Конспект интегрированного занятия «Символы блокадного Ленинграда» (экскурсия в интерактивный музей)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ткаченко Татьяна Константиновна

экскурсия в мини-музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Символы блокадного Ленинграда»

(экскурсия в интерактивный музей)

Цель:
Расширение представлений детей о подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1.
Образовательные (области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»):

Расширять представления детей об  исторических событиях   Отечества.

Познакомить детей с символами блокадного Ленинграда на примере музейной выставки.

Продолжать знакомить  детей с музыкальными произведениями военной тематики.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.

Закреплять умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; расширять словарный запас ( экскурсовод, экспонат, выставка, буржуйка, коптилка и т.д.)

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Развивающая: Развивать внимание , память, умение делать логические умозаключения

Воспитательные:

Формировать чувство патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества.
Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме.
Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет.
Разучивание стихотворений о блокадном городе.
Показ иллюстраций о Ленинграде. 

Изготовление поделки « Берегите хлеб»

Репертуар:

  1. Слушание песни "Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача ,« Землянка»
  2.  Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки» музыка И.Шварца, слова В.Коростылева.
  3. Слушание фрагмента симфонии Д. Шостаковича

 

Педагог:  (в зале звучит метроном, видеоряд документальных кадров о блокаде)  Сегодня у нас в зале много  необычных предметов. На что вы обратили внимание? (дети отвечают) Да, сегодня наш зал превратился в музейную выставку, которая расскажет посетителям о жизни людей  в блокадном Ленинграде. А вы уже посещали музей? Как вы думаете для чего  человеку нужен музей? (получить информацию, интересно провести время. сохранить память об истории страны ..) Музей – это здание, в котором хранятся экспонаты (предметы, который рассказывает о каком –либо явлении, документ, произведение искусства, предмет старины, фотографии. видео и т.д.)  Ребята, а вы хотели бы стать экскурсоводами в  музее? (кто такие экскурсоводы, ответы детей)    

   Давайте вспомним правила поведения в музее (внимательно слушать, не перебивать экскурсовода, не шуметь, без разрешения не трогать экспонаты)

   За правильные ответы на вопросы во время экскурсии, вы будете получать медали с изображением экспоната.

По  книгам, фильмам и рассказам взрослых  вы уже знаете о страшной  войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. И сегодня мы поговорим с вами об одном из главный событий Великой Отечественной войны – блокаде города Ленинграда. Это один  из красивейших городов нашей страны.  Как он сейчас называется? Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли, чтобы не сохранилась память о русской культуре. Больше двух месяцев шли бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени.

Посмотрите на карту, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)

Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой,   она продолжалась 872  дня.  

( давайте пройдем к первому экспонату)

Символ 1.Заклеенные окна.   Город непрерывно бомбили немецкий самолеты. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стекла не трескались и не вылетали от ударной волны   при бомбежке.

 ( Для чего в блокадном Ленинграде заклеивали окна?)

Символ 2. Коптилки и керосиновые лампы. Света в жилых домах в блокадном Ленинграде не было. Все электростанции в пригороде немцы уничтожили, а в городе их было мало.  Электроэнергию берегли для заводов, где выпускали снаряды и госпиталей, где лечили раненых. Жилье освещали коптилками и керосиновыми лампами. Коптилки делали из маленьких баночек, наливали керосин и зажигали фитиль. Они коптили.  

 ( Почему в жилых домах Ленинграда не было света? Чем освещали комнаты?)

Символ 3. Надпись. Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее ОПАСНА.

Ребенок читает

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно это была сторона
Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.

 Символ 4: Хлебные карточки. В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты? В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. Детям выдавали 125 гр. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, а хлеб выдавался по карточкам. Остальные продукты выдавали раз в 10 дней. ( вот так выглядели карточки – давайте подойдем к весам и взвесим кусочек хлеба-125 гр).

Ребенок с  педагогом  читает: На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!

(  Что такое хлебная карточка?)

 

Символ 5. Печка – буржуйка.  ( вкл. музыку « Землянка»)   Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла

Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой зданий. Почему печь называлась буржуйкой? Она была круглой, как толстый буржуй (картинка). Потребляла много дров и мало грела. На печке варили похлебку, сушили хлеб на сухари, топили снег, чтобы пить воду. ( можно поставить снег, чтобы он таял)

(Что сжигали в печке буржуйке вместо дров?)

