Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Светлана Александровна

Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта». Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории появления водного транспорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации НООД
с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории появления водного транспорта.

Задачи:

1. Обучающие:

- рассмотреть предпосылки возникновения водного транспорта, его изменения за время существования;

- дать представление о некоторых видах водного транспорта по названиям;

- создать условия для формирования представления о путешествии по воде;

2. Развивающие:

- формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени).

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению различных видов водного транспорта;

- воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира;

- формировать навыки совместной деятельности в подгруппе;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.

Предварительная работа:

-чтение отрывка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» («Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»);

- рассматривание иллюстраций водного транспорта разных времен;

- беседа на тему: «Корабли древности»;

- сделать совместно с детьми заготовку панно «Река времени», объяснить как на нем можно продемонстрировать понятия настоящего, старины и древности. Выбор меток (флажков) для обозначения движения от прошлого к настоящему.

- поручить группе детей совместно найти и обобщить информацию о лодке. Выбрать между собой докладчика и рассказать о проделанной работе группе;

- дать индивидуальное задание ребенку, выучить стихотворение «Плот» и рассказать группе.

Планируемые результаты:

- воспитанники активно обсуждают поставленные вопросы, слушают взрослого;

- действуют по установленным правилам;

- проявляют устойчивый интерес к получению новых знаний;

- работают в группе, подбирая необходимые материалы;

- оценивают результат своей деятельности, делают выводы.

Оборудование: панно «Река времени», игрушки водного транспорта: бревно, плот, лодка, парусник, пароход, ледокол, грузовой и пассажирский корабли, подводная лодка; фуражка, штурвал, бинокль, якорь, спасательный круг, набор конструктора, песня «Юный капитан», аудиоаппаратура, наборы иллюстраций по истории водного транспорта, стихотворения о водном транспорте, темные полоски бумаги по количеству детей, ленты атласные 2 штуки каждому ребенку.

Ход деятельности:

1. Мотивация к деятельности

Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.

Звучит пестня «Юный капитан».

В: Уж так устроен человек, что его всегда влекло неведомое. Что было там, в далеком прошлом, что будет в будущем? Для этого люди отправляются в научные экспедиции. (звучит аудиозапись «звук работающих часов») Ребята, как вы думаете, что это?

Д: Это часы.

Воспитатель показывает большие часы.

В: Что показывают часы?

Д: Время.

В: Что можно сказать о времени  что оно «делает»? (Мы стоим, а время…)

Д: Идет, бежит.

В: А ещё говорят: «Время течет». А как вы думаете, про что ещё можно сказать: «Течет»? Д: Про реку, ручей, про воду из крана.

В: А вы когда ни будь путешествовали по «реке времени»?

Д: Нет, никогда.

В: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. «Река времени» – не просто река, по ней можно «путешествовать» во времени. Путешествуя по реке времени, можно увидеть то, что было за долго до появления нас с вами. Из чего же можно сделать реку времени прямо здесь, в группе?

2. Постановка целей исследования

Цель: актуализировать имеющиеся знания детей, необходимые для «открытия нового знания».

Дети совместно с воспитателем раскладывают макет «реки времени». Выкладывают в виде реки заранее приготовленный рулон голубой бумаги.

В:  Сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое, чтобы узнать об истории водного транспорта. Как возник водный транспорт? Вы готовы к новым приключениям? (Ответы детей).

3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала.

Цель: проанализировать и обсудить с детьми историю водного транспорта.

В: Однажды древний человек, охотясь в лесу, встретил огромного медведя. Косолапый зверь зарычал и стал его преследовать. Незадачливый охотник пустился наутек, но медведь уже настигал его. Быть бы человеку в пасти страшилища, если бы на пути не оказалась глубокая река. Беглец, недолго думая, прыгнул в воду, хот и не умел плавать. На его счастье, рядом проплывал ствол дерева, за который он ухватился. Бревно удержало человека на поверхности воды, не давая утонуть. Медведь в воду не полез и скрылся в чаще. Некоторое время беглец плыл по реке, держась за бревно, но вскоре течение вынесло бревно на берег, и охотник спасся. Люди поняли, что дерево не тонет и стали переправляться на бревне с одного берега на другой. Так бревно стало первым водным транспортом. У нас в группе есть предмет, похожий на этот «вид транспорта» бревно? Дети находят в группе маленькое бревнышко.

4. Работа в подгруппах.

Цель: развивать умение совместно сортировать и закреплять мелкие иллюстрации на панно «Река времени».

В: Куда нам нужно поместить бревно? В начале «реки времени» или в конце?  Почему?

Д: Мы положим карточку с изображением бревнышка в самое начало «реки времени», потому что это первый вид транспорта.

В: Как мы можем обозначить начало «реки времени»?

Д: Мы отметим начало красным флажком.

В: Как вы думаете, а древнему человеку было удобно передвигаться на бревне?  Почему?

Д: Наверное, нет. Потому что…(называют разные версии)

В: И тогда….

Д: Человек придумал связать бревна между собой.

В: при помощи чего связывал брёвна древний человек? Что было у него под рукой? (Обсуждение детских версий). «Да, это интересная мысль…», «А почему ты так думаешь?», «А другие что об этом думают?», «А что ты думаешь об этой идее?».

Д: Древний человек связывал брёвна при помощи травы.

В: Как называется этот вид водного транспорта?

Д: Плот. (ребенок читает заранее выученное стихотворение)

Р: Трудно плавать по волне

Только на одном бревне.

Чтобы легче стало плыть,

Надо плот соорудить.

Если много бревен взять,

Очень крепко их связать,

Плот получиться надежный,

А на нем и плавать можно!

В: Куда нам нужно поместить «плот» на «реке времени»? Упражнение «Назови, какой?» Как можно сказать: по сравнению с бревном, плот какой?

