Социальный проект «Полезные ископаемые Иркутской области» для детей подготовительной группы.
проект (подготовительная группа)
Формирование общих представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых Иркутской области, и желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую природы» в настоящем и будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poleznye_iskopaemye.docx | 534.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского района
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 9 «Подснежник»
(МКДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник»)
666034 Иркутская область, г. Шелехов, квартал8, дом 14, тел./факс:8 (395 50) 6-10-91,
4-30-03.
Социальный проект
«Полезные ископаемые Иркутской области»
для детей подготовительной группы.
Автор: воспитатель
Комарова Вера Петровна
Шелехов, 2019г.
Содержание:
- Характеристика социального проекта…………………………………….стр.3
- Актуальность реализации проекта ……………….……………………….стр.3
- Взаимосвязь цели и задач проекта………………………………….…….стр.4
- Ожидаемые результаты и продукты проектной деятельности………….стр.5
- Этапы реализации социального проекта………………………………….стр.6
- Подготовительный (разработка проекта) …………………………………стр.6
- Основной этап проекта (практический)…………………………………..стр.7
- Заключительный этап проекта (продукты проектной деятельности)…..стр.15
- Результативность в рамках реализуемого социального проекта……….стр.16
Список используемой литературы…………………………………….стр17.
Тип проекта: социальный; информационно-познавательный; творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст: 6-7лет
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Актуальность проекта
Иркутская область богата полезными ископаемыми, которые играют важную роль в экономическом и социальном развитии своего региона, но дети часто мало знают о природных ресурсах родного края и их рациональном использовании, о профессиях людей добывающих и работающих с полезными ископаемыми. Знакомство с полезными ископаемыми, минералами и разнообразием камней помогает приобщить ребёнка к миру вещей, явлениям природы и социальной действительности. Поэтому для формирования познавательного интереса к такой непростой теме как «Полезные ископаемые», я решила приобщить детей к исследовательской деятельности, которая является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
В ходе проекта хотелось бы познакомить детей с предметами и явлениями окружающего мира не только с целью более полного их познания и освоения, но и развивать эстетический вкус детей в процессе знакомства со скульптурой, объектами архитектуры, с изделиями декоративно – прикладного искусства (игрушки, посуда), созданными из песка, глины, камня; умение использовать природные материалы в жизни и в быту; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и сделанным из них предметам.
Также донести до сознания детей, что люди научились добывать и использовать на благо цивилизации природные ресурсы: уголь, нефть, глину, руду, песок. И надеюсь, что знания о природных богатствах родного края помогут детям в будущем экономно, разумно ими распорядиться, ведь от их экологической грамотности, социальной ответственности будет зависеть преодоление ресурсного кризиса на планете.
Работа над проектом носила комплексный характер, прошла через некоторые темы недели («Мир технических чудес(транспорт)», «Сибирь- край, в котором я живу», «Профессии», «В мире полезных вещей», «Народные промыслы», «Мой дом», «Посуда», «Путешествие в космос», «Подводный мир»), все виды деятельности дошкольников, и в повседневной жизни.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиться как творческой личности. В основе данного проекта лежит сотрудничество и исследовательская деятельность, направленная на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире. И моя задача поддержать познавательный интерес, инициативу и стремление детей к креативности, демонстрируя партнёрский стиль отношений, позитивный эмоциональный настрой, настроить на успех, основанный на ценности совместных действий.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирования у них познавательной активности, нравственных ценностей (любовь к малой родине, бережное отношение к природным ресурсам, воспитание экологического сознания и экологической культуры) повышения статуса семьи, творческого союза.
Отправной точкой для нашего проекта стала коллекция минералов и журнал о минералах, принесённые одним из воспитанников нашей группы. Во время рассматривания коллекции появились вопросы: Где рождаются минералы и камни? Почему они такие разные? Как они называются? Есть ли такие минералы в нашем крае? Как и где их добывают? Зачем человеку камни нужны? Как человек использует камни? Отчего дымят вулканы? Как образуются горы? Во время обсуждения дети определились в том, что хотят узнать не только о камнях и минералах, но и о полезных ископаемых родного края. Так начался наш совместный проект.
Цель проекта: формирование общих представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых Иркутской области, и желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую природы» в настоящем и будущем.
Причины, по которым необходима реализация данного проекта:
- Недостаточное представление детей о родном крае, его природных богатствах, о некоторых профессиях (геолог, скульптор, металлург, гончар, каменщик, архитектор и др.).
- Снижение исследовательской активности у части детей.
- Пассивный и недостаточно развитый словарный запас, речевая сторона по данной тематике.
Задачи проекта:
- Для детей
1. Познакомить с понятием «Полезные ископаемые», со способами их добычи и их свойствами.
#1056;асширять знания детей о полезных ископаемых родного края и водных ресурсах Прибайкальского региона.
2. Формировать представления о профессиях людей, добывающих полезные ископаемые и работающих с ними.
3. Узнать какую роль играют полезные ископаемые в экономике родного края, находить их по условным обозначениям на карте.
#1056;азвивать познавательный интерес через экспериментально –исследовательскую деятельность и коллекционирование.
#1060;ормировать представления о правилах поведения человека в окружающем мире, его роли в изменении этого мира и особенностях отношений с ним.
#1054;богащать словарный запас, развивать связную речь.
#1055;ополнить развивающую предметно- пространственную среду по тематике проекта.
#1057;пособствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников через интеграцию разных видов детской деятельности.
#1060;ормировать экологическое сознание и экологическую культуру.
#1042;оспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения.
- для педагогов
1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
2. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей, в рамках реализуемого проекта, для формирования интегративных качеств через организацию предметно- развивающей среды.
3. Создать интерес к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно -образовательном процессе (Презентация «Полезные ископаемые Иркутской области»).
#1056;азнообразить формы работы с детьми, путём организации экспериментальной, проектной, экскурсионной и др. деятельности.
#1057;формировать практические умения и навыки в организации проектной деятельности.
6. Способствовать установлению доброжелательных, партнёрских взаимоотношений педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации, родителей в процессе разработки и реализации проекта.
-для родителей
1. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
2. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребёнка: подбор информации, создание рисунков и поделок, участие в создании коллекции, листовок по природоохранной деятельности, посещение геологического музея в школе №6 г. Шелехова, и т.д.
3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов, мотивации на сотрудничество с педагогом по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризация детского экспериментирования и коллекционирования как эффективного метода познавательного развития ребёнка.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
- для детей
1. Расширение знаний у воспитанников о полезных ископаемых Прибайкальского региона и их свойствах.
2. Повышение познавательной активности, любознательности в процессе реализации проекта.
3. Развитие у детей исследовательских, творческих способностей и коммуникативных навыков, а также стремления в бережном отношении к природным ресурсам родного края и планеты Земля.
- для педагога:
1. Повышение уровня педагогической компетенции в освоении современных образовательных технологий (метод проекта).
2. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников.
3. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности.
4. Повышение профессионализма воспитателя во взаимодействии с семьями воспитанников.
5. Удовлетворенность работой
- для родителей
1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
2. Совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
#1057;овместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Продукты проектной деятельности
- для детей
1. Коллекция, составленная из полезных ископаемых, минералов и разнообразных камней, ракушек, украшений, фигурок из камня, глины и стекла, магнитов.
2. Составление описательных рассказов о полезных ископаемых, минералах, камнях по схемам.
3. Лепка глиняных фигурок.
4. Создание коллажа «Что делают из нефти» (коллективная работа).
5. Создание картин, рисунков с использованием соли «Солевые фантазии».
6. Макеты «Байкал», «Пустыня», «Речной берег», «Горы».
#1059;крашение баночек камешками и ракушками.
#1042;ыкладывание на участке цветной дорожки из камешков.
#1056;исование углём вороны, весеннего пейзажа, ёжика.
10. «Дом мы строим из камней»: модульная аппликация в технике мозаики.
11. «Превращение камушков»: рисование на камушках по замыслу.
12. Листовки «Экологическая тревога».
13. Рисование песком: картины из цветного песка.
Выставка совместного творчества детей и родителей на тему «Байкал», «Морской пейзаж» (рисунки, поделки).
Рисование на тему сказки В. Бажова «Серебряное копытце».
#1057;ловесное творчество: сочинение сказок о камешках.
#1050;онструирование украшений из фольги, придумывание рекламы к ним.
#1050;оллаж «Как мы помогаем природе».
#1042;икторина «Есть много профессий хороших и нужных».
- для педагогов
1. Создание компьютерной презентации «Полезные ископаемые Иркутской области».
#1059;лучшение развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников.
3. Подборка материала по тематике в информационную папку (картотеки опытов и экспериментов, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, пластических, памятки, консультации и т. д.).
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный (разработка проекта)
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме. Подбор материала и атрибутов для игровой, познавательной деятельности. Подбор материала для продуктивной деятельности. Создание развивающей предметно-пространственной среды. Составление плана мероприятий. | Выявление знаний (диагностирование) детей по проблеме. Рассматривание коллекции камней, ракушек, полезных ископаемых, украшений, изображений предметов рукотворного мира, альбомов о профессиях людей, связанных с полезными ископаемыми, глиняных игрушке и скульптур, карты Иркутской области. Чтение познавательной и художественной литературы об объектах неживой природы, рассматривание иллюстраций к ним и произведений изобразительного искусства. Просмотр видеофильма о Байкале, презентации о полезных ископаемых, экспериментирование. Создание макетов. | Участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды (энциклопедии, журналы, фотографии, пополнение коллекций и оборудования для экспериментирования, предоставление произведений изобразительного искусства, скульптур, фигурок из глины, природного и бросового материала для поделок, макетов). Участие в выставках совместного творчества детей и родителей и природоохранных акциях. Изготовление макетов. Оформление выставки о родном крае и детских энциклопедий. Наблюдение во время прогулок вместе с детьми за городскими скульптурами и отделкой камнем зданий, дорожек и т.д. |
II этап – Основной (практический).
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению представлений дошкольников о полезных ископаемых родного края, их свойствах, безопасности, рациональном использовании и бережном отношении к ним. (беседы, наблюдения за объектами неживой природы на прогулке, экскурсии в музей, исследовательская деятельность на экологической тропе, ознакомление с познавательной и художественной литературой, опыты и эксперименты, рассматривание фотографий, иллюстраций, дидактические игры на сравнение и классификацию, подвижные игры, продуктивная деятельность и т.д.).
Выполнение проекта проводится в 2 направлениях:
#1042;заимодействие с детьми;
#1042;заимодействие с родителями.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
Образовательная область | Мероприятие | Задачи |
Физическое развитие | Подвижная игра «Чья команда быстрее» (передача из рук в руки, перенос камней с места на место). Игра-эстафета «Факелоносцы» Глазодвигательная гимнастика «Вот это шоу!» по В. Бороновой. Тема «Вода» Физкультминутка «Стирка», «Дельфины», пластический этюд «Парная», «динамическая пауза «Снежки» по В. Бороновой. Тема «Песок»- Психогимнастика «Мираж», «Песочная страна» (пескотерапия). Тема «Глина»-пластический этюд «Глиняные фигурки». Тема «Камни»- Массаж рук с помощью камней, релаксация «Оберег». Тема «Уголь»- физминутка «Шахтёрский труд» по В. Бороновой. Тема «Железо»- физкультминутка «Чугунок», релаксация с железной проволокой. Тема «Соль» - релаксация «Солёное море». Тема «Стекло»- дыхательная гимнастика, динамическая минутка «Стеклодувы» по В. Бороновой. Массаж ладоней шариками, Психогимнастика. «Зеркало», пластический этюд «Стеклянные фигурки». Тема «Нефть»- динамическая пауза «Мячи – прыгуны», релаксация с игрушками- антистрессами. Пластический этюд «Фарфоровые фигурки. Тема «Известняк»-релаксация «Шум моря». Беседа о том, можно ли детям поднимать тяжёлые вещи. | Совершенствовать основные движения, воспитывать волевые качества., повышать двигательную активность Сохранять здоровье детей средствами психо гимнастики, физминуток, самомассажа, пластических упражнений, природного материала, релаксации и дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, пескотерапия. Знакомить с доступными правилами сохранения своего здоровья. |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно- ролевые игры: «Кладоискатели», «Волшебные клады», «Стройка», «Путешествие по реке», «Магазин бижутерии», «Ярмарка глиняных игрушек», «Музей интересных предметов», «Геологическая разведка», «Полёт на луну», «Космические спасатели», «Путешествуем по пустыне», «Пожарные на учениях». Дидактические игры: «Посудная лавка», «Скульптор», «Красивые инструменты», «Профессии». Беседа «На стройке не играй!». Викторина «Есть много профессий хороших и нужных». Труд на участке: Социальная акция «Наш чистый участок!», выкладывание на участке дорожки из камешков. | Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Развивать импровизационные умения, умение придумывать новую сюжетно – ролевую игру, комбинировать разнообразные события с использованием ролевого взаимодействия, воображение. Воспитывать привычки культурного поведения и общения, способствовать освоению правил безопасного поведения и в общественных местах. Развивать дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Расширять представления детей о профессиях людей добывающих полезные ископаемые и работающих с ними. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений. Чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки. Формировать представление об окружающем мире, воспитывать любовь к родному краю. Воспитание экологической культуры. Развивать начало социальной активности (участие в акции детского сада).
