Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.
проект (подготовительная группа)
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента. Количество учебных недель в году – 36. Количество учебных занятий – 36. В группе занимается 10 – 12 детей. Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Представлен примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Хочу всё знать!»
Автор: Видякина Н.И.
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель: развитие представлений детей дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи: Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
Учить фиксировать результаты исследований;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
Расширять представления о физических свойствах окружающего мира;
Развивать представления об основных физических явлениях.
Образовательные технологии и методические подходы образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях:
организуются беседы. Дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов. Занятие имеет гибкую структуру. Создаются педагогические ситуации общения на занятиях, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Личностно- ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля над личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно ориентированного подхода разработана по уровневого диагностика освоения программы. Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как процесс целостный. Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей. Связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного раздаточного материалов, различных схем. Это позволяет привлечь внимание детей к новой, достаточно сложной информации.
Планируемые результаты:
Знать | элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях; об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света), о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука– эхо; об основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория); правила техники безопасности при проведении физических опытов. |
Уметь | классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, факторы внешней среды; самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд; умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения; умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры; умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; |
Навыки | работать с различными материалами; работать с различными инструментами; самостоятельная организация обстановки для проведения опытов по схеме. |
В неделю | В месяц | В год | |
Хочу все знать! | 1 | 4 | 36 |
Состав исполнителей: воспитатель.
Продолжительность НОД | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Количество занятий в год |
25 минут | 1 раза | 25 минут | 36 |
Измерение.
Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие «время» - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема. Измерение величин.
Теория: выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Практическая работа: игра – эксперимент с чашечными весами для определения массы различных предметов, фиксация результатов по сравнению веса игрушек. Измерение высоты предметов с помощью условной мерки и измерительных приборов, сравнение и фиксация результатов.
Умения и навыки: умение пользоваться чашечными весами, делать выводы о различии массы и длины. Умение называть и отличать единицы измерения: метр, сантиметр, локоть, палец, ладонь.
Вещество.
Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение. Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.
Свойства воды.
Теория: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки.
Практическая работа: отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды (игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием. Получение конденсированной воды на охлажденном стекле, отгадывание загадок, опыты со льдом, игра «Арктическое морское путешествие».
Умения и навыки: умение работать с водой, пипеткой, стеклянной посудой. Умение работать по алгоритму, разгадывать кроссворды, навыки безопасного поведения при работе с различными веществами. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Магнетизм
Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы. Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса. Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.
В мире электричества
Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы, вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, циклические наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий: мотивация, подготовительная беседа, практическое (экспериментальное) задание, анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
Календарно-тематический план:
1 | Живые камни | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми | 1 | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь |
2 | «Дымящиеся горы» | Сформировать первоначальные представления о вулканах. Дать представление о том, как образовываются вулканы. Развивать тактильные ощущения, т.к. шершавость, легкость, твердость. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать умения делать простые умозаключения, активизировать словарный запас: пемза, лава, течет, шипит, извержение | 1 | Бутылка газированной воды, деревянная или пластиковая основа, пластиковые стаканчики, папьемаше, чайная ложка соды, красная краска |
3 | «Интересное знакомство» | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять | 1 | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы |
4 | «Синяя вода» | Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь | 1 | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы |
5 | «Обезвоживание картофеля» | Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения | 1 | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы |
6 | «Ткань и вода» | Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду | 1 | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы |
7 | «Волшебные превращения» | Познакомить детей с неживой природой, элементами физики | 1 | Стаканы, баночки, карточки со схематическим изображением опыта, картинки с твердыми, газообразными, жидкими веществами |
8 | «Полярное сияние» | Подвести детей к пониманию того, что полярное сияние – это проявление магнетических сил Земли | 1 | Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги |
9 | «Компас» | Закрепить знания о свойствах магнита (притягивает к себе металлические предметы в воздухе, воде, через твердые предметы: стекло и дерево). Познакомить с компасом, учить определять стороны света с его помощью | 1 | Стаканчики с водой, магниты, скрепки, компас. У воспитателя подковообразный компас на веревке, глубокий стеклянный сосуд с водой, металлическая пластинка |
10 | «Что притягивает магнит?» Вертящиеся спирали | Познакомить детей со свойствами магнита – цвет, твердость, прочность, притяжение, способность приклеивать и приклеиваться. Развивать тактильную память. Расширять логический и естественнонаучный опыт детей | 1 | Бумага, клей, смола или другие липкие вязкие материалы., магниты разной формы и размера. Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок» |
