Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa_2022-2023_uch.god_-1.docx | 194.52 КБ |
Предварительный просмотр:
к АООП ДО МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании педагогического совета №1 приказом и.о. заведующего
от 31.08.2022г. МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский
(протокол №1) Н.В. Ермолаевой
от 31.08.2022г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «ФАНТАЗЁРЫ»
на 2022-2023 учебный год
Возрастная категория детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработала: Титова Валентина Алексеевна,
учитель – логопед
п.г.т. Малиновский, 2022г.
Оглавление
Название раздела | Страница | |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка (Цели, задачи, принципы и подходы). | 3 |
1.2. | Планируемые результаты | 4 |
1.3. | Реализация образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий | 6 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Основное содержание образовательной области «Речевое развитие» | 7 |
2.2. | Формы образовательной деятельности | 10 |
2.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 11 |
2.4. | Модель реализации рабочей программы дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий | 12 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Организация жизнедеятельности детей | 13 |
3.2. | Учебно-методический комплект к программе | 14 |
3.3. | Особенности образовательной среды группы при реализации рабочей программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||
1. | Учебный план | 16 |
2. | Календарный учебный график | 18 |
3. | Расписание занятий | 20 |
4. | Календарный план воспитательной работы | 21 |
5. | Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» | 23 |
6. | Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» | 28 |
7. | Диагностические карты | 58 |
8. | План мероприятий по взаимодействию с родителями | 59 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» (далее по тексту Учреждение) составлен с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный N 61573);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 07.12.2017 №6/17).
Цель - создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Принципы и подходы к формированию программы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Подходы к формированию Программы:
Индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
Развивающее вариативное образование – предполагает образовательное содержание через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством
Различных видов детской активности.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация разрабатывает свою адаптированную основную образовательную программу.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
При планировании конкретного содержания коррекционной, оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают: принципы специального обучения и воспитания; результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей, и воспитательно-образовательной работы; задачи и содержание основных разделов программы.
Принципы построения коррекционной работы:
- системный подход в реализации задач;
- единство диагностики и коррекции развития ребенка;
- развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития;
- целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья;
- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
- расширение пространства детства.
1.2. Планируемые результаты
Главной задачей рабочей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Результаты освоения программы по Речевому развитию представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
1.3. Реализация образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона N 273-ФЗ), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона N 273-ФЗ).
При реализации рабочей программы по «Речевому развитию» с применением ЭО, ДОТ учитель-логопед руководствуются следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный N 61573);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).
Нормативными правовыми актами:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды».
В группе осуществляется реализация рабочей программы по Речевому развитию или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:
- необходимых условий, созданных непосредственно в ДОО;
- возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основное содержание образовательной области «Речевое развитие».
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. Для эффективного преодоления речевых недостатков у дошкольников необходимо объединить усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса вокруг ребенка с речевыми проблемами с целью преодоления нарушений речи.
Направления работы:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В соответствии с ФГОС ДО, «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
- Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности, существительными, образованными от глаголов.
- Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
- Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
- Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
- Способствовать практическому овладению всеми простыми и сложными предлогами.
- Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, наречий, местоимений, причастий.
- Закрепить понятие слово и уметь оперировать им.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже, косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
- Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
- Формировать умение использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
- Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, подбирать однородные определения к существительным.
- Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
- Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине; распространение простых предложений однородными членами.
- Совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
- Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложения с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
- Закрепить знания некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
- Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
- Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
- Учить говорить в спокойном темпе.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
- Активизировать движения речевого аппарата.
- Уточнить произношение звуков Й, Ц, Ч, Щ, в слогах, словах, предложениях, тексте.
- Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза слов
- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (слон, мост) и над двусложными словами со стечением двух согласных (планка) и введением их в предложения.
- Работать над трех-, четырех и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
- Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования.
- Познакомить с новыми звуками Ш, Ж, Й, Ц, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, Рь. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза из трех-пяти звуков.
4. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
- Познакомить с буквами Ш, Ж, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
- Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания», лепки их из пластилина.
- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
- Закрепить знания уже известных детям правил правописания.
- Познакомить с некоторыми правилами правописания (ЧА-ЩА с буквой А, ЧУ-ЩУ с буквой У).
- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
5. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закреплять умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
- Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
2.2. Формы образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые | Индивидуальные подгрупповые | |
Беседа после чтения; Рассматривание; Игровая ситуация; Дидактическая игра; Интегративная деятельность; Чтение; Беседа о прочитанном; Игра-драматизация; Показ настольного театра; Разучивание стихотворений; Театрализованная игра; Режиссерская игра Проектная деятельность; Интегративная деятельность; Решение проблемных ситуаций; Разговор с детьми | Ситуация общения в процессе режимных моментов Дидактическая игра Чтение (в том числе на прогулке) Словесная игра на прогулке Наблюдение на прогулке Труд Игра на прогулке Ситуативный разговор Беседа Беседа после чтения экскурсия Интегративная деятельность Разговор с детьми Разучивание стихов, потешек Сочинение загадок Проектная деятельность Разновозрастное общение Создание коллекций | Сюжетно-ролевая игра; Подвижная игра с текстом; Игровое общение; Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками; Хороводная игра с пением; Игра-драматизация; Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; Дидактическая игра | Речевые игры Игры-драматизации Беседы, рассказы Разучивание стихотворений, загадок, скороговорок, чистоговорок Пример использования Образцов коммуникативных кодов взрослого Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций Совместные семейные проекты Посещение театров, музеев, выставок Прослушивание аудиозаписей |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Воспитание детей будет успешным только при условии тесного контакта с семьей. Ведущие цели взаимодействия учителя-логопеда группы с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы. Учтены особенности развития детей в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Речевую активность детей родители поддерживают и всячески стимулируют. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
2.4.Модель реализации рабочей программы дошкольного образования
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Реализация АООП ДО с применением ЭО, ДОТ осуществляется в двух основных моделях:
1. Учитель-логопед и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное взаимодействие учителя-логопеда с детьми, при этом при реализации программы учитель-логопед применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и информационными ресурсами.
2. Учитель-логопед и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: программа реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и офлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В последнем случае учитель-логопед заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает программу с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей).
Решение о внедрении данной модели реализации программы принимается, как правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности организовать работу по реализации права на обучение по АООП ДО на дому или в медицинской организации при длительном лечении. При необходимости данные модели могут сочетаться.
Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации программы осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация жизнедеятельности детей. Режим дня
Режимные мероприятия (наименование, содержание) | Время |
Утренний приём (осмотр детей, термометрия, консультирование родителей, игры детей) | 7.00-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Завтрак (подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи) | 8.30-9.00 |
Образовательная деятельность (занятия, согласно режиму занятий) | 9.00-10.50 по подгруппам |
Самостоятельная деятельность (игры) | |
Второй завтрак (подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи) | 10.10-10.20 |
Прогулка, двигательная активность (подготовка к прогулке: переодевание; прогулка: подвижные игры. Возвращение с прогулки) | 10.50-12.10 |
Обед (подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи) | 12.10-12.30 |
Дневной сон (подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати; дневной сон) | 12.30-15.00 |
Пробуждение: постепенный подъем, переодевание, гигиенические процедуры | 15.00-15.20 |
Образовательная деятельность (занятия, согласно режиму занятий) | 15.20-16.30 |
Совместная, самостоятельная деятельность (игры) | 16.30-16.40 |
Уплотненный полдник (подготовка к приему пищи, гигиенические процедуры, посадка детей за столами, прием пищи, гигиенические процедуры после приема пищи) | 16.40-17.00 |
Прогулка, двигательная активность (подготовка к прогулке: переодевание; прогулка: подвижные игры. Возвращение с прогулки) | 17.00-18.40 |
Самостоятельная деятельность (спокойный досуг), уход домой | 18.40-19.00 |
ИТОГО Дневной сон (ежедневно) Прогулка (ежедневно) Объем образовательной нагрузки (в неделю) Двигательная активность (ежедневно) | 2 ч. 30 мин 3 ч. 7 ч. 30 мин 1 ч. 40 мин. |
3.2. Учебно-методический комплект к реализации программы
ОО | Направление | Программа или методическое пособие |
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) | ||
Обязательная часть | ||
Речевое развитие | Лексическая сторона речи | Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 г. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №3.. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 г.
Электронные источники: Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе., 2021 Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. 2011г |
Грамматическая сторона речи | ||
Произносительная сторона речи | ||
Связная речь | ||
Подготовка к обучению грамоте |
3.3.Особенности образовательной среды группы при реализации рабочей программы с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий
Образовательная среда соответствует требованиям ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места, освещенности, микроклимата и др.), учитывает положения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования д/д «Улыбка», а в случае применения ЭО, ДОТ включать в себя также: электронный образовательный контент;
инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, компьютеры и иные средства), доступ к сети «Интернет»; информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для осуществления онлайн-взаимодействия, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).