Символ 6. Санки и бидон.  Зимой водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на  Невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.( пробуем везти санки) Как вы думаете вода легкая? Давайте попробуем наполнить бидон водой. Попробуйте поднять.

 (Где брали воду жители блокадного Ленинграда?)

Символ 7.Метроном .

Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Это была единственная возможность узнать новости. Метроном оповещал жителей об атаке немецких самолетов. Если он стучал медленно, значит атаки нет, а если быстро, то необходимо было спускаться в убежище, поскольку скоро начнется бомбардировка.

 Стук метронома напоминал  людям ритмичные удары гигантского сердца Великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.   ( Что означал медленный стук метронома?)

Символ 8. Платок. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, так как водопровод в городе не работал, стояли в очередях за хлебом, который давали по карточкам. Работали на заводах.   Однажды на завод  где  делали тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов – автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени-отчеству Василий Васильевич.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. Дети, которые ещё могли ходить, учились. Это было подвигом маленьких ленинградцев. В школе было очень холодно, дети сидели за партой в одежде, укутанные в платки.

( Как помогали дети взрослым в блокадном Ленинграде?)

Дети исполняют песню

«Ленинградские мальчишки»

музыка И.Шварца, слова В.Коростылева.  

  

Символ  9.Дорога жизни.  О Дороге жизни нам расскажет Аня вместе с мамой. Стихи.

Когда открылась Дорога жизни, детей начали отправлять в эвакуацию. Это была дорога по Ладожскому озеру. Зимой по льду, летом на лодках по воде, под непрерывной бомбежкой. Часто грузовики проваливались под воду.

Детей отправляли в эвакуацию одних, без родителей, целыми садами и школами. Родители оставались работать на военных заводах. Сколько было горя и слез при расставании. Вещей разрешали брать совсем немного их складывали в чемодан, собраться нужно было быстро.  

 

Педагог. Но, не смотря на страшные испытания, во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и Ленинградское радио.  

Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами. Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".

Ребята, а в музее может прозвучать музыка? Мы можем познакомить посетителей с музыкой военных лет. Например с песней   "Священная война".

В первые дни войны родилась великая песня. Она вдохновляла и звала людей на борьбу. С этой песней вы уже знакомы.

Звучит запись песни "Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. ( фрагмент).    О чем эта песня? Когда ее сочинили? Какой характер у музыки?

Еще один символ блокадного Ленинграда  ( 10)– это музыка, которую сочинил Дмитрий Шостакович. «Симфония № 7. Ленинградская». Музыка, которая подарила людям надежду.     Он посвятил эту музыку страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. Музыку исполнял оркестр.   В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление огневых точек. Большой зал филармонии был полон, люди несли цветы. Фашисты обезумели, когда услышали музыку, они думали, что город мертвый, а люди продолжали жить. ( звучит фрагмент музыки)  

( Какой характер у музыки? Нужна ли музыка была людям в такое тяжелое время?)

Символ 11.Кошки.  Вы уже знаете историю о кошках в Ленинграде. Расскажите, зачем они были нужны после блокады?

 Педагог.

И вот пришел день освобождения.   27 января, только  80 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

 С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.

Самые известные из них –   Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады рисунки детей.

А сейчас мы с вами изготовим еще один символ. Блокадная ласточка с письмом – Немцы заявили, отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады. Но жители Ленинграда продолжали верить в победу, именно тогда появилась блокадная ласточка –символ надежды. Это был значок, который жители носили на одежде, он означал «Жду письма».

(Коллективная работа на ватмане  Письмо в прошлое. Напишите на листе свои имена)

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием интерактивного оборудования "Олимпийцы: смекалистые и любознательные"

Занятие проводилось в период проведения олимпийских игр в  Сочи.В группу были приглашены родители и методист. Применение интерактивного оборудования дало дополнительную возможность заинтересовать...

Метроном как символ блокадного Ленинграда

Презентация к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Конспект интегрированного занятия "Снятие блокады Ленинграда"

Формирование нравственных понятий и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ»

формировать элементарные математические представления через использование игровых ситуаций разного содержания; развивать самостоятельность и инициативность детей....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Символы блокадного Ленинграда»

Автор: Бухарчикова Анастасия СергеевнаКонспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Символы блокадного Ленинграда»Цель: обогащать и конкретизировать представл...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Экскурсия по Москве

Во время ООД дети побывают на виртуальной экскурсии по Москве....