Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка
методическая разработка (старшая группа)

Сухотина Наталья Васильевна

Обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов  педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов  индивидуализации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

для сетевого ДОУ № 9 «Звездочка, города Енисейска

 по теме:

«Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка»

Цель: обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов  педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов  индивидуализации образовательного процесса.

Задачи:

  1. согласовать с участниками семинара представления о понятиях «успешность», «успешный», «индивидуализация»;
  2. включить педагогов в практическую деятельность по  теме семинара;
  3. помочь педагогам зафиксировать и систематизировать приемы и способы, используемые  ими в контексте практики обнаружения детской успешности.

Содержание деятельности на семинаре

Этап семинара

Задачи этапа

Форма и содержание деятельности

Результат

Вводно-организационный

Обозначить тему и цель семинара,  предполагаемый результат

Сообщение  о назначении семинара, обсуждение в форме беседы/диалога цели семинара, согласование с участниками ожидаемых результатов семинара

Участники семинара приняли  его цель. Имеется согласованное представление о результатах состоявшейся в ходе семинара деятельности.

Работа с понятиями

Согласовать представления о понятиях

Обсуждение в форме диалога, беседы,

Фиксация обобщенных представлений.

Выстроено и  согласовано общее представление о понятиях по теме семинара

Практическая деятельность

Проанализировать свою практику: способы и приемы работы с детьми, на соответствие признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности

Работа в группах

Заполнение таблицы

зафиксированы приемы и способы, используемые  и возможные для использования в контексте практики обнаружения детской успешности в соответствии с заданными критериями

Подведение итогов семинара

Обозначение/

уточнение полученного результата

Презентация заполненных таблиц и их обсуждение.

Обсуждение и обобщение результатов работы

Выстроено понимание и  представления о практических  способах и приемах работы с детьми в рамках внедряемой практики

Работа с понятиями

  1. Что есть успешность и кто есть успешный  в разных контекстах:

- лексическое значение слов;

-  в понимании ребенка;

- в понимании педагога;

- в понимании родителей?

  1. Почему успешность связываем с индивидуализацией образовательной деятельности?

Таблица для практической работы

Направление деятельности в рамках практики  и критерий (признак, основание считать, что  в деятельности педагога присутствует  практика обнаружения и поддержки детской успешности, как условие индивидуализации образовательного процесса)

Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельности соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые присутствуют в практике педагога)

Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельности соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые должны присутствовать в практике педагога)

Выявление

умелости ребенка и его успешности, поддержка ребенка в любых проявлениях его умелости и обращение на это внимание сверстников

педагог фиксирует эпизоды успешности, как отдельных детей, так и группы детей

педагог открыто обращает внимание детей на успехи отдельного ребенка

в приемной оформляется Экран прожитого дня, как способ демонстрации родителям достижений каждого ребенка

детям предоставляется возможность для презентации результатов своей деятельности по решению познавательных и творческих задач в форме докладов

у детей есть возможность для представления своего опыта в форме мастер классов

Создание  ситуаций выбора,

ситуаций для возникновения детских инициатив и самостоятельности

педагог организует совместное с детьми планирование предстоящей деятельности

детский выбор деятельности фиксируется на Экране дел, в Ленте времени

воспитатель в качестве равноправного партнера предлагает деятельность (в рамках регламентированной совместной НОД)

Создание условий

и поддержка детской содержательной само- и взаимооценки

педагог в течение всего дня осуществляет содержательную оценку и самооценку  детской и своей деятельности, демонстрируя  способы поддержки ее положительной составляющей

педагог создает ситуации и организует  детскую само и взаимооценку

педагог организует детскую рефлексию

экран «Герой дня» размещается в групповом пространстве с  возможностью ознакомления с ним родителями воспитанников.

*Конкретные действия педагога: установки и задачи (организационные, деятельностные),  вопросы, реплики (поощряющие, поддерживающие, выражающие отношение, проблематизирующие и т.д.),  позиции и  т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для сетевого ДОУ № 9 «Звездочка», города Енисейска по теме: «Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка» В рамках Плана работы СМО «Индивидуализация педагогического процесса» По теме: «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

Слайд 2

Цель: обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов индивидуализации образовательного процесса. Задачи: согласовать с участниками семинара представления о понятиях «успешность», «успешный», «индивидуализация»; включить педагогов в практическую деятельность по теме семинара; помочь педагогам зафиксировать и систематизировать приемы и способы, используемые ими в контексте практики обнаружения детской успешности.

