ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ЛЕСОВИЧОК»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Базанова Елена Михайловна

воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_ekologicheskogo_kruzhka.docx56.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7

Комбинированного вида

                                                          Принято на педагогическом

                   совете

                              Протокол № 1

            От 09.09.2013.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК

«ЛЕСОВИЧОК»

Пгт Никель

Печенгский район

Мурманская область

Пояснительная записка :

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

 Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

 Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Актуальность:

Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой – это основа экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования. Наблюдая за детьми, я увидела, что дети совершенно не умеют и не знают как вести себя в природе. И мной была разработана программа под названием «Экологическая тропа» 

Основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы.

 - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

 - воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

 - формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Принципы построения программы:

- Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течении всего года.

- Принцип учета возрастных особенностей. НОД, игры, экскурсии и наблюдения  важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.

- Принцип интеграции. Объединение разных видов деятельности:  наблюдения в природе, экспериментирование, изобразительная, речевая, литературная, театрализованная и музыкальная .

- Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей перехода от теоретических знаний к практическим умениям и навыкам.

- Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

 - формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

 - использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

 - помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

 - создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т. д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

НОД  проводятся один раз в неделю.

 Продолжительность – 25-30 минут.

 Количество детей 12-15 человек.

 Алгоритм НОД:

 1. Игра на развитие творческого воображения.

 2. Беседа по теме.

 3. Работа с наглядным дидактическим материалом.

4. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность.

 5. Анализ деятельности.

Организационно-методическое обеспечение:

Одним из условий успешного усвоения дошкольниками экологической культуры является создание соответствующей материальной базы: Это:

-художественная литература на экологическую тематику(сборники  загадок, стихов , сказок и рассказов);

- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, схемы, сюжетные картинки, презентации;

-разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др.;

- картотеки опытов и экспериментов;

- коллекции  ракушек, камней, семян и т.д.

-разнообразный природный и бросовый материал;

- макеты;

- пособия и материалы для экспериментальной деятельности;

- методическая литература.

- зимний сад;

 - экспериментальные, природные, коллекционные уголки;

 - растительный мир на участке;

 - учебно-наглядные пособия;

 - живой уголок

Методы, используемые при организации НОД:

  - проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;

- Анализ и сочинение экологических сказок;

- Создание экологических книг и проектов;

-Творческие и сюжетно-ролевые игры, созданные самими детьми;

- Дидактические игры;

- Исследовательская деятельность;

-Наблюдение ;

- региональный компонент ;

 - научность и доступность понятий;

- экологические минутки;

 Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года.

 - Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.  

 -  -Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

 - природоохранные акции;

 - реклама;

 - развивающие дидактические игры;

 - выставки

Работа с родителями

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

Работу следует проводить в двух направлениях:

 педагог — родитель;

педагог — ребенок — родитель.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные:

 - ознакомление родителей с работой группы  по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д. );

 - организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).

- участие в совместных мероприятиях с детьми по реализации проектов,

совместное изготовление рисунков и поделок  и т.д.

 - ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

- туристические походы на природу, соревнования, участие в экологических акциях;

Деятельность кружка "Лесовичок »

 - Участие в экологических акциях и проектах.

Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

 - «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)

 - «День цветов» (создание цветочных клумб)

 - «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)

 - «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)

 - «Чистое утро» (уборка территории)

 - «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.

 - Исследовательская и экспериментальная деятельность.

- Профилактические мероприятия;

- Экскурсии и походы;

 - Выпуск экологических газет.

- Консультации для родителей;

 - Использование Интернет-ресурсов  для информационно - просветительной работы.

 - Создание экологических презентаций.

 - Моделирование (предметное и графическое) объектов природы.

- Трудовая деятельность на участке и в уголке природы.

Перспективный план НОД:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 6-7 лет

МЕСЯЦ  ТЕМА  ЦЕЛЬ:

Сентябрь:

1 НЕДЕЛЯ 

Тема :"Экология в картинках. " Обобщить представления детей о живой и неживой природе; познакомить с экологией как наукой, что она изучает; познакомить с планом работы кружка.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- Сбор семян цветов и овощных культур;

- заготовка почвы на весну для рассады

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

- Почему желтые листья не тонут?

