Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания
консультация (старшая группа)
Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового решения влияния искусства на формирование личности в социокультурном пространстве. Поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно - эстетического развития ребенка. Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством, развитие их творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка. Воспитание эстетически грамотной и гармонично развитой духовной личности, умеющей ценить и понимать мир возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его. Искусство решает многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.
Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Посредством художественно-эстетического развития возможно эффективно осуществлять нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к народному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
Цели:
ü расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
ü развитие художественно-эстетического восприятия;
ü формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
ü воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
учить понимать художественный образ произведения;
формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Данная работа в ДОУ организована в различных формах:
Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)
Изучение символики российского государства
Героическое прошлое
Формирование любви к малой Родине
Фольклор
Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.
Эффективным средством достижения целей художественно-эстетического воспитания выступает русское народное творчество. Фольклор, как способ отражения и осмысления мира, имеет огромный воспитательно-развивающий потенциал. Русский народ создал уникальную изустную литературу, формы празднований народных календарных праздников, песни, хороводы, народные игры.
Произведения русского фольклора понятны и очень интересны детям. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений.
Рисование
Среди видов изобразительного искусства, рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности. Мы с ребятами принимаем участие в различных конкурсах и акциях по изобразительному искусству:
Гражданско-патриотическая акция «Рисуем Победу», в акции принимали участие ученые и знаменитости нашей страны, более полумиллиона работ прислали ребята из разных уголков России, мы совместно с ребятами нашей группы тоже приняли участие в этой акции и нарисовали подвиг наших солдат.
Всероссийская акция при поддержке президента РФ «Слово о моей стране»
Конкурс изобразительного искусства «Краски России»
Региональный конкурс детского рисунка приуроченный к 57 летию г. Вихоревка «Моя Вихоревка»
Народная игра
Одно из средств эстетического воспитания – народная игра. Она содержит познавательную, развивающую, забавляющую, находящую, исправляющую и прочие воспитательские функции. Игра может являться одним из средств приобщения ребенка к общенародным обычаям, то что предполагает значимый подход воспитания духовности, развития концепции морально-художественных, общечеловеческих ценностей.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства. Использование в работе с детьми таких игр способствует формированию у них чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Музыкальные инструменты
В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Игра на ложках - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный музыкальный инструмент русского народа. Они универсальны в применении, приёмы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук), а также ложки прочны и надёжны, имеют определённые музыкальные, акустические и тембровые параметры.
Картинная галерея
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны. Эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и экскурсия.
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.
Экскурсия – особая форма учебной и вне учебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им детей-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (заводы, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка), имеющая целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения.
Детская непосредственность, фантазия, воображение, создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определенного возраста временного, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.
Следовательно, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Музыки и Красоты, то будет достигнута ключевая роль духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания - формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Художественно-эстетическое развитие как средство патриотического воспитания
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возра...