальная деревня. Находится на 42 км юго-восточнее железнодорожной станции Киренга в подчинении Казачинского сельского поселения. Постоянная транспортная связь существует лишь зимой. Проживают эвенки также в с. Казачинское, р.п. Магистральном. Мало кто знает, что коренных эвенков в Казачинско-Ленском районе остался всего 71 человек (по данным 2020 года). При этом почти все они метисы, ведь ассимиляция уже практически полностью поглотила этот народ. | |||||||
14 | Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Ноутбук (с выходом в интернет), принтер цветной, ИКТ-оборудование (экран, проектор, колонки), ткань (для создания фона) | |||||||
15 | Планируемое время на реализацию проекта по этапам 1 этап «Проектировочный» - 1 неделя 2 этап «Информационно-диагностический» - 1 неделя 3 этап «Преобразовательно-внедренческий» - 2 недели 4 этап «Аналитико-рефлексивный» - 1 неделя |
Приложение
Перечень экспонатов, которые удалось собрать для этнографического отдела музея, входе реализации проекта
№ | Название | Кол-во | Описание |
1 | Платья | 2 | Выполнены из ровдуги (замши), украшены мехом и бисером |
2 | Повязки на голову | 2 | До недавнего времени у сымско-кетских эвенков бытовал в употреблении и старинный головной убор в виде повязки. Изготавливали ее из широкой ровдужной полосы, которая охватывала голову и завязывалась на затылке с помощью вязок или зашивалась наглухо. К этой полосе пришивали четыре лямки, проходящие крестообразно по голове и плотно обшитые бисером голубого, жёлтого, белого и синего цветов |
3 | Пояс | 1 | Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой. |
4 | Куклы в национальном костюме | 3 | Куклы одеты в национальные костюмы, выполненные из меха и замши |
5 | Солнышко | 6 | главный эвенкийский оберег для охотников и оленеводов, символ любви, душевного тепла, богатства и дружбы, символ жизни и всего живого на земле |
6 | Брелки | 4 | Выполнены из обрезков меха |
7 | Брошь | 1 | Украшение для эвенкийских девушек |
8 | Календарь охотника | 2 | На календаре горизонтально наносили насечки и отмечали количество дней. 12 таких горизонтальных линий - это число месяцев в году. А год стал начинаться с 1 сентября и длился 365 дней. Дни считали с помощью деревянного штырька, который каждый день передвигали в соседнее отверстие. В этом календаре уже отмечали праздники в виде звёздочек. |
9 | Поделка из дерева | 1 | Олень, везущий Эвенка на санях, вырезан из дерева |
10 | Бусы+ серьги | 1 | Украшения выполнены эвенкийскими рукодельницами |
11 | Шкатулка | 1 | Муручун Обычно изготавливалась из бересты и обтягивалась ровдугой, которую украшали мехом и орнаментом |
12 | Юрта | 1 | Национальное жилище эвенок |
13 | Кукла из дерева | 1 | Аюкан – вырезанная из дерева кукла. |
14 | Вышивка на унты | Украшение для обуви выполнено из замши, украшено мехом и бисером | |
15 | Олень | 1 | Фигура оленя выполнена эвенкийскими умельцами |
16 | Сумка | 1 | «олдом кавья». Выполнена из замши. |
17 | Кумолан | 1 | национальный ковёр эвенков, сшитый из оленьих шкур |
18 | Туесок | 1 | Баночка из бересты для хранения сыпучих продуктов или мелких вещей |
19 | Оберег | 1 | Оберег из дерева с изображением оленя служит защитой юрты и символом изобилия |
20 | Унты | 1 | Национальная зимняя обувь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
Конспект ОД по ознакомлению детей с родным краем «Природа нашего края» (средняя группа)
Конспект занятия...
Консультация для родителей "Малочисленные народы, проживающие в Красноярском Крае. Эвенки.
Вызвать интерес родителей к знакомству с культурой и обычаями коренных народов Севера....