Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта». Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории появления водного транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Путешествие в прошлое водного транспорта» | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации НООД
с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.
Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории появления водного транспорта.
Задачи:
1. Обучающие:
- рассмотреть предпосылки возникновения водного транспорта, его изменения за время существования;
- дать представление о некоторых видах водного транспорта по названиям;
- создать условия для формирования представления о путешествии по воде;
2. Развивающие:
- формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени).
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению различных видов водного транспорта;
- воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира;
- формировать навыки совместной деятельности в подгруппе;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.
Предварительная работа:
-чтение отрывка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» («Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»);
- рассматривание иллюстраций водного транспорта разных времен;
- беседа на тему: «Корабли древности»;
- сделать совместно с детьми заготовку панно «Река времени», объяснить как на нем можно продемонстрировать понятия настоящего, старины и древности. Выбор меток (флажков) для обозначения движения от прошлого к настоящему.
- поручить группе детей совместно найти и обобщить информацию о лодке. Выбрать между собой докладчика и рассказать о проделанной работе группе;
- дать индивидуальное задание ребенку, выучить стихотворение «Плот» и рассказать группе.
Планируемые результаты:
- воспитанники активно обсуждают поставленные вопросы, слушают взрослого;
- действуют по установленным правилам;
- проявляют устойчивый интерес к получению новых знаний;
- работают в группе, подбирая необходимые материалы;
- оценивают результат своей деятельности, делают выводы.
Оборудование: панно «Река времени», игрушки водного транспорта: бревно, плот, лодка, парусник, пароход, ледокол, грузовой и пассажирский корабли, подводная лодка; фуражка, штурвал, бинокль, якорь, спасательный круг, набор конструктора, песня «Юный капитан», аудиоаппаратура, наборы иллюстраций по истории водного транспорта, стихотворения о водном транспорте, темные полоски бумаги по количеству детей, ленты атласные 2 штуки каждому ребенку.
Ход деятельности:
1. Мотивация к деятельности
Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.
Звучит пестня «Юный капитан».
В: Уж так устроен человек, что его всегда влекло неведомое. Что было там, в далеком прошлом, что будет в будущем? Для этого люди отправляются в научные экспедиции. (звучит аудиозапись «звук работающих часов») Ребята, как вы думаете, что это?
Д: Это часы.
Воспитатель показывает большие часы.
В: Что показывают часы?
Д: Время.
В: Что можно сказать о времени что оно «делает»? (Мы стоим, а время…)
Д: Идет, бежит.
В: А ещё говорят: «Время течет». А как вы думаете, про что ещё можно сказать: «Течет»? Д: Про реку, ручей, про воду из крана.
В: А вы когда ни будь путешествовали по «реке времени»?
Д: Нет, никогда.
В: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. «Река времени» – не просто река, по ней можно «путешествовать» во времени. Путешествуя по реке времени, можно увидеть то, что было за долго до появления нас с вами. Из чего же можно сделать реку времени прямо здесь, в группе?
2. Постановка целей исследования
Цель: актуализировать имеющиеся знания детей, необходимые для «открытия нового знания».
Дети совместно с воспитателем раскладывают макет «реки времени». Выкладывают в виде реки заранее приготовленный рулон голубой бумаги.
В: Сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое, чтобы узнать об истории водного транспорта. Как возник водный транспорт? Вы готовы к новым приключениям? (Ответы детей).
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала.
Цель: проанализировать и обсудить с детьми историю водного транспорта.
В: Однажды древний человек, охотясь в лесу, встретил огромного медведя. Косолапый зверь зарычал и стал его преследовать. Незадачливый охотник пустился наутек, но медведь уже настигал его. Быть бы человеку в пасти страшилища, если бы на пути не оказалась глубокая река. Беглец, недолго думая, прыгнул в воду, хот и не умел плавать. На его счастье, рядом проплывал ствол дерева, за который он ухватился. Бревно удержало человека на поверхности воды, не давая утонуть. Медведь в воду не полез и скрылся в чаще. Некоторое время беглец плыл по реке, держась за бревно, но вскоре течение вынесло бревно на берег, и охотник спасся. Люди поняли, что дерево не тонет и стали переправляться на бревне с одного берега на другой. Так бревно стало первым водным транспортом. У нас в группе есть предмет, похожий на этот «вид транспорта» бревно? Дети находят в группе маленькое бревнышко.
4. Работа в подгруппах.
Цель: развивать умение совместно сортировать и закреплять мелкие иллюстрации на панно «Река времени».
В: Куда нам нужно поместить бревно? В начале «реки времени» или в конце? Почему?
Д: Мы положим карточку с изображением бревнышка в самое начало «реки времени», потому что это первый вид транспорта.
В: Как мы можем обозначить начало «реки времени»?
Д: Мы отметим начало красным флажком.
В: Как вы думаете, а древнему человеку было удобно передвигаться на бревне? Почему?
Д: Наверное, нет. Потому что…(называют разные версии)
В: И тогда….
Д: Человек придумал связать бревна между собой.
В: при помощи чего связывал брёвна древний человек? Что было у него под рукой? (Обсуждение детских версий). «Да, это интересная мысль…», «А почему ты так думаешь?», «А другие что об этом думают?», «А что ты думаешь об этой идее?».
Д: Древний человек связывал брёвна при помощи травы.
В: Как называется этот вид водного транспорта?
Д: Плот. (ребенок читает заранее выученное стихотворение)
Р: Трудно плавать по волне
Только на одном бревне.
Чтобы легче стало плыть,
Надо плот соорудить.
Если много бревен взять,
Очень крепко их связать,
Плот получиться надежный,
А на нем и плавать можно!
