ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ЛЕСОВИЧОК»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 56.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7
Комбинированного вида
Принято на педагогическом
совете
Протокол № 1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК
«ЛЕСОВИЧОК»
Пгт Никель
Печенгский район
Мурманская область
Пояснительная записка :
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Актуальность:
Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой – это основа экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования. Наблюдая за детьми, я увидела, что дети совершенно не умеют и не знают как вести себя в природе. И мной была разработана программа под названием «Экологическая тропа»
Основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
Принципы построения программы:
- Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течении всего года.
- Принцип учета возрастных особенностей. НОД, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
- Принцип интеграции. Объединение разных видов деятельности: наблюдения в природе, экспериментирование, изобразительная, речевая, литературная, театрализованная и музыкальная .
- Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей перехода от теоретических знаний к практическим умениям и навыкам.
- Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т. д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
НОД проводятся один раз в неделю.
Продолжительность – 25-30 минут.
Количество детей 12-15 человек.
Алгоритм НОД:
1. Игра на развитие творческого воображения.
2. Беседа по теме.
3. Работа с наглядным дидактическим материалом.
4. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность.
5. Анализ деятельности.
Организационно-методическое обеспечение:
Одним из условий успешного усвоения дошкольниками экологической культуры является создание соответствующей материальной базы: Это:
-художественная литература на экологическую тематику(сборники загадок, стихов , сказок и рассказов);
- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, схемы, сюжетные картинки, презентации;
-разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др.;
- картотеки опытов и экспериментов;
- коллекции ракушек, камней, семян и т.д.
-разнообразный природный и бросовый материал;
- макеты;
- пособия и материалы для экспериментальной деятельности;
- методическая литература.
- зимний сад;
- экспериментальные, природные, коллекционные уголки;
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок
Методы, используемые при организации НОД:
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
- Анализ и сочинение экологических сказок;
- Создание экологических книг и проектов;
-Творческие и сюжетно-ролевые игры, созданные самими детьми;
- Дидактические игры;
- Исследовательская деятельность;
-Наблюдение ;
- региональный компонент ;
- научность и доступность понятий;
- экологические минутки;
Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года.
- Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.
- -Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
- природоохранные акции;
- реклама;
- развивающие дидактические игры;
- выставки
Работа с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные:
- ознакомление родителей с работой группы по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д. );
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
- участие в совместных мероприятиях с детьми по реализации проектов,
совместное изготовление рисунков и поделок и т.д.
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования, участие в экологических акциях;
Деятельность кружка "Лесовичок »
- Участие в экологических акциях и проектах.
Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:
- «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
- «День цветов» (создание цветочных клумб)
- «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
- «Чистое утро» (уборка территории)
- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.
- Исследовательская и экспериментальная деятельность.
- Профилактические мероприятия;
- Экскурсии и походы;
- Выпуск экологических газет.
- Консультации для родителей;
- Использование Интернет-ресурсов для информационно - просветительной работы.
- Создание экологических презентаций.
- Моделирование (предметное и графическое) объектов природы.
- Трудовая деятельность на участке и в уголке природы.
Перспективный план НОД:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 6-7 лет
МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬ:
Сентябрь:
1 НЕДЕЛЯ
Тема :"Экология в картинках. " Обобщить представления детей о живой и неживой природе; познакомить с экологией как наукой, что она изучает; познакомить с планом работы кружка.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Сбор семян цветов и овощных культур;
- заготовка почвы на весну для рассады
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
- Почему желтые листья не тонут?
Наблюдение за осенними листьями
Подвижная игра «Сохрани пару»
2 НЕДЕЛЯ
«Планета, на которой мы живём». Систематизировать представления детей о Земле как огромном шаре , состоящем из воды, твердой поверхности, растительности и обитателях . Работа с глобусом. Показ презентации «Наша планета».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Перекапывание почвы на газонах.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Почему почва стала холодной?