Слайд 3

Технологичность ?? Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве ( Википедия ) Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев, советский и российский учёный- педагог ).

Слайд 4

Тезаурус понятий «успешность», «успешный» в разных контекстах Лексическое значение «успешность», «успешный»? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. УСПЕ́ШНЫЙ, - ая , - ое ; - шен , - шна . Сопровождающийся успехом, удачный . Успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.

Слайд 5

- «успешность» в понимании ребенка ? Как показал < своей деятельностью > Е.Е.Шулешко, «в период от 5 до 7 лет возможно построить такую детскую общность, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Такая симбиотическая группа дает каждому ребенку чувство защищенности, уверенности в успехе и поэтому готовности действовать даже в самых рискованных, ненормированных условиях, требующих позиционного самоопределения. Это и есть первое условие нормального начала школьного обучения – сформированность такой симбиотической детской общности, которая готова к образованию позиции: «Мы, способные действовать», т.е. успешный – это «я, способный действовать».

Слайд 6

«успешность» в понимании педагога ? Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Создавая условия для самореализации ребенка в самых различных видах деятельности, не ограничиваясь только обучением и воспитанием, поощряя его инициативу и формируя ответственность, мы закладываем основания для развития его инновационной культуры. Мотивация достижений, деятельная мобильность, познавательный интерес, уверенность в себе – это составляющие успешности и сущностные черты представителя «креативного класса».

Слайд 7

«успешность» в понимании родителей? Баланс и принятие 3-х компонентов: лексического значения понимания ребенка понимания педагога

Слайд 8

Почему «успешность» связываем с «индивидуализацией»? … 4.1. Индивидуализация образовательного процесса, предполагающая построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможности здоровья каждого ребенка, инициирование субъектности ребенка в выборе и освоении им образовательного содержания , рассматривается как основополагающий принцип федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетное направление инновационных изменений системы дошкольного образования Красноярского края. Индивидуализация образования обеспечивается через поддержку естественной активности ребенка в ходе освоения им окружающего социального и природного мира. Накопление ребенком знаний, развитие компетентности есть результат проявленной им активности, возникающей под влиянием интереса и увлеченности.

Слайд 9

Направление деятельности в рамках практики и критерий (признак, основание считать, что в деятельности педагога присутствует практика обнаружения и поддержки детской успешности, как условие индивидуализации образовательного процесса) Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельность соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые присутствуют в практике педагога) Конкретные действия* педагога, доказывающие, что его деятельность соответствует признакам практики обнаружения и поддержки детской успешности (действия, которые должны присутствовать в практике педагога) Создание предметно-пространственных и условий для деятельностной детской самореализации педагог обсуждает и планирует с детьми наполнение РППС в соответствии с детскими замыслами *Конкретные действия педагога: установки и задачи (организационные, деятельностные ), вопросы, реплики (поощряющие, поддерживающие, выражающие отношение, проблематизирующие и т.д.), позиции и т.п. в пространстве группы «живет» имя каждого ребенка продукты детской деятельности (творческие, интеллектуальные) остаются в среде и используются в разных видах детской деятельности в микро и макро пространстве демонстрируются творческие продукты детей (в форме выставок) с возможностью их презентации авторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив

quot;Обнаружениеуспешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив» Агеева Юлия Александровна, воспитатель группы детей старшего дошкольного возрастаМА...

Инклюзивная практика.Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.

Показаны основные направления и методы  работы  коррекции эмоционально-волевых нарушений у  ребенка с ЗПРР....

Обнаружение успешности

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив....

Обнаружение успешности ребенка

Обнаружение успешности ребенка...

педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

Педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив», направленная на индивидуализацию образовательного процесса, предпо...

Модель практики "Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив"

Модель представляет собой систему организационно- методических и педагогических условий для индивидуализации педагогического процесса в рамках формирования и поддержки успешности дошкольника....