Дополнительная образовательная программа «Фольклор и сказки народов Урала»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На шестом году жизни у детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие литературного текста приближается к уровню эстетической деятельности.
Путешествуя по сказке, и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Направление данной программы является познавательно – речевым
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускная аттестационная работа
на первую квалификационную категорию
Дополнительная образовательная программа
«Фольклор и сказки народов Урала»
Выполнила: Тарова Лариса Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 12,
Шелевая Оксана Александровна,
Воспитатель МБДОУ № 6,
Лещенко Людмила Николаевна,
Воспитатель МБДОУ № 35,
г. Оренбург
Руководитель: Тавстуха Ольга Григорьевна,
д.п.н., профессор
Оренбург 2013
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………3
- Тематическое планирование……………………………..……8
- Содержание программы……………………………………….12
- Контрольно – диагностические материалы………………….26
- Методическое обеспечение…………………………………....31
- Список литературы…………………………………………….39
- Приложение 1…………………………………………………40
Приложение 2…………………………………………………………... .41
Приложение 3…………………………………………………………….42
Пояснительная записка
Актуальность написания данной программы видится в том, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Современная система дошкольного образования использует программу: «Радуга» для обучения и воспитание детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программы является взращивание жизнеспособной личности, способной чутко относится к людям, к окружающему миру и адаптироваться в быстроменяющимся мире.
Проблема ознакомления старших дошкольников с литературой с целью их эстетического воспитания не освещается в программе. В основном авторы программы используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей; воспитание коллективизма, экологического воспитания, умственного развития и прочее. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.
Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство со сказкой. В программе «Радуга» не отражены региональные особенности. Так сложилось исторически, что в Оренбургской области проживают люди разных национальностей.
На этой основе в содержание программы были внесены народные сказки, отражающих многонациональный состав нашего региона для развития литературных способностей в процессе читательской деятельности, где учитывают интересы, потребности и способности ребенка. В связи с этим используются сказки писателей уральского региона: Павла Петровича Бажова, Людмилы Константиновны Татьяничевой, Сергея Тимофеевича Аксакова, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Новизной данной программы является то, что в ходе освоения программы ребенок знакомится с культурой, традициями, обычаями народов, проживающих на территории Оренбуржья и заключается в следующем: при работе со сказкой их нельзя просто читать, их надо анализировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный процесс, возвращаться к одному и тому же многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами.
Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста совместно с воспитателем. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения дошкольниками.
При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На шестом году жизни у детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие литературного текста приближается к уровню эстетической деятельности.
Путешествуя по сказке, и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Направление данной программы является познавательно – речевым
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и потребностей в познании традиций, обычаев, быта народов Урала, средствами читательской деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
Формирование начальных представлений мира у детей, через фольклор и сказки народов Урала.
2. Развивающие:
Развитие интереса у детей к художественной литературе, приобщая к миру уральской художественной культуры.
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к героям художественно- литературным произведениям как виду искусства, родному языку, обычаям и традициям народов Урала,
Освоение задач литературного развития детей осуществляется в
разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов (сказок).
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
-«Чтение художественной литературы» в соответствии с поставленными целями, задачами чтения и анализа произведения, формулирование выводов и применение их в реальной жизни дошкольника.
- «Эмоциональная вставка» на занятиях физкультурой и других разделах программы (познавательное развитие, музыкальная деятельность и др.
2. Ежедневное чтение
- В свободное от непосредственно-образовательной деятельности время (небольшими группами или по желанию детей);
- Чтение перед сном больших произведений в течение нескольких дней;
- Чтение отрывка текста для организации интересной познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
- Использование произведения для организации режимного момента (например, при приеме детей или во время приема пищи);
- - Досуги, развлечения
- - Игры-драматизации, театрализованные игры
- - Спектакли, постановки.
Срок реализации программы:
Срок реализации программы 1 год, режим работы 1 раз в неделю по 25 минут, продолжительность в год- 12 ч. 55мин.(775 минут).
Ожидаемые результаты освоения программы.
Для достижения целей интеллектуального и личностного развития у детей направлено содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
- дети могут применять самостоятельно усвоенные знания о традициях, обычаях и быте народа Урала. Воспроизводить содержание произведения.
- дети способны передавать свои впечатления от прочитанного и воплотить его в рисунке, драматизации, художественном труде, игре, рассказе.
- у детей сформированы навыки культурного обращения с книгой, умение беречь и заботиться о ней.
- у детей сформированы основные физические качества через игровую деятельность, подвижные игры народов Урала, хороводные игры.
Формы работы для подведение итогов:
Основными формами работы для подведения итогов реализации программы являются: совместная деятельность воспитатель с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Для подведения итогов дополнительной образовательной программы проводятся: детские выставки, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты, развлечения.
