Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».
план-конспект занятия (старшая группа)
«Народная игрушка-русская матрёшка» Цель занятия: познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; познакомить детей с историей создания, материалом, внешнем видом, особенности росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matreshka-_otkrytoe_zanyatie.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».
Цель: Знакомство с народной игрушкой матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей создания русской матрешки;
- Знакомить с видами матрешек, с их характерными особенностями;
- Учить создавать образ матрешки с помощью, умения использовать нетрадиционную технику рисования песком
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- Расширять и обогащать словарь по теме;
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народному искусству;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы;
Воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Познакомить детей с историей происхождения русской матрёшки, дать
представление о том, как, из чего народные мастера делают матрёшек;
рассказать о характерных особенностях, материале, внешнем виде, деталях
игрушки матрёшки.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, мастерица.
Оборудование: Клей, разноцветный песок, заготовки раскраска с изображением матрешки.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент стоя в кругу
Поздороваемся с нашими гостимя.
Присаживайтесь на свои места.
Приветствие «Мой друг»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы поймете о ком, мы сегодня поговорим и с кем поиграем. Готовы?
Дети смотрят, на столе лежат (на слайд) деревянная лошадка, пирамидка, кукла, паровозик.
Воспитатель: Эта игрушка деревянная, но не лошадка. Разбирается, но не
пирамидка. Имеет несколько частей, но не паровозик. Похожа на человека,
но не кукла.
Дети: Это матрёшка! На стол ставиться (на слайде появляется большое изображение матрешки) матрёшка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Те качества, что я перечисляла относятся
к матрёшке. Посмотрите, какие по настроению матрёшки? И изобразите это настроение.
Дети: Веселые.
Воспитатель: Молодцы давайте улыбнемся друг другу.
- Основной момент
«История игрушки – матрешка»
Давным-давно лет 120 назад, путешествовал как-то Иванушка - добрый молодец, по земле русской, по широким полям, да березовые рощи. Однажды вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, грустит. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. Оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. И пошли они с ее батюшкой на ярмарку купить девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали. Вдруг увидели они у одного путешественника необычную игрушку – куклу. Она была вырезана из дерева, пять фигурок вставлялись одна в другую. Понравилась Иванушке игрушка, и тогда решили они вместе с батюшкой сделать такую игрушку для девочки. Выбрали дерево, из которого будут делать игрушку. Затем взяли деревянный чурбачок и выточили из него фигурки куколок. Куколок получилось три маленькая, средняя и большая, которые вставлялись в друг друга. Разрисовали их яркими красками. Веселые получились куколки, смешные. Подарили Иван и батюшка куколку девочке. Обрадовалась, обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как одна куколка была маленькая, то Матрешкой все её звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Ребята помните, из чего делают матрешку? Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы матрешек делают из дерева.
Детям предлагается поделятся на группы по 2 человека.
Поиграем в игру разбери матрешку.
Воспитатель: Ребят, ваша задача разобрать матрешку, выставить в ряд и посчитать их. Что вы можете сказать о них? Они чем-то отличаются?
Дети: По размеру, от самой большой к самой маленькой.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Матрешки похожи на семью. Кого символизирует собой большая матрёшка? (Если сравнить с нашей семьей, то на кого похожа самая большая матрешка?)
Дети: Матрёшка похожа на маму и её детей, на семью.
Воспитатель: Правильно, матрешки как наша семья, самую маленькую защищают взрослые. Матрешка красивая, добрая, как мама, а рядом с ней ее дети. Матрешка – это символ материнства, продолжения рода.
Игра собери матрешку.
Воспитатель: Ребята, а сейчас соберём всех матрёшек в одну большую семью.
Дети собирают и считают.
Воспитатель: Вспомним: кого символизирует собой большая матрёшка?
Дети: Маму.
Воспитатель: Правильно! Давай придумаем ласковые слова к слову «мама».
Дети: Мамочка, мамулечка.
Виды матрешек.
Познакомимся с видами матрешек. Существуют много разных матрешек. Матрешки отличаются друг от друга видам узорами и где её изготовили. Наиболее известны два вида матрёшек. Давайте рассмотрим (описываем).
Семёновская матрёшка.
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: платок завязан как?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Сергиев – Посадская (загорская)матрешка.
Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
Полхов - Майданская матрёшка.
Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука.
Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. С сияющими лепестками, и ягодами разными спелыми и красными.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребят сейчас мы с вами, сами будем создавать своих матрешек как настоящие мастера, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Проходите на свои места.
Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Техника выполнения нашего занятия называется –рисование песком. Перед вами есть заготовки, это раскраски матрешек, клей и разноцветный песок. Берем кисточку (клей карандаш), наносим клей на ту часть рисунка, которую будем сейчас закрашивать, затем посыпаем цветным песком. Лишний песок стряхиваем.
Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем хоровод наших матрешек. Вы настоящие мастера!
- Рефлексия
- Дети, что на занятие вам сегодня запомнилось? А что больше всего понравилось?
- А из чего матрёшка сделана?
- Что вы можете сказать про матрешек?
- Как она появилась, и кто его смастерил?
- Что еще интересного мы сегодня с вами делали?
- А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
4. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек, и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо. Сказать про раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий
В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».
Цель:Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:- Знакомство детей с историей матрёшки русской.- Заинтересовать и развить интерес детей к народному творчеству.-Развивать твор...
Проект в старшей группе«Народная игрушка»«Русская матрешка»
Проект для детей старшей группы....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе...