ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»
проект (старшая группа)
Аннотация проекта
Великая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни наших детей, ни России. В доступных для детского возраста границах необходимо подчеркнуть важность знакомства дошкольников с тем, что война-это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно научиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В связи с этим перед педагогами ДОУ стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_primore_22-2.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 г.Владивостока»
ПРОЕКТ:
«Познавательно-исследовательская деятельность:
«Фронтовое письмо – треугольник моим землякам»
с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»
Разработала: воспитатель
Волынец О.Н.
Владивосток
2023 г.
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать
жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память
к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне.
Н. Вер
Аннотация проекта
Великая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни наших детей, ни России. В доступных для детского возраста границах необходимо подчеркнуть важность знакомства дошкольников с тем, что война-это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно научиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В связи с этим перед педагогами ДОУ стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Годы идут, и всё большая череда долгих лет отделяет нас от памятного события, которое произошло 9 мая 1945 года. Это важная дата для всех нас. 9 мая — праздник нашего народа, народа победителя в Великой Отечественной Войне!
Ветеранов войны с каждым днем становиться все меньше и меньше. Но еще есть возможность познакомить наших детей с непосредственными участниками той великой Победы. У нас еще есть возможность пообщаться и поздравить ветеранов. Это наш долг воспитывать в своих детях уважение к ветеранам, помнить войну, чтобы не было другой. Патриотическое воспитание
дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине –это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Нельзя быть патриотом, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Проблемная ситуация
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно - развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили следующие проблемное поле:
1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим
воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
2. В ДОУ создано недостаточно материалов для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней.
3. Недостаточно атрибутов для обыгрывания детьми в сюжетно-ролевых играх из этого периода;
4. Недостаточно материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы г. Владивостока.
5. Дети мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, о подвигах советских солдат.
6. Не понимают значение слов данной тематики и не употребляют их в процессе общения.
ЦЕЛЬ:
воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
Для детей:
- Формировать представления детей о событиях ВОВ.
- Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа».
- Формировать представления детей о разных родах войск: «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики».
- Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
- Подвести к восприятию художественных произведений о войне; учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне.
- Развивать связную речь; активизировать словарь детей: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т. д; учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.
- Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла.
- Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
Для педагогов:
- Повышать компетентность педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием.
- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующие нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план мероприятий к 9 мая.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Составить конспекты занятий, праздников, развлечений.
Для родителей:
- Объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.
- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
-Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проект был разработан с учетом ФГОС ДО, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы:
• разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
• построение педагогического процесса на основе интеграции содержания образовательных областей;
• гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей;
• развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
• организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге; соблюдение права выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
Вид проекта: познавательно – информационный, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь- май 2021 года.
Участники проекта: Воспитатель Волынец О.Н., дети старшей группы (5-6 лет), музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, музыка).
Формы организации проекта: Беседы, НОД, Создание и показ презентаций, Музыкальный праздник, Физкультурный досуг, Экскурсии, Мини-выставки, Коллекционирование, Консультации для родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны, наших земляках.
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны.
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
- Создание книги-памяти об участниках ВОВ, чьими именами названы улицы города Владивостока.
Родители:
- Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ.
- Повысить уровень ответственности за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Практическая значимость:
Проект рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволит не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
1. Концептуальный этап:
- Выбор темы проекта, обоснование ее актуальности, формулирование цели и задач, прогнозирование результатов.
2. Подготовительный этап:
- Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
- Анкетирование родителей на тему: «Патриотическое воспитание в вашей семье».
- Подбор картин, иллюстраций на военную тематику.
- Создание презентаций на военную тематику.
- Подбор художественной литературы, музыкальных произведений.
- Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.
- Планирование продуктивной деятельности.
- Работа с родителями.
3. Основной этап:
- Беседа, НОД, презентация: «Великий день Победы», «Какие бывают войска?», «Военная техника», «Ордена и медали», «Города-герои», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки». «Улицы города Владивостока, названные в честь воинов-земляков», «Памятники павшим воинам» (памятные места нашего города) «Дети – герои войны», «Мой прадедушка - солдат», «Георгиевская лента – символ Дня Победы».
- Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дозор», Я.Аким «Земля», А. Неход «Летчики», Е. Карасев «Город-герой», А.Усачёв «День Победы», Л. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль», «Памятник солдату», Е.Благинина «Шинель», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», А. Агебаев «День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый». Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, о воинском долге.
- Картины для бесед с детьми: И.Евстегнеев «Под Сталинградом», И. Тоидзе «Плакат военных лет «Родина-мать зовет», П. Кривоногов «Победа», «Защитники Брестской крепости», «Поединок», С.Герасимов «Мать партизана», А.Локтионов «Письмо с фронта», А. Меркулов «Салют Победы», Ю. Непринцев «Отдых после боя», Г. Марченко «Начало разгрома…», Ю. Трузе «Переправа советской артиллерии через Днепр».
- Прослушивание музыкальных произведений: «Военный марш» - Г.Свиридов, «Марш» - Д.Шостакович, «Катюша» - муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский, «День Победы» - муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонов, «Юнги» - муз. Е.Шмаков, «Яблочко» - муз. Р.Глиэр, «Три танкиста» - муз. Дм.и Дан. Покрасс, сл. Б.Ласкин), «Бравые солдаты» - муз. В. Соловьев-Седой, сл. М. Матусовский, «Гимн России» - муз. А. Александров, «Марш Победы» - М.Старокадомский, «Ты не бойся, мама» - муз. М.Протасов, сл. Е.Шкловский, «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава, «Не стареют душой ветераны» - муз. С. Туликов, сл. Я Белинский, «Пусть всегда будет солнце», «Солнечный круг», «Здравствуй мир»- муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин.
- Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты». Игры с дидактической игрушкой (солдатиками).
- Дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке».
- Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Сапёры», «Перевяжи раненого», «Кто самый меткий?», «Чей отряд быстрее посадит самолеты?», «Будь внимательным», «Доставь патроны», «Салют».
- Экскурсия в детскую библиотеку: Рассматривание экспозиции детских книг на тему ВОВ.
- Продуктивная деятельность:
Рисование: «Солдат на посту», «Праздничный салют», «Самолеты в небе».
Аппликация: «Георгиевская лента», Праздничная открытка «9 мая», «Парашютисты», «Фронтовое письмо». Составление коллажа «Военная техника».
Лепка: «Звезда», «Медаль героя», «Самолет», «Вечный огонь Победы», «Солдат», «Танк».
Конструирование из бумаги: «Самолёт».
- Физическое развитие: Спортивная игра «Зарница».
- Экскурсия: По памятным местам города Владивостока и возложение цветов к «Вечному огню»; «Их именами названы улицы Владивостока»
- Работа с родителями:
- Консультации (папки-передвижки); «Георгиевская лента – символ Дня Победы»; «Патриотическое воспитание детей в семье»; «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?».
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно –
ролевых игр.
- Создание родителями альбомов: «Дети – герои войны»; «Города-герои»; «Военная техника», «Мои земляки-герои ВОВ»
4. Заключительный этап:
- Итоговое мероприятие: «Утренник, посвященный Дню Победы».
- Встреча с ветеранами (праздничный концерт, вручение цветов и
подарков).
- Выставка детских работ.
- «Навек запомни» - оформление совместно с детьми и родителями стенгазеты.
- «Пусть будет мир на всей земле» - конкурс рисунков на асфальте.
- Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Методическая литература:
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
Информационные ресурсы: Интернет, библиотека методического кабинета ДОУ.
Родительская помощь:
- Изготовление костюмов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Подбор игрушек, художественной литературы.
- «Навек запомни» - оформление совместно с детьми и родителями стенгазеты.
- Создание родителями альбомов: «Дети – герои войны», «Города-герои», «Военная техника».
- помощь в создании книги-памяти «Мои земляки-герои ВОВ».
-помощь в организации выездов на экскурсии «Их именами названы улицы Владивостока».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта». Цель: продолжать формировать у детей старше...
Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»
Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...
Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"
Мастер-класс "Знакомство с историей игры" повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит с технологией «Путешествие по «реке времени»...
Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста
Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...
Конструкт организации ОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Тема: «История танца».Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Задачи: обучающие: – познакомить детей с историей ...