Консультация для родителей "Малочисленные народы, проживающие в Красноярском Крае. Эвенки.
консультация
Вызвать интерес родителей к знакомству с культурой и обычаями коренных народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_narody_severa.docx | 120.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Малочисленные народы, проживающие в Красноярском Крае.
Эвенки.
ЭВЕНКИ
По данным Переписи 2010 года в России живут 38396 эвенков.
Язык эвенкийский тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.
Основное занятие эвенков – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. "Конные" Эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец. Рыболовство имело подсобное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли тюленя.
Устаревшее русское название эвенков - тунгусы.
Верующие эвенки - православные. В то же время сохранились культы духов, промысловые родовые культы, шаманизм.
Традиционные занятия
Охотились эвенки скрадом, гоном на лыжах, с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью, подкарауливанием у водопоя и переправы. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери боровая дичь.
Своеобразное орудие охоты - кото или уткэн - большой нож на длинной рукояти, применявшийся и как оружие против медведя, и для расчистки зарослей.
Была развита домашняя обработка шкур, костей, рогов, бересты (среди женщин); делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы, владели кузнечным делом. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота.
В настоящее время в качестве народных промыслов развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером (у восточных эвенков - шелком), аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).
Традиционное жилище
Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников - из нескольких десятков. Чум (дю) имел конический остов из жердей, покрытый зимой шкурами, а летом - тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла.
Национальная одежда
Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус), распашного кафтана из оленьей шкуры; под него надевался нагрудник, сшитый из меховых полосок и завязанный завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками.
Позднее летний кафтан стал делаться из сукна, зимний - из оленьих шкур. Зимой шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей. Илимпийские эвенки носили капорообразного покроя шапки, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски было распространено ношение мужчинами сложенных широким жгутом платков, повязанных вокруг головы. Летняя обувь делалась из кож, сукна, ровдуги; зимняя - из оленьего меха.
До XIX в. было принято татуировать лицо. Традиционная прическа - длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером.
Традиционная пища
Основа традиционной пищи эвенков - мясо диких животных и рыба. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, кровяную колбасу, зимний суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.
Рыбу вялили, делали юколу, из сушеной рыбы - муку (порсу). Зимой ели строганину из рыбы и печени налима. Зерно и муку знали давно, но выпекать хлеб стали под влиянием русских. Летом потребляли ягоды, корни сараны, черемшу и лук. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком, брусникой, шиповником. Курили листовой табак.
Традиции и фольклор
В конце XIX в. у эвенков преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма (тэри) или отработкой за невесту. Браку предшествовало сватовство, срок между ними порою достигал одного года.
До нач. XX в. были известны левират (женитьба на вдове старшего брата), в богатых семьях - многоженство (до 5 жен).
Фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Эпос читался речитативом, обычно в течение ночи. Часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя строки за сказителем. Из музыкальных инструментов известны варганы (деревянные и костяные), бубен,
Духовная сфера
Особенно важную роль играли представления о родстве человека и медведя, бытовал т.н. медвежий праздник.
У эвенков развились классические формы шаманства. Само слово «шаман» имеет тунгусское происхождение. Шаманы, являясь посредниками между людьми и духами, совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты по мирам Вселенной с различными целями: вылечить от болезней, найти пропавшее, обеспечить хороший приплод, помочь рождению ребенка, проводить в мир мертвых душу умершего. Для этой цели шаманы имели духов-помощников, фигуры которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха.
Шаман имел особый костюм, с бахромой и металлическими нашивками, шапку с бахромой, опускающейся на лицо, бубен овальной формы с колотушкой. Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Места захоронений известных шаманов приобретали сакральный характер (например, эвенкийское шаманское стойбище «Ураган» в Енисейском районе Красноярского края).
У эвенков встречалось несколько вариантов традиционного похоронного обряда. До XVIII в. преобладало воздушное захоронение - тело укладывали на помосте и закрывали ветками. Рядом клали оружие, личные вещи покойного. Другой способ - устанавливали гроб на столбах. Чум покойного сжигали и откочевывали на новое место. В XIX в. под влиянием православия перешли на захоронение в земле, при этом закалывали и съедали оленя, а голову и шкуру развешивали по соседним деревьям. Место для захоронения подбирали высокое и сухое. Сопроводительный инвентарь и одежду портили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Красноярский край-народы и традиции»
Разработала электронную презентацию по теме «Красноярский край-народы и традиции»...
Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"
Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...
Положение о Фестивале «Наследники культурных традиций народов проживающих на территории Алтайского края»
Положениео Фестивале «Наследники культурных традиций народов проживающих на территории Алтайского края»...
Конспект НОД в подготовительной группе. Региональный компонент. «Традиции и культура народов, проживающих на территории Хабаровского края. Ульчи.»
Цель:1. Развивать познавательный интерес к истории коренных народов своей малой родины.Задачи:Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.Воспитывать бережное отношение к нар...
Проект "Народы нашего края - Эвенки"
Проект "Народы нашего края - Эвенки". Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов родного края путем создания этногра...
Конспект НОД в подготовительной группе.Региональный компонент."Культура и традиции народов проживающих на территории Хабаровского края-нанайцы.
Знакомство с коренными жителями Хабаровского края-нанайцами.Формирование у детей уважение к национальным традициям,воспитание у детей чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных наци...