Тематическое планирование
Тематический план в НОД
Модуль | Объем | Интегративные | ЦОР, ЭОР | ||
1 .Традиции и | 200 | качества | |||
обычаи народов | мин. | ||||
Урала | |||||
1.1.Пословицы и | 25 | Приобщить | |||
поговорки | к словесному искусству, | аудиофрагменты. | |||
казахского | к фольклору казахского | ||||
народа. | народа. | ||||
1.2.Разучивание | 25 | Анализирует действие | слайды, | ||
потешки «Ехали | и поступки героев, | аудиофрагменты. | |||
казаки...» | перевоплощение. | ||||
1.3.Русская | 25 | Умеет воспроизводить | Аудиофрагменты, | ||
потешка«Тень- | образные выражения, | ||||
тень- | подбирать сравнения, | звуковое кино. | |||
потетень...». | эпитеты. | ||||
1.4.Потешки | 25 | Приобщить | Аудиозапись, | ||
башкирского | к словесному искусству, | слайды | |||
народа «Мы | к фольклору | картинок. | |||
проснулись, мы | башкирского народа | ||||
проснулись...». | |||||
1.5.Потешки | 25 | Интересуется новым, | |||
украинского | неизвестным, | ||||
народа «Котик, | проявляет | муз.сопровождение. | |||
котик, сив на | эмоциональный | ||||
плотик...». | интерес | ||||
1.6.Татарская | 25 | Приобщить | Слайды картинок, | ||
пальчиковая | к словесному искусству, | муз.сопровождение. | |||
гимнастика «Бу- | к фольклору | ||||
бармак- | татарского народа | ||||
бабай...». | |||||
1.7.Приговорки | 25 | Приобщить | слайды картинок | ||
удмуртского | к словесному искусству, | национальных костюмы, | |||
народа «Расти, | к фольклору | муз сопровождение. | |||
расти, расти...». | удмуртского народа | ||||
1.8.Казачьи | 25 | Слушает и понимает рречь речи | слайды | ||
забавы «Приехал | речь собеседника, | иллюстраций, | |||
казаченька...». | разглядывание | аудиофрагменты. | |||
иллюстраций, | |||||
проявляет эстетические | |||||
чувства. | |||||
Модуль 2. | Объем | Интегративные | ЦОР, ЭОР | ||
Сказки о | 200 | качества | |||
животных | мин. | ||||
2.1. Бажов П.П. | 25 | Умеет воспроизводить | Видеозапись, | ||
«Кошачьи уши». | образные выражения, | ||||
подбирать сравнения, | иллюстрации. | ||||
эпитеты. | |||||
2.2.Бажов П.П. | 25 | Интересуется новым, | Видеозапись, | ||
«Серебряное | неизвестным. | ||||
копытце». | проявляет | иллюстрации. | |||
эмоциональный | |||||
интерес, понимает | |||||
причины и следствия | |||||
поступков героев. | |||||
2.3. Мамин- | 25 | Слушает и понимает | Видеозапись | ||
Сибиряк д.н. | речь собеседника, | ||||
«Серая Шейка». | выражает свои мысли, | ||||
разглядывание | |||||
иллюстраций. | |||||
2.4.Татьяничева | 25 | Слушает и понимает понимает | Видеофрагменты. | ||
Л.К. «Мой | речь собеседника, собеседника, | ||||
оленёнок». | выражает свои мысли, разглядывание иллюстраций. | ||||
раций. | |||||
2.5.Бажов П.П. | 25 | Умеет воспроизводить | Звуковое кино. | ||
«Две ящерки». | образные выражения, | ||||
понимает причины и | |||||
следствия поступков | |||||
героев. | |||||
2.6.Татьяничева | 25 | Анализирует действие об действие | Видеозапись | ||
Л.К. «Козы шли | и поступки героев, | Муз.сопровождение. | |||
к водопою». | инициирует разговор и след | ||||
поддерживает его. | |||||
2.7. Аксаков СТ. | 25 | Проявляет | Слайды картинок. | ||
«Сурка» | эмоциональный | ||||
Интерес к | |||||
произведению, | |||||
понимает причины | |||||
поступков героев. | |||||
2.8.Аксаков СТ. | 25 | Слушает и понимает | Видеофрагменты | ||
«Как кошки | речь собеседника, | ||||
ловят рыбу». | выражает свои мысли, | ||||
проявляет эмоции. | |||||
Модуль 3. Волшебные сказки | Объем 200 мин. | Интегративные качества | ЦОР, ЭОР | ||
3.1. Аксаков СТ. «Аленький цветочек» | 25 | Развивает нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь. | Слайды картинок, аудиофрагменты. | ||
3.2.БажовП.П. «Горный мастер» | 25 | Интересуется новым, неизвестным, понимает некоторые образные средства, используемые в художественной литературе. | видеофрагменты. | ||
З.З.Бажов П. П. « Чугунная бабушка» | 25 | Выражает свое отношение, проявляет эстетические чувства, понимает причины и следствия поступков героев. | Видеозапись, муз.сопровождение. | ||
3.4.Аксаков СТ. «Три канарейки». | 25 | Умеет перевоплощаться, подражать, изображать героев при помощи мимики и жестов. | Видеофрагменты | ||
3.5. Татьяничева Л.К. «Двойная радуга». | 25 | Проявляет эмоциональный интерес к новому, неизвестному. | муз. Сопровождение. | ||
3.6. Бажов П.П. «Золотой волос». | 25 | Умеет воспроизводить образные выражения, понимает причины и следствия поступков героев. | видеофрагменты. | ||
3.7.БажовП.П. «Живинка в деле». | 25 | Выражает свои мысли, делится впечатлениями, понимает причины и следствия поступков героев. | Аудиофрагменты, Видеозапись. | ||