Д: Большой, широкий, устойчивый, деревянный, тяжёлый, … Работа с макетом «Река времени».

В: На плоту передвигаться по воде было удобнее, чем на бревне.  Но что то опять не устраивало древнего человека. Как вы думаете, о чем я говорю?

Д.: Людям нужно было более быстрое средство передвижения по воде, чем бревно или плот.  Людям нужно было более вместительное средство передвижения.

В: И тогда появилась …? (воспитатель ждет, что дети сами подскажут продолжение мысли).

Д: Лодка.   (дети достают карточки с изображением лодки, пироги, челнока) В: Лодки были разной формы и размеров и назывались по разному: лодка, пирога, челн.

В: Разместите, пожалуйста, лодку на «реке времени».

Доклад группы детей о лодке:

Группа детей: Так бы и плавали древние люди на плотах, но одному из них пришла в голову мысль выдолбить каменным топором середину ствола дерева и пустить по воде. Так возникла первая лодка. Плавать на лодке стало удобнее: вода не переливалась через борт. Чтобы управлять такой посудиной, человек смастерил весло – палку с плоским концом, которой можно было грести. Со временем весло стало напоминать по форме лопату с длинной речкой. Постепенно человек научился мастерить лодки не из цельного куска дерева, а строить из отдельных деталей.

В: Для того, чтобы грести, люди должны быть сильными, давайте потренируемся. Динамическая пауза (Лодочка):

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

В:  Лодка тоже оказалась не совсем удобной,  приходилось долго и тяжело грести. И тогда люди научились использовать силу ветра. Так появились…?

Д: Первые парусники.

В:  Как вы думаете, какие корабли плывут быстрее: с парусом или без паруса?

Д: Мы думаем, быстрее лодка плывет с парусом. (Обсуждение детей почему).

Работа с макетом «Река времени»

В: Какую модель мы поместим на «Реке времени»?

Д: Модель корабля с парусами.

В: На огромных парусных кораблях люди отправлялись в кругосветные путешествия открывать новые земли.  Но всегда ли дул попутный ветер? О какой погоде моряки говорят: «полный штиль?»

Д: Полный штиль это тихая погода.

В: Но время шло. И тогда появилась …? К тому времени ученые изобрели паровой двигатель, который стали использовать и на кораблях. Слова «пар» и «ходить» соединили вместе, получилось слово «пароход».

Работа с макетом «Река времени»

В: Какую модель мы поместим на «Реке времени»?

Д: Поместим пароход.

В: Ученые продолжали усовершенствовать двигатели, появились электрические, а потом и атомные двигатели. Их стали использовать на кораблях. Корабли строили уже не только из дерева, но и из металла. Самые прочные корабли  ледоколы.

В: Посмотрите, какие ещё карточки с моделями современных кораблей вы видите? Разместите их на «реке времени».

Дети находят нужные карточки и размещают их на макете «река времени».

5. Сборка общей таблицы.

Цель: проанализировать и сопоставить результаты исследования.

(Дети проверяют, правильно ли они расположили картинки на панно «Река времени»,
только после этого их приклеивают.)

В: Какая замечательная «река» получилась! Посмотрите, где на ней больше иллюстраций? И почему?

Дети: В «Настоящем». Потому что в древности видов водного транспорта было немного, и он был простой.

В: Дети мы с вами уже так много знаем про разный водный транспорт. А скажите какие головные уборы носят моряки?

Д: Бескозырки.

В: Почему их так называют?

Д: Головной убор называется бескозырка потому, что нет козырька.

В: А мы можем сделать бескозырки сами из того, что у нас есть?

Д: Можно сделать из бумаги и лент. Конструирование бескозырки.

В: Все правильно нам понадобятся ленты из атласа. Одну большую темную ленту соединяем в виде кольца и приклеиваем к кольцу две ленточки, как у моряков. Бескозырка готова. (Дети изготавливают самостоятельно бескозырки).

6. Рефлексия.

Цель: помочь детям осознать свою деятельность, оценить ее результаты.

В:  Вот мы и совершили путешествие по «Реке времени».  Вы узнали чтото новое, интересное? А может вы узнали чтото, чего не знали раньше?

Д: Узнали то, что первым видом транспорта было бревно. Узнали, что самым крепким кораблем является ледокол.

В: А  может что-то вас удивило?

Д: Удивило то, как просто можно сделать бескозырку.

В: Давайте ещё раз вспомним, как называется этот вид транспорта?

Д: Водный транспорт.

В: Вот мы с вами и проследили, как изменялся водный транспорт в зависимости от прогресса. Это еще не все сюрпризы на сегодня. Я для вас принесла подарок (воспитатель показывает штурвал, якорь, спасательный круг, флажки).

В: У нас теперь есть бескозырки, штурвал, флажки, якорь, мы можем построить корабль?

Д. Мы можем построить корабль из кубиков, конструктора, модулей. В: Где в группе можно начать постройку? (Дети   переходят   в   игровой   уголок, где   начинают строить корабль, создавать игровую обстановку), каждый выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием квест-технологии "Путешествие по реке времени"

Конспект  интегрированного занятия  "Путешествие по реке времени" с использованием квест-технологии для детей старших групп дошкольного возраста в игровой форме познакомит с в...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием квест-технологии «Путешествие по реке времени»

Главная цель данного занятия, это освоение  детьми старшего дошкольного возраста временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему):  какие были игрушки, как...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"

Мастер-класс "Знакомство с историей игры"  повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит  с технологией «Путешествие по «реке времени»...

Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста

Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...

Конструкт организации ОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «История танца».Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Задачи: ­ обучающие: – познакомить детей с историей ...

ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»

Аннотация проектаВеликая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было...