Проект экологической тропы "Старичок - Лесовичок"
методическая разработка
Полноценное и разностороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной деятельности. Территория детского сада – это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так дошкольное учреждение начинается с территории. Любой посетитель отмечает его оснащенность и ухоженность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mbdouno11.pptx | 2.66 МБ |
proekt_geo_dekor_mbdouno11.docx | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование основ экологической культуры у детей. Задачи: - обеспечить возможность общения ребёнка с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе; -расширять и углублять знания детей о растительном и животном мире родного края, природных явлениях, защите и охране природы; -формировать трудовые навыки и умения по уходу за растениями; -активизировать у детей познавательную деятельность и творческое самовыражение; - развивать эстетические чувства, умение увидеть и почувствовать красоту природы родного края в разное время года, желание сохранить её; -воспитывать у детей гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; -организовать совместную деятельность педагогов, воспитанников и их родителей, социальных партнёров на основе принципов сотрудничества, партнёрства, взаимоуважения; -повысить компетентность педагогов, родителей по вопрос экологического образования малышей .
Объект№ 1 «Старичок-Лесовичок » Объект № 2 « Кудрявый клён» Объект №3 «Метеостанция» Объект №4 «Зелёная аптека» Объект№5 « Витамины на грядке» Объект№5 «Бабушкин -дворик» планируем Объект №6 «Птичий городок» Объект №7 «Цветочная мозаика» Объект№8 «Островок дружбы » Объект№9 «Смешанный лес» планируем Объект№10 «Красная книга Красноярского края» Объект№11 «Ёлочки-зелёные иголочки» Объект№12 «Привал туриста» планируем Объект № 12 «Сосновый бор» Объект №13 № «Книжкин дом » Объект №14 «Лавочки- отдыхалочки»
Объект № 1 « Старичок - Лесовичок » Цель : способствовать развитию у детей любознательности, познавательного интереса, ориентированию в пространстве и времени, желания открывать тайны природы, заботиться и оберегать ее с участием сказочного персонажа.
Объект №2«Кудрявый клён». Объекты для наблюдений: клён. Задачи: - развивать познавательную активность детей в процессе формирование представлений о деревьях; - формировать представления о значении деревьев в жизни человека и животных, экологически правильном поведении; - воспитывать бережное и заботливое отношение о деревьях.
Объект №3. «Метеостанция» Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра). Было Стало Было Стало
Объект№4 «Зелёная аптека» Задачи : - ознакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, особенностями развития; - формировать представление о многообразии и значении растений - лекарей в жизни человека и животного мира; - закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; - выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений, правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях. - учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; - воспитывать интерес, бережное отношение к растениям.
Объект№5 «Витаминки на грядке» - Новая локация « Бабушкин дворик» Задачи: - систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях; - показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека; - формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними. Было Стало
Объекты №6 «Птичий городок». Задачи : -познакомить детей с разновидностью птиц, строением тела, повадками; - научить отличать зимующих и перелётных, их значение в природе; - воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым друзьям в разное время года
Объект № 7 « Цветочная мозаика» Задачи : -уточнить представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений; - помочь запомнить названия цветов; строение цветущего растения; способы ухода; условия роста; - развивать познавательную активность детей, память, речь; воспитывать интерес и любовь к цветущим растениям, заботливое отношение к ним.
Новая локация Объект № 8 « Островок дружбы» Объекты для наблюдений: алиссум, агератум, лаватера, настурция (цветы соседи). Задачи: - развивать познавательный интерес к рассматриванию цветов на клумбе; - расширять представление о дружбе; - формировать нравственные качества; -воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Новая локация Объект № 9 « Смешанный лес» Объекты для наблюдений: сосна, береза, спирея, жасмин, тамарикс, лапчатка, пузыреплодник. Задачи: - дать детям знания о лесе, как экосистеме; - воспитывать экологически осознанное отношение к обитателям лесного сообщества на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой, стремление не нарушить сложившиеся в природе связи.
Новая локация Объект № 10 « Красная книга Красноярского края» Объекты для наблюдений: малые архитектурные формы (краснокнижные животные и птицы), стенд Красной книги. Задачи: - расширить знания детей о среде обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края; -развивать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её; - развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы: что хорошо (плохо) для природы.
Объект № 11 «Ёлочки-зелёные иголочки» Задачи : - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хвойных деревьях. - формировать представления о значении деревьев в жизни человека, животных; - воспитывать интерес к деревьям и заботу о них, чувство прекрасного через общение с природой.
Новая локация Объект № 12 « Привал туриста» Объекты для наблюдений: насекомые, слушание пение птиц. Задачи: - отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе; - формировать познавательный интерес; -отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту; - воспитывать чувство коллективизма
Объект № 12 «Сосновый бор» Задачи : -развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хвойных деревьях. -формировать представления о значении деревьев в жизни человека, животных; - воспитывать интерес к деревьям и заботу о них, чувство прекрасного через общение с природой.
Объект №13 «Книжкин дом». Задачи: - формировать интерес к книге; - объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации; воспитывать бережное отношение к книге.
Объект №8 «Лавочки- отдыхалочки». Деревянные скамейки с коваными ножками. Служат для комфортного время препровождения. Ведь так приятно на них присесть и отдохнуть, любуясь и наслаждаясь красотой родной природы, замечательным солнечным днём, обменяться своими впечатлениями об увиденном, почитать и рассмотреть книгу, смастерить поделку, нарисовать рисунок и т.д.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Пролетарская 31, телефон 8(39161) 6-33-15,
эл. почта MBDOU11RU@yandex.ru
Проект благоустройства и ландшафтного дизайна
территории дошкольного образовательного учреждения
Номинация: «Битва Мастеров»
Проект
«В гостях у Старичка - Лесовичка»
Выполнили Руководители проекта: Кляузова Т.А., старший воспитатель Сидорова В.М., воспитатель Дойкова П.А., воспитатель Ничипарчук Е.В- воспитатель
|
Канск, 2023 г.
Содержание
1 | Введение | Стр.3-4 |
1.1. | Актуальность | Стр.4 |
1.2. | Цель и задачи проекта | Стр.4 |
1.3. | Планируемые результаты | Стр.4 |
2.1 | Предпроектный анализ территории | Стр.4 |
2.1. | Общие сведения об участке | Стр.5 |
2.2. | Материально-технические ресурсы | Стр.5 |
2.3. | Ведомость состояния малых архитектурных форм (МАФ) на экологической тропе | Стр.6 |
2.4. | Ведомость состояния малых архитектурных форм (МАФ) на проектируемом участке | Стр.6 |
3 | Разработка проектного решения. | Стр.6 |
3.1. | Эскиз планируемого участка | Стр.6-7 |
3.2. | Макет «Экологической тропы» | Стр. 8 |
3.3 | Фрагмент генерального плана проектируемого участка | Стр. 9-10 |
3.4. | Ассортиментная ведомость растений, используемых в проекте текущего года | Стр. 9-10 |
3.5. | Агротехническая карта выращивания растений (рабочая таблица по уходу за растениями) | Стр.11 |
3.6. | Смета проекта | Стр. 11-12 |
4. | План – карта совместной деятельности педагогов и детей в ходе подготовки, разработки и реализации проекта Этапы реализации проекта | Стр. 12-15 |
4.1. | Описание границ маршрута | Стр.15-16 |
4.2. | Содержание мероприятий | Стр.16 |
5. | Список литературы | Стр.17 |
6. | Приложения | Стр. 18-39 |
- Введение
Наш город Канск, расположен в Восточной Сибири, восточной части Красноярского края, в центре лесостепной Канско-Рыбинской котловины, на обоих берегах реки Кан (правый приток Енисея) в 247 км к востоку от Красноярска.
Дошкольное учреждение с красивым названием «Яблонька» находится в исторически сложившемся культурном центре г. Канска, в близи автодороги и железнодорожной магистрали, огорожена металлическим забором, высотой 1,5 метра.
На территории имеются подъезд к зданию с асфальтовым покрытием. Для полива есть летний водопровод.
Площадь территории МБДОУ №11 составляет 4196,83 м2:
На территории расположено кирпичное двухэтажное здание детского сада, площадью -883,1 м2:
Одноэтажное здание прачечной, площадью 46,8 м2 и хозяйственные постройки площадью 30 м2.
Функциональными зонами территории детского сада являются:
- Спортивная площадка 350 м2
- Шесть прогулочных участков 2400 м2 прогулочные участки разделены площадками с насаждениями из кустарников рябинолистника.
- Зона отдыха 30 м2
- Площадка с разметкой для обучения детей ПДД 90 м2.
- Актуальность
Полноценное и разностороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной деятельности. Территория детского сада – это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так дошкольное учреждение начинается с территории. Любой посетитель отмечает его оснащенность и ухоженность.
Преобразование территории ДОУ - ответственная и важная задача, которая должна осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, климатическими условиями, учитывая возрастные особенности детей и должна содержать предметные стимулы для познавательного развития ребенка. Дошкольники в такой среде должны быть активными исследователями, деятелями, а не сторонними наблюдателями.
Разнообразие видовых точек созданных педагогами и родителями, поможет детям общаться с природой, с уважением и любовью относится к ней,
Таким образом, благоустройство территории дошкольного учреждения решает задачи экологического, интеллектуального, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром и создания комфортных условий для экскурсий, прогулок детей.
Коллектив дошкольного учреждения решил создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации экологического пространства под открытым небом.
- Цель проекта: создание оптимальных условий для формировани основ экологической культуры у дошкольников, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.
Задачи:
- установить малые архитектурные формы и оформить в соответствии с тематикой проекта;
- оборудовать цветники и огород;
- расширять и углублять знания детей о растительном и животном мире родного края, природных явлениях, защите и охране природы;
- формировать трудовые навыки и умения по уходу за растениями;
- активизировать у детей познавательную деятельность и творческое самовыражение;
- развивать эстетические чувства, умение увидеть и почувствовать красоту природы родного края в разное время года, желание сохранить её;
- воспитывать у детей гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- привлечь семьи воспитанников и социальных партнёров к работе по благоустройству и озеленению территории детского сада, на основе принципов сотрудничества, партнёрства;
- повысить компетентность педагогов, родителей по вопросам экологического образования дошкольников.
Участники проекта:
- Сотрудники детского сада;
- Обучающиеся старшего дошкольного возраста;
- Семьи воспитанников;
- Социальные партнеры.
Проект реализуется 7 месяцев, с марта 2023 года по сентябрь 2023 года.
- Планируемые результаты:
- Вовлечение дошкольников в реализацию проекта по благоустройству и дизайну территории детского сада;
- Обучение детей разным агротехническим приемам при работе с декоративно-цветущими растениями в период выращивания рассады, высаживания ее в грунт и во время ухода за растениями в летний период;
- Формирование осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
- Получение детьми практических знаний по охране природы во время наблюдения, экспериментирования, анализа;
- Привлечение внимания общественности, родителей для помощи в реализации проекта по ландшафтному дизайну и озеленению территории;
- Обучение детей разным агротехническим приемам при работе с декоративно-цветущими растениями в период выращивания рассады, высаживания ее в грунт и во время ухода за растениями в летний период.