Модуль 4. Бытовые сказки | Объем 200 мин. | Интегративные качества | ЦОР, ЭОР | ||
4.1. Бажов П.П. «Огневушка- поскакушка». | 25 | Обсуждает поступки героев, прогнозирует результат. | Видеозапись. | ||
4.2.БажовП.П. «Малахитовая шкатулка» | 25 | Слушает и понимает речь собеседника, выражает свои мысли, выразительно пересказывает текст без помощи взрослого. | Звуковое кино. | ||
4.3.Бажов П.П. «Хозяйка медной горы» | 25 | Обсуждает поступки героев, прогнозирует результат. | Видеозапись. | ||
4.4.БажовП.П. «Каменный цветок». | 25 | Обсуждает поступки героев, прогнозирует результат, проявляет эмоциональный интерес. | Видеозапись. | ||
4.5. Бажов П.П. «Синюшкин колодец». | 25 | Обсуждает поступки героев, прогнозирует результат, активизирует фантазию. | муз.сопровождение. | ||
4.6. Татьяничева Л.К. «Пять весёлых молотков». | 25 | Обсуждает поступки героев, прогнозирует результат, понимает причины и следствия поступков героев. | Видеозапись. | ||
4.7.Татьяничева Л.К. «Про Олю». | 25 | Умеет перевоплощаться, подражать, изобразить героев при помощи мимики и жестов. | Муз.сопровождение. | ||
4.8. Бажов П.П. «Солнечный камень». | 25 | Находит сходства и отличия художественных героев, эмоционально активен, артистичен, подвижен. | Видеозапись. | ||
Содержание программы.
Модуль 1. Традиции и обычаи народов Урала.
Тема 1.1. Пословицы и поговорки казахского народа.
Теория: Знакомство с казахским народом. Обычаи казахского народа, праздники.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание альбома с иллюстрациями национального костюма;
- чтение пословиц и поговорок казахского народа.
Продуктивная деятельность: экскурсия в «Национальную деревню»
Интеграции образовательных областей: «Чтение художественной литературы»,
«Познание», «Социализация».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 1.2.Разучивание потешки «Ехали казаки...».
Теория: Беседа «Какой должен быть казак?»
Зрительный и литературный ряд:
-Рассматривание иллюстраций с изображением казаков;
-чтение потешки «Ехали казаки», разучивание.
Продуктивная деятельность:
-экскурсия в музей казачества на «Славянском базаре».
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Форма организации: групповая / совм.обр.обл.
Тема 1.3.Русская потешка « Тень-тснь-потетень...».
Теория: Знакомство с потешкой, беседа «О каком качестве говорится в жанре?»
Зрительный и литературный ряд:
-рассматривание русских народных костюмов.
-заучивание потешки « Тень-тень-потетень»
Продуктивная деятельность:
- рисование элемента русского народного костюма.
Материалы и оборудование:
-краски и карандаши, лист бумаги, солфетка.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».
Форма организации : по под группам/ совм.обр.обл.
Тема 1.4.Потешка башкирского народа «Мы проснулись, мы проснулись...».
Теория: Знакомство с башкирским народом.
Зрительный и литературный ряд:
- Рассматривание альбомов, фотографий, слайдов о башкирском народе;
- чтение башкирской потешки;
- беседа « Где мы можем использовать эту потешку?»;
- использование потешки в режимном моменте.
Продуктивная деятельность:
-экскурсия с родителями в « Национальную деревню».
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Форма организации /групповая/совм. обр. обл.
Тема 1.5. Потешка украинского народа «Котик, котик, сив на плотик...».
Теория: Знакомство с украинским народом.
Зрительный и литературный ряд:
- Рассматривание иллюстраций с изображением украинского костюма;
- Слушание потешки;
- составление описательного рассказа;
- беседа об украинском народе, обычаях, традициях.
Продуктивная деятельность:
- Рисование элемента украинского костюма.
Материалы и оборудование:
-краски и фломастеры, лист бумаги, салфетка.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»
Форма организации /групповая/ совм.обр.обл.
Тема 1.6. Татарская пальчиковая гимнастика «Бурмак-бабай...».
Теория: Знакомство с татарским народом и его традициями.
Зрительный и литературный ряд:
- Чтение пальчиковой гимнастики;
- словарная работа над словами, которые имеют своё обозначение на русском языке;
-беседа о татарском народе;
-ежедневное использование пальчиковой гимнастики в течении недели.
Продуктивная деятельность:
- экскурсия в музей на территории детского сада.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Форма организации: групповая./ совм.обр.обл.
Тема 1.7. Приговорки удмуртского народа «Расти, расти, расти...».
Теория: Знакомство с жанром - приговорки,
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание альбомов, слайдов, фотографий удмуртского народа;
- демонстрация национального костюма;
-чтение удмуртских приговорок.
Продуктивная деятельность:
- рисование элемента удмуртского костюма.
