ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ТЕХНОЛОГИЯ «СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ» В МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (старшая группа)
развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла, вовлечение родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_innovatsionnoy_ploshchadki.docx | 48.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
«ТЕХНОЛОГИЯ «СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ»
В МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
НА БАЗЕ МУНИЦИППАЛЬНОГОАВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СПУТНИК» ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель: развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла, вовлечение родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
- создать условия для:
- свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком
- для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении
- для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности
- развивать у детей дошкольного возраста музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.
- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах
- привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к совместной деятельности по изготовлению шумовых музыкальных инструментов и озвучиванию художественных произведений
План мероприятий
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный | Примечания | |
этап 1 подготовительный (август-сентябрь 2023 года) | |||||
1 | Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта. | ||||
2 | Сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов. | Воспитатели | |||
3 | Мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов своими руками. | Воспитатели | |||
4 | Оформление страницы по теме инновационной площадки на официальном сайте МДОУ. | Администратор сайта, воспитатели | |||
5 | Информирование родителей о внедрении деятельности ИП в работу с детьми:
| Заместитель заведующего, воспитатели | |||
2 этап – практический (октябрь 2023 –май 2024) | |||||
1 | Знакомство детей с шумовыми музыкальными инструментами с использованием ММ-презентации «Музыкально-шумовые инструменты» | Октябрь 2023 | |||
2 | Формирование картотеки «Сказки-шумелки для детей 4-6 лет» | Октябрь 2023 | |||
3 | Внедрение в разные режимные моменты деятельности по ознакомлению детей с музыкой и миром звуков (беседы, музыкально-дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение х/л) | Регулярно | . | ||
4 | Проведение театральных постановок «Сказки-шумелки» | 1 раз в месяц | |||
5 | Пополнение РППС музыкальными шумовыми инструментами | Постоянно | |||
6 | Создание и пополнение альбома «Наши сказки» (фотографии детей с показов сказок-шумелок) | Октябрь-май | |||
7 | Сотрудничество с родителями (привлечение к подготовке и проведению театральных постановок по сказкам, изготовлению атрибутов) | Октябрь-май | |||
8 | Представление опыта работы по внедрению деятельности ИП «Сказки-шумелки» | На педсоветах | |||
3 этап – рефлексия (май-июль 2024 г.) | |||||
1 | Мини-музей шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки. | май | |||
2 | Показ для малышей сказок - шумелок «Теремок», «Репка», «Яблонька» и т.д. | июнь | |||
3 | Пособие «В мире загадочных звуков» | июль |
Ожидаемые результаты
- Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении,
- Дети различают звуки
- Используют звукоподражание на различных шумовых музыкальных инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками.
- Развит слух детей, различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
- Развита слуховая память,
- Внимательно слушают и быстро реагируют на отдельные слова сказок.
- Сформированы навыки сотрудничества и сотворчества.
- Развита выдержка
Возможные риски и пути их преодоления.
Возможные риски | Механизмы устранения |
Отсутствие или потеря интереса к взаимодействию у каждой стороны | Подбор аргументирующих фактов, презентация работы в социуме, варьирование по направлению изменения интересов и потребностей родителей |
Потребность в дополнительном финансировании | Привлечение спонсоров, благотворительных организаций, участие в грантах |
Трудности связанные с использованием ИКТ | Постоянное самообразование и взаимодействие с авторами курса онлайн-ресурса «Стань школьником с Робобориком!» |
Приложение
Сказка-шумелка №1 (Октябрь)
«Осень»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: треугольник, деревянные палочки, расческа,
маракас, шуршалочка (емкость с крупой или горохом), бумага обычная,
жатая плотная бумага, бумажный конус, трещотка, ксилофон.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Наступила осень.
Дождик моросит. Стакан со стеклянной палочкой
Маленькая мышка
По полю бежит. Маракас
Ветер вдруг завоет, Подуть в бумажный конус
Дождик застучит. Треугольник
Мышка в норку спрячется
И зернышком шуршит. Шуршать мятой бумагой
Тут появился зайка. Стук деревянных палочек
Дрожит трусишка весь. Шуршалочка и трещотка
Морковку с огорода
Несет, чтоб быстро съесть. Палочка
Хрустит довольный зайка
Морковкой под кустом.