- Предпроектный анализ территории
Рельеф равнинный. Канск находится в зоне резко континентального климата с коротким жарким летом и длинной, холодной зимой. Температура летом может достигать 37°С, а зимой опускаться до минус 51°С. В зимнее время земля промерзает на 2,5-3 метра. Для нашей местности характерны поздняя весна, неожиданные поздние заморозки весной и ранние осенью. Поэтому для озеленения участка обязательно надо учитывать эти особенности при подборе растений.
- Общие сведения об участке
Состояние почвы:
- по типу почва участка относится к супесчаной;
- по механическому составу – глинистая, бедная гумусом и элементами питания; требует улучшения физических и химических свойств;
- по структуре – структурная;
- по кислотности – нейтральная, не требует известкования;
- водный режим – средней влажности.
Требуется обогащение почвы полезными микроэлементами; внесение удобрений на участок.
Степень затененности. По степени затененности участок относится к зоне неполного освещения. Деревья растут на территории дошкольного учреждения и за периметром участка. Поэтому часть территории за детским садом находится в тени, а часть на солнечной стороне. Здания и сооружения находятся в отдалении от проектного участка, что не затеняет участок.
Оценка насаждений.
После ревизии состояния растений на участке выявили, что требуют обрезки посадки клена. Участок нуждается в обновление набора древесно-кустарниковых растений, пополнении многолетниками.
Из цветочных культур предпочтение отдано бархатцам, так как они пышно цветут как в дождливое, так и в засушливое лето. Практика показала, что на территории детского сада хорошо произрастают следующие цветочные культуры: петуния, виола, сальвия, вербена, портулак, цинния, астра. Рассаду этих растений, возможно, вырастить в дошкольном учреждении. Кроме того, семена большинства этих культур были собраны воспитанниками во время осенних трудовых десантов.
Огород разделен на отделы: лекарственные растения, тыквенных, зеленных и пряных, сельско-хозяйственных культур (томаты, перец, кабачки, фасоль, бобы, баклажаны, капуста, морковь, свекла), цветочно-декоративный (многолетние культуры, однолетние культуры). Такое деление на отделы позволяет детям более прочно усваивать знания по окружающему миру.
Основное направление
Создание развивающей предметно пространственной среды территории МБДОУ №11 через создание экологической тропы; благоустройства и декоративного оформления территории ДОУ; создание безопасных условий для жизнедеятельности детей.
- Материально-технические ресурсы:
№ п/п | Наименование | Количество штук |
1. | лопата штыковая | 3 |
2. | вилы | 2 |
3. | грабли большие | 3 |
4. | грабли малые | 4 |
5. | лейка большая | 2 |
6. | лейка малая | 3 |
7. | носилки | 2 |
8. | ведро большое | 2 |
9. | ведро малое | 2 |
10. | лопата совковая | 2 |
11. | тачка большая | 1 |
12. | шланг поливочный | 1 |
13. | садовый секатор | 1 |
14. | рыхлитель садовый | 1 |
- Ведомость состояния малых архитектурных форм (МАФ) на проектируемом участке
Наименование | Материал (металл, дерево, пластик | Кол-во, шт. | Состояние (уд., неуд.) | Рекомендации по содержанию и ремонту |
«Старичок-Лесовичок» | Пенопласт | 1 | Удовлетв. | нет |
«Метеостанця» | Дерево, пластик | 1 | Удовлетв. | нет |
«Птичий городок» | Дерево | ??? | Неудов. | Ремонт, покраска |
«Книжкин дом» | Дерево, железо | 1 | Неудов. | Ремонт |
«Лавочки- отдыхалочки» | Дерево, железо | 2 | Неудов. | Покрытие лаком |
- Разработка проектного решения
- Эскиз планируемого участка
- . Макет «Экологической тропы»
3.3. Фрагмент генерального плана проектируемого участка
- Ассортиментная ведомость растений, используемых в проекте текущего года
Название растений | Площадь посадки, м2 | Схема посадки, см х см | Количесво, шт. |
Однолетние растения | |||
Бархатцы | 4 | 10×10 | Более 150 |
Агератум | 2 | 10×10 | 80 |
Портулак | 0,5 | 10×10 | 20 |
Петуния | 3 | 20×20 | 40 |
Георгины | 2 | 30×30 | 30 |
Васильки | 0,5 | 30×30 | 10 |
Лобелия (белая и синяя) | 0,5 | 10×10 | 50 |
Алиссум | 1 | 10×10 | 50 |
Настурция | 1 | 10×10 | 10 |
Фиалка | 2 | 10×10 | 30 |
Виола | 1 | 10×10 | 20 |
Цинния | 5 | 50×50 | 20 |
Многолетние растения | |||
Дельфиниум | 0,5 | одиночно | 2 |
Флокс | 0,5 | одиночно | 2 |
Люпин | 0,5 | одиночно | 2 |
Мак | 0,1 | одиночно | 6 |
Пион | 0,1 | одиночно | 1 |
Марьин корень | 0,1 | одиночно | 1 |
Папоротник | 0,5 | одиночно | 5 |
Молодило | 1 | 30×30 | 5 |
Камнеломка суккулент | 3 | одиночно | 30 |
Седун суккулент | 3 | 10×10 | 50 |
Очиток | 3 | одиночно | 20 |
Молочай кипарисовый | 1 | 10×10 | 20 |
Ирисы | 1 | 10×10 | 20 |
Примула | 2 | ряд, одиночно | 20 |
Лекарственные растения | |||
Календула | 0,5 | 10×10 | 30 |
Ромашка | 0,5 | 10×10 | 30 |
Лен | 0,5 | 10×10 | 30 |
Пижма | 0,5 | 10×10 | 10 |
Мелисса | 0,5 | 10×10 | 30 |
Мята | 0,5 | 10×10 | 30 |
Подорожник | 0,5 | 10×10 | 2 |
Мать – мачеха | 0,5 | 10×10 | 30 |
