Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка
методическая разработка (старшая группа)
Обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов индивидуализации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар
для сетевого ДОУ № 9 «Звездочка, города Енисейска
по теме:
«Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка»
Цель: обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов индивидуализации образовательного процесса.
Задачи:
- согласовать с участниками семинара представления о понятиях «успешность», «успешный», «индивидуализация»;
- включить педагогов в практическую деятельность по теме семинара;
- помочь педагогам зафиксировать и систематизировать приемы и способы, используемые ими в контексте практики обнаружения детской успешности.
Содержание деятельности на семинаре
Этап семинара | Задачи этапа | Форма и содержание деятельности | Результат |
Вводно-организационный | Обозначить тему и цель семинара, предполагаемый результат | Сообщение о назначении семинара, обсуждение в форме беседы/диалога цели семинара, согласование с участниками ожидаемых результатов семинара | Участники семинара приняли его цель. Имеется согласованное представление о результатах состоявшейся в ходе семинара деятельности. |
Работа с понятиями | Согласовать представления о понятиях | Обсуждение в форме диалога, беседы, Фиксация обобщенных представлений. | Выстроено и согласовано общее представление о понятиях по теме семинара |
Практическая деятельность | Проанализировать свою практику: способы и приемы работы с детьми, на соответствие признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности | Работа в группах Заполнение таблицы | зафиксированы приемы и способы, используемые и возможные для использования в контексте практики обнаружения детской успешности в соответствии с заданными критериями |
Подведение итогов семинара | Обозначение/ уточнение полученного результата | Презентация заполненных таблиц и их обсуждение. Обсуждение и обобщение результатов работы | Выстроено понимание и представления о практических способах и приемах работы с детьми в рамках внедряемой практики |
Работа с понятиями
- Что есть успешность и кто есть успешный в разных контекстах:
- лексическое значение слов;
- в понимании ребенка;
- в понимании педагога;
- в понимании родителей?
- Почему успешность связываем с индивидуализацией образовательной деятельности?
Таблица для практической работы
Направление деятельности в рамках практики и критерий (признак, основание считать, что в деятельности педагога присутствует практика обнаружения и поддержки детской успешности, как условие индивидуализации образовательного процесса) | Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельности соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые присутствуют в практике педагога) | Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельности соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые должны присутствовать в практике педагога) |
Выявление умелости ребенка и его успешности, поддержка ребенка в любых проявлениях его умелости и обращение на это внимание сверстников | ||
педагог фиксирует эпизоды успешности, как отдельных детей, так и группы детей | ||
педагог открыто обращает внимание детей на успехи отдельного ребенка | ||
в приемной оформляется Экран прожитого дня, как способ демонстрации родителям достижений каждого ребенка | ||
детям предоставляется возможность для презентации результатов своей деятельности по решению познавательных и творческих задач в форме докладов | ||
у детей есть возможность для представления своего опыта в форме мастер классов | ||
Создание ситуаций выбора, ситуаций для возникновения детских инициатив и самостоятельности | ||
педагог организует совместное с детьми планирование предстоящей деятельности | ||
детский выбор деятельности фиксируется на Экране дел, в Ленте времени | ||
воспитатель в качестве равноправного партнера предлагает деятельность (в рамках регламентированной совместной НОД) | ||
Создание условий и поддержка детской содержательной само- и взаимооценки | ||
педагог в течение всего дня осуществляет содержательную оценку и самооценку детской и своей деятельности, демонстрируя способы поддержки ее положительной составляющей | ||
педагог создает ситуации и организует детскую само и взаимооценку | ||
педагог организует детскую рефлексию | ||
экран «Герой дня» размещается в групповом пространстве с возможностью ознакомления с ним родителями воспитанников. |
*Конкретные действия педагога: установки и задачи (организационные, деятельностные), вопросы, реплики (поощряющие, поддерживающие, выражающие отношение, проблематизирующие и т.д.), позиции и т.п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов индивидуализации образовательного процесса. Задачи: согласовать с участниками семинара представления о понятиях «успешность», «успешный», «индивидуализация»; включить педагогов в практическую деятельность по теме семинара; помочь педагогам зафиксировать и систематизировать приемы и способы, используемые ими в контексте практики обнаружения детской успешности.
