НОД Познавательное развитие "Экскурсия по музею"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, экспонатах музея история села Лучистого, закрепить знание о крымских горах, упражнять детей в классификации предметов, формировать умение составлять рассказы с использованием техники сторителлинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.docx | 498.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ
КОНСПЕКТ НОД ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (с элементами музейной педагогики) В ПОДГТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СВЕТЛЯЧОК»
Тема: «Экскурсия по музею»
Дата проведения: 16.11.2023 год
Подготовила: Соколова Т.Ф.,
воспитатель
Алушта, 2023 год
Тема: «Экскурсия по музею»
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, экспонатах музея история села Лучистого, закрепить знание о крымских горах, упражнять детей в классификации предметов, формировать умение составлять рассказы с использованием техники сторителлинг,
Задачи:
- закрепить понятия о профессиях людей: экскурсовод, почтальон, реставратор, археолог;
- расширить представления детей об экспонентах музея «Истории села Лучистого».
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
- приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в музее.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, Лучистовкий музей, экспонаты музея, фотоаппарат, изба, мешочек, картинки д/и «Назови одним словом», изображение крымских гор, кубики сторителлинг
Методические приёмы:
1. Беседа, вопросы к детям, ответы на вопросы.
2. Рассматривание коллекций экспонатов.
3. Проблемная ситуация.
4. Сюрпризный момент.
5. Информационно-коммуникативные технологии.
6. Прием сравнения, обобщения.
7. Дидактическая игра «Составь слово из первых букв», «Назови три предмета», «Горы Крыма», «Составление рассказа с использованием технологии сторителлинг»
8. Подведение итогов занятия.
Ход НОД
Организационный момент «Экскурсия по музею»
-Добрый день, ребята. Посмотрите, куда мы с вами попали? (ответы детей) Правильно, сегодня у нас пройдет экскурсия в нашем дошкольном музее, который посвящен истории нашего села Лучистого. Но прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что же такое музей?
Актуализация знаний. Беседа «Что такое музей»
Цель: подготовить детей к посещению музея, закрепить знания о культуре поведения в общественных местах, в том числе музее.
Для чего нужны музеи, зачем люди их создают? Как называются предметы, которые хранятся в музее? Как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию? (ответы детей) Давайте с вами заглянем в наш музей истории села Лучистого.
Но прежде вспомним правила поведения в музее!
Какие правила поведения в музее вам известны? Вспомнить вам помогут знаки.
Рассказ воспитателя и детей о музеи села Лучистого
Посмотрите, наш музей поделен на несколько частей, в первой части находятся фотографии, сделанные еще в 1908 году. В этой части музея так же собраны книги, исторические данные о крепости Фуна, изображения до землетрясения и после, предметы старины, отражающие создание села Лучистого, фотографии окрестностей и людей, проживавших в селе Лучистое..
В противоположной части музея представлена экспозиция Боевая слава нашего народа. В ней собраны предметы Великой отечественной войны, медали ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в селе Лучистом.
В третьей части музея представлены экспонаты быта нашего народа. Собраны предметы быта наших односельчан, которые уже не используются, но в прошлом были значимы и дороги для них: самовар, печатная машинка, утюг, сумка для Корана, кофеварка и т.д. Так же подобраны фотоматериалы быта и развития села Лучистое, что позволяет отразить многонациональность нашего народа.
Давайте с вами прослушаем об экспонатах данной экспозии от наших экскурсоводов:
1 ребенок: САМОВАР
Всем известно , что самовар – это устройство для приготовления кипятка . «Сам варит» - отсюда и слово произошло « самовар ». Самовар имеет длинную и весьма занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России и русского быта. За короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей. У самовара собираются взрослые и дети , пьют чаи и доверяют свои тайны. Он стал символом добра и домашнего уюта.
2 ребенок: ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
Печатная или пишущая машинка была незаменимой вещью ученых, писателей, журналистов.
Первая печатная машинка появилась в 1714 году в Англии.
В нашем музее представлена печатная машинка Москва 1940 – 1958 года. Данная машинка имеет 42 клавиши и предназначена для индивидуального пользования.
Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера?
3 ребенок: ЛАМПА КЕРАСИНОВАЯ
Керосин заодно с керосиновой лампой были изобретены в 1853 г. Использовали их для освещения дома, ведь раньше не было электричества, а керосин лучше подходил в качестве горючего материла, был менее взрывоопасен и ярко горел.
Наиболее важными деталями лампы была емкость для керосина и головка с фитилём и регулятором яркости горения. Сверху на головку надевалось стекло для безопасного горения и освещения.
С момента появления электричества в каждом доме лампы перестали использоваться и теперь их можно увидеть в музее.
- Ребята, а сейчас вы можете подойти поближе и хорошенько рассмотреть экспонаты, о которых нам с вами рассказали, только не забудьте, что ни в коем случае нельзя трогать предметы руками!
(Один ребенок дотрагивается до фотоаппарата, слышен треск, звучит мелодия и дети переходят в музыкальный зал – «переносятся в прошлое села Лучистого»)
Проблемная ситуация «Путешествие в прошлое»
-Что произошло? Где мы с вами очутились? Это что за изба такая?
Выходит Аленушка
Аленушка: -Здравствуйте дети, вот что бывает, когда забываешь про правила поведения в музеи. Разве вам не говорил экскурсовод, что трогать экспонаты руками запрещено? Из-за того, что вы нарушили правило, один из предметов сломался, и вы попали в прошлое села Лучистого.