Тысячелистник | 0,5 | 10×10 | 6 |
Растения для огорода | |||
Петрушка | 0,2 | 2×2 | 100 |
Укроп | 0,5 | 20× 20 | 30 |
Кабачки | 0,5 | 30×30 | 3 |
Капуста | 0,5 | 30×30 | 10 |
Огурцы | 0,5 | 30×30 | 5 |
Помидоры | 0,5 | 30×30 | 5 |
Перцы | 0,5 | 30×30 | 5 |
Морковь | 0,5 | 3×3 | 30 |
Свекла | 0,5 | 3×3 | 30 |
Подсолнух | 0,2 | одиночно | 6 |
Кустарники | |||
Жасмин | 1 | одиночно | 1 |
Спирея | 1 | одиночно | 3 |
Сирень | 3 | ряд, одиночно | 15 |
Лапчатка | 0,2 | одиночно | 1 |
Пузыреплодник | 0,2 | одиночно | 1 |
Рябинолистник | 10 | ряд | Более 50 |
Тамарикс | 0,2 | одиночно | 1 |
Деревья | |||
Клен | 0,2 | одиночно | 1 |
Ель | 5 | ряд | 5 |
Береза | 0,2 | одиночно | 1 |
Сосна | 3 | ряд | 3 |
- Агротехническая карта выращивания растений (рабочая таблица по уходу за растениями)
Виды работ | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь |
Подготовка почвы | |||||||
Посев семян | |||||||
Появление всходов | |||||||
Полив и орашение рассады (цветов) | |||||||
Пикировка | |||||||
Рыхление, внесение удобрений | |||||||
Высаживание в грунт | |||||||
Прополка от сорняков | |||||||
Защита от вредителей и болезней | |||||||
Сбор семян |
- Смета проекта
№ | Наименование | Количество | Сумма (руб) |
Семена: | |||
1 | Бархатцы | неограниченное | Заготовленные самостоятельно |
2. | Агератум | 2 пачки | 60 руб. |
3. | Портулак | 1 пачка | 30 руб. |
4. | Петуния | рассада 30 шт. | Спонсорская помощь родителей воспитанников |
5. | Георгины | 1 пачка | 25 руб. |
6. | Васильки | рассада 5 шт. | Спонсорская помощь родителей воспитанников |
7. | Лобелия (белая и синяя) | 2 пачки | 50 руб. |
8. | Алиссум | 2 пачки | 60 руб. |
9. | Фиалка | рассада | Спонсорская помощь родителей воспитанников |
10. | Виола | Рассада 5 шт. | 100 руб. |
11. | Циния | 1 пачка | 40 руб. |
12. | Настурция | 1 пачка | 40 руб. |
13. | Морковь | 1 пачка | 15 руб. |
14. | Свекла | 1 пачка | 15 руб. |
16. | Кабачки | 1 пачка | 20 руб. |
17. | Подсолнух | 1 пачка | 20 руб. |
18. | Петрушка | 1 пачка | 15 руб. |
19. | Огурцы | 1 пачка | 30 руб. |
20. | Помидоры, перцы, капуста, баклажаны | по 5 шт. | Благотворительная помощь родителей |
21. | Земля плодородная | Благотворительная помощь родителей | |
22. | Удобрения комплексные | 1 бутылка | 48 руб. |
23. | Спирея | 3 куста | 600 руб. |
24. | тамарикс | 1 куст | 300 руб. |
25. | Пузыреплодник | 1 куст | 150 руб. |
Итого: 1603 руб. |
- План – карта совместной деятельности педагогов и детей в ходе подготовки, разработки и реализации проекта
Этапы разработки и реализации проекта | |||
Описание видов деятельности | Время и место проведения | Кол-во участников, включая руководителя проекта | Результаты |
| |||
1.1. Презентация положения о конкурсе «Гео-декор»; 1.2. Круглый стол (варианты участия детско-взрослой команды в конкурсе); 1.3. Родительское собрание «Территория детства». | МБДОУ №11 Февраль МБДОУ №11 Март МБДОУ №11 Апрель | 4 педагога, 10 родителей | Команда работы над проектом. Протокол |
| |||
2.1. Формулирование проблемы (экологической), актуальности. Определение целей и задач, этапов работ. 2.2.Создание плана-схемы обустройства территории ДОУ с указанием видовых точек. 2.3. Составление плана – карты совместной деятельности педагогов с детьми. 2.4 Составление ассорти-ментальной ведомости посадочных культур. 2.5. Консультации со специалистами СЮН | МБДОУ №11 Март МБДОУ №11 Апрель МБДОУ №11 Апрель МБДОУ №11 Март МБДОУ №11 В течение года | 14 участников проекта | Осознание проблемы, принятие условий проектной деятельности. План – схема. План – карта Ассортиментальная ведомость. Экономическое обоснование Совместный подбор композици, стиля для ландшафтного проектирования |
| |||
3.1. Работа проектной группы по макетированию: изготовление ген. плана; чертежей, макета. 3.2. Выращивание рассадо-посадочного материала, уход за рассадой и саженцами. | МБДОУ №11 Март МБДОУ №11 Март – апрель, май | 14 участников проекта | Эскизы, чертежи, шаблоны. Рассада цветов. Оформлены в соответствии с требованиями видовые точки. Озеленение и ландшафтное благоустройство территории |
3.3. Устройство экологической тропы, высадка растений и уход за ними 3.4. Изготовление малых архитектурных форм. 3.5. Оформление территории по проекту. 3.6. Вовлечение родителей в благоустройство территории ДОУ. 3.7. Составление кратких рекомендаций по оформлению и написание статей в газету: 5 канал, Канские ведомости, сайт учреждения, социальная сеть ВК. | МБДОУ №11 Март -сентябрь МБДОУ №11 Май -июль МБДОУ №11 Май - август МБДОУ №11 Август, сентябрь | 4 педагога, 10 родителей | Видовые точки на экологической тропе Малые архитектурные формы Методические рекомендации Статьи информация в газету и соцсети |
| |||
4.1. Презентация проекта на родительском собрании. 4.2. Подведение итогов и анализ возможностей. | Сентябрь Сентябрь | 4 педагога | Протокол Паспорт экологической тропы |
Реализация проекта
Проект предполагает поэтапное решение действий.