В: Куда нам нужно поместить «плот» на «реке времени»? Упражнение «Назови, какой?» Как можно сказать: по сравнению с бревном, плот какой?
Д: Большой, широкий, устойчивый, деревянный, тяжёлый, … Работа с макетом «Река времени».
В: На плоту передвигаться по воде было удобнее, чем на бревне. Но что то опять не устраивало древнего человека. Как вы думаете, о чем я говорю?
Д.: Людям нужно было более быстрое средство передвижения по воде, чем бревно или плот. Людям нужно было более вместительное средство передвижения.
В: И тогда появилась …? (воспитатель ждет, что дети сами подскажут продолжение мысли).
Д: Лодка. (дети достают карточки с изображением лодки, пироги, челнока) В: Лодки были разной формы и размеров и назывались по разному: лодка, пирога, челн.
В: Разместите, пожалуйста, лодку на «реке времени».
Доклад группы детей о лодке:
Группа детей: Так бы и плавали древние люди на плотах, но одному из них пришла в голову мысль выдолбить каменным топором середину ствола дерева и пустить по воде. Так возникла первая лодка. Плавать на лодке стало удобнее: вода не переливалась через борт. Чтобы управлять такой посудиной, человек смастерил весло – палку с плоским концом, которой можно было грести. Со временем весло стало напоминать по форме лопату с длинной речкой. Постепенно человек научился мастерить лодки не из цельного куска дерева, а строить из отдельных деталей.
В: Для того, чтобы грести, люди должны быть сильными, давайте потренируемся. Динамическая пауза (Лодочка):
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
В: Лодка тоже оказалась не совсем удобной, приходилось долго и тяжело грести. И тогда люди научились использовать силу ветра. Так появились…?
Д: Первые парусники.
В: Как вы думаете, какие корабли плывут быстрее: с парусом или без паруса?
Д: Мы думаем, быстрее лодка плывет с парусом. (Обсуждение детей почему).
Работа с макетом «Река времени»
В: Какую модель мы поместим на «Реке времени»?
Д: Модель корабля с парусами.
В: На огромных парусных кораблях люди отправлялись в кругосветные путешествия открывать новые земли. Но всегда ли дул попутный ветер? О какой погоде моряки говорят: «полный штиль?»
Д: Полный штиль это тихая погода.
В: Но время шло. И тогда появилась …? К тому времени ученые изобрели паровой двигатель, который стали использовать и на кораблях. Слова «пар» и «ходить» соединили вместе, получилось слово «пароход».
Работа с макетом «Река времени»
В: Какую модель мы поместим на «Реке времени»?
Д: Поместим пароход.
В: Ученые продолжали усовершенствовать двигатели, появились электрические, а потом и атомные двигатели. Их стали использовать на кораблях. Корабли строили уже не только из дерева, но и из металла. Самые прочные корабли ледоколы.
В: Посмотрите, какие ещё карточки с моделями современных кораблей вы видите? Разместите их на «реке времени».
Дети находят нужные карточки и размещают их на макете «река времени».
5. Сборка общей таблицы.
Цель: проанализировать и сопоставить результаты исследования.
(Дети проверяют, правильно ли они расположили картинки на панно «Река времени»,
только после этого их приклеивают.)
В: Какая замечательная «река» получилась! Посмотрите, где на ней больше иллюстраций? И почему?
Дети: В «Настоящем». Потому что в древности видов водного транспорта было немного, и он был простой.
В: Дети мы с вами уже так много знаем про разный водный транспорт. А скажите какие головные уборы носят моряки?
Д: Бескозырки.
В: Почему их так называют?
Д: Головной убор называется бескозырка потому, что нет козырька.
В: А мы можем сделать бескозырки сами из того, что у нас есть?
Д: Можно сделать из бумаги и лент. Конструирование бескозырки.
В: Все правильно нам понадобятся ленты из атласа. Одну большую темную ленту соединяем в виде кольца и приклеиваем к кольцу две ленточки, как у моряков. Бескозырка готова. (Дети изготавливают самостоятельно бескозырки).
6. Рефлексия.
Цель: помочь детям осознать свою деятельность, оценить ее результаты.
В: Вот мы и совершили путешествие по «Реке времени». Вы узнали чтото новое, интересное? А может вы узнали чтото, чего не знали раньше?
Д: Узнали то, что первым видом транспорта было бревно. Узнали, что самым крепким кораблем является ледокол.
В: А может что-то вас удивило?
Д: Удивило то, как просто можно сделать бескозырку.
В: Давайте ещё раз вспомним, как называется этот вид транспорта?
Д: Водный транспорт.
В: Вот мы с вами и проследили, как изменялся водный транспорт в зависимости от прогресса. Это еще не все сюрпризы на сегодня. Я для вас принесла подарок (воспитатель показывает штурвал, якорь, спасательный круг, флажки).
В: У нас теперь есть бескозырки, штурвал, флажки, якорь, мы можем построить корабль?
Д. Мы можем построить корабль из кубиков, конструктора, модулей. В: Где в группе можно начать постройку? (Дети переходят в игровой уголок, где начинают строить корабль, создавать игровую обстановку), каждый выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием квест-технологии "Путешествие по реке времени"
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по реке времени" с использованием квест-технологии для детей старших групп дошкольного возраста в игровой форме познакомит с в...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием квест-технологии «Путешествие по реке времени»
Главная цель данного занятия, это освоение детьми старшего дошкольного возраста временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему): какие были игрушки, как...
Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....
Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"
Мастер-класс "Знакомство с историей игры" повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит с технологией «Путешествие по «реке времени»...
Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста
Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...
Конструкт организации ОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Тема: «История танца».Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Задачи: обучающие: – познакомить детей с историей ...
ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»
Аннотация проектаВеликая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было...