«Экологический театр – Лесовичок»
проект (средняя группа)

Тарасова Оксана Викторовна

Формирование  у детей средней группы ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskiy_teatr_-lesovichok.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Экологический  театр – Лесовичок»

«Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

 морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»

 (Б. М. Теплов) .

Тип проекта: творческий, игровой

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: средняя группа

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Актуальность проблемы:

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира об особенностях взаимоотношений  человека с природой.

Часто можно увидеть  небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе например: пятилетний ребенок безжалостно топчет гусеницу, отрывает насекомым крылья, разрывает пополам дождевого червяка, обрывает и бросает листья, срывает охапку цветов. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы, животные.

Очень важно с раннего детства привить детям любовь и бережное отношение к природе, ее явлениям, учить детей посильными действиями приумножать природу, сохранять ее богатства. А этого можно достичь только путем целенаправленной работы с детьми и их родителями.

Система работы по экологическому воспитанию в каждом возрасте должна решать задачи, присущие зоне ближайшего развития каждого ребенка и группы в целом. Только получив определенный багаж знаний, дети смогут применять их на практике в самостоятельной деятельности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Цель проекта: Формирование ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности

Задачи:

  • Формировать первичные экологические знания детей;
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства;
  • Развивать у детей артистические способности;
  • Познакомить родителей с театрализованными играми, способами обыгрывания сказок с детьми;
  • Развивать эмоциональность и выразительность речи дошкольников.
  • Составить сборник экологических игр и сказок.

Ожидаемый результат:

  • Бережное отношение детей к природе.
  • Раскрытие творческого потенциала детей.
  • Сформированные элементарные понятия у детей: «растения», «насекомые», «животные», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения», их значимости в жизни человека
  • Сформированные умения передавать характер персонажа интонационной   выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • Пополнение театрального уголка
  • Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Игры – драматизации, этюды, игры-пантомимы
  • Слушание музыкальных произведений
  • Просмотр сказки, презентации
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Заучивание стихов
  • Театрализованная деятельность.
  • Консультации для родителей

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный - сентябрь

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, театрализованных экологических игр, экологических сказок, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

Составление тематического планирования мероприятий;

2. Основной

Октябрь

  1. Знакомство с Лесовичком.
  2. Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок»

Тема: Насекомые

  1. Презентация: «Насекомые »
  2. Разучивание песни : «Не обижайте муравья»
  3. Игра-пантомима «Муравейник»
  4. Показ экологической сказки   «Просто гусеница» (театр би-ба - бо)
  5. Экологическая- театрализованная игра: «Пчелы в улье»
  6. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.
  7. Игра на развитие выразительности и воображения «Кузнечик»
  8. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Ноябрь

Тема: Животные

  1. ООД:  «Домашние животные» 
  2. Пальчиковая игра: «Кот и собака»
  3. Э/Т игра «Поиграем. — угадаем.» (А. Босева)
  4. Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»
  5. Показ сказки «Зимовье зверей» театр на  столе
  6. Э/Т  игра «Какую пользу приношу?».(корова, лошадь кошка , собака, овца и т.д.)
  7. Театрализованная игра «Веселые превращения» 

 Декабрь 

  1. ООД: Дикие животные
  2. Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов)
  3. Мини - сценка «Еж»  стихотворение Л.Корчагина
  4. Игра-пантомима «Медвежата»
  5. Музыкальная игра  «Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)
  6. Игра на развитие выразительности и воображения

«Лисичка подслушивает»

  1. «Загадки без слов»  на ыразительность мимики и жестов
  2. Чтение и обыгрывание  сюжетов экологической сказки «Зайчик и Медвежонок»

Январь

Тема: Времена года – природа

  1. Д/И «Когда это бывает?»
  2. «Загадки без слов» на  выразительность мимики и жестов
  3. Игра-пантомима «Сугроб»
  4. Упражнение на развитие интонационной окраски «Эхо»
  5. Этюд: «Прогулка»
  6. Этюд: «Игра в снежки»
  7. Чтение и обыгрывание сюжетов  экологической сказки: «История одной Капли»(грустная сказка о воде)
  8. Игра на мышечное напряжение и расслабление «Стряхнуть капельки»

Февраль

Тема: Птицы

  1. Экологическая игра «Угадай птицу»
  2. Чтение и обыгрывание  сюжетов экологической сказки «Как Гуси на юг собирались»
  3. Подвижная игра «Перелет птиц»
  4. Игра  на развитие слухового восприятия «Птичьи разговоры»
  5. Игра - звукоподражание «Кто как кричит?».
  6. Театрализованное представление подготовительной группы

 «Столовая для птичек»

  1. Просмотр театрализованного представления экологической сказки

«Если бы не было птиц» в исполнении старшей группы.

  1. Слушание  и обсуждение песни «Ласточка» Евгения Крылатова
  2. Игра на развитие умения пользоваться выразительными средствами голоса «Весенние голоса»

Март

Тема: Растения

  1. Беседа «Растения наши друзья»
  2. Игра-пантомима «Дерево растет»
  3. Игра на мышечное напряжение и расслабление «Цветочек»
  4. Беседа «Лекарственные растения».
  5. Чтение и обыгрывание  сюжетов экологической сказки: «Грибная аптека»
  6. Перевоплощение: «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
  7. Просмотр и обсуждение  видео к песне Ю.Антонова «Не рвите цветы»
  8. Чтение и обсуждение экологической сказки « Лесная дружба»

Апрель

Подготовка к театрализации экологической сказки «Лесная дружба»

Работа над содержанием: нравственная идея; оценка поведения героев; эмоциональная окраска сценок и всего произведения; словарная работа;

  1. пересказ с элементами драматизации.
  2. Работа над мимикой и жестами, над умением передать характер героя.
  3. Работа над выразительностью и темпом речи, силой голоса.
  4. Подбор музыкального сопровождения.
  5. Разучивание танцевальных движений.
  6. Разработка (адаптация) сценария.
  7. Изготовление костюмов, атрибутов.
  8.  Заучивание текста стихов.

3. Заключительный - Май

Обобщение результатов  работы;

Анализ деятельности;

Презентация итогов работы через театрализацию сказки «Лесная дружба»,

 сборник экологических сказок  и  театрализованных экологических игр. 

Работа с родителями по реализации проекта:

  1. Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка », «Экологическое воспитание дошкольников», «Как устроить домашний театр для детей »,«Сказочные герои, глазами детей »,«Роль художественной литературы в развитии речи детей »,«Играйте вместе с детьми »
  2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  3. Чтение и обсуждение сказок с детьми. 
  4. Совместное творчество в изготовлении декораций, костюма персонажей
  5. Придумывание с детьми сказок, составление рассказов от имени персонажа, репетиция роли ,  разучивание стихов

Список использованной литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4
  2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М. : ТЦ Сфера, 2006.
  3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М. : ТЦ Сфера, 2001.
  5. Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»-2008.
  6. Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк. воспитание, 1991.-№7
  7. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
  8. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Москва Прометей Книголюб 2003
  9. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  10. Сборник занятий по экологии в средней группе https://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/15591-sbornik-zanyatiy-po-ekologii-v-sredney-gruppe.html
  11. Экологические сказки http://krasdou.ru

·  

Приложение

Экологическая сказка - Лесная дружба в средней  группе

http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-skazka-lesnaja-druzhba.html

Задачи:

1. Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях; учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира.

2. Учить детей выразительно пересказывать сказку; развивать интонационную сторону речи; активизировать употребление существительных и глаголов.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, понимать её значение для жизни человека;

развивать творческие способности к инсценировке; воспитывать чувство единства человека и природы.

На примере сказки обучать основам безопасного поведения в живой природе, учить осторожности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Рассматривание изображений лекарственных растений, беседа о них, их лекарственном значении, чтение книг.

2. Прослушивание сказки.

3. Работа над содержанием:

нравственная идея;

оценка поведения героев; э

моциональная окраска сценок и всего произведения;

словарная работа; пересказ с элементами драматизации.

4. Работа над мимикой и жестами, над умением передать характер героя.

5. Работа над выразительностью и темпом речи, силой голоса.

6. Подбор музыкального сопровождения.

7. Разучивание танцевальных движений.

8. Разработка (адаптация) сценария.