На первом организационном этапе решаются вопросы: определение цели, задач подчинялось вопросам – зачем выполняется проект, какие хотим получить результаты и что нужно продумать, приобрести, с кем сотрудничать, как просчитать экономическое обоснование проекта?
На II этапе – практическом, осуществлялось исполнение задуманного:
- Разработка плана действий по реализации проекта.
- Создание плана-схемы обустройства территории ДОУ с указанием видовых точек.
- Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
- Приобретение необходимых материалов, семян для реализации проекта.
- Преобразование уже имеющихся и создание новых видовых точек.
- Приобретение посадочного материала.
- Посадка семян цветов.
- Высаживание растений.
- Совместный труд детей и взрослых на огороде, в цветниках на видовых точках.
III этап – заключительный.
- Преобразование развивающей предметно – пространственной среды на территории дошкольного учреждения.
- Укрепление партнёрских отношений в сотрудничестве детского сада с социальными партнерами и родителями воспитанников.
- Проявление творческой активности, экологической осознанности детей в познании окружающего мира.
На территории детского сада создана экологическая тропа с видовыми точками обеспечивающая разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: экологическое, интеллектуальное, нравственное и физическое.
- Описание границ маршрута:
Ориентировочная длина тропы: 300 м.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан стрелками, фотографиями объектов и нумерацией на картосхеме тропы (см. Приложение№1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из разнообразных, привлекающих внимание ребёнка объектов, доступных для дошкольников.
- Объект№ 1 «Старичок-Лесовичок»;
- Объект № 2 «Кудрявый клён»;
- Объект № 3 «Метеостанция»;
- Объект № 4 «Зелёная аптека»;
- Объект№ 5 «Витамины на грядке»;
- Объект№5 «Бабушкин дворик» - планируем;
- Объект № 6 «Птичий городок»;
- Объект № 7 «Цветочная мозаика»
- Объект№8 «Островок дружбы» - планируем;
- Объект № 9 «Смешанный лес» - планируем;
- Объект№10 «Красная книга Красноярского края» -планируем;
- Объект№11 «Ёлочки-зелёные иголочки»;
- Объект№12 «Привал туриста» - планируем;
- Объект№12 «Сосновый бор»;
- Объект № 13 № «Книжкин дом»;
- Объект № 14 «Лавочки- отдыхалочки».
Обустройство экологической тропы рассчитано на организационное продолжение формирования новых объектов исследования, наиболее привлекательных и интересных с познавательной точки зрения в соответствии с целями и задачами экологического воспитания дошкольников.
- Содержание мероприятий
Работа с детьми
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1. | Помощь в уходе за рассадой, высадка её в клумбы | Апрель-июнь | Воспитатели |
2. | Тематические беседы, экскурсии, наблюдение из серии «Во саду ли, в огороде» | Апрель- май | Воспитатели |
3. | Конкурс рисунков на асфальте «Бережем природу» | Июнь | Воспитатели |
4. | Тематические дидактические игры по экологии из серии «Что мы знаем об окружающей природе» | Июнь-июль | воспитатели |
5. | Трудовые поручения: полив овощей на грядках, цветов на клумбах | Май- сентябрь | Воспитатели |
6. | Фестиваль детского творчества «Мой любимый цветок» | Июль | Воспитатели |
9. | Сбор семян, природного материала | Сентябрь | Воспитатели |
Работа с педагогами
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1. | Консультация «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы» | Март | Творческая группа |
2. | Разработка плана – схемы обустройства экологической тропы | Апрель | Творческая группа |
3. | Посадка семян для рассады | Апрель-май | Воспитатели |
4. | Изготовление МАФ для оформления территории ДОУ | май - август | Творческая группа, родители |
5. | Оформление клумб | Май-июнь | Творческая группа |
6. | Конкурс «Лучший участок ДОУ» | Август | Воспитатели |
Работа с родителями
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1. | Изготовление МАФов для оформления экологической тропы ДОУ | Май | Воспитатели, родители |
2. | Привлечение родителей к высадке деревьев и кустарников, рассады цветов | Июнь | Воспитатели |
Приложения:
- Карта схема тропы (см. Приложение№1);
- Правила поведения на экологической тропе (см. Приложение№2);
- Инструктаж по организации охраны жизни и здоровья детей на экологической тропе (см. Приложение№3);
- Инструктаж по технике безопасности для охраны труда (Приложение№4);
- Памятка правил поведения в лесу (Приложение№5).
- Маршрут экотропы (Приложение 6).
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность :учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. Детство-Пресс, 2019.
2. Агишева Т. А. «Современный дизайн участка» М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2008.
3. Ганичкина О.А. «Моим цветоводам» М.:Эксмо, 2010.
4. Ганичкина О.А. «Сад и огород без вредителей, сорняков и болезней. М.:Эксмо, 2010.
5. Калинина И. «Идеальный цветник. Для тех, кому некогда». СПб.: Вектор, 2008.
6. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб.пособие для студ. Вузов / Т. А. Серебрякова – 2-е изд., стер. –М. : Академия, 2008.
Приложение№1
Схема экологической тропы
Объект№ 1 «Старичок-Лесовичок»;
Объект № 2 «Кудрявый клён»;
Объект № 3 «Метеостанция»;
Объект № 4 «Зелёная аптека»;
Объект№ 5 «Витамины на грядке»;
Объект№5 «Бабушкин дворик» - Новая локация;
Объект № 6 «Птичий городок»;
Объект № 7 «Цветочная мозаика»
Объект№8 «Островок дружбы» - Новая локация;
Объект № 9 «Смешанный лес» - Новая локация;
Объект№10 «Красная книга Красноярского края» - Новая локация;
Объект№11 «Ёлочки-зелёные иголочки»;
Объект№12 «Привал туриста» - Новая локация;
Объект№12 «Сосновый бор»;
Объект № 13 № «Книжкин дом»;
Объект № 14 «Лавочки- отдыхалочки».
\
Приложение№2
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Правила поведения на экологической тропе:
- Поздоровайтесь с хозяином тропы.
- Ни в коем случае не сходить с тропы!
- Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. Шум не помощник в познании природы, слушайте голоса леса, наслаждайтесь пением птиц и другими звуками природы.
- Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых.
- Не надо портить оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз!
- Не сорите на тропе — вы не последние её посетители.
- На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
- С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Приложение№ 3
Инструкция
по охране жизни и здоровья детей на экологической тропе
«В гостях у Старичка-Лесовичка»
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях,
вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.
1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1.Оборудование, расположенное на территории «Экологической тропы» (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
2. Требования безопасности перед выходом на «Экологическую тропу»
2.1. Педагог обязан:
2.1.1.Ежедневно осматривать территорию «Экологической тропы», не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на «Экологической тропе», надежность крепления.
2.1.3.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.
3. Требования безопасности во время нахождения на «Экологической тропе»
3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
3.1.2.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям. 3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки.
3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории «Экологической тропы» в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории «Экологической тропы»
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
Приложение№4
Требования безопасности во время труда детей на территории ДОУ
- При организации работы по благоустройству территории ДОУ предварительно осмотреть участок с целью безопасного пребывания детей (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя).
- Убедиться в наличие аптечки и её укомплектованности.
- Знать списочный состав воспитанников.
- Согласовать со старшей медицинской сестрой возможность работы на участке в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха.
- Проверить состояние инвентаря для труда на предмет их травмоопасности для воспитанников.
- Обеспечить контроль взрослых во время работы воспитанников с инвентарём.
- Не оставлять воспитанников во время труда без наблюдения.
- Обеспечить контроль взрослого за выполнением воспитанниками требований личной гигиены (запрещается бросать друг в друга песком, землёй).
Требования безопасности по окончании труда на территории ДОУ.
- Проверить по списку наличие воспитанников.
- Очистить верхнюю одежду от грязи, песка.
- Привести в порядок инвентарь (очистить от земли, песка) и убрать в специально отведённое место.
- При необходимости обеспечить просушивание влажной одежды, обуви.
- Организовать выполнение гигиенических процедур (мытьё рук, в тёплый период мытьё ног).
- При получении инструктажа взрослые расписываются в журнале инструктажа.
Приложение№ 5
Памятка правил поведения в лесу
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
- Не повреждайте кору деревьев!
- Не рвите бесцельно цветы!
- Не разрушайте муравейники!
- Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
- Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
- Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно!
- Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их.
- Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные!
- Не уничтожайте дождевых червей!
- Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
- Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
- Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми!
- Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.
- Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся с взрослыми, можно ли употреблять их в пищу.
Приложение №6
МАРШРУТ ЭКОТРОПЫ
Объект №1 «Старичок-Лесовичок»
Задачи:
-способствовать развитию у детей любознательности, познавательного интереса;
-учить ориентироваться в пространстве и времени, заботиться и оберегать ее с участием сказочного персонажа.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Знакомство с хозяином тропинки;
- Работа с планом экологической тропы «В гостях у Лесовичка»;
- Выполнение заданий, решение проблемных ситуаций, полученных от Лесовичка.
Педагог обращает внимание детей на фигурку старичка–Лесовичка , стоящего возле весёлого цветочного газона. Старичок-Лесовичок периодически «оживает» и посылает детям письма, обозначая проблемную ситуацию, задания, участвует в праздниках, викторинах, конкурсах и т.д. Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропинки, для определения последовательности маршрута, знакомятся с правилами поведения в природе, на экологической тропе. Совместно с Хозяином тропинки совершают путешествие в чудесный мир природы.
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются к старичку – Лесовичку, где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового, интересного узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и т.д. , и награждает ребят различными призами (конфетами, медальками «Мы друзья природы», картинками для раскрашивания, книжками–малышками и др.)
Обьект №2 «Кудрявый клён»
Задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирование представлений о деревьях;
- формировать представления о значении деревьев в жизни человека и животных, экологически правильном поведении;
- воспитывать бережное и заботливое отношение о деревьях.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание деревьев и наблюдение за изменениями в разные времена года. Дети рассматривают все части дерева (ствол, ветки, листья, цветы, кору, семена, плоды), сравнивают их между собой.
Проведение исследований: измерение толщины деревьев, формы, цвета, размера листьев, сравнивают живые и опавшие листы и др.
Воспитатель рассказывает о пользе берёзы и клёна для человека и животных, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с берёзой, клёном, читает стихи, загадывает загадки об этих деревьях.
