Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив
статья на тему

Агеева Юлия Александровна

"Обнаружение

успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

 

Агеева Юлия Александровна,

 воспитатель группы детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейск

 

Вопрос обнаружения детской успешности сверстниками стал для нас актуальным, потому что на этапе старшего дошкольного возраста у ребенка    отчетливо проявляется  потребность в признании и уважении со стороны сверстника.

Для того, чтобы обнаруженные успешность, качества ребенка  работали на его инициативность и самостоятельность в образовательном процессе мы создаем ряд условий:

1.    В структуре дня есть место и время, когда дети в свободном общении могут   привлечь внимание сверстников к себе «интересному».

 

2.    Осуществляется  совместное с детьми планирование.

 

3.    В структуре дня  обеспечено время для детской самостоятельной

деятельности: игра, познавательная и исследовательская, разная активность детей.

 

4.    Педагогами осуществляется педагогическое наблюдение. 

 

5.    Позиция педагога обеспечивает направленность детей друг на друга. 

 

6.    Обязательная рефлексия в конце дня, по окончании каких-то дел.

 

 

Обстановка дружбы, доверия, особых добрых отношений , созданной нами в группе привела к тому, что дети часто приносят нам  , воспитателям,"гостинцы" : разные поделочки, которые они сделали дома. "Смотри, это я тебе сделал!!". Мы решили, что нельзя пропустить эту ситуацию, и предложили ребенку показать это остальным детям. Наше действие оказалось к месту, дети захотели узнать, как сделать такую же поделку. Проявленный интерес детей к поделке был поддержан встречной инициативой автора поделки – так  состоялся наш первый "мастер-класс". Это мероприятие повлекло за собой целую череду детских инициатив:

кружка, которая не разобьется, маски для веселых селфи, рисование разноцветными мыльными пузырями, изготовление короны-маски, зайчики-неразлучники, необычное пасхальное яйцо и др.

  Дети привлекли родителей, выдумывая что-нибудь интересное, возникли родительские инициативы, выстроилась целая очередь "мастер-классов". Работа закипела!!!  

У нас и до этого жил  экран успешности "Наши достижения", на котором  воспитатели отмечали достижения детей . Например, девочки научились крутить обруч  или одна их девочек удивила всех  тем, что села на шпагат. Какое-то время это просто оставалось местом признания успеха взрослым.

После возникновения т.н. «мастер-классов» мы поняли, что нужно несколько изменить подход к выявлению детской успешности и обеспечили детям возможность  самим выбирать   тех, кто, по их мнению, сегодня отличился. Так "Наши достижения" переросли в "Герой дня". Отличительной особенностью этих экранов успешности является то, что  "героя дня" выбирают сами дети, вспоминая прожитый день, его события, подмечая не только свою, но и , самое главное, (!)успешность своих товарищей.

Пример: Матвей организовал интересную игру «Инопланетяне», в которую  включились дети.

Арсений научил играть в шашки Родиона и Ярослава, стал их наставником.

….

Что изменилось:

Дети стали более направлены друг на друга;

Дети-лидеры стали критичнее к себе,  готовы к доминированию других;

«Закрытые» (застенчивые) дети стали более активны;

Преобладает содержательная оценка и самооценка;

Проявляется  такое качество личности как ответственность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageeva_yu.a._dokument_microsoft_office_word.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

"Обнаружение

успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

Агеева Юлия Александровна,

 воспитатель группы детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейск

Вопрос обнаружения детской успешности сверстниками стал для нас актуальным, потому что на этапе старшего дошкольного возраста у ребенка    отчетливо проявляется  потребность в признании и уважении со стороны сверстника.

Для того, чтобы обнаруженные успешность, качества ребенка  работали на его инициативность и самостоятельность в образовательном процессе мы создаем ряд условий:

  1. В структуре дня есть место и время, когда дети в свободном общении могут   привлечь внимание сверстников к себе «интересному».

  1. Осуществляется  совместное с детьми планирование.

  1. В структуре дня  обеспечено время для детской самостоятельной

деятельности: игра, познавательная и исследовательская, разная активность детей.

  1. Педагогами осуществляется педагогическое наблюдение.  

  1. Позиция педагога обеспечивает направленность детей друг на друга.  

  1. Обязательная рефлексия в конце дня, по окончании каких-то дел.

Обстановка дружбы, доверия, особых добрых отношений , созданной нами в группе привела к тому, что дети часто приносят нам  , воспитателям,"гостинцы" : разные поделочки, которые они сделали дома. "Смотри, это я тебе сделал!!". Мы решили, что нельзя пропустить эту ситуацию, и предложили ребенку показать это остальным детям. Наше действие оказалось к месту, дети захотели узнать, как сделать такую же поделку. Проявленный интерес детей к поделке был поддержан встречной инициативой автора поделки – так  состоялся наш первый "мастер-класс". Это мероприятие повлекло за собой целую череду детских инициатив:

кружка, которая не разобьется, маски для веселых селфи, рисование разноцветными мыльными пузырями, изготовление короны-маски, зайчики-неразлучники, необычное пасхальное яйцо и др.

  Дети привлекли родителей, выдумывая что-нибудь интересное, возникли родительские инициативы, выстроилась целая очередь "мастер-классов". Работа закипела!!!  

У нас и до этого жил  экран успешности "Наши достижения", на котором  воспитатели отмечали достижения детей . Например, девочки научились крутить обруч  или одна их девочек удивила всех  тем, что села на шпагат. Какое-то время это просто оставалось местом признания успеха взрослым.

После возникновения т.н. «мастер-классов» мы поняли, что нужно несколько изменить подход к выявлению детской успешности и обеспечили детям возможность  самим выбирать   тех, кто, по их мнению, сегодня отличился. Так "Наши достижения" переросли в "Герой дня". Отличительной особенностью этих экранов успешности является то, что  "героя дня" выбирают сами дети, вспоминая прожитый день, его события, подмечая не только свою, но и , самое главное, (!)успешность своих товарищей.

Пример: Матвей организовал интересную игру «Инопланетяне», в которую  включились дети.

Арсений научил играть в шашки Родиона и Ярослава, стал их наставником.

….

Что изменилось:

Дети стали более направлены друг на друга;

Дети-лидеры стали критичнее к себе,  готовы к доминированию других;

«Закрытые» (застенчивые) дети стали более активны;

Преобладает содержательная оценка и самооценка;

Проявляется  такое качество личности как ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обучение ребенка сотрудничеству со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе"

Для достижения заданных ФГОС целевых ориентиров создан проект, решающий задачи: формировать произвольность поведения и обучения детей в разных ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия; ...

Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений

В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...

Обнаружение успешности ребенка

Обнаружение успешности ребенка...

педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив»

Педагогическая практика «Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив», направленная на индивидуализацию образовательного процесса, предпо...

Технологическая составляющая приемов практики по обнаружению успешности ребенка

Обогащение представлений и опыта использования педагогами способов и приемов  педагогической деятельности в контексте практики обнаружения детской успешности, как инструментов  индивидуализа...

Модель практики "Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив"

Модель представляет собой систему организационно- методических и педагогических условий для индивидуализации педагогического процесса в рамках формирования и поддержки успешности дошкольника....