Материалы и оборудование:
-Краски и карандаши, лист бумаги, салфетка.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 1.8 Казачьи забавы «Приехал казаченька...».
Теория: Знакомство с малым фольклором – забавы.
Зрительный и литературный ряд:
-беседа о казаках, развлечения-забавы.
Продуктивная деятельность:
- музыкальный зал, экскурсия в музей казачества.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Форма организации: по подгруппам/ совм.обр.обл.
Модуль 2. Сказки о животных.
Тема 2.1. Бажов П.П. «Кошачьи уши».
Теория: Знакомство с Бажовым П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение сказки;
- игра - беседа по сказке;
- разыгрывание сценок;
Продуктивная деятельность:
- рисование котика.
Материалы и оборудование:
- краски и карандаши, листы бумаги и салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение Художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Форма организации: групповая./ совм.обр.обл.
Тема 2.2.Бажов П.П. «Серебряное копытце».
Теория: Чтение сказки «Серебряное копытце» Бажов П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- Рассматривание иллюстраций к сказке;
- Чтение сказки;
- игра - беседа по сказке;
- разыгрывание сценок.
Продуктивная деятельность:
- лепка изготовление героев сказки.
Оборудование и материалы:
- доски для лепки, пластилин, крем для рук, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обд.
Тема 2.3. Мамин - Сибиряк «Серая шейка».
Теория: Знакомство с писателем и его произведением.
Зрительный и литературный ряд:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение сказки;
- мимическая игра «Покажи героя».
Продуктивная деятельность:
- рисование отрывка.
Материалы и оборудование:
- карандаши и фломастеры, лист бумаги, трафарет.
Интеграции Образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 2.4. Татьяничева Л.К. «Мой оленёнок».
Теория: Знакомство с писателем Урала и его творчеством.
Литературный ряд:
-Чтение сказки;
- игры, соревнования;
- сюрпризный момент.
Продуктивная деятельность:
- Лепка героя.
Материалы и оборудование:
- доски для лепки, пластилин, салфетки, стеки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема2.5. Бажов П.П. «Две ящерки».
Теория: Чтение сказки «Две ящерки»
Зрительный и литературный ряд:
-Просмотр мультфильма;
- беседа по вопросам;
-составление рассказа покартинке;
- подвижная игра.
Продуктивная деятельность:
- Аппликация «Две ящерки»
Материалы и оборудование:
- цветная бумага, картон, клей, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 2.6.Татьяничева Л.К. «Козы шли к водопою».
Теория: Чтение произведения Л.К. Татьяничевой «Козы шли к водопою»
Зрительный и литературный ряд:
- Прослушивание сказки;
- работа по серии картинок.
Продуктивная деятельность:
- лепка героев сказки.
Материалы и оборудование:
- доска для лепки, пластилин, стеки, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 2.7. Аксаков СТ. «Сурка».
Теория: Знакомство с творчеством Аксакова С.Т.
Зрительный и литературный ряд:
-Рассказывание сказки воспитателем,
- работа по картинкам,
- составление сказки по предметам, нарисованным на картинке.
Продуктивная деятельность:
- отрывная аппликация
Материалы и оборудование:
- цветная бумага, картон, клей,салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 2.8. Аксаков СТ. « Как кошки ловят рыбу».
Теория: Знакомство с писателем Урала Аксаковым С.Т.
Литературный и зрительный ряд:
- Чтение сказки;
- игра - беседа по сказке;
- составление описательного рассказа (главный герой);
-дидактическая игра: «Угадай сказку».
Продуктивная деятельность:
- коллективная работа на мольберте.
Материалы и оборудование:
- гуашь, кисточки, непроливайки-с водой, сафетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Модуль 3: Волшебные сказки.
Тема 3.1. Аксакова СТ. « Аленький цветочек».
Теория: Знакомство с писателем Урала Аксаковым СТ.
Зрительный и литературный ряд:
-рассматривание портрета,
- чтение сказки «Аленький цветочек»;
- рассматривание иллюстраций к сказке.
Продуктивная деятельность:
-рисование «Аленький цветочек»
Материалы и оборудование:
- Карандаши и краски, лист бумаги.
Интеграции образовательных областей: «Познание », «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 3.2. Бажов П.П. « Горный мастер».
Теория: Знакомство с портретом писателя Бажова П.П.,
Зрительный и Литературный ряд:
- чтение сказки «Горный мастер»,
- составление описательного рассказа (главный герой).
Продуктивная деятельность:
Лепка «Ваза из Уральских поделочных камней»
Материалы и оборудование:
- бросовый материал, пластилин, стеки, цветные камешки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема З.З.Бажов П. П. « Чугунная бабушка».
Теория: Чтение сказки «Чугунная бабушка» Бажов П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций;
- прослушание сказки, аудиозапись;
- беседа об уральских мастерах.
Продуктивная деятельность:
- лепка изготовление героев сказки.
Материалы и оборудование:
- доска для лепки, пластилин, стеки, крем для рук, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Форма организации: групповая/ совм. обр. обл.
Тема 3.4.Аксаков С.Т « Три канарейки».
Теория: Чтение сказки «Три канарейки» Аксаков С.Т.
Зрительный и литературный ряд:
- просмотр презентации на тему: «Творчество Аксакова С.Т»;
- чтение сказки;
- обсуждение сюжета.
Продуктивная деятельность:
- Изготовление птиц из природного материала.
Материалы и оборудование:
- природный материал (шишки, желуди, перышки и т.д.), пластилин, стеки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Форма организации: групповая/ совм. обр. обл.
Тема 3.5. Татьяничева Л.К. « Двойная радуга».
Теория: Чтение сказки.
Зрительный и литературный:
- рассматривание иллюстраций к произведению;
- обсуждение сюжета;
- краткий пересказ по картинкам.
Продуктивная деятельность:
- рисование радуги красками.
Материалы и оборудование:
- бумага, краски, непроливайка с водой, салфетка.
Интеграции образовательных областей: «Познание », «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм. обр. обл.
Тема З.6.Бажов П.П. «Золотой волос».
Теория: Чтение сказки « Золотой волос».
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к произведению;
- видеозапись, обсуждение сюжета;
- описание главного героя.
Продуктивная деятельность:
- рисование героя из сказки, по желанию детей.
Материалы и оборудование:
- гуашь, карандаши, бумага, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 3.7. Бажов П.П. «Живинка в деле».
Теория: Чтение сказки, сравнение с другими уже прочитанными сказками Бажова П,П.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- обсуждение главного героя;
- обсуждение прочитанного, сравнение с другими произведениями
Бажова П.П..
Продуктивная деятельность:
- лепка из соленного теста «Волшебный цветок».
Материалы и оборудование:
- доски для лепки, тесто, краски, бусинки, бисер для украшения, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Модуль 4.Бытовые сказки.
Тема 4.1. Бажов П.П. «Огневушка - поскакушка».
Теория: Знакомство детей со сказкой Бажова П.П. «Огневушка - поскакушка».
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
-прослушивание сказки;
- осуждение сюжета.
Продуктивная деятельность:
- рисование платочка для Огневушки-поскакушки.
Материалы и оборудование:
-краски, карандаши, листы бумаги, непроливайка, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 4.2. Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».
Теория: Чтение сказки «Малахитовая шкатулка» Бажов П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- Просмотр сказки;
- рассмотрение иллюстраций;
- беседа о героях сказки.
Продуктивная деятельность:
- ручной труд «Малахитовая шкатулка».
Материалы и оборудование:
- бросовый и природный материалы, пластилин, слей, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 4.3. Бажов П.П. «Хозяйка медной горы».
Теория: Чтение сказки «Хозяйка медной горы» Бажова П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- беседа по сказке;
-составление сказки по картинкам.
Продуктивная деятельность:
- поделки из природного материала.
Материалы и оборудование:
- природный материал (камушки, ракушки, скорлупки грецкого ореха, песок), пластилин, клей, картон.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Форма организации: групповая./ совм. обр.обл.
Тема 4.4. Бажов П.П. «Каменный цветок».
Теория: Чтение сказки «Каменный цветок» Бажов П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- просмотр сказки;
- обсуждение главных героев;
- игра «Придумай другой конец сказки»;
- подвижная игра: «Заря - заряница».
Продуктивная деятельность:
-Ручной труд «Каменный цветок»
Материалы и оборудование:
- разноцветные салфетки, клей, картон, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Форма организации: по подгруппам/совм.обр.обл.
Тема 4.5. Бажов П.П. «Синюшкин колодец».
Теория: Чтение сказки «Синюшкин колодец».
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- прослушивание сказки;
- обсуждение главных героев.
Продуктивная деятельность:
- рисование понравившегося героя.
Материалы и оборудование:
-краски, гуашь, кисточки, непроливайка, бумага, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм.обр.обл.
Тема 4.6. Татьяничева Л.К. «Пять весёлых молотков».
Теория: Знакомство детей с произведением Татьяничевой Л.К. «Пять веселых молотков».
Зрительный и литературный ряд:
- просмотр произведения;
- беседа по сюжету;
- пальчиковая гимнастика «Молоточком я стучу».
Продуктивная деятельность:
лепка «Молоточка», выставка работ.
Материалы и оборудование:
- пластилин, стеки, дощечки, салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 4.7. Татьяничева Л.К. «Про Олю».
Теория: Чтение и обсуждение сказки.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение и обсуждение сказки.
Продуктивная деятельность:
- рисование героя.
Материалы и оборудование:
- фломастеры и карандаши, бумага, трафареты.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма организации: групповая/ совм. обр.обл.
Тема 4.8. Бажов П.П. «Солнечный камень».
Теория: Чтение сказки «Солнечный камень» Бажов П.П.
Зрительный и литературный ряд:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- беседа по сказке.
Продуктивная деятельность:
- художественное творчество «Уральские горы»
Материалы и оборудование:
- краски, карандаши, бумага. салфетки.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация». «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Форма организации: по подгруппам/ .совм.обр.обл.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы реализации программы:
Воспитание и обучение посредством сказки требует соблюдения следующих принципов и требований:
- необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя принцип наглядности;
- следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в ходе инсценирования;
- содержание текста должно быть простым, доступным.
Методическое обеспечение:
Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются следующие:
Чтение (рассказывание) взрослого: Мы знакомим дошкольников с литературными текстами, как со своими «добрыми друзьями». При этом обращаем внимание детей на источники получения книги: Мы принесли из дома или кто-либо из детей, берем ли книгу в библиотеке (в том числе после экскурсии), обмениваемся книгами с детьми другой группы и прочее. Это помогает сделать ознакомление с литературой не дидактическим, а гуманитарным процессом, вызывает у детей тот интерес к книге, который есть (или должен быть) в обществе.
Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми: Мы совместно обсуждаем звучащую речь дошкольников при чтении, рассказывании, в театрализованных постановках. Это обеспечивает развитие у детей осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, способствует развитию умений анализа и самоанализа правильности и выразительности речи.
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Это способствует воспитанию литературно-художественного вкуса детей, развивает способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка, улавливать музыкальность, звучность, красоту и поэтичность русского литературного языка.
Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. М. Волкова о приключениях Элли и ее друзей, истории о Мумми-Троллях Туве Янссон и другие.
Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу мы включаем вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно-следственных связей (между событиями, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и т.д.), на целостное понимание образов героев с учетом особенностей их поведения и характера, всей коллизии произведения, на осознание значения изобразительно-выразительных средств языка, на осмысление эмоционального и идейного подтекста произведения; а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Мы помогаем ребенку «встать над героем», рассмотреть события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем. Так же, как и в старшей группе, будут актуальны следующие методы.
Беседы о книгах, в которых мы решаем и новые задачи: знакомим с историей появления книг в истории человечества, помогаем детям осознать значение книг для самого ребенка.
Обобщающие беседы дают возможность детям разобраться в основных видах и жанрах фольклора и литературы («Что такое сказка?», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие).
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления мы организуем совместно с детьми и их родителями, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.
Пересказ текста.
Когда ребенок прослушал сказку или рассказ, взрослый задает вопросы, чтобы выяснить, понятно ли ему содержание произведения. Затем дается установка на пересказ. С точки зрения ребенка пересказывать текст «просто так» не имеет смысла — поэтому в процессе подготовки к пересказу воспитатель или родитель должен обеспечить мотив к осуществлению данной деятельности ребенком (используя эмоциональное предвосхищение событий, введение игровых персонажей, создание воображаемой ситуации и т. д.). Умению пересказывать прослушанный (прочитанный) текст нужно учить. Схема пересказа текста:
- Подумайте, сколько картин можно нарисовать к тексту.
- Определите, на сколько частей можно разделить текст.
- Скажите, о чем будет говориться в первой части.
- Озаглавьте каждую часть.
- Обсудите предложенные варианты заглавий и выберите оптимальный.
Виды пересказа взрослым:
- воспитатель (родитель) пересказывает, а ребенок вставляет необходимые слова или предложения;
- ребенок пересказывает, а взрослый направляет его мысль с помощью вопросов и уточнений;
- ребенок пересказывает по плану, предложенному взрослым;
- пересказ «по цепочке», когда ребенок начинает пересказывать,
взрослый продолжает, а ребенок заканчивает (или наоборот); - пересказ в лицах, типа драматизации;
- пересказ по частям;
- выборочный пересказ по заданию воспитателя (родителя);
- краткий пересказ только самого главного, существенного;
- творческое рассказывание (пересказ, предполагающий передачу
содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями);
- составление рассказа из личного опыта по аналогии с услышанным;
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.
Кроме того, детям можно предложить придумать окончание или пропущенное в тексте звено сюжета, описать ситуацию, на фоне которой развертывается действие, и рассказать, как бы действовали сами дети. Можно использовать тексты, которые вызывают эмоциональную отзывчивость,
предвосхищение, выделение нравственных норм и «примеривание» их к себе. Формированию навыков самоконтроля в работе над текстом способствует введение при пересказе или творческом рассказывании скрытого запрета на использование «запрещенных» слов, которые подлежат замене. Например, заменив при пересказе слово «мальчик» на слово «девочка», ребенок вынужден придерживаться этой замены на протяжении всего текста. В
дальнейшем данный запрет перестает быть скрытым для детей и воспитатель использует его в работе над синонимами. В этом случае воспитатель говорит, что вместо некоторых слов-символов, помогающих пересказывать текст, он расставит сейчас «ловушки» (показывает изображение ямы или лужи),
которые нужно обходить (подобрать другое слово с похожим значением) или перепрыгивать (найти сравнение) во время пересказа текста. Для этого взрослый применяет инструкции типа: «Скажи по-другому», «Какое слово можно еще подобрать к данному слову?», «Чем можно заменить слово?»
(указательным местоимением или обобщением), «На что этот предмет похож?», «Что это тебе напоминает?» (с использованием слов «как», «будто», «похоже на», «напоминает», «кажется», «точно»; сравнений, выраженных творительным падежом). Формированию навыков самоконтроля в работе над текстом способствует и оценка того, насколько удачно или неудачно выступил товарищ (с целью ему помочь); высказывание своего мнения по поводу того, что понравилось ребенку на занятии и почему. Через оценку деятельности и ответов других
воспитанников дети приходят к осознанию собственных действий и их успешности или не успешности. Затем эти навыки переносятся в ситуацию домашнего чтения с родителями и другими членами семьи, особенно если в ней есть старшие или младшие дети.