Организация игр "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит", «Экологический светофор» и т.д, театрализованных занятий.
Сбор листьев и семян, изготовление гербария, поделок из природного материала, книжек-малышек, аппликация, рисование "Нарисуй любимое дерево в разные времена года» и др,
Проведение экологических викторин. Вопросы: « Для чего на берёзе тёмные пятна? Как используют ветки берёзы на Троицу? Почему? Почему прохладно в тени деревьев? Что изготовляют из древесины берёзы? Для чего используют отвар из берёзовых почек и листьев? Как использовали берёзовую кору в старину?» и др. Проведение праздников, развлечений: "Праздник русской берёзки", «Во поле берёза стояла», «День дерева» и др.
Объект №3 «Метеостанция»
Задачи:
- развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра).
Это специально организованное место, где собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т.д. Педагогами совместно с детьми возможно проведение опытов, наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
На метеоплощадке также находятся: Флюгер - с помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра и определения направления и силы ветра. Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер. Дождемер — служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Щит с календарем наблюдений (время года, время суток, состояние погоды и т. п)
Измерительные приборы: А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер. Дождемер-— служит для измерения количества осадков. Изготовлен из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Маркером на стенке обозначены деления. Термометр — для измерения температуры воздуха.
В оформлении метеостанции использован стенд с календарем наблюдений (время года, время суток, состояние погоды и т. п)Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели.
Объект № 4 «Зелёная аптека»
Объекты для наблюдений: календула, ромашка, мята, мелисса, голубой лен, тысячелистник, мать- мачеха, подорожник, пижма, бадан.
Задачи:
- ознакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, особенностями развития;
- формировать представление о многообразии и значении растений - лекарей в жизни человека и животного мира; - закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений, правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
- учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений;
- воспитывать интерес, бережное отношение к растениям..
Рекомендации по организации работы с детьми:
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев, рассматривание и сбор семян растений, беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения, игры с детьми «Мы растения», «Чем полезна?», «Чей листочек?».
Объект №5 «Витамины на грядке»
Объекты для наблюдений: овощные культуры (помидоры, капуста, перец, лук, морковь, свекла, кабачки, тыква, укроп, базилик, подсолнух).
Задачи:
- систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях;
- показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека;
- формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-посадка семян на рассаду и уход за ней;
-прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев;
-труд на огороде: поливка, прополка, сбор урожая;
-чтение стихотворений, загадывание загадок, приготовление салатов и др.
-рассматривание и сравнение семян и плодов растений;
-опытно-исследовательская деятельность;
- беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Новая локация Объект №6 «Бабушкин дворик»
Объекты для наблюдений: малые архитектурные формы: (Бабушка Маланья, корова, ослик, курица, гусь и др.)
Задачи:
- формирование представлений о домашних животных, птицах, расширение кругозора детей;
- развивать умение сравнивать домашних животных по внешним признакам;
-давать возможность детям самостоятельно обследовать элементы макета.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Беседы с детьми о пользе домашних животных и птицах.
Загадывание загадок о домашних животных и птицах.
Чтение стихотворений о домашних животных и птицах.
Организация игр: п/игра «Куры и кошка», «Курочка – хохлатка», «Ослик-тяжеловоз»,
Объекты № 7 «Птичий городок»
Объекты для наблюдений: скворечники, кормушки, птицы.
Задачи:
-познакомить детей с разновидностью птиц, строением тела, повадками;
- научить отличать зимующих и перелётных, их значение в природе;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым друзьям в разное время года.
На площадке имеются кормушки для птиц «Птичья столовая», скворечники (синичник) – искусственное гнездовье для мелких птиц. Несмотря на название, в скворечнике или синичнике могут гнездиться не только скворцы или синицы. В скворечнике могут поселиться, например мухоловки, воробьи, пеструшки, трясогузки.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелётных птицах, читают стишки, узнают их, играют в игры, рисуют птиц, насыпают корм в кормушки, воду в поилки. Беседы «Как можно помочь птицам?», «Перелётные и зимующие птицы», акция «Каждой пичужке по кормушке» и т.п.
Точка № 8 «Цветочная мозаика»
Объекты для наблюдений: цинния, георгины, агератум.
Задачи:
-уточнить представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений;
- помочь запомнить названия цветов; строение цветущего растения; способы ухода; условия роста;
- развивать познавательную активность детей, память, речь; воспитывать интерес и любовь к цветущим растениям, заботливое отношение к ним.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- прогулка и наблюдение за ростом, цветением,
- рассматривание цветов, листьев,
- сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев
- рассматривание и сбор семян цветов;
- труд на клумбах, газонах:
- посадка цветов, полив, прополка, рыхление, подготовка клумб, газонов к зиме;
- беседа «Радуга на клумбах»
- рассказ воспитателя о цветах, растущих на клумбах, газонах;
- организация игр, чтение стихов, загадывание загадок и т. д, творческой деятельности.
- рассматривание и сбор растений для гербария;
- «Роль человека в жизни цветов» (уход, помощь, любование)»;
- «Взаимосвязь цветов с окружающей средой»;
-игры с детьми «Мы — растения», «Самый красивый цветок, "Мы цветы", «Магазин
семян», «Садовник».
Новая локация Объект № 9 «Островок дружбы»
Объекты для наблюдений: алиссум, агератум, лаватера, настурция (цветы соседи).