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Подвижная игра «Встречные перебежки»
3 НЕДЕЛЯ
Разнообразие видов растений в природе. Закрепление знаний о характерных признаках деревьев, кустарников, трав; частях растений корне, стволе, листьях и т. д. Работа с дидактическим материалом.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор осенних букетов из листьев, цветов, трав.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Чем отличаются облака от туч?
Наблюдение за транспортом
Цель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, пешеходный переход; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
4 НЕДЕЛЯ
Разнообразие животного мира. Познакомить детей с животным миром, обитающим на нашей планете. Работа с картой мира.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор сухой травы и опавших листьев.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Почему солнце стало подниматься ниже?
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: «Воздух- невидимка». Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. (Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, духовые инструменты, бумага.)
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Подкорма птиц.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Какая трава остается на зиму зеленая?
Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат
Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)
Конструктивная деятельность: «Сказки на песке»
2 НЕДЕЛЯ
Тема «Здравствуй ветер» Причины возникновения ветра. Роль ветра в жизни живых организмов и человека. Наблюдение в комнате и на участке. Опыты и эксперименты в лаборатории.
Оборудование: две свечи; тонкие полоски бумаги, батарея отопления.
Художественное творчество «Нарисуй ветер»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор сухих листьев, веточек.
Исследовательская деятельность:
продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, октябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)
3 НЕДЕЛЯ
Тема «Летающие животные». Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные, птицы, насекомые. Распространение семян растений ветром.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Чистка кормушек и подкормка птиц.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.
Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)
Наблюдение за птицами
Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.
Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер)
Подвижная игра: «Караси и щука» (бег)
4 НЕЛЕЛЯ
Тема: Источники загрязнения воздуха. Исследовательская работа – «зеленые пылесосы » - на участках детского сада. Презентация «Источники загрязнения воздуха» Создание книги «Зеленые пылесосы».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Подготовка кустарников к зиме.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Как насекомые готовятся к зиме?
Наблюдение за инеем.
Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря
Подвижная игра: « Охотники и зайцы» (бег, метание).
НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема «Что у нас под ногами» Знакомство с почвой. Песок, глина, их свойства и отличие. Беседа. Экспериментирование. Д/и «Строитель»
Игра на экологической тропе «Найди клад» (Лыкова «Интеграция 63)
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
опавшими листьями и снегом засыпаем ствол деревьев.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
Наблюдение за туманом
Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.
Словарная работа: активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.
Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись»
Ход: По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.
2 НЕДЕЛЯ
«Кто живет в песочном домике». Дать элементарное представление о происхождении песка, познакомить детей с некоторыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях. Изготовление макета «Пустыня и ее обитатели» Создание проекта «Напиши письмо Верблюду»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Подкормка птиц
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Чем отличается сухой песок от сырого (наблюдение за песочницей)?
Наблюдение за песком.
Подвижная игра «Кто быстрее соберет»
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Какие бывают камни.
Познакомить со свойствами, классификацией камней. Презентация «Горы и вулканы» Работа с «коллекцией камней» Экспериментирование. Д/и «Ящик ощущений».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Подметание тропинок.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за сопками.
Цель: Развивать наблюдательность, любовь к родной природе. Воспитатель обращает внимание детей на сопки:
Посмотрите вокруг и скажите, что покрыто снегом (снегом покрыты дома, снегом покрыты машины…)
Посмотрите вдаль. Что там покрыто снегом? (сопки). Посмотрите они уже все белые – много снега. На сопках и горах снег не тает быстро как в городе, там холоднее, потому что выше, нет домов и людей.
Подвижная игра: « Ручеек»
4 НЕДЕЛЯ
Магниты. Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком. Экспериментирование. Материал: Большие и маленькие магниты, иголки, ёмкость с водой, кусочек пенопласта, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор снега с песочницы и веранды
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.
Словарная работа: активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.