Технологичность ?? Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве ( Википедия ) Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев, советский и российский учёный- педагог ).
Тезаурус понятий «успешность», «успешный» в разных контекстах Лексическое значение «успешность», «успешный»? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. УСПЕ́ШНЫЙ, - ая , - ое ; - шен , - шна . Сопровождающийся успехом, удачный . Успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.
- «успешность» в понимании ребенка ? Как показал < своей деятельностью > Е.Е.Шулешко, «в период от 5 до 7 лет возможно построить такую детскую общность, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Такая симбиотическая группа дает каждому ребенку чувство защищенности, уверенности в успехе и поэтому готовности действовать даже в самых рискованных, ненормированных условиях, требующих позиционного самоопределения. Это и есть первое условие нормального начала школьного обучения – сформированность такой симбиотической детской общности, которая готова к образованию позиции: «Мы, способные действовать», т.е. успешный – это «я, способный действовать».
«успешность» в понимании педагога ? Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Создавая условия для самореализации ребенка в самых различных видах деятельности, не ограничиваясь только обучением и воспитанием, поощряя его инициативу и формируя ответственность, мы закладываем основания для развития его инновационной культуры. Мотивация достижений, деятельная мобильность, познавательный интерес, уверенность в себе – это составляющие успешности и сущностные черты представителя «креативного класса».
«успешность» в понимании родителей? Баланс и принятие 3-х компонентов: лексического значения понимания ребенка понимания педагога
Почему «успешность» связываем с «индивидуализацией»? … 4.1. Индивидуализация образовательного процесса, предполагающая построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможности здоровья каждого ребенка, инициирование субъектности ребенка в выборе и освоении им образовательного содержания , рассматривается как основополагающий принцип федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетное направление инновационных изменений системы дошкольного образования Красноярского края. Индивидуализация образования обеспечивается через поддержку естественной активности ребенка в ходе освоения им окружающего социального и природного мира. Накопление ребенком знаний, развитие компетентности есть результат проявленной им активности, возникающей под влиянием интереса и увлеченности.
Направление деятельности в рамках практики и критерий (признак, основание считать, что в деятельности педагога присутствует практика обнаружения и поддержки детской успешности, как условие индивидуализации образовательного процесса) Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельность соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые присутствуют в практике педагога) Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельность соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые должны присутствовать в практике педагога) Создание предметно-пространственных и условий для деятельностной детской самореализации педагог обсуждает и планирует с детьми наполнение РППС в соответствии с детскими замыслами *Конкретные действия педагога: установки и задачи (организационные, деятельностные ), вопросы, реплики (поощряющие, поддерживающие, выражающие отношение, проблематизирующие и т.д.), позиции и т.п. в пространстве группы «живет» имя каждого ребенка продукты детской деятельности (творческие, интеллектуальные) остаются в среде и используются в разных видах детской деятельности в микро и макро пространстве демонстрируются творческие продукты детей (в форме выставок) с возможностью их презентации авторами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив
quot;Обнаружениеуспешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив» Агеева Юлия Александровна, воспитатель группы детей старшего дошкольного возрастаМА...
Инклюзивная практика.Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.
Показаны основные направления и методы работы коррекции эмоционально-волевых нарушений у ребенка с ЗПРР....
Обнаружение успешности
Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив....
Обнаружение успешности ребенка
Обнаружение успешности ребенка...
педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»
Педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив», направленная на индивидуализацию образовательного процесса, предпо...
Модель практики "Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив"
Модель представляет собой систему организационно- методических и педагогических условий для индивидуализации педагогического процесса в рамках формирования и поддержки успешности дошкольника....
Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив.
Старшая группа( презентация)....