Педагогический проект «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников»
проект по музыке (старшая группа)
Проект на тему: "Сказки-шумелки, как средство воспитания творческой и гармоничной личности ребенка". Цель: формирование у детей представлений о многообразии мира музыкальных и шумовых инструментов, а также пробуждение интереса (мотивации) к творческому музицированию и инструментально-игровой деятельноти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект сказки-шумелки | 42.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»
Педагогический проект
«Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии
дошкольников»
Автор проекта: музыкальный руководитель Слободян О.А.
г. Курск 2022
Педагогический творческий проект
«Сказки-шумелки – как вид музыкально-игровой деятельности дошкольников»
Тема проекта: «Сказки-шумелки, как средство воспитания творческой и гармоничной личности ребенка»
Вид проекта: творческий, долгосрочный (на учебный год)
Участники: музыкальный руководитель, дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии мира музыкальных и шумовых инструментов, а также пробуждение интереса (мотивации) к творческому музицированию и инструментально-игровой деятельности.
Задачи: - создавать условия для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком;
- создавать условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении;
- развивать музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильные ощущения у детей дошкольного возраста;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.
- развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла;
- вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
Методическое обеспечение: - музыкальные журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»;
- М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах»;
- Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких»;
- М.Б. Зацепина «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет;
- Н.Г. Кононова «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»;
- Т.Э. Тютюнникова «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа».
Методические пособия: - картотеки «сказок-шумелок», стихов, потешек;
- музыкально-дидактические игры, загадки;
- детская художественная литература;
- демонстрационный материал.
Оборудование проекта: - музыкальный центр;
- компьютер;
- музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.;
- материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, бигуди, расчески, предметы металлической кухонной посуды, набор ключей, крупы, вода, стеклянные предметы и т.д.;
- самодельные музыкальные инструменты: пакет-шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабанчик, музыкальная коробочка, шуршунчики (маракасы) и т.д.
- плоскостной, кукольный, пальчиковый театры.
Образовательные области реализации проекта: «Музыка», «Труд», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Описание проекта: Проект направлен на развитие музыкальной культуры, формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий. Продукт проектной деятельности детей Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с воспитанниками, родителями, воспитателями и музыкальным руководителем. Музыкально-театрализованные представления для детей младших групп, родителей.
Краткая аннотация проекта: Данный проект «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников» соответствует ФГОС ДО и направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов. Большие возможности открываются у детей с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Исполнение детьми сказок-шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением.
Ожидаемые результаты проекта: Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок, а также у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
Этапы реализации проекта «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников»
I этап – подготовительный. Организационно-методическая деятельность:
• Подбор методической литературы, изучение материалов по теме проекта;
• Сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов;
• Оформление наглядной информации в родительский уголок. Консультация для родителей на тему: «В мире загадочных звуков»;
• Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на шумовых инструментах с детьми».
• Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов, в том числе просмотр видео на YouTube в интернете.
II этап – основной. Этап активной деятельности «Музыкальная лаборатория», или
«Детское творчество»:
Проведение цикла мероприятий для детей, который включает в себя занятия, беседы, музыкально-дидактические игры, где дошкольники пополнят свои представления о музыкальных звуках окружающих нашу жизнь, о том, что звуки бывают «живые и неживые», научатся различать музыкальные и шумовые. Активное использование ИКТ технологий по всем направлениям деятельности.
На данном этапе проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и воспроизводим ритмический рисунок потешек. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его. Дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок.
Познавательное развитие
Беседы: «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки», «Какие бывают инструменты?», «Что такое оркестр?», «Звуки живые и неживые», «Как можно передать настроение?», «Музыка – волшебница».
Цель: развитие высокой чувствительности ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.
НОД: 1. «В мире загадочных звуков»;
2. «Звуки разные нужны, звуки разные важны»;
3. «Поющая вода»;
4. «Звучащая бумага»;
5. «Чувства и настроения»;
6. «О чем рассказывает музыка?»;
7. «Наш оркестр»
8. СОД «Творческая мастерская»
9. «Сказка в музыкальном мире»
СОД «Творческая мастерская»
Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты», «Тихие и громкие «шумелки».
Презентация: «Музыкальные шумовые инструменты», «Музыкальные сказки-шумелки».
Муз.-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Чудесный мешочек», «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать» «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», «Звуковой бутерброд», «Снежная горка, «Слушаем и воображаем», лото «Музыкальные инструменты», «Цветик-семицветик».
Социально – коммуникативное развитие
Беседа: «Играем вместе в оркестре».
Презентация «Музыкально-шумовые инструменты».
Изготовление шумовых инструментов с привлечением родителей.
Речевое развитие
Заучивание стихотворений об инструментах. Загадывание загадок.
Составление рассказов об инструменте, сделанном своими руками совместно с родителями.
Чтение сказок: «Заяц в лесу», «Мышиная история», «Зима в лесу», «Глупая лисичка», «Страшный пых», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке».
Художественно-эстетическое развитие
Знакомство детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах.
Знакомство с шумовыми инструментами, освоение приёмов игры.
Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию.
Совместный подбор шумовых инструментов. Подбор нужного приёма игры.
Музыкальные игры: «Угадай-ка», «Ты катись, веселый бубен», «Чей кружок быстрее соберется», «Веселый барабан», «Звонкий колокольчик», «Найди свой инструмент», «Что музыкальный инструмент расскажет о себе?»
Аппликация, Рисование: украшение музыкальных инструментов.
План реализации проекта.
- Консультации для педагогов: «Роль музыкальной сказки в эмоционально-индивидуальном развитии ребенка дошкольника»; «Сказки-шумелки».
- Консультации для родителей: «Сундучок идей. Как организовать шумовой оркестр дома?»; «Сундучок идей. Из чего можно изготовить самодельный барабан»; Мастер-класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами в семье, как средство развития ребёнка»; организация и проведение показа сказки-шумелки «Теремок» с участием детей и их родителей.
Месяц | Тема | Форма проведения | Ответственные |
Сентябрь | «Где живут звуки?» | НОД «В мире загадочных звуков» Беседа «Где живут звуки?» Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» Озвучивание стихов – «Лесная песня» Сказка-шумелка «Мышка, Мышка, как живешь» Муз. игра «Ты катись, веселый бубен» Рисование гуашью «Укрась музыкальный инструмент» Анкетирование родителей: «Музыкальное развитие в ДОУ» Консультация для педагогов: «Роль музыкальной сказки в эмоционально-индивидуальном развитии ребенка дошкольника» | Музыкальный руководитель Воспитатели ПДО по ИЗО |
Октябрь | «Какие бывают звуки» | НОД «Звуки разные нужны, звуки разные важны» Беседа «Какие бывают звуки» Музыкально-дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать» Озвучивание стихов – «Большие ноги» Сказка-шумелка «Репка» Муз. игра «Чей кружок быстрее соберется» | Музыкальный руководитель |
Ноябрь | «Звуки живые и неживые» | НОД «Поющая вода» Беседа «Звуки живые и неживые» Музыкально-дидактическая игра «Слушаем и воображаем» Дидакт. Упражнение «Колокольчик какой?» Сказка-шумелка «Мышиная история» Муз. игра «Звонкий колокольчик» Консультация для родителей: «Сундучок идей. Как организовать шумовой оркестр дома?» | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Декабрь | «У каждого звука есть свое «лицо» | НОД «Звучащая бумага» Беседа «У каждого звука есть свое «лицо» Музыкально-дидактическая игра «Звуковой бутерброд» «Бумажный оркестр» - «Шуточка» В.Селиванова Сказка-шумелка «Курочка Ряба» Музыкальная игра «Веселый барабан» | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Январь | «Как можно передать настроение?» | НОД «Чувства и настроения» Беседа «Как можно передать настроение?» Музыкально-дидактическая игра «Снежная горка» Сказка-шумелка «Зима в лесу» Муз. игра «Найди свой инструмен» Просмотр мультфильма «Волшебная музыка» Консультация для родителей: «Сундучок идей. Из чего можно изготовить самодельный барабан» | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Февраль | «О чем рассказывает музыка?» | НОД «О чем рассказывает музыка?» Беседа «Музыка – волшебница» Муз.-дид. Игра «Наряди куклу» Сказка-шумелка «Заяц в лесу» Муз.-ритмич. Игра «Топ-шлеп» | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Март | «Что такое оркестр?» | НОД «Наш оркестр» Беседа «Что такое оркестр?» Музыкально-дидактическая игра «Найди свой инструмент» Сказка-шумелка «Разговор на кухне» Экскурсия в мини-музей «Музыкальная Музыкальная игра «Наш оркестр» Мастер-класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами в семье как средство развития ребёнка» | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Апрель | «Необычные музыкальные инструменты» | СОД «Творческая мастерская» - совместно с родителями изготовление шумовых инструментов из бросового материала. Беседа «Необычные музыкальные инструменты» Музыкально-дидактическая игра «Цветик-семицветик» Сказка-шумелка «Пых» Муз. игра «Что музыкальный инструмент расскажет о себе» Консультация для педагогов: «Сказки-шумелки». | Музыкальный руководитель Родители Воспитатели |
Май | «Сказку в гости позовем» | НОД «Сказка в музыкальном мире» Беседа «Что такое сказка?» Сказка-шумелка «Теремок» - показ детьми совместно с родителями. Мини-выставка детских музыкальных и шумовых инструментов | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители ПДО по ИЗО |
III этап - заключительный.
