Дополнительная образовательная программа «Росточки Урала»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Программа «Росточки Урала» - это попытка движения от воспитания любви к близким людям, природе, городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.
Личностно - ориентированный подход к содержанию программы обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
В соответствии ФГОС ДО и ФОП ДО была написана Рабочая программа воспитания, которая является обязательной частью Основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. К Программе воспитания разработан Федеральный календарный план, в который внесены обязательные государственные праздники, памятные даты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_rostochki_urala_2023.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена педагогическим советом МБДОУ №15 Протокол №1 от «24» 08. 2023 года | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ №15 Приказ №179 от «24»#1075;. |
Дополнительная
образовательная программа
«Росточки Урала»
Разработана авторским коллективом
под руководством заведующего Т.В.Мельниковой:
И.А.Воронина, зам. зав. по УВР,
О.Б.Карамышева, старший воспитатель
Возрастная категория детей: с 3 до 6 лет
Срок реализации программы: 3 года
УТВЕРЖДЕНА
научно-методическим советом МБДОУ
30 августа 2023 года, протокол №25
2023г
№ | Содержание программы: | Стр. |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………… | 4 |
Актуальность программы………………………………………… | 4 | |
Направленность программы……………………………………… | 6 | |
Научно-теоретические основы программы…………………… | 6 | |
Цель программы…………………………………………………….. | 7 | |
Задачи программы………………………………………………… | 8 | |
Основные принципы построения программы…………………… | 9 | |
2. | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
Основные направления программы | 10 | |
Изложение тем курса, количество часов для их изучения……… | 11 | |
Описание и содержание методов и технологий преподавания… | 17 | |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………… | 20 |
Количество детей, форма проведения занятий…………………… | 20 | |
Материально-техническое оснащение, оборудование, дидактический материал…………………………………………. | 20 | |
Условия успешной реализации программы…………………… | 23 | |
4. | МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ…………… | 24 |
Что воспитанник должен знать, уметь по окончании обучения………………… | 26 | |
Форма оценивания результатов……………… | 26 | |
Форма представления результатов работы…………………… | 27 | |
5. | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 27 |
6. | ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… | 28 |
Пояснительная записка
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В мае 2020 г. президент РФ В. В. Путин внес законопроект о воспитательной работе в системе образования. В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей". И 31 июля 2020 был принят ФЗ «Об внесении изменений ФЗ «Об образовании». Там отмечено, что воспитание – это формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса строится концепция нашей программы «Росточки Урала».
Программа «Росточки Урала» - это попытка движения от воспитания любви к близким людям, природе, городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.
Личностно - ориентированный подход к содержанию программы обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
В соответствии ФГОС ДО и ФОП ДО была написана Рабочая программа воспитания, которая является обязательной частью Основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. К Программе воспитания разработан Федеральный календарный план, в который внесены обязательные государственные праздники, памятные даты.
Программа «Росточки Урала» базируется на особых психолого-педагогических и социальных условиях, необходимых для духовно-нравственного развития детей, в том числе – и патриотизма как одного из важнейших проявлений духовности личности, обладающей сформированной системой культурно-ценностных ориентиров. Программа может помочь нашим детям обрести систему историко-культурных координат и найти место для себя в реальном социально-культурном пространстве, достойном любви и уважения. Ведь важнейшая задача современного российского общества - создание и поддержка такого социально - культурного и образовательного пространства, в рамках которого воспитывается ребенок, чтобы оно соответствовало культурным традициям и представлениям народов России о базовых жизненных ценностях, способствовало жизнеспособности и отдельной личности, и целой страны.
#1053;аправленность программы социально-личностная. Программа направлена на воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине.
Научно-теоретическая основа программы
- Концепция дошкольного воспитания.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон «Об внесении изменений ФЗ «Об образовании».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В.Запорожцем.
- Закон «О ветеранах».
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов».
- Исследования Е.И.Радина, Р.И.Жуковской, М.И.Богомолова, Э.К.Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усовой и др. по проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей.
- Работы А.М. Виноградовой, М.В. Воробьевой, Буре Р.С., и др. по формированию гуманных отношений.
- Формирование любви к Родине – в работах С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковской, Э.К. Суслова.
- Воспитание нравственно-волевых качеств – в работах А.Р Суровцевой., Е.Ю. Демуровой, Буре Р.С., Н.А Стародубовой и др.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования разработанная Е.В.Бондаревской, В.В.Сериковым, С.В.Кульневич, И.С.Якиманской.
- Теория развивающего обучения, разработанная В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, В.Д.Элькониным.
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- уважительное отношение к наследиям других народов.
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
- бережное отношение к природе, ко всему живому;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.
Основные принципы построения программы:
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего;
- Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека, партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип добровольности участия детей;
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- Принцип единства индивидуализации и дифференциации;
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, детьми);
- Принцип интегративности;
- Принцип непрерывности и преемственности: формирование у дошкольников устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип доступности: соотнесение содержания, характера объёма учебного материала уровню развития, подготовленности детей;
- Принцип наглядности: широкое представление наглядности, соответствующей изучаемому материалу: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников и т.д.;
- Принцип последовательности: предполагает планирование познавательного изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
- Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
#1054;СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные направления программы:
Социально-личностное направление:
- формирование способов общения («Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- воспитание любви к своей «малой» Родине, родному краю;
- воспитание чувства гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
- воспитание уважения к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, страну, традиции преемственности поколений.
Познавательно-речевое направление:
- знакомство с особенностями службы солдат разных родов войск.
- знакомство детей с символами государства: значение гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.
Художественно-эстетическое направление:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью.
Материалы, предлагаемые программой «Росточки Урала» включают примерный тематический план, перспективный план (смотри Приложение 1), а также конспекты образовательной деятельности с детьми (смотри Приложение 2); альбомы «Моя семья», «Мой город Снежинск», «Мой край Урал», «Россия», «Столица родины - Москва» (смотри Приложение 3); викторины на темы: «Животный мир России», «Моя страна Россия» (смотри Приложение 4); проекты «Мастера земли русской», «Народные праздники уральской земли» (смотри Приложение 5).
Тематический план разработан на три возрастные ступени от 3 до 4 лет - вторая младшая группа, от 4 до 5 лет - средняя группа, от 5 до 6 лет - старшая группа, реализуется через совместную и самостоятельную деятельность детей, а также образовательную деятельность в семье. Представленные тематические планы носят примерный характер и могут быть скорректированы в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в детском саду, индивидуальных особенностей детского коллектива, уровня подготовки детей и их способности осваивать материал.
Изложение тем курса:
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию детей представлена в виде интеграции образовательных областей в разных видах детской деятельности. Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических блоков, которые реализуются в течение месяца. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Каждый тематический блок повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность изучения. Воспитание патриотизма – это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных видов образовательной деятельности.
Тематический план по патриотическому воспитанию
детей второй младшей группы
МЕСЯЦ | ТЕМА |
Сентябрь | Моя семья. |
Октябрь | Мой любимый детский сад. |
Ноябрь | Устное народное творчество |
Декабрь | Новый год. |
Январь | Русские народные сказки. |
Февраль | Я – человек. |
Март | Моя любимая мама. |
Апрель | Русское народное творчество. |
Май | Мой любимый город |
Тематический план по патриотическому воспитанию
детей средней группы
МЕСЯЦ | ТЕМА |
Сентябрь | Моя семья. |
Октябрь | Детский сад. |
Ноябрь | Я – человек. |
Декабрь | Новый год. |
Январь | Наш город. |
Февраль | Защитники Отечества. |
Март | Мама милая моя. |
Апрель | Русское народное творчество. |
Май | Мы живём на Урале. |
Тематический план по патриотическому воспитанию
детей старшей группы.
МЕСЯЦ | ТЕМА |
Сентябрь | Осень на Урале. |
Октябрь | Моя семья. |
Ноябрь | Мой любимый детский сад. |
Декабрь | Новый год у ворот. |
Январь | Урал, наш край. |
Февраль 1-2 неделя | Россия. |
Февраль 3-4 неделя | Защитники Отечества. |
Март | Милая мама моя. |
Апрель | Космос. |
Май | День Победы. |
Блок «МОЯ СЕМЬЯ»
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта тема актуальна, так как, нередко в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Блок «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
Дети получают представления о профессиях всех людей, работающих в детском саду. Обогащаются их социальные знания: главное не то, какую работу выполняет человек, а то, как он её выполняет. Воспитывается уважение к людям любых профессий. Уточняются названия и назначение орудий труда, и трудовые действия людей различных профессий, название их форменной одежды.
Блок «НОВЫЙ ГОД»
Дети получают представления о новогоднем празднике, знакомятся с историей этого праздника, его значением для людей, атрибутикой. Они получают первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов, Российских праздниках, о новогодних традициях других стран. Важно приобщать детей к русской национальной культуре. Детей подводят к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (дарить подарки, составлять добрые пожелания, прощать обиды и др.), научить говорить пожелания.
Блок «МОЙ ГОРОД»
Дети получают сведения о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их родной город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Блок «НАШ КРАЙ УРАЛЬСКИЙ»
Дети знакомятся с историей возникновения родного города, с происхождением названий улиц. Узнают о людях, которые создавали город и о том, что народ помнит о них и чтит их память. Воспитывается интерес к истории родного города, чувства привязанности, пробудить желание сделать его еще краше. Дети получают знания о том, что Урал – часть России – наш родной край; а город Снежинск один из российских городов. Подводят к пониманию, чем гордятся Уральцы (сказы Бажова; полезные ископаемые в Уральских горах; сталь; станки; оружие; Златоустовская гравюра; Каслинское литьё; украшение из уральских камней-самоцветов и т.д.). Важно вызвать у детей чувство гордости за свой город, желание следовать традициям, порядкам установленным горожанами.
Блок «РОССИЯ»
Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Блок «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Дети получают представления о нашей армии: о родах войск, военной технике; привлечь внимание детей к военной форме (по всем основным родам войск). Воспитывается чувство гордости за нашу армию. Дети учатся последовательному рассматриванию картин и отдельных самостоятельных эпизодов – развивать целевое восприятие. Учатся находить удачные сравнения для характеристики военных и техники. Формируются представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.
Блок «МИЛАЯ МАМА МОЯ»
Дети получают представления о женском празднике; у них появляется желание поздравить своих мам, бабушек, сотрудниц детского сада (чем и как); они учатся поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя и детей.
Дети закрепляют знания имени, отчества мам, бабушек, их профессии.
Проводятся беседы с детьми о нелегком домашнем труде мам, о необходимости помогать им, заботиться о них всегда.
Блок «КОСМОС»
Дети получают сведения о космосе, его значении для жизни людей, рассматривают иллюстрации о космосе, космонавтах, космической технике, ученых-создателях космической техники. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, чувство причастности к жизни своей Родины. Пробуждается интерес к общественной жизни; познакомить с праздником Днем космонавтики, с первым космонавтом. Воспитывается чувство гордости достижениями наших космонавтов, учёных, создателе космической технике.
Блок «УРАЛЬСКАЯ ПРИРОДА»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения об Урале: реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Блок «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»
Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Блок «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Дети получают представления о родной стране и всенародно общественно-политических праздниках, рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг. Дети получают информацию о том, как люди чтят память о героях ВОВ: памятники, улицы, песни, стихи, рассказы и т.д. Воспитывается уважение к ветеранам войны.
Описание и содержание методов и технологий преподавания.
Организация полноценного патриотического воспитания должна быть основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опираться на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам, на положительный эмоциональный фон.
Педагог ориентируется на личностное своеобразие каждого ребенка. При проведении патриотических мероприятий он не забывает, что слушатель – дошкольник, воспринимающий все эмоционально, непосредственно. Поэтому все методы отличаются научной простотой, образностью, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Главное не спешить с ответами, их можно найти путем наблюдений, опытов, чтения, экспериментирования, бесед и т.д.
Степень активности, самостоятельности дошкольников определяется реакцией на методы и приемы работы педагога. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей. В работе рекомендуется использование словесных, наглядных, практические - с интерпретацией на изучаемый материал. В среднем и старшем дошкольном возрасте потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание человека. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида этой деятельности выделяет в качестве основного вида этой деятельности экспериментирование, которое «претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Воспитатель должен создать условия для развития самостоятельности в решении проблем, инициативы, творчества, преодоление трудностей, развития оценочных суждений о патриотизме человека, осознании мотивации по укреплению интереса к своей семье, городу, стране.
Методы реализации программы «Росточки Урала»
Практические методы:
- создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ;
- демонстрация разных ситуаций;
- создание мини-музея, уголков народной культуры в ДОУ для использования полученных знаний в игровой деятельности.
Словесные методы:
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихотворений,
- дидактические игры,
- сюжетно – ролевые игры,
- подвижные игры,
- развлечения,
- моделирование ситуаций,
- консультации,
- наблюдения.
Наглядные методы:
- организация выставок, конкурсов,
- сбор фотоматериалов,
- иллюстрации,
- аудиовизуальная техника,
- информационно – агитационные стенды,
- личный пример взрослых.
Метод проектов, творческий, ролево-игровой и другие.
Метод создания ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития.
Метод стимулирования занимательным содержанием.
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает».
Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей стимулирует интерес к познавательным занятиям.
Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Количество детей, форма проведения образовательной деятельности:
Основной формой реализации программы «Росточки Урала» является образовательная деятельность воспитателя с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также самостоятельная деятельность детей в созданной воспитателем развивающей среде. Дни и формы организации детей воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки на детей и в соответствии с регламентом непосредственно образовательной деятельности.
Продолжительность совместной деятельности: вторая младшая группа - 15 минут, средняя группа - 20 минут, старшая группа - 25 минут. Заканчивается совместная деятельность по программе «Росточки Урала» эмоционально занимательными или подвижными играми, изодеятельностью; осуществление индивидуального подхода с учетом состояния нервно-психических функций и положительных свойств личности.
Материально-техническое оснащение, оборудование, дидактический материал:
Для успешности реализации программы в дошкольном образовательном учреждении необходимо наличие специально – созданной предметно – развивающей среды. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским:
- принцип дистанции, определённой позиции при взаимодействии ребёнка с другими детьми и взрослыми;
- принцип активности, самостоятельности, предполагающий развитие творчества, фантазии;
- принцип стабильности и динамичности;
принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с конструктивной деятельностью.
Ресурсное обеспечение педагогического кабинета
- Географическая карта России;
- Географическая карта Челябинской области, г. Снежинска;
- Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб г. Снежинска;
- Методическая литература, репродукции;
- Альбомы: «Москва – столица нашей Родины», «Улицы нашего города», «Юные герои войны», «Природа родного края», «Животные России»;
- Папка «Все профессии важны»;
- Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
- Папка «Русские народные костюмы»;
- Русские народные детские музыкальные инструменты;
- Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
- Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;
- Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни».
Уголки народной культуры в группах:
Младший возраст (4-й год жизни)
- Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Снежинска», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
- Художественная литература: стихи о родном городе, русские народные сказки, потешки, скороговорки.
- Папки – передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Урала», «Наш город во все времена года».
- Подвижные игры народов Урала:
- Книжки-раскраски: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад»
- Картинки – иллюстрации: «Труд взрослых», «Дети, живущие в других городах».
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Совместные работы из бросового и природного материала.
- Образцы декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, матрёшка).
- Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
- Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Снежинска», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Моя Россия» (города Урала).
- Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Урала, рассказы и стихотворения о городе Снежинске, о России в целом.
- Папки - передвижки: «Я живу в Снежинске», «Ильменский заповедник» (о животном и растительном мире), «Город Снежинск в разные времена года».
- Подвижные игры народов Урала и всей России: игры и листки активности «Мое настроение», «Мой город», «Моя улица», «Моя семья» и другие, разработанные воспитателем.
- Картинки – иллюстрации: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Урала», «Наш город во все времена года» (аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием).
- Элементы одежды, посуда народов Урала.
- Игрушки народов Урала.
- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.).
- Аудио- и видеокассеты о природе родного края.
- Куклы в русских костюмах.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
- Декоративно прикладное искусство народов Урала (игрушки).
- Старший дошкольный возраст (5-6-й годы жизни):
- Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина и т.д.), «Наша область» (медицина, спорт, культура, образование), «Народы Урала», «Россия» (города, костюмы, песни, национальная кухня).
- Предметы искусства народов Урала, Челябинской области, города Челябинска, других регионов России.
- Предметы одежды и быта народов Урала.
- Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
- Традиции, обычаи, фольклор Челябинской области, других регионов России (описания, иллюстрации).
- Флаг, гербы и другая символика городов Снежинска, Челябинска, Москвы, России.
- Макеты: «Город Снежинск» (плоскостной), «Город Снежинск» (объемный), макет или план «Детский сад».
