Художественно-эстетическое развитие как средство патриотического воспитания
консультация (подготовительная группа)
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Как говорил Дмтрий.Сергеевич.Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие
как средство патриотического воспитания
Научите ребенка флаг страны рисовать!
Научите детей в гимн гордо стоять!
Научите детей патриотами стать!
И воздастся вам гордостью за ваших ребят.
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Как говорил Дмтрий.Сергеевич.Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время.
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует художественно эстетическое развитие.
Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через художественно-эстетическую деятельность.
Художественное творчество открывает широкие возможности для нравственного воспитания, обогащая ребенка духовно, формируя положительные моральные качества.
ЦЕЛЬ:
заложить основы нравственно-патриотических чувств посредством
художественно-эстетического развития
ЗАДАЧИ:
• Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности;
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать элементарные знания о правах человека; расширять представления о городах России, знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.
Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
На занятиях с детьми мы используем все виды художественно эстетического развития. Традиционные и нетрадиционные методы рисования и аппликации, дидактические игры, Игры: подвижные, народные, спортивны, театрализованную деятельность, музыкальную деятельность.
Посредством русских народных сказок и былин мы знакомим детей с самобытностью жизни русского народа в прошлом, о мужестве, о его храбрости и находчивости.
В сказках и былинах всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить, как родимую сторонку любить. Сказки с патриотическим содержанием, нравственные поступки их героев раскрывают разные человеческие качества: доброта и отзывчивость, смелость и храбрость, трудолюбие и скромность, а также трусость, жадность и ложь.
Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам изобразительного искусства тесно связана с музыкальным руководителем.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др.
При разучивании элементов пляски звучат русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Также дети обучаются игре на народных шумовых инструментах; трещотках, бубенцах, металлофоне, треугольнике, бубне, на ложках, что помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Например, ложки очень универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми. Подготовку к игре на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, начинаем с их рассматривания, обращая внимание на красоту росписи, что в дальнейшем даёт возможность детям выразить увиденную красоту в своих работах на занятиях по рисованию и аппликации.
При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих изделия хохломы.
Уважение к искусству своего народа воспитывается терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров.
На музыкальных занятиях и в основной работе с детьми изучается творчество современных композиторов. Особое внимания заслуживает песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и о матерях. Творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие.
Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «День Отца», «День Матери», «День Народного Единства», «Новый год», «Колядки», «День Защитника Отечества», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет «Формирование любви к малой Родине, семье, а также к Защитникам Отечества»,
Знакомство с городом, двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном положило начало формирования у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имели возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Говоря о защитниках нашей Родины, главное внимание было направлено на тему-Великой Победы.
Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне.
В этой теме мы раскрывали детям величие подвига советского солдата. Просматривали иллюстрации о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, вспомнили о ветеранах, дети все свои впечатления отражали в рисунках и поделках. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо. Факты этой Великой войны остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей.
К работе по патриотическому воспитанию детей мы активно привлекали родителей.Вместе участвовали во внутрисадовых и городских выставках и конкурсах семейных творческих работ, в подготовке к праздникам, проектам. Благодаря такой совместной работе с родителями наши воспитанники занимали призовые места. Следует отметить то, что с помощью родителей в нашей группе был организован прекрасный уголок патриотического воспитания и уголок безопасности. По работе в проектах были созданы альбомы: «Как я провёл лето», «Моя семья»-по которому дети могут рассказать историю своей семьи. Выставка совместных рисунков по данным темам. Лепбуки и выставка творческих работ: «Вместе в космос полетим». Ежегодные выставки творческих работ: «Осень, осень в гости просим», «Новогодний калейдоскоп» и т.д
Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни), делиться опытом семейного воспитания.
Вывод:
В результате всей проделанной работы у наших воспитанников сформировались представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
об истории и культуре своей страны;
научились беречь и поддерживать красоту;
- Список литературы
- Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
- Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
«Посткроссинг, как средство патриотического воспитания и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
ПОСТКРОССИНГ – проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен пись...
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы
План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по речевому развитию «Виртуальная экскурсия по городу Заринску»...
Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания
Художественно-эстетическое развитие детей средствами патриотического воспитания...
Виртуальные экскурсии как средство познавательного развития и нравственно - патриотического воспитания дошкольников в рамках долгосрочного педагогического проекта "Любовь к Родине начинается с семьи"
Виртуальные экскурсии как педагогическая находка в проекте "Любовь к Родине начинается с семьи"...