Конспект организованной образовательной деятельности на тему: « Водоёмы Тамбовской области» для детей подготовительной группы группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Целью представляемого занятия является систематизация и обобщение знаний детей по теме: "Водоёмы Тамбовской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росиночка»

                         Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему:

« Водоёмы Тамбовской области»

для детей подготовительной группы  группы

                                                                         

                         

                                                                     

                                                             

        Составила:

                                                                            воспитатель

                                                                                Лыгорева Г.В.

         

                                                   

Тамбов

2017

Программное содержание:

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей по теме: «Водоёмы Тамбовской области».

Задачи:

  • Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Формировать умения проводить опыты, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
  • Активизировать и пополнить словарь детей экологическими понятиями.

Интеграция образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное  развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование:нотбук, мультимедийная презентация по теме «Водоёмы Тамбовской области», 2 поллитровые банки с чистой водой , 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания, цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: рассматривание альбомов и открыток с иллюстрациями водоемов Тамбовской области;  чтение художественных произведений о водоёмах;  исследовательская деятельность с водой; рассматривание знаков по охране природы и водных ресурсов.

Ход занятия:

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

В: Вы знаете, что у каждого жителя Земли есть своя Родина. Это место, где он родился и живёт. Как называется наша малая Родина? (Тамбов, Тамбовская обл.)

В: В Тамбовской области много водоёмов. А скажите, кто-нибудь знает, что обозначает слово «водоём»?

Водоем – место скопления (или) хранения воды. Водоемы делятся на естественные (болото, ручей, река, озеро, море, океан) и искусственные водоемы (пруды, водохранилища).

Мультимедийная презентация (слайд1,2,3,4,5)

В: Послушайте загадку и скажите о каком водоёме идёт речь.

Перекатыты, повороты,

Мели и водовороты.

Размывая берега,

Мчится быстрая …(Река)

По территории Тамбовской области протекает 1398 рек и речек. Большинство рек имеет длину менее 25 км и только 7 рек – свыше 100 км: Цна, Челновая, Кашма, Лесной Тамбов, Ворона, Савала, Лесной Воронеж. Реки медленно и спокойно текут по равнине, они замерзают в конце ноября, а половодье начинается в конце марта.

Мультимедийная презентация (слайд6,7,8)

В: Послушайте следующую загадку и скажите о каком водоёме идёт речь.

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

Болота – это особые природные сообщества, где избыточное увлажнение почв, преобладание влаголюбивой растительности и обилие торфа. Самые известные болота Тамбовской области – это Татановское низинное, Крамжайское, Куксовское, Кошеляевское. Болото Кошеляевское расположено в долине реки Цна к юго-востоку от села Тулиновка. Его площадь 3 га. Здесь произрастают редкие виды растений нашей области – клюква и растение-хищник - росянка.

Мультимедийная презентация (слайд9,10,11)

В: Послушайте ещё одну загадку и скажите о каком водоёме идёт речь.

Никуда не вытекает,

В своей ложе отдыхает,

Зимой крышкой накрывают,

Пресным в основном бывает!  (Озеро)

В нашей области имеется 2940 озер. В основном они расположены в поймах рек. Самое крупное из озер – Рамза находится в пойме реки Вороны. В 15 км от Тамбова, в пойме реки Цны есть озеро-загадка. Это озеро – Чистое, его уровень испытывает значительные колебания. Озеро появилось в 1913 году. В 1939 году, по сведениям старожилов, вода в озере исчезла, а через год котловина снова наполнилась водой. В начале 60 годов снова резко упал уровень воды, а в 1980 году уровень резко повысился. Связывают это явление с засухой, но загадка озера еще не решена. Из рыб в озере водятся карась серебристый и зеркальный карп и растут редкие растения: кубышка желтая, белая кувшинка, болотный вереск, гравилат.

Мультимедийная презентация (слайд 12,13,14,15)

В: Ребята, в загадке говорится об озере, что оно бывает в основном пресным. Как вы думаете, что обозначает слово «пресный»? (Пресный – это значит не соленый, пригодный для питья.)

В: Вода в реках тоже пресная. А ещё есть вода солёная, которую пить не рекомендуется. Как вы думаете, где можно встретить солёную воду? (В море или океане)

В: А у нас в Тамбовской области есть моря или океаны?

(На территории нашей области нет ни морей, ни океанов)

В: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Я предлагаю вам сейчас провести опыт и проверить действительно ли это так.

В: Но прежде давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Опыт.

      Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли).  Оборудование:

1.     2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2.     3 сырых яйца.

3.     Поваренная соль, ложка для размешивания.

 Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно  утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

      Вывод:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Мультимедийная презентация (слайд 16)

В: В нашей области есть ещё и искусственные водоёмы – это пруды и водохранилища.

В Тамбовской области создано около 1000 прудов и более 30 водохранилищ. Крупнейшие пруды для разведения рыбы построены в пойме реки Цна у сел Бокино и Кулеватово. Наиболее известные водохранилища: Челнавское, Кёршинское и Шушпанское. Шушпанское водохранилище иногда называют морем, потому что оно самое большое по площади в нашей области. Расположено на реке Шушпанка, притоке Лесного Воронежа. Его длина 7,5 км, а ширина – 750 метров. Обилие планктона и водной растительности создает идеальные условия для разведения рыбы: щука, окунь, карась, линь, карп.

Мультимедийная презентация (слайд 17,18)

В: Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи.

Количество пресной воды на нашей планете ограничено. Для защиты водоемов от загрязнений необходимо строительство очистных сооружений. Запрещено мыть транспорт, производить вырубку деревьев по берегам рек, а так же бросать мусор в воду и оставлять его на берегу.

В: Ребята, я сейчас предлагаю вам  самим нарисовать знаки охраны водоёмов, которые отразят то, чего нельзя делать около водоёма.

В: Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Поймать туман руками решил я на заре.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.

(медленно крепко сжимают кулачки)

Но прыткий он как кошка

Он взял и … убежал.

(бегают пальчиками по столу)

Висит туман над речкой и дышит, как живой

(поднимают руки и качают ими из стороны в сторону)

Как белая овечка с кудрявой головой

(смыкают руки над головой).

И маленькие рожки на этой голове

(показывают «рожки»).

Но поутру остались лишь капли на траве…

(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)

 Во время рисования оказать помощь, словесные указания.

 Выставка, обсуждение детских работ.

В:

  • Какие водоёмы есть в нашей области?
  • Какой может быть вода водоёмах?
  • Где можно встретить пресную воду?
  • Где можно встретить солёную воду?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Мне кажется, порою, что солдаты…» (подготовительная возрастная группа ЗПР)

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по теме: «Мне кажется, порою, что солдаты…» (подготовительная возрастная группа ЗПР) в соответствии с ФГОС ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей подготовительного возраста. Тема: Бабочка (нетрадиционная техника рисования солью).

Интересное  и  увлекательное рисование с использованием  нетрадиционной техники  рисования  солью. В процессе рисования у детей   развивается  художественный вк...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей подготовительного возраста. Тема: Бабочка (нетрадиционная техника рисования солью).

Интересное  и  увлекательное рисование с использованием  нетрадиционной техники  рисования  солью. В процессе рисования у детей   развивается  художественный вк...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Лес – наше богатство » для обучающихся подготовительной к школе группы

Цель: Систематизирование знаний детей о пользе леса в жизни человека и его обитателей.Задачи:Образовательные:Формировать осознанно -правильное отношение к объектам природы.Учить оценивать свои поступк...