Задачи:
- развивать познавательный интерес к рассматриванию цветов на клумбе;
- расширять представление о дружбе;
- формировать нравственные качества;
-воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- посадка цветов, полив, прополка, рыхление, подготовка клумб;
- беседа «Дружные соседи»;
- организация словесных игр «Назови садовые растения», «Садовник», «Доскажи словечко», «Угадай какой цветок»;
- чтение стихов, загадывание загадок;
- проведение подвижных игр на развитие эмпатии «Веселые кузнечики», «Живые бусы», «Клеевой ручеёк», «Найди себе пару» и др.
Новая локация Объект № 10 «Смешанный лес»
Объекты для наблюдений: сосна, береза, спирея, жасмин, тамарикс, лапчатка, пузыреплодник.
Задачи:
- дать детям знания о лесе, как экосистеме;
- воспитывать экологически осознанное отношение к обитателям лесного сообщества на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой, стремление не нарушить сложившиеся в природе связи.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- проведение бесед «Лес – экосистема, в которой живут растения и животные, они нужны друг другу», «Правила друзей леса».
- чтение художественной литературы «Смешанный лес», А. Тамбиев «Кто в кустах живёт», Г. Ладонщиков «Что мы видим в лесу», чтение стихов о деревьях, «Разговор деревьев» М. Пришвин.
- отгадывание загадок о лесе.
- проведение дидактических игр «Найди листочек с дерева», «Угадай по описанию», «1, 2, 3 к дереву беги».
Новая локация Объект № 11 «Красная книга Красноярского края»
Объекты для наблюдений: малые архитектурные формы (краснокнижные животные и птицы), стенд Красной книги.
Задачи:
- расширить знания детей о среде обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края;
-развивать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её;
- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы: что хорошо (плохо) для природы.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- беседа воспитателя «Что такое Красная книга»;
-чтение рассказов, стихов о животных, птицах занесенных в Красную книгу Красноярского края;
- дать возможность детям самостоятельно обследовать элементы макета;
- рассматривание деревьев и наблюдение за изменениями в разные времена года. Дети рассматривают все части дерева (ствол, ветки, хвою, цветы, кору, семена, плоды),сравнивают их между собой. Сравнивают хвойные деревья с лиственными;
-проведение исследований: измерение толщины деревьев, формы, цвета, размера хвои, сравнивают живую и опавшую хвою и др.
Объект № 12 «Ёлочки-зелёные иголочки»
Объекты для наблюдений: ели.
Задачи:
-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хвойных деревьях;
-формировать представления о значении деревьев в жизни человека, животных;
- воспитывать интерес к деревьям и заботу о них, чувство прекрасного через общение с природой.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-рассматривание деревьев и наблюдение за изменениями в разные времена года. Дети рассматривают все части дерева (ствол, ветки, хвоя, шишки, кора);
- проведение исследований: размера хвои, шишек, сравнивают живую и опавшую хвою и др;
-беседы «Откуда елка к нам пришла», «Елочка – в гости к нам пришла», «Хвойные красавицы лесного царства»;
- проведение словесных игр «Какая елка?», «Что любит елочка», «Назови лаского»;
-проведение п/игр «Доберись до ёлочки», «Кто больше соберет шишек».
Новая локация Объект № 13 «Привал туриста»
Объекты для наблюдений: насекомые, слушание пение птиц.
Задачи:
- отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе;
- формировать познавательный интерес;
-отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту;
- воспитывать чувство коллективизма.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- проведение дидактических игр направленных на усвоение правил безопасного
поведения на природе;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
-чтение стихов, рассказов о природе;
- проведение квестов, геокэшингов.
Объект №14 «Сосновый бор»
Объекты для наблюдений: сосны.
Задачи:
-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о хвойных деревьях.
-формировать представления о значении деревьев в жизни человека, животных;
- воспитывать интерес к деревьям и заботу о них, чувство прекрасного через общение с природой.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-рассматривание деревьев и наблюдение за изменениями в разные времена года. Дети рассматривают все части дерева (ствол, ветки, хвою, цветы, кору, семена, плоды), сравнивают их между собой. Сравнивают хвойные деревья с лиственными.
- проведение исследований: измерение толщины деревьев, формы, цвета, размера хвои, сравнивают живую и опавшую хвою и др.
Объект №15 «Книжкин дом»
Задачи:
- формировать интерес к книге; - объяснить, как важны в книге рисунки;
- показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации;
- углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в современности и древности;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- знакомство с новыми книгами, авторами книг;
- беседы: «История возникновения книги», «Появление печатной книги», «Такие разные книги»;
- проведение д/игр «Угадай сказку по герою», «Из какого произведения отрывок», «Собери картинку», «Найди иллюстрацию к произведению»;
- проведение конкурса «Рисунок на асфальте»: «Любимый герой».
Объект №16 «Лавочки- отдыхалочки»
Деревянные скамейки с коваными ножками. Служат для комфортного время препровождения. Ведь так приятно на них присесть и отдохнуть, любуясь и наслаждаясь красотой родной природы, замечательным солнечным днём, обменяться своими впечатлениями об увиденном, почитать и рассмотреть книгу, смастерить поделку, нарисовать рисунок и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ЛЕСОВИЧОК»
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним....
Перспективный план экологического кружка "Лесовичок"
Знакомство детей с природой нашего края и использование регионального компонента...
«Экологический театр – Лесовичок»
Формирование у детей средней группы ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности....
Экологический проект экологический проект в день синички «Покорми птиц» 2
Экологический проект в день синички «Покорми птиц» Совместное изготовление кормушки для птиц. Размещении кормушки на территории ДОУ. Цель проекта:Изучение образа жизни и поведени...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Лесовичок»
Программа направлена на формированте у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрад...
Сценарий летнего экологического развлечения "Лесовичок в гостях у ребят"
Данный сценарий поможет раскрыть тему экологического воспитания в детском саду....