Используемые в образовательной среде ЭСО соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.
Продолжительность непрерывного использования экрана ЭСО и общая продолжительность использования ЭСО соответствует
требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.
Учитель-логопед реализующий программу с применением ЭО, ДОТ: знает требования действующего законодательства в области информации, информационных технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с применением ЭО, ДОТ, а также СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного процесса с использованием ЭСО;
- обеспечивает безопасность и доступность образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ;
- владеет навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего инструментария (ПО, платформ и сервисов), технически обеспечивающего реализацию программы с применением ЭО, ДОТ;
- имеет представление и умеет выбирать Интернет-сервисы, локальные приложения, электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на внешних интернет-сайтах, для наиболее эффективного решения конкретных образовательных задач;
- учитывает имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности освоения программы с применением ЭО, ДОТ;
- обеспечивает оптимальное соотношение онлайн и офлайн форматов реализации программы;
- консультирует родителей воспитанников по вопросам реализации программы с применением ЭО, ДОТ.
Приложение № 1
Учебный план
Направления развития (образовательные области) | Виды детской деятельности | подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №3 «Фантазёры» (6-7 лет) |
Обязательная часть | ||
Социально-коммуникативное развитие | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Интегрируется со всеми образовательными областями |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | ||
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | ||
Формирование основ безопасности | ||
Познавательное развитие | Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. | 1 |
Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. | 0,5 | |
Развитие математических представлений | 1 | |
Речевое развитие | Логопедическое. Развитие речи (связная речь, грам. строй речи, формирование словаря, звуковая культура речи) | 4 |
Обучение грамоте | ||
Художественная литература | 0,5 | |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование | 1 |
Лепка | 0,5 | |
Аппликация | 0,5 | |
Музыкальное развитие | 2 | |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Интегрируется со всеми образовательными областями | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
Познавательное развитие | Гончарова Е.В. «Экология для малышей» Национально-региональный компонент | Интегрируется 1 раз в месяц с познавательным развитием |
Социально-коммуникативное развитие | Целикова Н.Ю. Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука». | Проводится 1 раз в неделю в совместной деятельности детей и воспитателя |
Кузьмин И.А., Камкин А.В. Программа «Социокультурные истоки» Занятия по интересам «Социокультурные истоки» | 1 | |
Образовательная нагрузка в неделю, количество НОД. | 15 (30’) | |
Образовательная нагрузка в неделю, мин. | 7 часов 30 минут |
Образовательный процесс выстроен на основе АООП д/с «Улыбка» п. Малиновский» и комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3 – 7 лет Н. В. Нищевой.
Структура учебного плана включает в себя направление работы, образовательные области, недельную и годовую учебную нагрузку в виде количества непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД) по каждой образовательной области и ее разделу в каждой возрастной группе дошкольного учреждения в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2) установлена продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки:
- Для детей от 6 до 7 лет - 90 минут. В неделю 7 часов 30 минут. Образовательная деятельность осуществляется в первой половине дня. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Подгрупповая коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР входит в учебный план и составляет в подготовительной к школе группе 4 подгрупповых логопедических занятия. Индивидуальные занятия с учителем-логопедом и воспитателем выводится за рамки учебного плана.
Учебный план установлен на учебный год с 01.09.2022 г. по 31.05.2023г. Количество учебных недель за период обучения – 36 недели 3 дня.
Диагностический период проводится 2 раза в год: с 01.09.2022 по 10.09.2022 учебного года и с 23.05.2023г. по 31.05.2023г учебного года. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится на основе наблюдения в процессе непрерывной образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и детей.
Приложение № 2
Календарный учебный график работы
Содержание | Продолжительность | Кол-во нед/ кол-во дней |
период учебного года | 01.09.2022 – 31.05.2023 | 36 недель, 3 дня |
недельный режим работы | 5 дней | 183 дня |
праздничные дни | 04.11.2022г. 03-06.01.2023г. 23.02.-24.02.2023г. 08.03.2023г. 01.05.2023г. 08.05.-09.05.2023г. | 11 дней |
летний период | 01.06.2023г. - 31.08.2023г. | 92 дня |
кол-во учебных недель за период обучения старшего дошкольного возраста | 36 недель | |
кол-во учебных недель за период обучения раннего и младшего возраста | 36 недель |
Примечание:
- с воскресенья 1 января на 24 февраля;
- с субботы 7 января на понедельник 8 мая.