|
Познавательное развитие | Презентация «Полезные ископаемые Иркутской области». Беседы: «Кто такие геологи и чем они занимаются?», «Рукотворный мир. Для чего человеку камни и глина?», «Камни и их свойства», «Нужен ли песок людям?», «Путешествие в горы», «Кто живёт в песчаном доме?», «Бывают ли мягкие камни?»(«Что делают из глины?»),»Какой он, цемент?», «Щебень и гравий- бутовый камень», «В стране известняка», «Простые и ценные камни в природе», «Железная руда», «В стране железных предметов», «Соль в солонках» , «Фантазии лазурита», «Вода – источник жизни», «Почему вода в Байкале чистая, прозрачная?», «Кто такие эндемики?», «Для чего нужна нефть?», «Реки родного края», «Сказ об угольке», «Каменный уголь и мел», «Почему нужно беречь свет и тепло в доме», «Волшебство слюды», «Золотой камень», «Как используют камни в строительстве», «Что такое бетон? Откуда берут бетон». Работа в лаборатории, опыты и эксперименты: «Сравнение песка и глины» (опыт «Фильтрация воды»), моделирование процесса растворения и смешивания речного песка с водой, «Сравнение песка и почвы», «Свойства металла», исследовательская деятельность с магнитом. Упражнение «Сколько нам нужно воды? Правильно ли мы расходуем воду?». Опыт «Откуда берётся и куда исчезает вода» (свойства воды испарение и конденсация). Работа с коллекциями. Опыт «Рисование песком» (процессы притирания и выветривания), опыт «Лунный пейзаж» (уплотнение глины под действием силы тяжести), опыт «Плавающие глиняные фигурки» (зависимость формы предмета от выталкивающей силы воды), «Можно ли менять форму камня и глины», опыт «Умная галка», «Что растворяется в воде», «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе), «Вода принимает форму», «Вырастим кристаллы». Исследовательская деятельность «Волшебные магниты» (испытания магнита, фокусы с магнитом). «Как образуются метеоритные кратеры» (моделирование). «Вулканы» (опыт с бутылкой минеральной воды), создание модели вулкана. Работа в лаборатории с полезными ископаемыми, камнями и минералами (глина, песок, каменный уголь и мел, щебень и гравий, известняк, железная руда, соль) Дидактические игры: «Сюрпризы», «Чьи следы?», «Отпечатки», настольно – печатная игра «Путешествие вокруг Байкала» (автор Людмила Кошкарёва), «Что шуршит, что звенит», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди общее», «Разноцветные стёклышки», «Мир меняет цвет», «Всё заметим, всё узнаем», игра – путешествие «Ходит капелька по кругу», игра –поиск «Кому что нужно для работы», «Как труд разрушает нашу планету и как её спасает», «Таинственные фигурки», «Весёлый песок», «Подбери камешек», игра –путешествие «По дну океана вместе с Русалочкой», «Сколько значений у предмета?», «Когда полезен предмет?», «Эволюция транспорта», «Аукцион», «Зачем нужен этот материал?», «Эксперты», «Гончар и стеклодув», «Металлургический завод». Беседа «Строительная техника», «Специальная техника». Работа с картой. Экологическая тропа – «Найди свой камень». | Познакомить детей с обобщающим понятием «Полезные ископаемые», с разнообразием богатств родного края. Прививать интерес к исследованию природных ресурсов, учить рационально их использовать в настоящем и будущем. Воспитание экологического сознания. Знакомить с разнообразием камней, их свойствами, учить выделять особенности камней, описывать их, сравнивать с другими предметами, развивать навыки классификации. Познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (каменный уголь, нефть, газ), их ролью в жизни человека и проблемами охраны окружающей среды, связанными с их добычей. Формировать первоначальные представления о зависимости состояния окружающей среды от поведения, действий людей, закладывать основы экологически грамотного поведения. Развивать сенсорные ощущения; умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств; называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к исследованию, развивать любознательность. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, анализировать происходящие процессы в природе. Воспитывать самостоятельность и навыки общения, активизировать словарь детей. Формировать представление о технике строительной и используемой для добычи полезных ископаемых. Учить ориентироваться по географической карте России и Иркутской области, находить по знакам –символам полезные ископаемые. |
Речевое развитие | Чтение познавательной и художественной литературы: В. Бажов «Серебряное копытце», стихи о профессиях, полезных ископаемых и камнях В. Бароновой. Сказки о предметах и их свойствах: «Разговор посуды», «Стеклянное царство», «Фарфоровая сказка», «Железный дровосек», «Дети Земли», загадки о предметном мире. Леонардо да Винчи: «Камень и дорога», «Вода» «Сказка об угольке» (энциклопедия «Почемучка»), «Сказка про обычный песок», Сказка «Соль дороже золота». Н.А. Рыжова: «О чём шептались камешки», «Жила была река». Рассказ Г. Люшнина «Капелька», «Капля в море» Э. Мошковской, Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню». Составление описательных рассказов о полезных ископаемых и камнях по схемам. Словесное Творчество: сочинение сказок о камешках. | Развивать связную речь. Активизировать словарный запас по тематике. Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память, мышление. Расширять кругозор, развивать воображение. Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме, подбирать родственные слова, актуализировать словарь по лексическим темам. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование углём: «Ворона», «Ёжик», «Весенний пейзаж». Создание картин, рисунков с использованием соли «Солевые фантазии». Рисование на камушках по замыслу «Превращение камушков». Рисование песком: картины из цветного песка. Рисование на тему сказки В. Бажова «Серебряное копытце». Рисование по мокрому «Морской пейзаж». Рисование пастелью, акварелью «Байкал». Рисование в технике граттаж «Метеоритные кратеры», «Вулканы». Лепка глиняных фигурок, беседа «Дымковская игрушка». Украшение баночек камешками и ракушками. Модульная аппликация в техники мозаики «Дом мы строим из камней». Конструирование макетов «Байкал». «Горы», «Пустыня», «Речной берег». Конструирование украшений из фольги, придумывание рекламы к ним. Создание коллажа «Что делают из нефти» (коллективная работа»). Коллаж «Как мы помогаем природе» (коллективная работа). Листовки «Экологическая тревога», оформление экологического плаката «Давайте беречь воду!» «Амулеты» из камешков и ракушек. Конструирование «Фантазии из проволоки». Беседа «Что такое архитектура?», «Скульптуры нашего города». Рассматривание картин сибирских художников о родном крае. | Развивать творческие способности детей, закреплять навыки коллективной работы, а также развивать способность составлять композиционные работы. Развивать чувство формы и пропорций, цветового восприятия. Развитие мелкой моторики. Формировать представления о объектах неживой природы в разных видах художественно – продуктивного творчества и разными художественными техниками. Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства со скульптурой, объектами архитектуры, изделиями декоративно-прикладного искусства (игрушки, посуда), созданными из песка, глины, камня. Развитие умения использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними. |
Работа с родителями | Консультация на тему «Коллекции в вашем доме», «Экспериментирование на кухне», «Экспериментируем вместе». Посещение геологического музея школы №6 г. Шелехова. Коллекция, составленная из полезных ископаемых, минералов и разнообразных камней, ракушек, украшений, фигурок из камня, глины и стекла, магнитов. Экологические листовки. | Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребёнка. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. |
III. Заключительный этап.
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
Создание презентации «Полезные ископаемые Иркутской области». Улучшение развивающей предметно-пространственной среды по тематике, создание картотеки игр, опытов и экспериментов с объектами неживой природы, Оформление материалов «Что мы знаем о профессиях?» Подбор познавательных сказок и стихотворений. Альбом о полезных ископаемых родного края. Составление описательных рассказов по схемам. Участие в педагогическом совете по результатам работы над проектом, деловая игра «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира», разработка перспективного планирования по теме «Полезные ископаемые Иркутской области». | Коллекция, составленная из полезных ископаемых, минералов и разнообразных камней, ракушек, украшений, магнитов, фигурок из камня, глины и стекла. Выставка коллективных творческих работ: «Солевые фантазии», коллаж «Что делают из нефти», «Превращение камушков» «Байкал» (рисование), «Дом мы строим из камней» - модульная аппликация в техники мозаики», коллаж «Как мы помогаем природе», украшение баночек камешками и ракушками (лепка), «Глиняные сказки» (лепка фигурок из глины). Создание альбома со сказками о камешках и рисунками. Выкладывание на участке цветной дорожки из камешков. Викторина «Есть много профессий хороших и нужных». Макет «Речной берег», | Выставка рисунков и поделок по тематике проекта, созданных совместно с детьми, а также изготовление макетов, участие в сборе коллекций, природного и бросового материала для поделок, листовок «Экологическая тревога». Консультация «Коллекции в вашем доме». Оформление наглядного материала «Экспериментируем вместе», «Эксперименты на кухне», «Эксперименты в ванной комнате». Экскурсия в геологический музей школы№6 г. Шелехова. |
В результате реализации проекта «Полезные ископаемые Иркутской области» были достигнуты планируемые результаты:
1. В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности и др., активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, участвовали в совместных играх и занятиях. Развивались их познавательно – исследовательские, творческие и коммуникативные способности через коллективные работы (рисование, аппликацию, конструирование, моделирование), а также в ходе самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевые и подвижные игры, изготовление альбомов, книжек - малышек по тематике и прочее, создание макетов). Данный проект помог еще больше развить навык сотрудничества и любознательность у ребят, были получены элементарные представления о объектах неживой природы и их свойствах. Воспитанники расширили свои знания о полезных ископаемых родного края, водных ресурсах, узнали, как и где добывают полезные ископаемые. Дети ознакомились с городами и реками Иркутской области, получили практические умения и навыки в ориентировании по карте России и Иркутской области, научились находить по знакам -символам полезные ископаемые на карте. Также познакомились с профессиями людей, добывающих и работающих с полезными ископаемыми и минералами, с транспортом, участвующим в их добыче.
Познавательно -исследовательская деятельность помогла сформировать у детей интерес к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними,желание исследовать природные ресурсы, бережно относится к объектам неживой природы и сделанным из них предметам, а также умения использовать природные материалы в жизни и в быту, соблюдать правила безопасного поведения.
В ходе опытно- экспериментальной деятельности воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, составлять рассказы по схемам. Участники проекта приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
#1059; родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности (наблюдения, изготовление творческих работ, коллекционирование, посещение музея). А также родители проявили активное участие в проектной деятельности совместно с воспитателем как равноправные партнёры. Удалось установить продуктивные партнерские отношения между родителями и педагогом в вопросах воспитания и образования детей.
#1044;ля меня как для педагога реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий (метод проекта). Работа в проекте позволила систематизировать и повысить качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности. Также удалось повысить уровень выстраивания партнерских отношений во взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах воспитания и образования.
Список используемой литературы:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб. ООО "Издательство "Детство - пресс", 2016.
Образовательная область "Познавательное развитие"/З.А.Михайлова., М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс",2016.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез,2010.
Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Цветной мир,2012.
Баронова В.В. Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,2017.
Букина В.О. и др. Пространство детского сада: познание, экология / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера,2016.
Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград.: Учитель,2013.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2013.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2015.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2015.
Сергеева Т.Н. Тематические недели в детском саду. – М.: Планета,2013.
Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,2015.
Конощук С.И. Фантазии круглый год. Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. – М.: Обруч,2011.
Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: Детство-Пресс,2018.
Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Скрипторий ,2011.
Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс,2002.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2017.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль.: Академия развития,2002.
Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОУ. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс,2012.
Учебно-методический комплект «Я живу в Прибайкалье» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (авторская педагогическая разработка радикального типа). - Авторский коллектив Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад общеразвивающего вида№15 «Радуга». -г.Шелехов, 2012.
Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Рыжова Л.В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет). Конспекты занятий. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
Путешествие вокруг Байкала. Познавательная игра для всех. /Л.Кошкарёва. - г.Иркутск,2015.
Деркунская В. А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования,2015.
А.Дитрих, Г. Юрмин. Почемучка. – М.: «ПЕДАГОГИКА -ПРЕСС»,1992.
Атлас Иркутской области.
Легенды и мифы Байкала. Сибирская школа художников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей подготовительной группы (6-7 лет) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской народной культуры) с использованием современных социоигровых технологий «Ярмарка»
Уважаемые коллеги, представляю конспект досуга "Ярмарка" для детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познават...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: « Водоёмы Тамбовской области» для детей подготовительной группы группы
Целью представляемого занятия является систематизация и обобщение знаний детей по теме: "Водоёмы Тамбовской области"...
Богатства края. Полезные ископаемые Иркутской области
календарно-тематическое планирование старший возраст...
"Богатства нашего края" полезные ископаемы Иркутской области
календарно - тематическое планирование полезные ископаемые иркутской области старший возраст...
Природоохранный социально-образовательный проект "Мы друзья природы" для детей подготовительной группы
Автор публикации:Логинова Лариса Львовна. Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам и воспитателям дошкольного образования.Авторы п...
Презентация Социальный проект «Полезные ископаемые Иркутской области»
Формирование общих представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых Иркутской области, и желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую пр...