Наблюдение за  осенними листьями

Подвижная игра «Сохрани пару»

 2 НЕДЕЛЯ

«Планета, на которой мы живём». Систематизировать представления детей о Земле как огромном шаре , состоящем из воды, твердой поверхности, растительности и обитателях . Работа с глобусом. Показ презентации «Наша планета».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Перекапывание почвы на газонах.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Почему почва стала холодной?

Наблюдение за деревьями.

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Подвижная игра  «Встречные перебежки»

3 НЕДЕЛЯ

Разнообразие видов растений в природе. Закрепление знаний о характерных признаках деревьев, кустарников, трав; частях растений корне, стволе, листьях и т. д. Работа с дидактическим материалом.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор осенних букетов из листьев, цветов, трав.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Чем отличаются облака от туч?

Наблюдение за транспортом

Цель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.

 Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, пешеходный переход; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.

4 НЕДЕЛЯ

Разнообразие животного мира. Познакомить детей с животным миром, обитающим на нашей планете. Работа с картой мира.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор сухой травы и опавших листьев.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Почему солнце стало подниматься ниже?

Наблюдение за дождем

 Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

 Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

 обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ 

Тема:  «Воздух-  невидимка». Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. (Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, духовые инструменты, бумага.)

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Подкорма птиц.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Какая трава остается на зиму зеленая?

Наблюдение за листопадом.

 Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

 Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)

Конструктивная деятельность: «Сказки на песке»

 2 НЕДЕЛЯ

  Тема «Здравствуй ветер» Причины возникновения ветра. Роль ветра в жизни живых организмов и человека. Наблюдение в комнате и на участке. Опыты и эксперименты в лаборатории.

 Оборудование: две свечи; тонкие полоски бумаги, батарея отопления.

Художественное творчество «Нарисуй ветер»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор сухих листьев, веточек.

Исследовательская деятельность:

 продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Наблюдение за ветром

 Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

 Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, октябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)

 3 НЕДЕЛЯ

Тема «Летающие животные». Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные, птицы, насекомые. Распространение семян растений ветром.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Чистка кормушек и подкормка птиц.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.

 Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)

Наблюдение за птицами

 Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

 Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер)

Подвижная игра: «Караси и щука» (бег)

 4 НЕЛЕЛЯ

 Тема:  Источники загрязнения воздуха. Исследовательская работа – «зеленые пылесосы » - на участках детского сада. Презентация «Источники загрязнения воздуха» Создание книги «Зеленые пылесосы».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Подготовка кустарников к зиме.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Как насекомые готовятся к зиме?

Наблюдение за инеем.

Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

 Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря

Подвижная игра: « Охотники и зайцы» (бег, метание).

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ 

Тема «Что у нас под ногами» Знакомство с почвой. Песок, глина, их свойства и отличие. Беседа. Экспериментирование. Д/и «Строитель»

Игра на экологической тропе «Найди клад» (Лыкова «Интеграция  63)

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

опавшими листьями и снегом засыпаем ствол деревьев.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил  и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

Наблюдение за туманом

 Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

 Словарная работа: активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.

 Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются,  и воздух становится не прозрачным.

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись»

 Ход: По условному сигналу, после свободного перемещения,  дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.

 2 НЕДЕЛЯ

«Кто живет в песочном домике». Дать элементарное представление о происхождении песка, познакомить детей с некоторыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях.  Изготовление макета «Пустыня и ее обитатели» Создание проекта «Напиши письмо  Верблюду»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Подкормка птиц

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Чем отличается сухой песок от сырого (наблюдение за песочницей)?

Наблюдение  за песком.

Подвижная игра «Кто быстрее соберет»

3 НЕДЕЛЯ

 Тема: Какие бывают камни.

 Познакомить со свойствами, классификацией камней.  Презентация «Горы и вулканы» Работа с «коллекцией камней» Экспериментирование. Д/и  «Ящик ощущений».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Подметание тропинок.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за сопками.

 Цель: Развивать наблюдательность, любовь к родной природе. Воспитатель обращает внимание детей на сопки:

 Посмотрите вокруг и скажите, что покрыто снегом (снегом покрыты дома, снегом покрыты машины…)

 Посмотрите вдаль. Что там покрыто снегом? (сопки). Посмотрите они уже все белые – много снега. На сопках и горах снег не тает быстро как в городе, там холоднее, потому что выше, нет домов и людей.

Подвижная игра: « Ручеек»

 4 НЕДЕЛЯ

 Магниты. Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком. Экспериментирование. Материал: Большие и маленькие магниты, иголки, ёмкость с водой, кусочек пенопласта, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор снега с песочницы и веранды

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за погодой

 Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

 Словарная работа: активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

Подвижная игра: « Охотники и зайцы»

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

 Тема «Волшебница -  вода» Вода вокруг нас. Систематизировать знания детей о значении воды в нашей жизни. В каком виде существует вода в окружающей среде Разнообразие состояний воды Презентация «Какая разная вода» . Рисование по теме. Решение проблемных ситуаций.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор снега для ледяных горок.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

рассматривание снежинок : какие они разные, тают в руках быстрее, чем на рукавице. Цель: закрепить знания детей о свойствах воды.

Наблюдение  снегопада. Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух. Формировать эстетическое отношение к природе.

Подвижная игра: «Скука»

 Дети делятся на две команды и встают напротив соперников. Рисуются круги с каждой стороны, меньше на 1, чем участников.

 Игроки говорят слова, сидя на корточках:

 Скучно, скучно так сидеть,

 Друг на друга все глядеть;

 Не пора ли пробежаться

 И местами поменяться?

 По окончании слов дети быстро бегут к противоположным кругам, занимая место, проигрывает тот, кто остается без места.

 

2 НЕДЕЛЯ

 Свойства воды. Занятие в» лаборатории» - опыты.

 Материал: стаканчики, ложечки, соломинки для коктейлей. Молоко или сок, кубики льда, термос с кипятком, сахар, песок.

Опыты на участке детского сада.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 Заливка ледяной горки.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение  Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с осенью? Игра на развитие внимания «Найди отличия».

Подвижная игра «Догони свою пару» (бег)

 

3 НЕДЕЛЯ

Круговорот воды в природе. Занятие в лаборатории. Опыты на закрепление представлений об этом явлении.

 Материал: небольшие ёмкости с одинаковым количеством воды. Тарелочки разного размера, соль, марлевые салфетки, кусочки льда.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Чистка кормушек и подкормка птиц.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение  льда. Определить его свойства (гладкий, прозрачный, холодный). Беседа о правилах поведения на льду. Чем опасен тонкий лед? Загадать загадки, относящиеся в зиме.

Подвижная игра «Белка на дереве»

 4 НЕДЕЛЯ

 Кто обитает в воде? Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде.  Презентация «Кто живет в воде».  Изготовление панно «Аквариум» из природного материала.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор снега для опытов и экспериментов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

В морозный день снег не лепится. На глазах детей полить его водой и можно лепить. Опытным путем показать детям постепенное превращение снега и льда в воду, а затем в пар с последующей его конденсацией.

Наблюдение следов на свежевыпавшем снегу. Угадать, чьи это следы. Можно ли узнать в какую сторону шел человек? Кого называют следопытом? Рассмотреть следы птиц возле кормушки.

Подвижная игра на ориентирование в пространстве.

 «1,2,3, – к дереву беги».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ:

«Что такое коралл?»

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ

. Презентация «Мир природы».  Продуктивная деятельность с природным материалом. Создание проекта «Елочка –зеленая иголочка».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор снега на газоны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Найти и рассмотреть на участке детского сада елку. Характерные признаки сходства и отличия от других деревьев.

Наблюдение  зимнего пейзажа. Он очень красив. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце днем, при свете факелов вечером. Прочитать стихотворение Пушкина «Мороз и солнце… »

 Подвижная игра «Пустое место»

 Ход: Дети встают в круг, руки- на пояс- это «домики».Водящий ходит за кругом :    -Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

 К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается, стучит и  заглядывает в окно)

 -Тук, тук, тук

 ребенок:  Кто пришел?

 вед.: называет имя

 ребенок: Зачем пришел?

 вед.: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит.)

2 НЕДЕЛЯ

Тема  «Зеленая аптека» Закрепление знаний о характерных признаках трав и растений. Лекарственные и ядовитые травы и растения. Д/и «Что лечит, а что калечит»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Расчистка дорожек от снега.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Как образуется иней?

Наблюдение

На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.

Подвижная игра  «Мы веселые ребята» (Дети ходят по кругу)

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три — лови!

3 НЕДЕЛЯ

 Виды комнатных растений в группе. Практическое занятие. Учить определять к какому виду относится растение по разным признакам (влаголюбивое, засухоустойчивое, теневыносливое или светолюбивое). Совершенствовать навыки ухода; учить предвидеть результат труда.

Показ презентации «Комнатные растения»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 Очистить  ветки деревьев от лишнего снега

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Как узнать, что на улице сильный мороз?

Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны . Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются.  Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.

 Подвижная игра «Ручейки и озера»

Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения

На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

 На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.

4 НЕДЕЛЯ

Выращивание комнатных растений. Опытно-экспериментальная деятельность. Развивать знания о разных способах размножения комнатных растений (из листа, луковицы, черенка и др.) Ведение дневника наблюдений (стадии роста; влияние света, тепла, воды на жизнь растений)

Подготовка к созданию проекта «Украсим наш город цветами»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Сбор снега для изготовления построек из снега

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Почему пар от дыхания поднимается вверх?

Наблюдение : Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления.

Подвижная игра «ДЕНЬ И НОЧЬ»

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

ФЕВРАЛЬ

1НЕДЕЛЯ

 Животный мир. Развитие представлений о разнообразии животного мира. Модели эколого-систематических групп животных.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Чем опасна метель, как она появляется?

Наблюдение

вьюги, метели. Когда вихри снега переносятся с места на место, летят по земле – это поземка. Сказать, что в старину февраль назывался «лютнем» - от слова лютый, холодный. Спросить, почему? Учить делать выводы и умозаключения.

Подвижная игра

 «Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей              

 2НЕДЕЛЯ

Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание и способы передвижения. Проследить на примерах. Работа с дидактическим материалом. Игры на развитие творческого воображения.  Решение проблемной ситуации «Что будет если..»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за за небом. Оно становится ярко-синим, очень красивым, если посмотреть на него сквозь ветки. После наблюдения показать детям картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Воспитывать любовь к родной природе.

Подвижная игра

«Охотники и зайцы»  

 

3 НЕДЕЛЯ

«Что мы знаем о птицах?» Совершенствовать знания детей о видах птиц, их строении, питании и способах передвижения. Игры на развитие внимания, решение проблемных ситуаций.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за птицами. Их стало больше. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых. Наблюдение за голубями и воробьями. На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись.

Подвижная игра «Перебежки»

4 НЕДЕЛЯ

Тема «Мой родной край» Животный мир Кольского полуострова.

 Заповедники на её территории. Беседа с использованием наглядного материала (иллюстрации, фото и видеоматериалы). (Юн.Эколог 141)

Создание проекта совместно с родителями и детьми «Край, в котором я живу»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за бродячими собаками. Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.

Подвижная игра «Летает -  не летает»

МАРТ

 

1 НЕДЕЛЯ

 Кто рядом живёт? Учить детей в игровой форме прослеживать топические и другие связи в экосистеме «лес».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Почему небо стало голубее?

Наблюдение за сосульками. Они свисают с крыш домов и представляют собой немалую угрозу, почему? Что необходимо сделать, чтобы сосульки не угрожали жизни человека?

Подвижная игра «Бабочки и цветы»

 Ход: дети делятся на две команды-    бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.

 

2 НЕДЕЛЯ

Лес и человек. Значение леса в жизни человека. Причины и последствия исчезновения лесов на Земле. Охрана лесов. Решение проблемной ситуации «Куда деваются в лесу опавшие листья»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Где появились первые проталины.

Наблюдение за солнцем. Оно очень яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей, хотя день понемногу увеличивается. Развивать наблюдательность.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

 

3 НЕДЕЛЯ.

Почему белый медведь не живёт в лесу? Познакомить с основным законом природы, что все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособились.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Как ведут  себя птицы?

Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.

Подвижная игра «Солнышко и дождь»

 

4 НЕДЕЛЯ

 «Невидимые нити» Продолжить изучение законов природы, познакомить со вторым её законом: «растения и животные не могут жить сами по себе, они живут в сообществе с другими растениями и животными».  Создание природоохранных знаков « Что можно и чего нельзя делать в природе».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение примет весны: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, раскрываются реки, начинается ледоход.

Подвижная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок!»

 Цель: различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:

 дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: – Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Тема «Звезда по имени Солнце» Дать представление о солнце, как источнике света, Роль Солнца в жизни  человека, растений и животных. Опыты и эксперименты.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

«Почему изменился цвет лиственных деревьев?»

Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли почки вербы, их можно поставить в воду. Сравнить почки вербы и березы. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?

Подвижная игра » Караси и щука»

2 НЕДЕЛЯ

Тема «Радуга-дуга». Познакомить с особенностями радуги. Экспериментирование в лаборатории .

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

«Откуда бегут ручейки?»

Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.

Подвижная игра «1, 2, 3- к дереву беги!»

3 НЕДЕЛЯ

Тема «Солнце и планеты» Познакомить детей со строением Солнечной системы Художественное творчество «Я рисую космос»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

«Какие насекомые появляются первыми? Куда они исчезают в конце дня?»

Наблюдение за насекомыми. Птицы начали свой прилет,  значит появились насекомые. Спросить, где они провели зиму. Назвать известных насекомых.

Подвижная игра «У медведя во бору»

4 НЕЛЕЛЯ

 «Красная книга» История её создания; страницы. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу ». Работа с наглядным материалом. Изготовление «Красной книги» совместно с родителями и детьми.

 Совместная деятельность с детьми: Выращивание рассады однолетних растений в уголке природы.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение :  Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?

Подвижная игра « Охотники и зайцы»

МАЙ

1 НЕЛЕЛЯ

 Как человек использует природу. Беседа. Познакомить с выражением «экологическая катастрофа». Чтение  рассказов про экологические катастрофы»  (Юн.Эколог 166)

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подготовка клумб для цветов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Наблюдение за цветением березы. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Одни сережки зеленые, другие более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.

Подвижная игра « Ловишка с обручем»

 2 НЕДЕЛЯ

 Экология борется. Рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе (охрана лесов, рек; создание заповедников и т. д.) .

Совместная деятельность детей и родителей : Реализация проекта «Украсим наш город цветами» Высаживание рассады цветов на участке детского сада»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Очистка территории детского сада от мусора.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Сравнить одуванчик и мать-и-мачеху. Найти сходства и различия.

Наблюдение за ростом цветов, высаженных в клумбы.

Подвижная игра « Птицелов»

 Цель: учить подражать голосу птиц, отгадывать голоса детей.

 Ход: выбирается птицелов. Дети- птицы. Они идут, взявшись за руки по кругу со словами:       В лесу, во лесочке, на земле, на дубочке

                                      Птицы весело поют« Ай, птицелов идет,

                                      Он в неволю нас возьмет, птицы,  улетайте!»

 Птицелов хлопает три раза в ладоши и с закрытыми глазами ищет детей. Кого он найдет, должен прокричать голосом любой дикой птицы. Ведущий отгадывает, чей голос и кто ребенок

 

3 НЕДЕЛЯ

Чтение сказок экологической тематики.  Придумывание  совместно с ребятами и самостоятельно ими своих сказок. Развивать творчество, индивидуальность. Воспитывать экологическую культуру.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Сбор лекарственных трав.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ:

Найти растения, которые издают сильный запах? Для чего растениям это нужно?

Наблюдение : Обратить внимание детей на то, как стало светло. Зимой, когда ребята приходили в детский сад и уходили домой, было темно. Отметить взаимосвязь между продолжительностью светового дня и временем года.

Подвижная игра «За морями, за лесами» (поморская игра)

 

4 НЕДЕЛЯ

 Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний

Деятельность кружка "Лесовичок »

 - Участие в экологических акциях и проектах.

Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

 - «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)

 - «День цветов» (создание цветочных клумб)

 - «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)

 - «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)

 - «Чистое утро» (уборка территории)

 - «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.

 - Исследовательская и экспериментальная деятельность.

- Профилактические мероприятия;

- Экскурсии и походы;

 - Выпуск экологических газет.

- Консультации для родителей;

 - Использование Интернет-ресурсов  для информационно - просветительной работы.

 - Создание экологических презентаций.

 - Моделирование (предметное и графическое) объектов природы.

- Трудовая деятельность на участке и в уголке природы.

Конечные результаты:

- дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы и поведением человека;

- осознанно-правильное отношение к окружающим их объектам природы;

-у детей формируются навыки исследовательской деятельности;

- развивается  любознательность, наблюдательность, любовь к природе и родному краю;

- формирование у детей памяти, мышления, развитие речи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...