Художественно-эстетическое развитие как средство патриотического воспитания
консультация (подготовительная группа)

Сычева Олеся Александровна

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

 

Как говорил Дмтрий.Сергеевич.Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие

как средство патриотического воспитания

Научите ребенка флаг страны рисовать!

Научите детей в гимн гордо стоять!

Научите детей патриотами стать!

И воздастся вам гордостью за ваших ребят.

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Как говорил Дмтрий.Сергеевич.Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время.

Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует художественно эстетическое развитие.

Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через художественно-эстетическую деятельность.

Художественное творчество открывает широкие возможности для нравственного воспитания, обогащая ребенка духовно, формируя положительные моральные качества.

ЦЕЛЬ:

заложить основы нравственно-патриотических чувств посредством

художественно-эстетического развития

ЗАДАЧИ:

• Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности;

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать элементарные знания о правах человека; расширять представления о городах России, знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

На занятиях с детьми мы используем все виды художественно эстетического развития. Традиционные и нетрадиционные методы рисования и аппликации, дидактические игры, Игры: подвижные, народные, спортивны, театрализованную деятельность, музыкальную деятельность.

Посредством русских народных сказок и былин мы знакомим детей с самобытностью жизни русского народа в прошлом, о мужестве, о его храбрости и находчивости.

В сказках и былинах всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить, как родимую сторонку любить. Сказки с патриотическим содержанием, нравственные поступки их героев раскрывают разные человеческие качества: доброта и отзывчивость, смелость и храбрость, трудолюбие и скромность, а также трусость, жадность и ложь.

Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам изобразительного искусства тесно связана с музыкальным руководителем.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др.

При разучивании элементов пляски звучат русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Также дети обучаются игре на народных шумовых инструментах; трещотках, бубенцах, металлофоне, треугольнике, бубне, на ложках, что помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Например, ложки очень универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми. Подготовку к игре на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, начинаем с их рассматривания, обращая внимание на красоту росписи, что в дальнейшем даёт возможность детям выразить увиденную красоту в своих работах на занятиях по рисованию и аппликации.

При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих изделия хохломы.

Уважение к искусству своего народа воспитывается терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров.

На музыкальных занятиях и в основной работе с детьми изучается творчество современных композиторов. Особое внимания заслуживает песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и о матерях. Творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие.

Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «День Отца», «День Матери», «День Народного Единства», «Новый год», «Колядки», «День Защитника Отечества», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет «Формирование любви к малой Родине, семье, а также к Защитникам Отечества»,

Знакомство с городом, двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном положило начало формирования у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имели возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

Говоря о защитниках нашей Родины, главное внимание было направлено на тему-Великой Победы.

Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне.

В этой теме мы раскрывали детям величие подвига советского солдата. Просматривали иллюстрации о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, вспомнили о ветеранах, дети все свои впечатления отражали в рисунках и поделках. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо. Факты этой Великой войны остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей.

К работе по патриотическому воспитанию детей мы активно привлекали родителей.Вместе участвовали во внутрисадовых и городских выставках и конкурсах семейных творческих работ, в подготовке к праздникам, проектам. Благодаря такой совместной работе с родителями наши воспитанники занимали призовые места. Следует отметить то, что с помощью родителей в нашей группе был организован прекрасный уголок патриотического воспитания и уголок безопасности. По работе в проектах были созданы альбомы: «Как я провёл лето», «Моя семья»-по которому дети могут рассказать историю своей семьи. Выставка совместных рисунков по данным темам. Лепбуки и выставка творческих работ: «Вместе в космос полетим». Ежегодные выставки творческих работ: «Осень, осень в гости просим», «Новогодний калейдоскоп» и т.д

Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни), делиться опытом семейного воспитания.

Вывод:

В результате всей проделанной работы у наших воспитанников сформировались представления:

о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

о духовных и нравственных ценностях;

о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

об истории и культуре своей страны;

научились беречь и поддерживать красоту;


  • Список литературы
  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

«Посткроссинг, как средство патриотического воспитания и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

ПОСТКРОССИНГ  – проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен пись...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы

План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...

Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания

Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания...