«Экологический театр – Лесовичок»
проект (средняя группа)
Формирование у детей средней группы ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskiy_teatr_-lesovichok.docx | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Экологический театр – Лесовичок»
«Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»
(Б. М. Теплов) .
Тип проекта: творческий, игровой
Продолжительность: долгосрочный
Возраст детей: средняя группа
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Актуальность проблемы:
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира об особенностях взаимоотношений человека с природой.
Часто можно увидеть небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе например: пятилетний ребенок безжалостно топчет гусеницу, отрывает насекомым крылья, разрывает пополам дождевого червяка, обрывает и бросает листья, срывает охапку цветов. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы, животные.
Очень важно с раннего детства привить детям любовь и бережное отношение к природе, ее явлениям, учить детей посильными действиями приумножать природу, сохранять ее богатства. А этого можно достичь только путем целенаправленной работы с детьми и их родителями.
Система работы по экологическому воспитанию в каждом возрасте должна решать задачи, присущие зоне ближайшего развития каждого ребенка и группы в целом. Только получив определенный багаж знаний, дети смогут применять их на практике в самостоятельной деятельности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Цель проекта: Формирование ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности
Задачи:
- Формировать первичные экологические знания детей;
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства;
- Развивать у детей артистические способности;
- Познакомить родителей с театрализованными играми, способами обыгрывания сказок с детьми;
- Развивать эмоциональность и выразительность речи дошкольников.
- Составить сборник экологических игр и сказок.
Ожидаемый результат:
- Бережное отношение детей к природе.
- Раскрытие творческого потенциала детей.
- Сформированные элементарные понятия у детей: «растения», «насекомые», «животные», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения», их значимости в жизни человека
- Сформированные умения передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- Пополнение театрального уголка
- Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Игры – драматизации, этюды, игры-пантомимы
- Слушание музыкальных произведений
- Просмотр сказки, презентации
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Заучивание стихов
- Театрализованная деятельность.
- Консультации для родителей
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный - сентябрь
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, театрализованных экологических игр, экологических сказок, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
Составление тематического планирования мероприятий;
2. Основной
Октябрь
- Знакомство с Лесовичком.
- Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок»
Тема: Насекомые
- Презентация: «Насекомые »
- Разучивание песни : «Не обижайте муравья»
- Игра-пантомима «Муравейник»
- Показ экологической сказки «Просто гусеница» (театр би-ба - бо)
- Экологическая- театрализованная игра: «Пчелы в улье»
- Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.
- Игра на развитие выразительности и воображения «Кузнечик»
- Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим
Ноябрь
Тема: Животные
- ООД: «Домашние животные»
- Пальчиковая игра: «Кот и собака»
- Э/Т игра «Поиграем. — угадаем.» (А. Босева)
- Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»
- Показ сказки «Зимовье зверей» театр на столе
- Э/Т игра «Какую пользу приношу?».(корова, лошадь кошка , собака, овца и т.д.)
- Театрализованная игра «Веселые превращения»
Декабрь
- ООД: Дикие животные
- Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов)
- Мини - сценка «Еж» стихотворение Л.Корчагина
- Игра-пантомима «Медвежата»
- Музыкальная игра «Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)
- Игра на развитие выразительности и воображения
«Лисичка подслушивает»
- «Загадки без слов» на ыразительность мимики и жестов
- Чтение и обыгрывание сюжетов экологической сказки «Зайчик и Медвежонок»
Январь
Тема: Времена года – природа
- Д/И «Когда это бывает?»
- «Загадки без слов» на выразительность мимики и жестов
- Игра-пантомима «Сугроб»
- Упражнение на развитие интонационной окраски «Эхо»
- Этюд: «Прогулка»
- Этюд: «Игра в снежки»
- Чтение и обыгрывание сюжетов экологической сказки: «История одной Капли»(грустная сказка о воде)
- Игра на мышечное напряжение и расслабление «Стряхнуть капельки»
Февраль
Тема: Птицы
- Экологическая игра «Угадай птицу»
- Чтение и обыгрывание сюжетов экологической сказки «Как Гуси на юг собирались»
- Подвижная игра «Перелет птиц»
- Игра на развитие слухового восприятия «Птичьи разговоры»
- Игра - звукоподражание «Кто как кричит?».
- Театрализованное представление подготовительной группы
«Столовая для птичек»
- Просмотр театрализованного представления экологической сказки
«Если бы не было птиц» в исполнении старшей группы.
- Слушание и обсуждение песни «Ласточка» Евгения Крылатова
- Игра на развитие умения пользоваться выразительными средствами голоса «Весенние голоса»
Март
Тема: Растения
- Беседа «Растения наши друзья»
- Игра-пантомима «Дерево растет»
- Игра на мышечное напряжение и расслабление «Цветочек»
- Беседа «Лекарственные растения».
- Чтение и обыгрывание сюжетов экологической сказки: «Грибная аптека»
- Перевоплощение: «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
- Просмотр и обсуждение видео к песне Ю.Антонова «Не рвите цветы»
- Чтение и обсуждение экологической сказки « Лесная дружба»
Апрель
Подготовка к театрализации экологической сказки «Лесная дружба»
Работа над содержанием: нравственная идея; оценка поведения героев; эмоциональная окраска сценок и всего произведения; словарная работа;
- пересказ с элементами драматизации.
- Работа над мимикой и жестами, над умением передать характер героя.
- Работа над выразительностью и темпом речи, силой голоса.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Разучивание танцевальных движений.
- Разработка (адаптация) сценария.
- Изготовление костюмов, атрибутов.
- Заучивание текста стихов.
3. Заключительный - Май
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация итогов работы через театрализацию сказки «Лесная дружба»,
сборник экологических сказок и театрализованных экологических игр.
Работа с родителями по реализации проекта:
- Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка », «Экологическое воспитание дошкольников», «Как устроить домашний театр для детей »,«Сказочные герои, глазами детей »,«Роль художественной литературы в развитии речи детей »,«Играйте вместе с детьми »
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Чтение и обсуждение сказок с детьми.
- Совместное творчество в изготовлении декораций, костюма персонажей
- Придумывание с детьми сказок, составление рассказов от имени персонажа, репетиция роли , разучивание стихов
Список использованной литературы:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М. : ТЦ Сфера, 2006.
- Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
- Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»-2008.
- Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк. воспитание, 1991.-№7
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Москва Прометей Книголюб 2003
- Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Сборник занятий по экологии в средней группе https://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/15591-sbornik-zanyatiy-po-ekologii-v-sredney-gruppe.html
- Экологические сказки http://krasdou.ru
·
Приложение
Экологическая сказка - Лесная дружба в средней группе
http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-skazka-lesnaja-druzhba.html
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях; учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира.
2. Учить детей выразительно пересказывать сказку; развивать интонационную сторону речи; активизировать употребление существительных и глаголов.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, понимать её значение для жизни человека;
развивать творческие способности к инсценировке; воспитывать чувство единства человека и природы.
На примере сказки обучать основам безопасного поведения в живой природе, учить осторожности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Рассматривание изображений лекарственных растений, беседа о них, их лекарственном значении, чтение книг.
2. Прослушивание сказки.
3. Работа над содержанием:
нравственная идея;
оценка поведения героев; э
моциональная окраска сценок и всего произведения;
словарная работа; пересказ с элементами драматизации.
4. Работа над мимикой и жестами, над умением передать характер героя.
5. Работа над выразительностью и темпом речи, силой голоса.
6. Подбор музыкального сопровождения.
7. Разучивание танцевальных движений.
8. Разработка (адаптация) сценария.
9. Изготовление костюмов, атрибутов.
10. Заучивание текста стихов.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Домик, шапочки сверчков, лекарственные растения, костюмы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Беседа, прослушивание и анализ сказки.
Герои сказки:
Семья светлячков: мама / взрослый/, сынок, дочка; звери: лиса, два медведя, волк, четыре зайца, три бабочки, белка.
Ведущая:
Мы спектакль свой начинаем, зритель, проходи скорей!
В сказку нашу приглашаем всех: и взрослых, и детей!
Все:
Сочиняли эту сказку все ребята вечерком, мы её для вас покажем, и станцуем, и споём!
Ведущая/она же мама светлячков/:
Там, где речка – баловница по камням течёт, струится,
Там, где лес густой шумит, дом бревенчатый стоит.
В том домишке, не скучая, жила-была семья такая:
Мама-Света-светлячок, с ней и дочка и сынок!
ТАНЕЦ СВЕТЛЯЧКОВ.
ПЕСНЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ для светлячков:
Потерял в лесу фонарик светлячок,
Обыскал он каждый кустик и сучок,
Утомился он, бедняжка, сбился с ног,
Но нигде, найти фонарика не мог
Не придётся, никогда теперь ему,
Освещать дорогу ночью никому
Плачет горько светлячок совсем не зря,
Ну какой он светлячок без фонаря?
/после исполнения песни мама засыпает/
Светлячки:
1 светлячок: Мама спит, она устала, давайте попрыгаем сначала! Вон овражек, посмотрите, разбежимся, раз - два-три! Что случилося с тобой?
2 светлячок: Подвернул я ножку. Ой!
1 светлячок: Успокойся, не реви, вон болотце впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём! /пьют воду/
2 светлячок: -Мама, мама помоги! Нас скорее полечи!
1 светлячок: - Болит ножка, я хромаю!
2 светлячок: И животик, я страдаю!
Мама:
Детки не послушные, зачем напились с лужицы?
Вот напасть-то, вот беда, звери все, скорей сюда!
Моим деткам помогите, трав лечебных принесите!
ТАНЕЦ ЗВЕРЕЙ
1 Медведь:
Тонкий стебель, у дорожки, на конце его серёжки,
На земле лежат листки - тоненькие лопушки.
2 Медведь:
Подорожник- лучший друг, лечит раны ног и рук!
/отдаёт маме светлячков подорожник/
Лисичка:
На стебле тысяча листочков и названье у цветка: тысячелистник! Если заболел животик- тысячелистника попьёте!
/отдаёт его/
Волк:
Волчья ягода в лес поманит,
Яркой спелостью удивит,
Волчья ягода одурманит-
Ничего потом не болит!
Мама:
Разболится голова от подарка твоего,
Ядовитая трава - забирай назад её!
Белка:
Лечебные растения знаем, бережём и охраняем!
Не для себя, не для потехи, а для лесной своей аптеки!
Зайчата:
1 - Для компресса вот ромашка, ты на ножку положи, а потом бинтом покрепче да потуже завяжи
2 – Наступай ты осторожно, очень быстро боль пройдёт
3 – Будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт!
4 – Есть много трав полезных, чтоб справиться с болезнью, с болезнью любой!
Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой!
/отдают мама светлячков ромашку/
ТАНЕЦ БАБОЧЕК
1 Бабочка:
Одуванчик золотой за неделю стал седой,
А денёчка через два поседеет голова.
2 Бабочка:
Он может справиться с болезнью – одуванчик ведь полезный!
/бабочки отдают светлячкам одуванчик/
ВЫХОДЯТ ВСЕ ЗВЕРИ
Мама:
Вот спасибо вам, зверята, поправились мои ребята!
Лесные травы помогают, от всех болезней нас спасают!
Рады дочка и сынок – мой любимый светлячок,
Рады рощи и поля! Рада с нами вся земля.
3 Бабочка:
Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.
Ведущий:
Всё это называется - природа, (хором) давайте же всегда её беречь! (хор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)
Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...
"В гостях у Старичка-Лесовичка"
Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....
Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"
Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...
Мастер-класс "Поможем лесовичку"
Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем ...
конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"
Конспект занятия для средней "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....
Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....
В гостях у Лесовичка
Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...