Обнаружение успешности
материал

Высоцкая Анастасия Михайловна

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_obnaruzheniya_uspeshnosti.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив.

Осознанный подход и целенаправленное решение задачи формирования самостоятельности и инициативности у наших воспитанников как образовательного результата на этапе завершения дошкольного образования  в практике нашего детского сада начинается с  введения в образовательную деятельность требований ФГОС ДО.

На базе нашего учреждения реализуется, разработанная под руководством и совместно с ЦДО ККИПК,  программа повышения квалификации в форме стажировки по практике создания условий для детской инициативности и самостоятельности, в основе которых и проектная деятельность, и самодеятельная игра детей, и организация исследовательской активности детей, проектирование РППС.

        Постоянно исследуя с педагогами условия, которые создаются для возникновения детских инициатив и становления детской самостоятельности в разных видах деткой деятельности, выяснили, что  воспитатели недостаточно внимания уделили  возрастной особенности детей -  на этапе старшего дошкольного возраста у ребенка    отчетливо проявляется  потребность в признании и уважении со стороны сверстника, т.е. ситуация  осознания ребенком собственной  успешности.

Делая акцент на успешности ребенка, мы обогащаем и совершенствуем  психолого-педагогические условия реализации программы в части «формирования и поддержки положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях»,   что более полно способствует возникновению партнерских отношений, формированию лидерских качеств, исчезновению пассивной позиции.

Е.Е.Шулешко считал, что в работе с детьми  «от 5 до 7 лет в детском саду следует построить такую детскую общность, где каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (в том числе вместе с другими) справиться с любой задачей».

Основной идеей нашей практики стало обеспечение условий, в которых любой ребенок будет успешен, потому что в каждом заложен свой потенциал, его просто надо увидеть и развить.  Необходимо организовать такие  взаимоотношения со сверстниками, которые  позволят дошкольнику жить и действовать без вмешательства взрослых, станут некоторой «экспериментальной площадкой» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей.

Поэтому мы решили усилить  практику использованием приема  социо-игровой технологии – в ходе разной  деятельности открыто обращать внимание на любую детскую умелость,  раскрывать детям достижения друг друга, «обнаруживать»  детскую успешность, даже самую маленькую, и не только обращать внимание,  но еще и фиксировать это  в пространстве группы.

Поэтому наша практика условий для инициативности и самостоятельности приросла детскими мастер-классами , персональными выставками и Экраном «Герой дня»

Почему появился экран «Герой дня». 

В группе  и до этого жил  экран успешности "Наши достижения", на котором  воспитатели отмечали достижения детей – для родителей. Например, девочки научились крутить обруч  или одна их девочек удивила всех  тем, что села на шпагат. Какое-то время это просто оставалось местом признания успеха взрослыми.

Отличительной особенностью этого экрана успешности является то, что  "героя дня" выбирают сами дети на вечернем круге вспоминая прожитый день, его события, подмечая не только свою, но и, самое главное, успешность своих товарищей.

Но теперь, в первую очередь, воспитатели  стали обращать на успехи друг друга внимание самих детей, и состоялась целая серия мастер-классов:                  

в основе которых были детские инициативы:

-кружка, которая не разобьется,

-маски для веселых селфи,

-рисование разноцветными мыльными пузырями,

-изготовление короны-маски,

-зайчики-неразлучники,

-необычное пасхальное яйцо и др.                                                                  Дети привлекли родителей, выдумывая что-нибудь интересное, возникли родительские инициативы, выстроилась целая очередь "мастер-классов". Работа закипела!!!  

Потом появились сказки, рассказы в мини-книжках, дети рассказывали, как их сочиняли и оформляли. Кто-то придумал свою игру, организовал ее с детьми. Кто-то сумел доказать в групповой работе, что его модель и способ изготовления ракеты лучше.

Появились персональные выставки детей (рисунков, аппликаций, поделок из простого и воздушного пластилина).

Благодаря совместному планированию дети стали активнее предлагать идеи в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Именно такой подход, по нашему мнению, должен способствовать раскрытию  у  каждого ребенка своего потенциала.

Цель нашей практики - раскрытие потенциальных возможностей ребёнка через обнаружение его успешности и поддержку его инициатив.

Для достижения этой цели мы поставили для себя такие задачи:

- выявлять успешность ребёнка и его умелость в ходе педагогического наблюдения,

-поддерживать ребёнка в любых проявлениях его успешности и обращать на это внимание сверстников

-создавать ситуации для возникновения детских инициатив и самостоятельности

-обращать внимание детей друг на друга и организовывать их взаимодействия

-создавать ситуации выбора

-создавать условия и поддерживать детскую содержательную само и взаимооценку

Для того, чтобы обнаруженные успешность, сильные стороны и качества ребенка работали на его инициативность и самостоятельность в образовательном процессе мы создаем ряд конкретных условий:

  1. В структуре дня есть место и время, когда дети в свободном общении могут привлечь внимание сверстников к себе «интересному»: утренние встречи, возможность поделиться впечатлениями,
  2. Осуществляется совместное с детьми планирование.
  3. Воспитатель оберегает время детской самостоятельной деятельности: игра, познавательная и исследовательская, разная активность детей.
  4. Педагогами осуществляется педагогическое наблюдение.
  5. Позиция педагога обеспечивает направленность детей друг на друга.
  6. Обязательная рефлексия в конце дня, по окончании каких-то дел.      

                           

Во всех этих сюжетах дня воспитатель является таким же участником равноправного общения, как и все дети, делясь своими историями, впечатлениями, эмоциями, своими пробами, ошибками и достижениями, демонстрируя детям открытую модель общения и взаимодействия.

Прием обнаружения успешности хорошо работает со старшими дошкольниками, но начиная работу с группой новых детей главными становятся  приемы направленности детей друг на друга, поощрение и поддержка индивидуальности, уникальности ребенка, в группе «живет» портрет именинника» - он герой дня, потому что он просто в этот день родился.

У нас не случается соперничества, наши дети не боятся себя как-то проявить, потому что знают, что заметят не их промахи и неудачи, а  их «умелость».

Чтобы дети не стремились стать героем любой ценой, только ради того, чтобы их хвалили, уклад жизни в группе предполагает, что тот, кто что-то может лучше других помогает в этом другим – «Герой…» - это не только почетно, но и ответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терроризм. Что делать при обнаружении взрывного устройства

При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, следует исключить использование мобильных телефонов, т.к. они могут вызвать срабатывание взрывного устройства....

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив

quot;Обнаружениеуспешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив» Агеева Юлия Александровна, воспитатель группы детей старшего дошкольного возрастаМА...

Обнаружение успешности ребенка

Обнаружение успешности ребенка...

педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

Педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив», направленная на индивидуализацию образовательного процесса, предпо...

Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка

Обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов  педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов  индивидуализа...

Модель практики "Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив"

Модель представляет собой систему организационно- методических и педагогических условий для индивидуализации педагогического процесса в рамках формирования и поддержки успешности дошкольника....