Ведь осенью холодной
Здесь каждый кустик – дом. Жатая бумага
А белка на осинке
Грибочков насушила.
Теперь в дупло их прячет
И очень ловко скачет. Ксилофон
Фырчит под елкой ежик,
Пытается уснуть. Расческа (по бумаге)
А дятел на березе
Стучит все тук да тук. Деревянные ложки
В деревьях ветер стонет Расческа (подуть сквозь нее)
И дождик льет везде. Треугольник и стакан с палочкой
А звери все и птицы готовятся к зиме. Голос
Сказка – шумелка № 2. (Ноябрь)
«Заяц в лесу»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: треугольник, ксилофон, металлофон, бумага
жатая, целлофан, бумажный конус, колокольчики, веер, трещотка.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)
Сказка-шумелка №3 (Декабрь)
«Как звери зиму дома встречали»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: треугольник, ксилофон, металлофон, бумага
жатая, целлофан, бумажный конус, колокольчики, веер, трещотка.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Пришла хрустальная зима. Колокольчики
И вот пора метели. Бумажный конус (подуть)
Воздушные снежинки
На землю полетели.
Снежинка раз.
Снежинка два. Треугольник
И закружила их пурга. Бумажный конус (подуть)
Лишь зайка веселиться,
Он прыгает, резвиться. Металлофон
Медведь в берлоге мастерил
Пушистую перину. Барабан
Сухой травой ее набил
Уже на половину. Бумага
А тут вдруг филин пролетел Ткань (резко развести в стороны)
И громко так заухал. Бумажный конус
Лиса хотела изловить,
Но так и не унюхала. Ксилофон (глиссандо)
А утром снова чудеса Колокольчики
Проснулись все: медведь, Барабан
Лиса и Ксилофон
Зайка-попрыгайка. Металлофон
И, ну в снегу давай играть,
Друг дружку снегом обсыпать. Целлофан (пошуршать)
Медведь слепил снеговика. Барабан (3 удара)
Зайчишка дал морковку. Металлофон (1 раз)
Лиса пристроила ведро, снеговику так ловко. Ксилофон (1 раз)
Все веселились от души.
Мишутка громко топал, Барабан
Зайчишка прыгал, Металлофон
А лиса, хвост распушила и пошла, Веер (раскрыть)
Кругами да с притопом. Ксилофон (ритмичные удары)
Всем очень нравилась зима
И озорная кутерьма. Колокольчики и треугольник
Сказка-шумелка №4 (Январь)
«Приключения медвежонка»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: барабан, деревянные палочки, расчески,
гусли, бумажные стаканы, дудочка, трещотка, деревянные ложки.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Жил веселый медвежонок.
В лес пошел гулять Барабан
Захотелось мишке меду,
Стал он пчел пугать Палочки
Пчелы мед свой охраняли,
Зорко стерегли.
Мишку в домик не пускали
Злились малыши. Расческа
Мишка лапу в улей сунул,
Пчелы тут как тут.
Мишку жалят и кусают,
Мед свой стерегут. Разные расчески
Застонал медведь от боли, Гусли
Бросился бежать. Барабан
По дороге он грозился
Пчел всех разогнать.
«Вот спилю ваш сук огромный
Будете вы знать, Палочки
Как меня, большого мишку,
Можно обижать». Барабан
Мимо птичка пролетала,
Мишке говорит: «Не пили ты сук мишутка,
Пожалей гнездо» Дудочка
Мишка не послушал, пилит все равно. Трещотка
Скачет рядом белка: «Мишка, перестань,
Всех бельчат разбудишь, упадешь ты сам». Ложки
Мишка непослушный пилит все равно.
Всех лесных зверушек разбудил давно. Трещотка
Вдруг летит ворона, да как скажет: «Кар!» Голос ребенка
Мишка испугался, Бумажный стаканчик (хлопнуть)
С ветки вниз упал. Барабан
Застонал, заплакал, прощенья попросил. Гусли
«Я вас не послушал и нос себе разбил».
Медвежонка не ругали,
на прощание сказали: Бумажный стаканчик
«Ты никого не слушаешь, по сторонам не глядишь:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь». Голос
Сказка-шумелка с элементами театрализованной деятельности №5 (Февраль)
«Встреча с музыкой в лесу»
Цель: способствовать развитию творческих возможностей детей в
различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- формировать яркие положительных эмоции у детей в процессе их
творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми;
- побуждать к передаче эмоционального состояния через движения и
речевую интонацию;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
- воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия
музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Оборудование и материалы: Музыкальный материал: «Зима»,
музыка А. Вивальди; «Зимняя дорога», муз. Г.Свиридова; «Зима», муз.
Р.Шуман; «Серебристые снежинки», муз. А. Варламова; «Вдоль по улице
метелица метет», рус. нар. песня; «Снежинки», муз. А.Стоянова; Запись
«Вьюга». Использование ИКТ: Видеоклип «Зима», музыкальный цент,
мультимедийная установка, фонограммы произведений. Раздаточный
материал: Шумовые и музыкальные инструменты, снежинки;
Ход:
Звучит музыка Г.Свиридова «Зимняя дорога». Дети входят в зал,
встают в круг.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.
Давайте поприветствуем друг друга.
Текст Действия
Руку мне протяни и легонько пожми берутся за руки
Улыбнись и скажи «Доброе утро!» улыбаются соседу, говорят приветствие
В круг вставай поскорей, позови всех друзей
заводят круг, держась за руки
Улыбнись и скажи «Доброе утро!» улыбаются соседу, говорят
приветствие
Мальчики и девочки далее дети произносят или
прохлопывают или пропевают свои
имен
Оля - Оленька, Саша - Сашенька,
Соня - Сонечка и т.д.
Улыбнись и скажи «Доброе утро!»
улыбаются соседу, говорят
приветствие (С.Дмитриенко).
Музыкальный руководитель: Звучат звуки «вьюги».
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла …
Дети: (Ответ детей).
Музыкальный руководитель: (на проекторе слайды с изображением
зимнего леса). А зимой бывают чудеса? (Ответ детей). А где обычно
случаются чудеса? (Ответ детей). Я предлагаю вам отправиться со мной в
зимний волшебный лес. Будет очень интересно и весело! Вы согласны? Тогда
в путь!
Дети встают в круг. Выполнение музыкально-ритмических упражнений.
Снежной белою зимой
В лес отправимся гурьбой.
То пойдем, то побежим -
В лес с тобою поспешим
(Ходьба и бег)
Вот сугроб, вот другой переступим мы с тобой
(С высоким подъемом ног)
На коньках катаемся,
Спортом занимаемся!
(катаются на коньках», кружатся, делают ласточку)
Мы на лыжи дружно встали,
Палки в руки - побежали.
(показывают, как едут на лыжах; высоко подняв руки, приседают и
руки опускают).
А теперь на санках вниз,
Едем с горки – берегись!
Ой, чуть-чуть не удержались. Бух! Упали!
(садятся на ковер, раскачиваясь из стороны в сторону в ритме
текста, на последнее слово «падают» на бок).
Музыкальный руководитель: Вот так весело мы доехали до леса. Все
встали, отряхнулись. Мы с вами попали в волшебный лес. В лесу много
различных звуков, что же это может быть? (звучат звуки «вьюги, на
проекторе видео «вьюги») (ответы детей). Правильно, это вьюга, давайте ее
изобразим.
Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова
Поет вьюга песню свою - Дети произносят звук [о] с разной динамикой
на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу.
Когда руки разводят в сторону, звук становиться громче, когда
приближаются друг к другу, - затихает
Завывает ветром- тянут звук [y] пропевая его в разных регистрах на
одном дыхании и показывая высоту звука рукой
Кружит снегом- звук [а] произносят то выше, то ниже,
делаяglissando и показывают рукой вращение
Метет по земле поземку- делают руками движение как при плавании
произнося при этом звук [ш]
Стучится в окна- произносят коротко и остро в разных регистрах «
тук-тук-тук…»показывая указательным пальцем высоту звука
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш »
Вдруг всё успокоилось, и наступила тишина.
Ребята, а давайте мы с вами присядем и полюбуемся зимним лесом и
послушаем сказочную музыку.
Видеоклип «Зима», муз. Р.Шуман;
Подберите, пожалуйста, красивые слова, чтобы охарактеризовать
музыку. У меня есть волшебная копилка, каждый из вас будет описывать лес,
с таким настроением, которое он услышал в музыке и опускать свои
впечатления в копилку.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Как правильно вы
охарактеризовали лес. Копилка у меня полная, столько в ней замечательных
слов. Ребята, смотрите, вьюга намела много-много снега, засыпала все
дорожки. Давайте на несколько мгновений превратимся в снежинки и
постараемся их изобразить (видеофильм падения снежинок).
Импровизация под музыку, «Танец снежинок», муз. А.Стоянова;
Музыкальный руководитель: Вот сколько снега выпало. Ребята,
смотрите, вьюга намела много-много снега, засыпала все дорожки. Давайте
подойдем поближе к дереву и возьмем по снежинке.
Дыхательная гимнастика
Подуем на снежинки, щечки не надувайте, плавной струей дуем на
снежинку.
Снова взяв снежинки в руки мы с вами исполним песню «Серебристые
снежинки», на проигрыш плавно вращаем руками.
Дети исполняют песню «Серебристые снежинки», муз. А.Варламова;
Украсим дерево снежинками, пусть оно спит до весны под снежным
покрывалом.
Музыкальный руководитель: А что же делают в это время зимой звери,
об этом мы узнаем из сказки-шумелки «Как звери зиму встречали».
Как звери зиму встречали
Пришла хрустальная зима колокольчики
И вот пора метели Дуем в бумажный конус
Воздушные снежинки
На землю полетели.
Снежинка раз.
Снежинка два
Треугольник (1раз)
Треугольник (1 раз)
И закружила их пурга. Дуем в бумажный конус
Лишь зайка веселиться,
Он прыгает, резвиться.
металлофон
Медведь в берлоге мастерил
Пушистую перину
барабан
Сухой травой ее набил
Уже на половину.
Шуршим мятой бумагой
А тут вдруг филин пролетел Резко развести ткань
в разные стороны
И громко так заухал. Выдохнуть в
бумажный конус
Лиса хотела изловить,
Но так и не унюхала.
Ксилофон
(глиссандо)
А утром снова чудеса колокольчики
Проснулись все: медведь, барабан
Лиса и ксилофон
Зайка-попрыгайка. метеллофон
И ну в снегу давай играть,
Друг дружку снегом обсыпать
Шуршим целофаном
Медведь слепил снеговика. Барабан (3раза)
Зайчишка дал морковку Металлофон (1раз)
Лиса пристроила ведро
снеговику так ловко.
Ксилофон (1раз)
Все веселились от души.
Мишутка громко топал,
барабан
Зайчишка прыгал, металлофон
А лиса, хвост распушила и пошла Раскрыть веер
Кругами да с притопом. Ксилофон ритмично
Всем очень нравилась зима
И озорная кутерьма.
Колокольчики,
треугольники
Музыкальный руководитель: А как можно согреться зимой? (ответы
детей). Как вы думаете, как раньше люди согревались в морозную
погоду? (ответы детей). А давайте мы с вами тоже сходим за дровами, и
согреемся.
Выходим становимся в круг, хоровод «Вдоль по улице метелица метет», рус.
нар. песня
Музыкальный руководитель: (звучит музыка). Присядем на
стульчики (садятся). Закроем глаза и послушаем. Что можно представить
под музыку?
Фрагмент «Зима», муз. А.Вивальди.
Музыкальный руководитель: Что можно представить под эту музыку?
Какая музыка была по характеру? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Спасибо за ваши ответы, вы очень точно
почувствовали музыку. Эту музыку написал композитор Антонио
Вивальди (на слайде портрет композитора), ее название «Зима». Как вы
думаете какую зиму описывал композитор? Прослушайте и дайте ответ.
Звучит музыка А.Вивальди "Зима"
Музыкальный руководитель: Какую зиму изобразил композитор? (ответы
детей). Все верно, композитор Вивальди изобразил картину суровой,
снежной зимы. В начале произведения отрывистые аккорды, можно
представить, что природа застыла (звучит фрагмент). Потом слышны резкие
вставки, как будто ветер начинает резко дуть, поднимается метель (звучит
фрагмент). В музыке постоянное развитие, порывы ветра, и как итог
разыгрывается метель. Музыка летящая, удивительная, восторженная,
взволнованная.
Музыкальный руководитель: Давайте нарисуем то, что вы представили,
услышав эту музыку.
Детям предлагается подойти к столам, выбрать материал, проявить
фантазию.
Звучит музыка А.Вивальди «Зима», дети выполняют работы.
Я думаю, что ваши рисунки всем очень понравятся. И мы из них организуем
выставку.
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и побывали с вами в волшебном
музыкальном лесу, полюбовались на его красоту.
Музыкальный руководитель: Скажите, что интересного вы узнали,
совершая прогулку по зимнему лесу? О чем вы расскажите своим друзьям,
родителям? С каким настроением мы ушли из леса? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Я желаю вам, дети, чтобы у вас всегда было
такое же позитивное настроение. Спасибо, ребята, за участие в занятии,
давайте все вместе скажем друг другу «спасибо» и поаплодируем себе.
Занятие окончено. До свидания.
Сказка-шумелка №6 (Март)
«Весна пришла»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: два стакана с водой, треугольник,
металлофон, бумажный конус, колокольчики, дудочка, свистулька, трещотка,
трещотка, бутылка с горохом.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Пришла весна,
Поет ручей. Стаканы (переливать воду)
Сосульки плачут о зиме. Треугольник
Пробился первый лепесток. Колокольчики
Раскрылся маленький цветок. Металлофон (глиссандо)
Проснулись пчелы поутру. Шуршалочки
И гнуться ветки на ветру. Бумажный конус (подуть)
И слышен свист, Свистулька
И слышен гам. Запели птицы тут и там. Свистулька, дудочка
Весна идет, весна идет
И все ликует и поет. Треугольник. Металлофон. Свистулька. Дудочка. Бутылка с горохом
Сказка-шумелка №7 (Апрель)
«Мышки и книжки»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: барабан, деревянные палочки, расческа, лист
бумаги, шуршалочка (емкость с крупой или горохом).
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение
шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки:
Мышка: Мышка, Мышка, как живёшь?
Мышка, Мышка, что грызёшь? Барабан
Мышка: Я живу чудесно, очень интересно. Колокольчик
Только вот одна беда,
Зубки чешутся с утра, Расческой по бумаге
Что-то мне погрызть пора.
Ой, смотри, на полке книжка! Шуршалочка
Мишка: Ну, какая ты глупышка!
Не для этого нам книжка Шуршалочка
Книжки надо ведь читать,
Их нельзя ни грызть, ни рвать.
Помять лист бумаги
Мишка: Погрызи сухарик, Мышка,
Будет целой твоя книжка. Расческа по деревянному бруску
Сказка – шумелка №8 (Май).
«ТЕРЕМОК»
Стоит в поле теремок БУБЕН
Бежала мимо мышка-норушка. Увидела теремок остановилась и спрашивает: КОЛОКОЛЬЧИК
«Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.»
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка! А ты кто? КОЛОКОЛЬЧИК
- А я лягушка – квакушка ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
- Иди ко мне жить! КОЛОКОЛЬЧИК
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:
ТРЕУГОЛЬНИК
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК
- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ А ты кто?
- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК
- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. ТРЕУГОЛЬНИК
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? ШУРШАЛОЧКА
- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК
- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК
- А ты кто?
- А я лисичка – сестричка! ШУРШАЛОЧКА
- Иди к нам жить!
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:
СТУКАЛОЧКА
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК
- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК
- А я лисичка – сестричка! ШУРШАЛОЧКА
А ты кто?
А я волчок – серый бочок! СТУКАЛОЧКА
Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. БАРАБАН
Увидел медведь теремок, остановился и заревел:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК
- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК
- А я лисичка – сестричка! ШУРШАЛОЧКА
А я волчок – серый бочок! СТУКАЛОЧКА
А ты кто?
- А я медведь косолапый! БАРАБАН
Иди к нам жить!
Медведь полез в теремок. БАРАБАН
Лез-лез, никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез медведь на крышу и только уселся — трах и развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился! МЕТАЛЛОФОН
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШУПШАЛОЧКА, СТУКАЛОЧКА
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВМЕСТЕ. Лучше прежнего построили!
Мастер-класс для педагогов
«Сказки-шумелки как форма работы с музыкально-ритмическими играми»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной
деятельности детей музыкально-дидактических игр, игр на шумовых
музыкальных инструментах.
Задачи:
1. познакомить со способами активизации интереса детей к
музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности
детей;
2. мотивировать участников мастер-класса к использованию
музыкально-дидактических игр и приёмов игры на шумовых музыкальных
инструментах.
Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.
Материалы и оборудование: барабан, металлофон, треугольник,
маракасы,
Ход:
1 Теоретическая часть.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось рассказать
о таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.
А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее
доступны, потому что могут быть изготовлены своими руками из бросового
материала.
Так что же такое шум?
Шум – беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной
высоты.
К шумовым звукам относятся стук, треск, дребезжание, скрип, шелест,
шорох, а шумовые оркестровые инструменты – это устройства для получения
шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым
оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные
инструменты со звуком неопределенной высоты: барабаны, гонг, тамтам,
тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и другие.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными
инструментами является то, что освоение их не требует специальной
подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на
инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок
почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно
приобретать опыт в процессе практической работы.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается
любознательность, воображение, речевая и общая инициатива,
преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и
творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими
руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание
музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые
банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные
трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с
орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета,
гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные
материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое
другое.
2. Практическая часть.
Перед вами на столе находятся разные шумовые инструменты.
Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и
попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.
Звучащие ключи.
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить
ключи. Ударным инструментом может служить ложка или палочка (может
подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно
взять плечики для одежды.
Трещотка «Гармошка»
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на
резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто
играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Шуршалочка.
Футляр яйца от «Киндер-сюрприза» с мелкими сыпучими предметами.
Шумелка.
Маленькая пластиковая бутылка с наполнителем (горох, пшено, песок).
Можно попробовать разные наполнители и выбрать тот звук, который
подходит к сказочному герою или действию.
В качестве шумовых инструментов также можно использовать
стеклянные стаканы с водой, бумажные стаканчики для хлопков, различные
виды бумаги. Экспериментируя с детьми вы поймете, как звучат различные
предметы.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять
различные игровые задания.
Когда дети познакомятся с инструментами можно применить
следующие формы работы: запишите на диктофон звучание 5-7 известных
ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен,
трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не
менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.
Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы
записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том
инструменте, который ребёнок услышит.
Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть
малышу.
Прослушайте запись повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под
запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента.
Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с
шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-
шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз
ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит
детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое
оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и
паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в
тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан)
или несколько простых инструментов – те, где выбор вариантов
звукоизвлечения невелик.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было
рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка
становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка,
можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить
звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и
выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным
сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и
скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах
заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное
вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов,
узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и
характеризовать звучание знакомых инструментов.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение,
используя те инструменты, которые есть в нашем арсенале.
Расскажу историю, а вы подумаете, как озвучить каждую фразу,
используя те инструменты, которые у нас есть в музыкальном зале, а может
вы предложите те, что мы делали вместе с ребятами.
Мышиная история
Текст Действия и шумовые инструменты
Осенью мышки весь день бегали туда и
сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками по барабану
И вот, наконец, с неба стали падать
красивые белые снежинки.
Металлофон
Они покрыли замёрзшую землю пушистым
белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных
лапок.
Треугольник
Мыши попрятались в свои норки, где у них
было очень много еды. Они грызли орешки,
Деревянные ложки
грызли зёрнышки. Расческа
И устраивали себе из соломы тёплые
гнёздышки
Маракасы
Особенно они любили лакомиться
сладкими корешками
Поцарапать пластик барабана
А снаружи на землю каждый день падал
снег
Палочкой по бокалу или стакану
Шумел ветер Подуть в пустую бутылочку от йогурта
И над мышиными норками намело
большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом
в тёплых норках.
Побарабанить пальчиками по пустой
коробке
Вот как замечательно зазвучала наша история. Так и с ребятами можно
озвучивать сказки, стихи или просто интересны истории.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
Возник ли у вас интерес к использованию элементарного
музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
Мастер-класса для родителей «Сказки – шумелки»
Цель: Познакомить родителей с основными приёмами игры на детских
музыкальных инструментах. Пробуждение интереса к творческому
музицированию и инструментальной деятельности.
Материал: шумовые музыкальные инструменты, детские стихи,
весёлая плясовая мелодия в записи.
Участники мастер-класса: родители, воспитанники подготовительной
группы, педагоги ДОУ.
Предварительная работа: подбор несложной сказки, детских
стихотворений, индивидуальная беседа с родителями, создание буклета.