Чтение вслух:
Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:
- Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
- Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства
вызывает у него то, о чем вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке, рассказе или стихотворении больше всего задевает ребенка, и это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен топко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. От него требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку (рассказ) и дать возможность детям по рассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
- Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
- Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.
- Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
- С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. По чаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.
- Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные
произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять. О применении и изготовлении «кукол-марионеток» можно узнать из книги Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к Волшебству. Теория и практика сказка-терапии»
Список используемой литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
- ГербоваВ.В. Приобщение детей к художественной литературе.—М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Книга для чтения в детском саду и дома.Хрестоматия.4-5лет/Сост. В.В.Гербова, Н. П.Ильчуки др.-М.,2005.
- Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы сос. М.А. Литовская, Е.К. Созина- Екатеринбург: У-Фактория 2002. - с.41
- Знакомство дошкольников 5-7 лет с литературой О.С. Ушакова-М.,2010
- Традиционная культура Урала, Народный календарь. -Екатеринбург ,2000
- Рассказы об уральской истории.- Свердловск ср. ур. Изд., 1990
- Русские сказки Урала.- Екатеринбург, сфера 1997
- Русский детский фольклор, Сборник М.: Просвещение
- Наш дом- Южный Урал Е.С. Бабунова Ма. ГУ., 2004
- Художественная литература П.П. Бажов- М.: 1997
- Художественная литература Д.Н. Мамин - Сибиряк-М.: 1997
- Сказания Земли Уральской. Росток. Ч 1996
- Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов /под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой, - М.: Просвещение, 2011-127с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Глоссарий
Образование | универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования: механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени |
Воспитание | как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова) |
Развитие | процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова) |
Формирование | специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова) |
Деятельность | Вид активности детей, направленная на познание и творческие преобразования окружающего мира. |
Игровая деятельность | Ведущий вид активности детей, заключающийся в моделировании действий взрослых и их отношений |
Театрально- игровая деятельность | Яркое эмоциональное средство, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. |
Способности | Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. |
Литературные способности | Особый дар. Отсюда и термин «одаренный», «одаренность». Великие русские писатели и критики, наблюдая за процессом творчества, анализируя его и обдумывая вопрос о сущности литературных способностей, литературного таланта, высказали ряд ценных мыслей. |
Сказка | Это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера |
Фольклор | Формирование у детей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану природных ресурсов. |
Жанр | Исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания |
Сказочный персонаж | Действующее лицо сказочного произведения |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Система в работе по ознакомлению детей со сказками народов Урала
Ознакомление воспитанников со сказками и фольклором народов
Урала
Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям
Прослушивание грамзаписей и произведений литературных произведений
-Знакомство с художниками Урала
- Книга — произведение
эстетической культуры - Бережное отношение к
книге как источнику
знаний и культуры
- Формирование запаса литературно-ху
дожественных впечатлений - Способность слушать литературные
произведения различных жанров и тематик
- Индивидуальные литературные пред
почтения
Детское словотворчество
Драматизация литературных произведений
- Чувство языка
- Подбор рифмы
- Игровые и
юмористические
вариации стихотворных
- Частичная или полная драматизация
известных литературных произведений
Представление о характерах типичных персонажей литературно! о произведения и способы творческого применения
- Интерпретация литературного образа
Заучивание пословиц и поговорок
-Чтение наизусть
-Интонационная выразительность
-Эмоциональный отклик
Чтение
сказок
-Познание мира
-Формирование нравственных чувств и качеств личности
-Эмоциональная передача содержания небольших прозаических текстов
Рассказывание сказок
-Эмоциональный
отклик
-Учение следить за развитием сюжета
-Выразительная литературная речь
-Обогащение словаря, активизация образных слов, сравнений, эпитетов
Рисование и изготовление поделок по сюжетам художественных произведений
Организации выставок
КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
№№ | Интегративное качество | Метод/ методика | Примечание |
1 | Любознательный, активный | - Беседы на тему «Знакомство с культурой, традициями, обычаями народов Урала»; - рассматривание иллюстраций; - экскурсии; - чтение художественной литературы. Хрестоматия по литературе Урала сос. М.А. Литовская, Е.К. Созина-Екатеринбург: У - Фактория 2000; Знакомство дошкольников с литературой О.С. Ушакова – М.; 2010. | |
2 | Эмоционально отзывчивый | - Рассказ по картинке; - практическая деятельность; - беседы по сказкам; - рассматривание иллюстраций; - экскурсии; - дидактические игры. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов/Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др.; под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. - М.: Просвещение, 2011. | |
3 | Овладевший необходимыми навыками и умениями | - практическая деятельность; - беседы по сказкам народа Урала; - экскурсии; - дидактические игры. -игры -драматизации Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов/Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и. др.; под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. - М.: Просвещение, 2011. |
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведение диагностики основывается на мониторинге достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования « Успех» Н.О Березина, И.А Бурлакова.