- Аудио- и видеокассеты «Моя Родина», «Город Снежинск», «Уральское раздолье» и другие.
- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
- Куклы в национальных костюмах (русский, татарский, башкирский).
- Альбом одежды («всех времен и народов»).
- Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в Снежинске», «Моя Родина Россия».
- Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.
Условия успешной реализации программы.
Ориентиры на психолого-педагогический аспект реализации программы:
- Систематически организовывать и проводить образовательную деятельность с детьми.
- Проводить с детьми дополнительные дидактические игры и упражнения патриотического содержания.
- Создать условия для самостоятельной деятельности детей.
- Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.
Работа по программе предполагает взаимодействие педагога с семьей. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка.
Знакомство родителей с программой происходит на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, на котором отражено, чем ребенок будет заниматься в группе, предлагается материал для образовательной деятельности дома.
Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.
Опыт работы показывает, что соблюдение указанных выше требований обеспечит усвоение программы каждым ребенком, и он будет хорошо социализирован в обществе, а самое главное — привиты основы патриотического воспитания, толерантного отношения к людям.
IV. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
- Что воспитанник должен знать, уметь по окончании обучения.
К концу года дети 3-4 лет должны:
- принимать участие в беседах о членах семьи, работниках детского сада;
- называть членов своей семьи, знать их имена;
- знать название родного города рассказывать о любимых местах в городе;
- проявлять интерес к русской культуре;
- знать государственные праздники (День России, Новый год, 8 марта. День защитника Отечества).
- знать некоторые профессии (воспитатель, продавец, врач, повар, водитель, строитель).
К концу года дети 4-5 лет должны:
- знать о достопримечательностях родного города;
- владеть знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
- иметь представление о значимости труда родителей, других близких людей;
- различать виды декоративно-прикладного искусства;
- называть свое имя, фамилию, возраст, пол, свои предпочтения, интересы;
- называть имена членов своей семьи, их профессии, особенности поведения;
- рассказывать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, кратко рассказать о достопримечательностях;
- иметь представление об основных государственных праздниках;
- знать названия растений и животных, особенности их внешнего вида, среды обитания в соответствии с возрастом;
- использовать в речи русский фольклор, уметь играть в народные игры.
К концу года дети 5-6 лет должны знать:
- свой домашний адрес, название города, страны;
- иметь представление о символике города, страны;
- знать название близлежащих улиц;
- иметь представления о жизни и быте русского народа, народов Урала;
- узнавать на фотографии достопримечательности города;
- знать профессии своих родителей;
- знать правила поведения в природе.
- иметь представления об истории русского костюма, костюмов народов Урала;
- знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- знать и использовать в речи русский фольклор, уметь играть в народные игры;
- различать изделия народных промыслов.
- Форма оценивания результатов
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы дополнительного образования социально-личностной направленности «Росточки Урала» проводится в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными И.Б.Едаковой, И.В.Колосовой, А.В. Копытовой и др., утвержденных на заседании кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Диагностика проводится на начало и конец учебного года, результаты фиксируются в картах развития личности ребенка при изучение интегративного качества «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» и в картах по овладению необходимыми навыками и умениями по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
- Форма представления результатов работы:
Погружаясь в каждую тему, дети не только получают знания, но и реализуют свои собственные творческие продукты: коллажи, альбомы, коллективные работы. Они участвуют в праздниках, развлечениях, викторинах на которых показывают знания, приобретенные в результате усвоения программы «Росточки Урала».
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
В результате патриотического воспитания по программе «Росточки Урала» предполагается, что у детей воспитывается:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- уважительное отношение к наследиям других народов;
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- патриотические чувства через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Формируется:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
- бережное отношение к природе, ко всему живому;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развиваются:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.
Литература:
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
- Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
- Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003
- Гаврилова И. Г Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. - М; АРКТИ,2003
- Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие - СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
- Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий», 2008
- Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
- Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
- Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010
- Николаева С.Р., Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс, 2003
- Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез, 2005
- Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М., «Скрипторий», 2010
- Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005, №1
- Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб, 2003
- Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Дополнительная образовательная программа «Фольклор и сказки народов Урала»
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.На шестом году жизни у детей наблюдается углубл...
непосредственно образовательная деятельность «Кладовая Урала»
Цель. Познакомить с полезными ископаемыми Урала....
Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в ор...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....