11 | «Какой магнит сильнее?» | Расширять знания детей об измерениях. В ходе экспериментальной деятельности выявить, что сила магнита не зависит от величины и формы | 1 | Магниты разной формы и величины, большая консервная банка, кусочки стали, стальные скрепки или другие железные предметы |
12 | Сильные плечи рычага | Развивать естественнонаучные представления, логико-математический опыт в процессе изучения сил магнитов | 1 | Магниты разной формы и величины, большая консервная банка, кусочки стали, стальные скрепки или другие железные предметы |
13 | «Такой разный песок» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. | 1 | Образцы речного, морского, пустынного и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы |
14 | «Виды сахара» | Дать детям представление о понятии песок и сахар. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов | 1 | Кипяченая вода, крахмал, кастрюлька, ложка, сито, пипетка, йод |
15 | «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы | 1 | Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы |
16 | «Песок» | Познакомить детей со свойствами и качеством песка, его происхождением. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности | 1 | 3 стеклянные банки: 1 – с сухим, 2 – с влажным песком, 3 – с водой, лопатки, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупы, карандаши на каждого ребенка |
17 | «Глина» | В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка | 1 | Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы |
18 | Слоистая вода» | Познакомить детей с плотность горячей и холодной воды | 1 | Четыре бутылки, 2 картонки, краска, горячая и холодная вода |
19 | «Знакомство со свойствами воздуха» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле | 1 | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты |
20 | Огнеупорный шарик» | Продолжить знакомство с понятием «воздух» | 1 | Свеча, 2 шарика, вода |
21 | «Где находится воздух?» | Продолжать формировать представление о роли воздуха и его значении в жизни человека. Дать представление о кислороде и углекислом газе. Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание. Развивать способность делать умозаключения | 1 | Стакан, бумага, микроскоп, таз с водой, бумажные лодочки, баночки для фитобара с лимонным, яблочным, апельсиновым, чесночным запахами и т.п., растения, лупы. |
22 | «Неизвестное – рядом» | Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку | 1 | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном. |
23 | «Ветер невидимка» | Закрепить знания детей о природном явлении – ветер. О его способностях и значении для человека и окружающего мира | 1 | Два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Польза – вред», соломки трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики с водой, восемь рамоквиньеток, таз с водой, клеенка, кораблик, веера для детей |
24 | Воздухоплавание | Познакомить детей с эффектом, на основе которого поднимаются над землей большие воздушные шары | 1 | Воздушные шары, бутылка, холодная и горячая вода |
25 | «Воздушный колокол» | Познакомить детей в физическими процессами в воздухе и воде | 1 | Ведро, стакан и вода |
26 | «Ожившие волосы» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии | 1 | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка. |
27 | «Помоги Золушке» | Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности, любознательность и интеллектуальную активность, закрепить знания о статистическом электричестве | 1 | 2-3 емкости с перемешиванием сахара и перца, вода, сито, карандаши или деревянные палочки |
28 | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.) | 1 | Дерево, стекло, резина, пластмасса |
29 | «Откуда радуга берется?». | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления | 1 | Пульверизатор, диапроектор или фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма |
30 | «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы | 1 | Цветовой волчок или юла |
31 | «Свет вокруг нас». | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение | 1 | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света |
32 | Огонь в банке | Наглядно доказать, что растения производят воздух | 1 | Банка, зажигалка, растение |
33 | Повелитель искр | Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток | 1 | Шерстяная тряпочка, линейка и палочка из оргстекла |
34 | Живая радуга | Рассмотреть и экспериментально доказать, как пьют растения | 1 | Салфетки, ножницы, фломастеры, стакан, вода |
35 | Денатурация белка | Познакомить детей с изменением естественны свойств молекул под внешним воздействием | 1 | Молоко, уксус, чашка, ложка |
36 | Яйцо без скорлупы | Познакомить детей с активной реакцией уксуса с кальцием на примере сырого яйца | 1 | Яйцо, яблочный уксус, банка |
Итого | 36 |
Расходные материалы: наборы Юный физик 120 экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовительной к школе группы (с нарушением зрения) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №69" ЭМР Саратовской области учителя-дефектолога Кусковой Ольги Дмитриевны на 2012-2013гг.
В рабочей программе определены основные направления деятельности учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Хочу все знать!» (подготовительная группа 6-7 лет)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3-51.1. Планируемые результа...
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:· закрепить название геометричес...
Аналитический отчёт о реализации программы «Развитие» на начало 2017-2018 учебного года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98» составила заместитель заведующей по УВР Кудрявцева Татьяна Владимировна
Аналитический отчёто реализации программы(2014-2018) «Развитие» на начало 2017-2018 учебного года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»составила заместитель заве...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Хочу всё знать"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММАСоциально - педагогической направленности «Хочу всё знать»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательной активности и интереса детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружаю...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами КВН «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Цель игры КВН:Создание социально-коммуникативных условий для обобщения знаний, полученных в познавательной деятельности и игровых ситуациях.Задачи:Образовательные:закреплять навыки количественного сче...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Надежда! Отличный
Надежда! Отличный практический материал, который полезен любому педагогу. Дети не только получают практические знания в результате экспериментирования, но и учатся планировать свою деятельность, проектировать .