Учебные периоды
Месяц | Учебная неделя | Период | Кол-во дней |
Сентябрь | 1 | 01.09. – 02.09. | 2 |
2 | 05.09. –09.09. | 5 | |
3 | 12.09. – 16.09. | 5 | |
4 | 19.09. – 23.09 | 5 | |
5 | 26.09. – 30.09 | 5 | |
Октябрь | 6 | 03.10 – 07.10. | 5 |
7 | 10.10. – 14.10. | 5 | |
8 | 17.10 – 21.10. | 5 | |
9 | 24.10. – 28.10. | 5 | |
Октябрь-Ноябрь | 10 | 31.10 - 03.11 | 4 |
| 11 | 07.11. – 11.11. | 5 |
12 | 14.11. – 18.11 | 5 | |
13 | 21.11. – 25.11. | 5 | |
Ноябрь - Декабрь | 14 | 28.11. – 02.12. | 5 |
Декабрь | 15 | 05.12. – 09.12. | 5 |
16 | 12.12. - 16.12. | 5 | |
17 | 19.12. - 23.12. | 5 | |
18 | 26.12. – 30.12. | 5 | |
Январь | 19 | 09.01 - 13.01 | 5 |
20 | 16.01 - 20.01. | 5 | |
21 | 23.01. –27.01. | 5 | |
Январь-Февраль | 22 | 30.01 – 03.02 | 5 |
Февраль | 23 | 06.02 – 10.02 | 5 |
24 | 13.02. – 17.02. | 5 | |
25 | 20.02. – 22.02. | 3 | |
Февраль-Март | 26 | 27.02-03.03. | 5 |
Март | 27 | 06.03 - 10.03. | 4 |
28 | 13.03. – 17.03. | 5 | |
29 | 20.03. – 24.03. | 5 | |
30 | 27.03. – 31.03. | 5 | |
Апрель | 31 | 03.04. – 07.04. | 5 |
32 | 10.04. – 14.04. | 5 | |
33 | 17.04 – 21.04. | 5 | |
34 | 24.04. – 28.04. | 5 | |
Май | 35 | 02.05. – 05.05. | 4 |
36 | 10.05. – 12.05. | 3 | |
37 | 15.05. – 19.05. | 5 | |
38 | 22.05. - 26.05 | 5 | |
39 | 29.05 - 31.05 | 3 | |
183 |
Приложение № 3
Расписание занятий
День недели | Подготовительная группа компенсирующей направленности с ТНР «В» «Фантазёры» |
Понедельник «День радостных встреч с народной игрой» | 1. Познавательное развитие 9.00-9.30 – 1 подгруппа 9.40-10.10 – 2 подгруппа 2. Музыка 10.20-10.50 3. Физическое развитие (на улице) 11.00-11.30 |
Вторник «День искусства» | 1 Развитие математических представлений 9.00-9.30 - 1 подгруппа 9.40-10.10– 2 подгруппа 2. Развитие речи (логопедическое) 9.00-9.30 - 1 подгруппа 9.40-10.10– 2 подгруппа 3. Физическое развитие 16.00-16.30 |
Среда «Сладкий вечер» | 1. Развитие речи (логопедическое) 9.00-9.30 - 1 подгруппа 9.40-10.10– 2 подгруппа 2. Музыка 10.20-10.50 3. Конструирование/художественная литература 15.20-15.50 - 1 подгруппа 16.00-16.30 – 2 подгруппа |
Четверг «День театра» | 1. Развитие речи (логопедическое) 9.00-9.30 – 1 подгруппа 9.40-10.10 – 2 подгруппа 2. Рисование 9.00-9.30 – 1 подгруппа 9.40-10.10 – 2 подгруппа 3. Физическое развитие 16.00-16.30 |
Пятница «День труда» | 1. Развитие речи (логопедическое) 9.00 - 9.30 – 1 подгруппа 9.40 – 10.10 – 2 подгруппа 2. Лепка / Аппликация 9.00 - 9.30 – 1 подгруппа 9.40 – 10.10 – 2 подгруппа 3. Занятие по интересам «Социокультурные истоки» 15.20-15.50 |
Всего занятий в неделю | 15 занятий по 30 минут = 450 минут |
Образовательная нагрузка | 450минут = 7часов 30минут |
Приложение № 4
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогами. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с рабочей программой воспитания МАДОУ д/с «Улыбка».
Образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам, памятным датам и событиям российской истории и культуры
Месяц | Число | Образовательное событие | |
Сентябрь | 1 | День знаний. Тематическое занятие | |
5 | 205 лет со дня рождения писателя Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) Чтение произведений автора | ||
8 | Международный день распространения грамотности. Беседа с детьми на тему «Этика общения». | ||
25-29 | Неделя безопасности дорожного движения | ||
27 | День дошкольного работника | ||
Октябрь | 25 | Международный день школьных библиотек. Экскурсия в библиотеку. | |
Ноябрь | 3 | 135 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964) (Игра-путешествие с использованием средств ИКТ «В гости к С.Я. Маршаку», Рисование «Любимые герои сказок С.Я. Маршака») | |
6 | 170 лет со дня рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912) Чтение произведений автора | ||
Декабрь | 9 | День рождения ХМАО-Югры. Тематическое занятие «Родина моя – люблю тебя!». | |
Январь | 1-10 | Праздничные дни. Новый год, Рождество, Старый новый год. Утренники. | |
Февраль | 21 | Международный день родного языка. Конкурс «Кто лучше всех скажет скороговорку». | |
Март | 8 | Международный женский день. Праздник для мам и бабушек. | |
13 | 110 лет со дня рождения писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009) Рисование иллюстрации, лепка героев из пластилина или конструирование героем произведений С.В.Михалкова | ||
Май | 9 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.). Тематические занятия | |
15 | Международный день семьи |
Конкурсы, выставки детского творчества и педагогического мастерства (традиционные)
Содержание основных мероприятий | Сроки проведения | Участники |
Конкурс художественного чтения «Синяя птица – 2020» | Октябрь | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Акция «Покормите птиц зимой» | Январь | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Приложение №5
Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
Месяц | Тема | Основное содержание | Количество занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | Воспоминания о лете. (с элементами диагностики) | Уточнить и расширить знания о лете. Совершенствовать диалогическую речь. | 2 |
Осень. (с элементами диагностики) | Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать умение распространять предложение однородными определениями. Закрепить умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. | 4 | |
Осень. Деревья осенью. | Расширять и обогащать словарь по теме относительными прилагательными. Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак). Составлять сложноподчиненные предложения с противопоставление | 4 | |
Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. Гласные буквы. | Расширять представления детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Закрепить зрительные образы гласных букв, понятие «гласный звук». Учить звуковому анализу и синтезу; выделять гласные звуки из начала и конца слова. | 4 | |
Фрукты. Труд взрослых в садах. Согласные буквы. Деление на слоги | Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя. Закрепить понятие «согласный звук». Учить выделять согласный звук из начала и конца слова. Закрепить умение делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах. | 4 | |
Октябрь | Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. Дифференциация звуков «В»-«Ф»-«Вь»-«Фь». | Обогащать экспрессивную речь словами с приставочными глаголами. Употреблять предложно-падежные конструкции. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения. Формировать умение дифференцировать звуки «В»-«Ф»-«Вь»-«Фь». Закрепить понятие твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный звук. | 4 |
Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. Дифференциация «Б»-«П»-«Бь»-«Пь». | Систематизировать знания о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Образовывать притяжательные прилагательные; существительных с суффиксами –ат, -ят. Формировать умение дифференцировать звуки «Б»-«П»-«Бь»-«Пь» в устной речи и на письме; понимать и объяснять значения слов. Совершенствовать навыки составления и чтения слов, звукобуквенного анализа. | 4 | |
Поздняя осень. Грибы. Дифференциация «К»-«Кь»-«Г»-«Гь». | Активизировать и актуализировать словарь по теме. Образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными. Формировать умение дифференцировать звуки «К»-«Кь»-«Г»-«Гь» в устной речи и на письме. Совершенствовать навыки составления и чтения слов, звукобуквенного анализа. | 4 | |
Поздняя осень. Лесные ягоды. Дифференциация «К»-«Х» | Совершенствовать навыки пересказа. Подбор однокоренных слов. Обогащать экспрессивную речь приставочными глаголами. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи звуки «К»-«Х». Формировать навыки звуко-слогового анализа. | 4 | |
Ноябрь | Осенние одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация «Т»-«Ть»-«Д»-«Дь». | Формировать умение образования и употребления относительных прилагательных; составлять сложноподчиненные предложения с противопоставлением. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи звуки «Т»-«Ть»-«Д», «Дь». Формировать навыки звуко-слогового анализа. | 3 |
Моя семья. Дифференциация «С»-«Сь»-«З»-«Зь». | Уточнить и расширить словарь по теме. Учить составлять распространенные предложения; рассказы по сюжетным картинкам. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи звуки «С»-«З». Закрепить понятие твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный звук. Определять позицию звука в слове. | 4 | |
Орудия труда. Инструменты. Звук и буква Ш. | Закрепить и систематизировать представления об инструментах, трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Учить составлять предложения со словами «потому что». Совершенствовать умение правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях. Формировать навыки преобразования слов методом замены одного звука. | 4 | |
Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Дифференциация «С»-«Ш». | Обогащать экспрессивную речь словами-антонимами. Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения. Формировать умение дифференцировать звуки в устной и письменной речи. Обучать звуко-слоговому анализу, чтению и письму. | 4 | |
Декабрь | Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. Звук и буква Л. | Совершенствовать навыки рассматривания картины и пересказа с использованием мнемотаблиц. Познакомить со звуком и буквой Л, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза | 4 |
Наш родной поселок. Звук «Ль». | Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по заранее составленному плану. Совершенствовать навыки анализа предложений. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и звуко-слогововго анализа и синтеза. Учить выделять ударные слоги. | 4 | |
Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. Дифференциация «Л»-«Ль». | Учить пересказывать рассказы по картинно-графическому плану. Учить подбирать родственные слова. Учить дифференцировать звуки в устной речи и на письме. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа. | 4 | |
Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме. Звук и буква Р. | Обобщить и систематизировать знания о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Совершенствование грамматического строя речи. Познакомить со звуком и буквой Р. Учить правильно воспроизводить вопросительную и повествовательную интонации. | 4 | |
Новый год. | Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствовать навыки составления рассказа по картине | 4 | |
Январь | Мебель. Материалы, из которых сделана мебель. Звук Рь. | Учить образованию и употреблению существительных с суффиксом увеличительности. Совершенствовать навык анализа предложений. Формировать навыки звуко-слогового анализа слов. Учить выделять ударные слоги. Учить согласовывать числительные с существительными. | 4 |
Зима. Зимующие птицы. Дифференциация «Р»-«Рь». | Совершенствовать навыки составления рассказа по картине. Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Учить дифференцировать звуки устной речи и на письме. Формировать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа слов. | 4 | |
Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. Дифференциация «Р»-«Л». | Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Совершенствовать навыки слогового анализа. Совершенствовать навык пересказа; составления и анализа предложений; образования глаголов движения префиксальным способом. Учить дифференцировать звуки в устной речи и на письме. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. | 4 | |
Февраль | Профессии взрослых. Трудовые действия. Дифференциация «Рь»-«Ль». | Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения. Учить дифференцировать звуки в устной речи и на письме. Формировать навыки звуко-слогового анализа. | 4 |
Наша Родина – Россия. Звук и буква «Ж». | Углубить представления о России. Совершенствовать навык пересказа, образования однокоренных слов. Познакомить со звуком и буквой Ж. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов | 4 | |
Москва – столица России. Дифференциация «Ш»-«Ж». | Углубить представления о столице нашей Родины – Москве. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить дифференцировать звуки в устной речи и на письме. Обучать звуко-слоговому анализу и синтезу. | 4 | |
Наша армия. Дифференциация «З»-«Ж». | Расширять и обогащать словарь по теме. Формировать навыки словообразования и словоизменения. Учить дифференцировать звуки в устной речи и на письме. Формировать умение определять ударный гласный звук в словах. | 2 | |
Март | Мамин праздник. Звук и буква Ц. | Закрепить понимание семейных родственных связей. Учить составлять простые распространенные предложения. Познакомить со звуком и буквой Ц. Формировать навыки звуко-буквенного анализа слов. | 4 |
Весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. | Совершенствовать навык пересказа. Учить подбирать определения, образовывать существительные с суффиксом единичности. Составление предложений с противопоставлением. | 3 | |
Комнатные растения, размножение, уход. Дифференциация «Ть»-«Ц». | Обобщение и систематизация знаний о комнатных растениях. Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что. Учить употреблять существительные в косвенных падежах. Учить дифференцировать звуки в устной речи на письме. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. | 4 | |
Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки. Звук и буква Щ. | Совершенствовать навык пересказа; умение пользоваться косвенной речью. Учить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Познакомить со звуком и буквой Щ. Формировать практический навык правильного написания слогов ЩА-ЩУ | 4 | |
Животные жарких стран, повадки, детеныши. Звук и буква Ч. | Обогащать экспрессивную речь словами-антонимами. Учить образованию и употреблению в речи притяжательных прилагательных. Познакомить со звуком и буквой Ч. Формировать практический навык правильного написания слогов ЧА-ЧУ. | 4 | |
Апрель | Человек. Звуки и буквы Ц, Ч, Щ. | Уточнить и расширить знания по теме. Учить понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения. Учить различать и правильно употреблять звуки Ц, Ч, Щ в устной речи и на письме. Учить выделять ударный гласный звук. | 4 |
Космос. Буква Ь, Ъ | Уточнить и расширить знания по теме. Учить понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения. Познакомить с буквами Ь, Ъ. Учить правильно читать и писать слова с этими буквами. | 4 | |
Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова. А.Л. Барто. Звук и буква «Й». | Пополнить экспрессивную речь словами-антонимами и глаголами. Учить составлять сложноподчиненные предложения. Учить употреблять существительные в косвенных падежах. Познакомить со звуком и буквой Й Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. | 4 | |
Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Буква Я. | Учить правильно употреблять существительные в косвенных падежах; составлять сложноподчиненные предложения. Познакомить с буквой Я. Формировать понятие о том, что буква Я служит для обозначения мягкости согласных. | 4 | |
Май | День Победы. Буква Ю. | Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы. Познакомить с буквой Ю. Формировать понятие о том, что буква Ю служит для обозначения мягкости согласных. | 4 |
Правила дорожного движения. Буква Е | Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Познакомить с буквой Е. Формировать понятие о том, что буква Е служит для обозначения мягкости согласных. | 3 | |
Скоро в школу. Школьные принадлежности. Буква Ё. | Совершенствовать навыки словообразования; слогового, звукового анализа слов. Совершенствовать навык пересказа. Познакомить с буквой Ё. Формировать понятие о том, что буква Ё служит для обозначения мягкости согласных. | 4 | |
Лето. Цветы на лугу. (с элементами мониторинга) | Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Закрепить пройденный материал, с элементами диагностики. | 4 | |
Лето. До свидания, детский сад. (с элементами мониторинга) | 2 |
Приложение № 6
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
Приложение №7
Диагностические карты
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики используется методика Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использование в речевой деятельности). Диагностика проводится в первые две недели сентября и последние две недели мая.
Серия 1 Исследование сенсомоторного уровня речи. | ||
1. Проверка состояния фонематического восприятия | ||
И: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. • ба – па – па – ба – • са – ша – ша – са – • ша – жа – ша – жа – ша – жа – • ца – са – ца – са – ца – са – • ра – ла – ра – ла – ра – ла – Пр.: слоги предъявляются до первого воспроизведения | ||
Всего: | ||
2. Исследование артикуляционной моторики | ||
И: смотри внимательно и повторяй за мной движения • губы в улыбке • язык «лопаткой» • язык «иголочкой» • «маятник» • «улыбка» - «трубочка» Пр. попросить удерживать 3-5сек., последние 3 упр. выполнить по 4-5 раз | Отметить объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, синюшности | |
Всего: | ||
3. Исследование звукопроизношения | ||
И: повторяй за мной слова: 1. Свистящие: • собака – маска – нос • сено – василек – высь • замок – коза • зима – магазин • цапля – овца – палец 2. Шипящие • шуба – кошка – камыш • жук – ножи • щука – вещи – лещ • чайка – очки – ночь 3. Р - Р' • рыба – корова – топор • река – варенье – дверь 4. Л - Л' • лампа – молоко – пол • лето – колесо – соль 5. Остальные | ||
Всего: | ||
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова | ||
И: повторяй за мной слова • танкист • космонавт • сковорода • аквалангист • термометр Пр.: слова предъявляются до первого воспроизведения | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 2. Исследование грамматического строя речи | ||
1. Повторение предложений | ||
И.: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее. • Птичка свила гнездо • В саду было много красных яблок • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Пр.: предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза) | ||
Всего: | ||
2. Верификация предложений | ||
И.: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. • Собака вышла в будку • По морю плывут корабль • Дом нарисован мальчик • Хорошо спится медведь под снегом • Над большим деревом была глубокая яма | ||
Всего: | ||
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме | ||
И: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение • мальчик, открывать, дверь • сидеть, синичка, на, ветке • груша, бабушка, внучка, давать • Витя, косить, трава, кролики, для • Петя, купить, шар, красный, мама Пр.: слова предъявляются до первого ответа | ||