Подвижная игра: « Охотники и зайцы»
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема «Волшебница - вода» Вода вокруг нас. Систематизировать знания детей о значении воды в нашей жизни. В каком виде существует вода в окружающей среде Разнообразие состояний воды Презентация «Какая разная вода» . Рисование по теме. Решение проблемных ситуаций.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор снега для ледяных горок.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
рассматривание снежинок : какие они разные, тают в руках быстрее, чем на рукавице. Цель: закрепить знания детей о свойствах воды.
Наблюдение снегопада. Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух. Формировать эстетическое отношение к природе.
Подвижная игра: «Скука»
Дети делятся на две команды и встают напротив соперников. Рисуются круги с каждой стороны, меньше на 1, чем участников.
Игроки говорят слова, сидя на корточках:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
По окончании слов дети быстро бегут к противоположным кругам, занимая место, проигрывает тот, кто остается без места.
2 НЕДЕЛЯ
Свойства воды. Занятие в» лаборатории» - опыты.
Материал: стаканчики, ложечки, соломинки для коктейлей. Молоко или сок, кубики льда, термос с кипятком, сахар, песок.
Опыты на участке детского сада.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Заливка ледяной горки.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с осенью? Игра на развитие внимания «Найди отличия».
Подвижная игра «Догони свою пару» (бег)
3 НЕДЕЛЯ
Круговорот воды в природе. Занятие в лаборатории. Опыты на закрепление представлений об этом явлении.
Материал: небольшие ёмкости с одинаковым количеством воды. Тарелочки разного размера, соль, марлевые салфетки, кусочки льда.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Чистка кормушек и подкормка птиц.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение льда. Определить его свойства (гладкий, прозрачный, холодный). Беседа о правилах поведения на льду. Чем опасен тонкий лед? Загадать загадки, относящиеся в зиме.
Подвижная игра «Белка на дереве»
4 НЕДЕЛЯ
Кто обитает в воде? Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде. Презентация «Кто живет в воде». Изготовление панно «Аквариум» из природного материала.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор снега для опытов и экспериментов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
В морозный день снег не лепится. На глазах детей полить его водой и можно лепить. Опытным путем показать детям постепенное превращение снега и льда в воду, а затем в пар с последующей его конденсацией.
Наблюдение следов на свежевыпавшем снегу. Угадать, чьи это следы. Можно ли узнать в какую сторону шел человек? Кого называют следопытом? Рассмотреть следы птиц возле кормушки.
Подвижная игра на ориентирование в пространстве.
«1,2,3, – к дереву беги».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ:
«Что такое коралл?»
ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ
. Презентация «Мир природы». Продуктивная деятельность с природным материалом. Создание проекта «Елочка –зеленая иголочка».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор снега на газоны
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Найти и рассмотреть на участке детского сада елку. Характерные признаки сходства и отличия от других деревьев.
Наблюдение зимнего пейзажа. Он очень красив. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце днем, при свете факелов вечером. Прочитать стихотворение Пушкина «Мороз и солнце… »
Подвижная игра «Пустое место»
Ход: Дети встают в круг, руки- на пояс- это «домики».Водящий ходит за кругом : -Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:
К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается, стучит и заглядывает в окно)
-Тук, тук, тук
ребенок: Кто пришел?
вед.: называет имя
ребенок: Зачем пришел?
вед.: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит.)
2 НЕДЕЛЯ
Тема «Зеленая аптека» Закрепление знаний о характерных признаках трав и растений. Лекарственные и ядовитые травы и растения. Д/и «Что лечит, а что калечит»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Расчистка дорожек от снега.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Как образуется иней?
Наблюдение
На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.
Подвижная игра «Мы веселые ребята» (Дети ходят по кругу)
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
3 НЕДЕЛЯ
Виды комнатных растений в группе. Практическое занятие. Учить определять к какому виду относится растение по разным признакам (влаголюбивое, засухоустойчивое, теневыносливое или светолюбивое). Совершенствовать навыки ухода; учить предвидеть результат труда.
Показ презентации «Комнатные растения»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Очистить ветки деревьев от лишнего снега
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Как узнать, что на улице сильный мороз?
Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны . Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются. Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.
Подвижная игра «Ручейки и озера»
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения
На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.
4 НЕДЕЛЯ
Выращивание комнатных растений. Опытно-экспериментальная деятельность. Развивать знания о разных способах размножения комнатных растений (из листа, луковицы, черенка и др.) Ведение дневника наблюдений (стадии роста; влияние света, тепла, воды на жизнь растений)
Подготовка к созданию проекта «Украсим наш город цветами»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сбор снега для изготовления построек из снега
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Почему пар от дыхания поднимается вверх?
Наблюдение : Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления.
Подвижная игра «ДЕНЬ И НОЧЬ»
Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч
ФЕВРАЛЬ
1НЕДЕЛЯ
Животный мир. Развитие представлений о разнообразии животного мира. Модели эколого-систематических групп животных.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Чем опасна метель, как она появляется?
Наблюдение
вьюги, метели. Когда вихри снега переносятся с места на место, летят по земле – это поземка. Сказать, что в старину февраль назывался «лютнем» - от слова лютый, холодный. Спросить, почему? Учить делать выводы и умозаключения.
Подвижная игра
«Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей
2НЕДЕЛЯ
Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание и способы передвижения. Проследить на примерах. Работа с дидактическим материалом. Игры на развитие творческого воображения. Решение проблемной ситуации «Что будет если..»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за за небом. Оно становится ярко-синим, очень красивым, если посмотреть на него сквозь ветки. После наблюдения показать детям картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Воспитывать любовь к родной природе.
Подвижная игра
«Охотники и зайцы»
3 НЕДЕЛЯ
«Что мы знаем о птицах?» Совершенствовать знания детей о видах птиц, их строении, питании и способах передвижения. Игры на развитие внимания, решение проблемных ситуаций.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за птицами. Их стало больше. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых. Наблюдение за голубями и воробьями. На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись.
Подвижная игра «Перебежки»
4 НЕДЕЛЯ
Тема «Мой родной край» Животный мир Кольского полуострова.
Заповедники на её территории. Беседа с использованием наглядного материала (иллюстрации, фото и видеоматериалы). (Юн.Эколог 141)
Создание проекта совместно с родителями и детьми «Край, в котором я живу»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за бродячими собаками. Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.
Подвижная игра «Летает - не летает»
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ
Кто рядом живёт? Учить детей в игровой форме прослеживать топические и другие связи в экосистеме «лес».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Почему небо стало голубее?
Наблюдение за сосульками. Они свисают с крыш домов и представляют собой немалую угрозу, почему? Что необходимо сделать, чтобы сосульки не угрожали жизни человека?
Подвижная игра «Бабочки и цветы»
Ход: дети делятся на две команды- бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.
2 НЕДЕЛЯ
Лес и человек. Значение леса в жизни человека. Причины и последствия исчезновения лесов на Земле. Охрана лесов. Решение проблемной ситуации «Куда деваются в лесу опавшие листья»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Где появились первые проталины.
Наблюдение за солнцем. Оно очень яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей, хотя день понемногу увеличивается. Развивать наблюдательность.
Подвижная игра «Перелетные птицы»
3 НЕДЕЛЯ.
Почему белый медведь не живёт в лесу? Познакомить с основным законом природы, что все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособились.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Как ведут себя птицы?
Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.
Подвижная игра «Солнышко и дождь»
4 НЕДЕЛЯ
«Невидимые нити» Продолжить изучение законов природы, познакомить со вторым её законом: «растения и животные не могут жить сами по себе, они живут в сообществе с другими растениями и животными». Создание природоохранных знаков « Что можно и чего нельзя делать в природе».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение примет весны: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, раскрываются реки, начинается ледоход.
Подвижная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок!»
Цель: различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:
дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: – Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема «Звезда по имени Солнце» Дать представление о солнце, как источнике света, Роль Солнца в жизни человека, растений и животных. Опыты и эксперименты.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
«Почему изменился цвет лиственных деревьев?»
Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли почки вербы, их можно поставить в воду. Сравнить почки вербы и березы. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?
Подвижная игра » Караси и щука»
2 НЕДЕЛЯ
Тема «Радуга-дуга». Познакомить с особенностями радуги. Экспериментирование в лаборатории .
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
«Откуда бегут ручейки?»
Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.
Подвижная игра «1, 2, 3- к дереву беги!»
3 НЕДЕЛЯ
Тема «Солнце и планеты» Познакомить детей со строением Солнечной системы Художественное творчество «Я рисую космос»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
«Какие насекомые появляются первыми? Куда они исчезают в конце дня?»
Наблюдение за насекомыми. Птицы начали свой прилет, значит появились насекомые. Спросить, где они провели зиму. Назвать известных насекомых.
Подвижная игра «У медведя во бору»
4 НЕЛЕЛЯ
«Красная книга» История её создания; страницы. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу ». Работа с наглядным материалом. Изготовление «Красной книги» совместно с родителями и детьми.
Совместная деятельность с детьми: Выращивание рассады однолетних растений в уголке природы.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение : Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?
Подвижная игра « Охотники и зайцы»
МАЙ
1 НЕЛЕЛЯ
Как человек использует природу. Беседа. Познакомить с выражением «экологическая катастрофа». Чтение рассказов про экологические катастрофы» (Юн.Эколог 166)
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подготовка клумб для цветов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Наблюдение за цветением березы. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Одни сережки зеленые, другие более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.
Подвижная игра « Ловишка с обручем»
2 НЕДЕЛЯ
Экология борется. Рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе (охрана лесов, рек; создание заповедников и т. д.) .
Совместная деятельность детей и родителей : Реализация проекта «Украсим наш город цветами» Высаживание рассады цветов на участке детского сада»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Очистка территории детского сада от мусора.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Сравнить одуванчик и мать-и-мачеху. Найти сходства и различия.
Наблюдение за ростом цветов, высаженных в клумбы.
Подвижная игра « Птицелов»
Цель: учить подражать голосу птиц, отгадывать голоса детей.
Ход: выбирается птицелов. Дети- птицы. Они идут, взявшись за руки по кругу со словами: В лесу, во лесочке, на земле, на дубочке
Птицы весело поют« Ай, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет, птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает три раза в ладоши и с закрытыми глазами ищет детей. Кого он найдет, должен прокричать голосом любой дикой птицы. Ведущий отгадывает, чей голос и кто ребенок
3 НЕДЕЛЯ
Чтение сказок экологической тематики. Придумывание совместно с ребятами и самостоятельно ими своих сказок. Развивать творчество, индивидуальность. Воспитывать экологическую культуру.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Сбор лекарственных трав.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:
Найти растения, которые издают сильный запах? Для чего растениям это нужно?
Наблюдение : Обратить внимание детей на то, как стало светло. Зимой, когда ребята приходили в детский сад и уходили домой, было темно. Отметить взаимосвязь между продолжительностью светового дня и временем года.
Подвижная игра «За морями, за лесами» (поморская игра)
4 НЕДЕЛЯ
Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний
Деятельность кружка "Лесовичок »
- Участие в экологических акциях и проектах.
Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:
- «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
- «День цветов» (создание цветочных клумб)
- «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
- «Чистое утро» (уборка территории)
- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.
- Исследовательская и экспериментальная деятельность.
- Профилактические мероприятия;
- Экскурсии и походы;
- Выпуск экологических газет.
- Консультации для родителей;
- Использование Интернет-ресурсов для информационно - просветительной работы.
- Создание экологических презентаций.
- Моделирование (предметное и графическое) объектов природы.
- Трудовая деятельность на участке и в уголке природы.
Конечные результаты:
- дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы и поведением человека;
- осознанно-правильное отношение к окружающим их объектам природы;
-у детей формируются навыки исследовательской деятельности;
- развивается любознательность, наблюдательность, любовь к природе и родному краю;
- формирование у детей памяти, мышления, развитие речи;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...