Цель: Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.
Содержание деятельности:
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями, систематизация материалов, составление паспорта проекта.
2. Проведение итогового мероприятия «Мы расскажем музыкальную сказку…» совместно с детьми, педагогами, родителями.
3. Презентация «Сказку в гости позовем».
4. Организация предметно-развивающей среды: оформление выставки детских музыкальных и шумовых инструментов, созданных детьми и родителями; создание тематических альбомов: «Звуки живые и неживые», «Что такое оркестр?».
5. Выставка детских работ – Рисование гуашью «Укрась музыкальный инструмент».
6. Оценка всей комплексной тематической образовательной деятельности в ходе реализации проекта (итоговый мониторинг).
7. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции на педагогическом совете.
Продукт проекта:
- Картотека Сказок-шумелок, стихов, потешек.
- Мини-музей шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
- Показ для малышей сказок-шумелок «Теремок», «Репка», «Страшный пых».
- Пособие «В мире загадочных звуков»
- Показ презентаций к сказкам-шумелкам.
Предполагаемые результаты:
Участники проекта | Результаты проекта |
Дети | Реализация представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии и мелкой моторики у малышей. Развитие слуха и слуховой памяти: дети научились внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок; различать оттенки звучания (громкость, продолжительность, высоту, тембр, акценты и ритм). Развитие концентрации внимания и выдержки. Обогащение словарного запаса и активизации речи ребенка за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказок-шумелок в процессе звукоподражания. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. |
Педагоги | Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Возможность использования разработанного проекта, как новой формы образовательной деятельности с детьми. Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в музыкальной деятельности. Сближение и партнерство с родителями. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагогов, родителей с детьми более интересными и плодотворными. |
Родители | Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Повышение педагогической компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания. Ориентация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье. Повышение интереса к музыке. Обогащение домашней фонотеки. Опыт организации семейных праздников, концертов и спектаклей. |
ДОУ | Обеспечение благоприятного эмоционального самочувствия детей в ДОУ. Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества. Рост педагогической компетентности родителей и педагогов, участвующих в проекте. |
Литература:
1. Девятова Т.Н. Звук-волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2016
2. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
3. «В мире музыки» - С.В. Богомолова.
4. «Элементарное музицирование» К.Орф., под редакцией А.А. Боренбойма, 1978г.
5. «Сказочки-шумелки» С.Е. Железновы., Издательство «Весть», г. Москва. 2016г.
6. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.»
7. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
8. М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах».
9. Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких».
10. Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет.
11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...
Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...
Педагогический проект «Мой родной край» (Духовно-нравственное развитие дошкольников)
Педагогический проект«Мой родной край»(Духовно-нравственное развитие дошкольников)...
"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"
Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста....
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....
Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г....
Мастер-класс для педагогов "Сказки-шумелки в условиях театрально-музыкальной деятельности дошкольников"
Мастер-класс для педагогов «Сказки - шумелкив условиях театрально-музыкальнойдеятельности дошкольников»...