Всего: | ||
4. Добавление предлогов в предложение | ||
И: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено. • Лена наливает чай … чашки • Почки распустились … деревьях • Птенец выпал … гнезда • Щенок спрятался … крыльцом • Пес сидит … конуры Пр.: Используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»), 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?») | ||
Всего: | ||
5. Образование существительных множественного числа в Им. и Р. падежах | ||
И: один – дом, а если их много, то это – дома • один – стол, а много это … • стул – звезда – • окно – ухо – | ||
И: один – дом, а много чего? – Домов. • один – стол, а много чего? - … • стул – • окно – • звезда – • ухо – Пр.: можно использовать картинки | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования | ||
И: кошки – котята, а у … • козы – собаки – • волка – курицы – • утки – свиньи – • лисы – коровы – • льва – овцы – | ||
Всего: | ||
2. Образование прилагательных от существительных | ||
а) относительных И: кукла из бумаги – бумажная • шляпка из соломы – • горка изо льда – • варенье из вишни – • варенье из яблок – • варенье из сливы – • кисель из клюквы – • салат из морковки – • суп из грибов – • лист дуба – • лист осины – | ||
Всего: | ||
б) качественных И: если днем жара, то день – жаркий, а если … • мороз – • солнце – • снег – • ветер – • дождь – | ||
Всего: | ||
в) притяжательных И: у собаки лапа собачья, а у … • кошки – • волка – • льва – • медведя – • лисы – | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 4. Исследование связной речи | ||
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
И: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ а) критерий смысловой целостности б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания в) критерий самостоятельности выполнения задания | ||
Всего: | ||
2. Пересказ прослушанного текста | ||
И: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать Горошины В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошина залетели на крышу. Т их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Пр.: рассказ предъявляется не более двух раз | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 5. Исследования навыков языкового анализа и синтеза | ||
1. И: сколько слов предложении? • День был теплый • Около дома росла высокая береза 2. И: сколько слогов в доме? • дом • карандаш 3. И: определи место звука в слове • первый звук в лове крыша • третий звук в слове школа • последний звук в слове стакан 4. И: сколько звуков в слове? • рак • сумка • диктант Пр.: ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще» | ||
Всего за серию: | ||
Серия 6. Исследование понимания логико-грамматических отношений | ||
1. • покажи ключ, карандаш • покажи карандашом ключ • карандашом – ключ 2. • нарисуй круг под крестом • крест под кругом 3. Скажи, что вернее: Весна бывает перед летом или лето – перед весной 4. Ваня выше Пете. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? 6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? 7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | ||
Всего за серию: | ||
Всего за весь тест: |
Приложение № 8
План мероприятий взаимодействия с родителями
№ | Формы работы | Содержание | Дата проведения |
1. | Групповое собрание | Познакомить родителей с организацией коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе на основе ФГОС, с основными этапами, методами и формами логопедической работы с детьми с ТНР. Беседа «Подготовка детей к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 6-7 лет». Информировать родителей об успехах коррекционной работы. Познакомить родителей с результатами обследования детей на конец учебного года. Беседы – рекомендации для родителей на летний период. | Сентябрь Январь Май |
2 | Консультации (индивидуальные) Онлайн-консультации | Информировать родителей о видах и причинах речевых нарушений, успехах коррекционной работы, помощь родителям при сложности автоматизации поставленных звуков дома. Письменные консультации на стенд и на официальный сайт ДОУ «Пресс-центр». Еженедельная информация: 1.Сообщение о лексической теме недели, об используемом лексико – грамматическом материале. 2. Индивидуальные тетради взаимодействия с родителями
1. «Как автоматизировать поставленные звуки и следить за произношением» 2. «Страна волшебных звуков и букв» 3.«Важность занятий с ребенком по заданию логопеда.» 4.«Учим детей пересказу». 5. «Как развивать словарь детей» | В течении учебного года |
3. | «Логопедическая гостиная» | «Речевое дыхание - основа правильной речи!» «Развитие звуко-слогового анализа у дошкольников» «Развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактика оптической дисграфии» | Октябрь Февраль Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик".
Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик"....
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...
Рабочая программа учителя логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии со ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....
Рабочая программа учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога разработана для работы с детьми с ЗПР в разновозрастной группе детского сада, расчитана на три возрастные группы....