9. Изготовление костюмов, атрибутов.

10. Заучивание текста стихов.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Домик, шапочки сверчков, лекарственные растения, костюмы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Беседа, прослушивание и анализ сказки.

Герои сказки:

Семья светлячков: мама / взрослый/, сынок, дочка; звери: лиса, два медведя, волк, четыре зайца, три бабочки, белка.

Ведущая:

Мы спектакль свой начинаем, зритель, проходи скорей!

В сказку нашу приглашаем всех: и взрослых, и детей!

Все:

Сочиняли эту сказку все ребята вечерком, мы её для вас покажем, и станцуем, и споём!

Ведущая/она же мама светлячков/:

Там, где речка – баловница по камням течёт, струится,

Там, где лес густой шумит, дом бревенчатый стоит.

В том домишке, не скучая, жила-была семья такая:

Мама-Света-светлячок, с ней и дочка и сынок!

ТАНЕЦ СВЕТЛЯЧКОВ.

ПЕСНЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ для светлячков:

Потерял в лесу фонарик светлячок,

Обыскал он каждый кустик и сучок,

Утомился он, бедняжка, сбился с ног,

Но нигде, найти фонарика не мог

Не придётся, никогда теперь ему,

Освещать дорогу ночью никому

Плачет горько светлячок совсем не зря,

Ну какой он светлячок без фонаря?

/после исполнения песни мама засыпает/

Светлячки:

1 светлячок: Мама спит, она устала, давайте попрыгаем сначала! Вон овражек, посмотрите, разбежимся, раз - два-три! Что случилося с тобой?

2 светлячок: Подвернул я ножку. Ой!

1 светлячок: Успокойся, не реви, вон болотце впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём! /пьют воду/

2 светлячок: -Мама, мама помоги! Нас скорее полечи!

1 светлячок: - Болит ножка, я хромаю!

2 светлячок: И животик, я страдаю!

Мама:

Детки не послушные, зачем напились с лужицы?

Вот напасть-то, вот беда, звери все, скорей сюда!

Моим деткам помогите, трав лечебных принесите!

ТАНЕЦ ЗВЕРЕЙ

1 Медведь:

Тонкий стебель, у дорожки, на конце его серёжки,

На земле лежат листки - тоненькие лопушки.

2 Медведь:

Подорожник- лучший друг, лечит раны ног и рук!

/отдаёт маме светлячков подорожник/

Лисичка:

На стебле тысяча листочков и названье у цветка: тысячелистник! Если заболел животик- тысячелистника попьёте!

/отдаёт его/

Волк:

Волчья ягода в лес поманит,

Яркой спелостью удивит,

Волчья ягода одурманит-

Ничего потом не болит!

Мама:

Разболится голова от подарка твоего,

Ядовитая трава - забирай назад её!

Белка:

Лечебные растения знаем, бережём и охраняем!

Не для себя, не для потехи, а для лесной своей аптеки!

Зайчата:

1 - Для компресса вот ромашка, ты на ножку положи, а потом бинтом покрепче да потуже завяжи

2 – Наступай ты осторожно, очень быстро боль пройдёт

3 – Будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт!

4 – Есть много трав полезных, чтоб справиться с болезнью, с болезнью любой!

Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой!

/отдают мама светлячков ромашку/

ТАНЕЦ БАБОЧЕК

1 Бабочка:

Одуванчик золотой за неделю стал седой,

А денёчка через два поседеет голова.

2 Бабочка:

Он может справиться с болезнью – одуванчик ведь полезный!

/бабочки отдают светлячкам одуванчик/

ВЫХОДЯТ ВСЕ ЗВЕРИ

Мама:

Вот спасибо вам, зверята, поправились мои ребята!

Лесные травы помогают, от всех болезней нас спасают!

Рады дочка и сынок – мой любимый светлячок,

Рады рощи и поля! Рада с нами вся земля.

3 Бабочка:

Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.

Ведущий:

Всё это называется - природа, (хором) давайте же всегда её беречь! (хор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"

Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году  было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...

Мастер-класс "Поможем лесовичку"

Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем ...

конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"

Конспект занятия для средней  "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....

В гостях у Лесовичка

Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...