Карта развития (возраст 6 лет)
Ф.И. ребенка _____________________________________________________
Возраст № группы ________________________________________________
Дата заполнения __________________________________________________
Педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные ниже характеристики интегративных качеств и в зависимости от частоты их проявления у данного ребенка отмечает нужное количество баллов.
При оценке каждой характеристики интегративного качества необходимо руководствоваться частотой ее проявления, ориентируясь на графы в таблице часто, иногда, крайне редко.
Часто – проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности.
Иногда – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
Крайне редко – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
№№ | Характеристики интегративных качеств | Частота проявления | ||||
часто | Иногда | Крайне редко | ||||
Любознательный, активный | ||||||
1 | Проявляет интерес к новым незнакомым книгам, пытается самостоятельно рассмотреть иллюстрации. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
2 | Проявляет интерес к фольклору и сказкам народов Урала, направленно на их чтение. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
3 | Интересуется различными правилами (деятельности, взаимодействия, моральными и др.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
4 | На занятиях с интересом слушает информацию взрослого | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
5 | Интересуется взаимоотношениями людей, их эмоциональными состояниями (спрашивает о них и/или вызывает их) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
6 | Проявляет интерес к причинам действий и поступков взрослых, сверстников и литературных героев (задает вопросы: почему? Зачем?) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
7 | Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
8 | Проявляет интерес к придуманным сверстниками новым движениям и способам действия и/или привлекает внимание взрослых и сверстников к своим новым придуманным движениям и способам действия | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
Овладевший умениями и навыками | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
Сумма баллов | ||||||
Эмоционально отзывчивый | ||||||
Да | Нет | |||||
1 | Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, иллюстрации), без специального воздействия взрослого. | 1 балл | 1 балл | |||
2 | Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний, эмоциональных состояний персонажей художественных произведений. | |||||
Сумма баллов |
Определение уровня развития основных интегративных качеств
Интегративное качество | Сумма полученных баллов каждого интегративного качества | ||
Любознательный, активный | 12-16 баллов | 5-11 баллов | 0-4 балла |
Эмоционально отзывчивый | 2 балла | 1балл | 0 баллов |
Уровневые показатели | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Балл уровневого показателя (этот балл заносится в строку «Уровневый показатель») | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Овладевший умениями и навыками | 10-8 баллов | 7-3 балла | 2-0 баллов |
Уровневый показатель | высокий | средний | Низкий |
Присваемый балл | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Приложение 3
Карта наблюдений
№ | Фамилия, имя ребенка | Любознательный, активный | |||||||||||||||||||||||||||||
проявляет интерес к новым незнакомым книгам, пытается самостоятельно рассмотреть иллюстрации | проявляет интерес к фольклору и сказкам народа Урала, направленной на их чтение | интересуется различными правилами (деятельности, взаимодействия, моральными и др.) | на занятиях с интересом слушает информацию взрослого | интересуется взаимоотношениями людей, их эмоциональными состояниями (спрашивает о них и/или называет их) | Проявляет интерес к причинам действий и поступков взрослых, сверстников и литературных героев | инициирует общение и взаимо-действие со сверстниками и взрослыми | проявляет интерес к придуман-ным сверстниками новым движе-ниям и способам и/или привлека-ет внимание взрослых и сверст-ников к своим новым придуман-ным движениям и способам действия. | ||||||||||||||||||||||||
1 | Частота проявления | ||||||||||||||||||||||||||||||
часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | ||||||||
1 | Агафонова Лера | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Антонова Арина | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Важинская Даша | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Иванов Арсений | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ишкаева Энжела | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Ежова Аня | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Кихтенко Никита | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Кулантаев Артур | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Королева Даша | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Комбаров Игорь | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Круглов Слава | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Козлов Дима | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Лактионов Никита | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Орлов Коля | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Резванцев Юра | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Садуба Айнура | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Семенов Егор | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Скопинцев Игорь | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Сизов Степан | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Сорокин Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Телегин Ваня | ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Тюрина Даша | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Чижик Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Черкашова Саша | ||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Холодилин Данил | ||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Хайруллин Дамир | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Янюшкин Ярослав | ||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Чепов Вадим | ||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Чимкаева Полина | ||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Фомина Надя | ||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Швецов Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Шлей Артем | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Юдин Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Ярыгина Маша | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Михальчук Ангелина | ||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Эмоционально отзыввчивый | ||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, иллюстрации), без специального воздействия взрослого. | Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний, эмоциональных состояний персонажей художественных произведений. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Частота проявления | |||||||||||||||||||||||||||||||
часто | иногда | Крайне редко | часто | иногда | Крайне редко | ||||||||||||||||||||||||||
1. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
№ | Фамилия, имя ребенка | Овладевший необходимыми умениями и навыками |
1. | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»
В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. П...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси».
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры народов Севера ханты и манси»....
Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...
Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в ор...
Сказки народов Урала. Подборка для дошкольников 5-7 лет
Детские сады Свердловской области посещают дети разных национальностей: русские, татары, башкиры и марийцы, азербайджанцы и немцы, белорусы и армяне, чуваши и киргизы, мордва, удмурты, евреи и множест...
Дополнительная образовательная программа «Росточки Урала»
Программа «Росточки Урала» - это попытка движения от воспитания любви к близким людям, природе, городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и г...