Ход мастер-класса:
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось
рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных
инструментах.
А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее
доступны детям.
Так что же такое шум? (ответы родителей)
Шум — беспорядочные, непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной
высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,
а шумовые оркестровые инструменты это
устройства для получения шумов,
которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым
оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные
инструменты с неопределенной высотой звука.
Я попрошу вас вспомнить их название? (барабаны, тарелки, бубен,
треугольник, бубенцы, звук льющейся воды, шлепки по коленям и. т. д.)
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными
инструментами является то, что освоение их не требует специальной
подготовки.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности
детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также
формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается
любознательность, воображение, речевая и общая инициатива,
преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и
творческих способностей.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите
пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать
из чего он сделан и как его использовать (родители описывают музыкальные
инструменты).
Спасибо, за активное участие! Но мне хотелось бы дополнить, что при
помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные
игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму (подбор ритмического аккомпанемента к
детским
песенкам)
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказкишумелки
1 этап: взрослый читает текст и использует в нужных местах шумовое
и музыкальное сопровождение, ребенок слушает и рассматривает картинки;
2 этап: ребенок устраивает музыкальное сопровождение вместе с
мамой;
3 этап: ребенок в нужные моменты играет на музыкальных
инструментах сам
4 этап: ребенок играет на музыкальных инструментах сам и
пересказывает сказку по картинкам.
3. Практическая часть.
Я предлагаю вам немного поиграть!
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с
шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказокшумелок.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать
родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В
такой сказке текст составляется так, что после одной двух
фраз ребёнку
дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но всё-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько
он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить
шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые
акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные
обозначения в тексте.
Сказочка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно
было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказочка
становятся более интересной и яркой. Перед сказкой раздайте инструменты с
учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать
инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно
и выразительно, выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом. А сейчас мы сами
попробуем озвучить небольшую сказочку, которую я сочинила для ребят.
Послушайте текст и постарайтесь подобрать инструмент, который
подходит для шумового сопровождения, затем распределим роли и
попробуем озвучить сказку.
Текст сказки:
Пришла весна,
Поет ручей.
Стаканы (переливать воду)
Сосульки плачут о зиме. Треугольник
Пробился первый лепесток. Колокольчики
Раскрылся маленький цветок. Металлофон (глиссандо)
Проснулись пчелы поутру. Шуршалочки
И гнуться ветки на ветру. Бумажный конус (подуть)
И слышен свист, Свистулька
И слышен гам. Запели птицы тут и
там.
Свистулька, дудочка
Весна идет, весна идет
И все ликует и поет.
Треугольник
Металлофон
Свистулька
Дудочка
Бутылка с горохом
Вам понравилась сказка со звуковым сопровождением? Здорово
получилось. Вы можете вместе с детьми озвучить любую историю, сказку,
стихотворение. Это понравится детям, попробуйте! На этой веселой ноте я
заканчиваю мастер-класс.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников
Опыт работы ...
Опыт работы по теме: "Система заданий как фактор музыкально-творческого развития дошкольников"
Описание работы по музыкально-творческому развитию дошкольников 5-7 лет посредством системы заданий....
« Сказки – шумелки в музыкально – творческом развитии дошкольников»
laquo;Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки, тот, кто играет на нём – почти волшебник»...
Консультация для воспитателей «Сказки – шумелки в музыкально – творческом развитии дошкольников»
Меня заинтересовал вопрос, как сделать так, чтобы малышам на занятии было интересно, как научить их слышать и понимать музыку, увидеть красоту вокруг себя, научить фантазировать, придумывать....
Консультация для воспитателей «Сказки – шумелки в музыкально – творческом развитии дошкольников»
Меня заинтересовал вопрос, как сделать так, чтобы малышам на занятии было интересно, как научить их слышать и понимать музыку, увидеть красоту вокруг себя, научить фантазировать, придумывать....
Педагогический проект «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников»
Проект на тему: "Сказки-шумелки, как средство воспитания творческой и гармоничной личности ребенка". Цель: формирование у детей представлений о многообразии мира музыкальных и шумовых инстру...
ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ТЕХНОЛОГИЯ «СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ»
Цель сказок – шумелок: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, развитие мелкой моторики рук, метроритмического чувства,...