Ребята, какой же предмет мы испортили? И что же нам делать? Как же вернуться в наше время и наш детский сад?
Аленушка: Я вам помогу, если вы выполните все задания, тогда сможете вернуться обратно в детский сад. Вы готовы? (Ответы детей)
Тогда вы получаете свое первое задание. Подходите поближе
(дети подходят к печке для выполнения первого задания, находят мешочек)
Д/и: Ребус «Составь слово из первых звуков.»
Цель: обучать детей звукобуквенному анализу слова, формировать навык чтения
Ход игры. Детям выдаются карточки с изображением нескольких предметов и набор букв. Воспитатель предлагает детям назвать каждый изображенный предмет. Затем ребенок снова называет предметы, выделяя после этого первый звук каждого слова, вставляя нужную букву в окошко под этим предметом. Так, называя каждый предмет, и вставляя в поле необходимые буквы, у ребенка в карточке получается новое слово. (ЛОЖКА, ЧАШКА,МИСКА)
Аленушка: Молодцы, вы справились с моим ребусом, но давайте пройдемте дальше и посмотрим, справитесь ли вы так же ловко с кубиком-рубиком. (дети передвигаются по залу и находят большой кубик- рубик с картинками)
Д/и: «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д. «Посуда» – произносит педагог и после небольшой паузы дает кубик ребенку. Тот отвечает: «Ложка, тарелка, самовар» и т.д.
Аленушка: с этим заданием справились, но чтобы вернуться назад вам необходимо вспомнить, куда же надо возвращаться, где вы живете? Какие горы есть в Крыму? Давайте отправимся на поиски обратной дороги.
Физминутка «Путешественники»
По дорожке ты шагай, шаг с высоким подъемом колена
Ноги выше поднимай.
И галопом поскачи, боковой галоп
Только, друг мой, не спеши.
На носочках ты шагай, ходьба на носках, руки в стороны
Свою спинку выпрямляй.
И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах
Хороши пружинки – ножки. с продвижением вперед
Дальше веселей шагай шаг марша
Маршируй, не отставай.
Поскакали по дорожке поскоки с продвижением вперед
Быстрые ребяток ножки.
Остановились (на экране появляются горы) посмотрите, что перед нами.
- Посмотрите на экран назовите, что изображено? У подножья какой горы находится наше село Лучистое?
Д/и «Горы Крыма»
Цель: закрепить знание детей о крымских горах.
1. | 2. | 3. | 4. |
- Гора Ай-Петри
- Гора Чатырдаг
- Гора Медведь
- Гора Демерджи
Аленушка: - Молодцы, вы справились с моими заданиями и рассказали мне о посуде, о крымских горах. Теперь, я думаю, у вас получится вернуться обратно в настоящее время, но для этого давайте с вами сделаем снимок с видом на гору Демерджи, заодно и посмотрим какой гора была в1908 Году.
Дети делают фото на фоне горы Демерджи и снова слышен треск, дети оказываются в будущем. Детей встречает робот
Робот: -Здравствуйте дети, вот вы и попали в будущее, в далекий 3000 год. Неужели вы и вправду дотронулись до экспоната в музеи? (ответы детей) В следующий раз помните, что экспонаты руками трогать запрещено, иначе неизвестно, куда вас может отправить. Но так уж и быть, я вам помогу вернуться обратно в детский сад, но прежде вы расскажете, что же может случится в будущем? (ответы детей) Составьте рассказ о моем времени с помощью кубиков, а я тем временем починю ваш фотоаппарат.
-Посмотрите внимательно все на стол, у меня здесь есть кубики с предметами из моего времени, ваша задача составить рассказ.
Д/и «Наше будущее» составление рассказа, с использованием технологии «сторителлинг»
Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, учить составлять целостные рассказы в технике сторителлинг.
Дети составляют рассказ по кубикам .
Робот: Молодцы. Какие хорошие рассказы вы составили, теперь я смогу отремонтировать ваш фотоаппарат и вернуть вас домой.
Звучит музыка ремонт деталей
Робот: ваш фотоаппарат отремонтирован, можете возвращаться обратно в детский сад села Лучистого, чтобы очутиться в своем времени, давайте сделаем фото на память.
Дети становятся к экрану и фотографируются с роботом.
Рефлексия «Возвращение»
Дети делают фото и оказываются в музеи детского сада.
-Вот мы с вами наконец и вернулись обратно в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
Итог:
- На какой экскурсии мы сегодня с вами были?
- С какими экспонатами познакомились? Что увидели в музее?
- Для чего люди посещают музей?
- Какое главное правило посещения музея вы нарушили? Что произошло?
- Почему нельзя трогать музейные экспонаты?
- Кто нам помог вернуться в детский сад?
- Какие задания выполняли, чтобы починить фотоаппарат?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с детьми "Путешествие в музей"
Программное содержание: Формировать интерес к малой Родине.Закрепить название родного города, домашний адрес, правила дорожного движения.Дать детям представление о музее, как о месте хране...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Музей орудий труда".
Материал поможет в игровой форме изучить профессии и орудия труда к ним. Развить речь; согласовывать существительные с местоимениями; отгадывать загадки и вписывать отгадки....
познавательный проект "Мини -музей "Байкал"
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцие...
Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее
Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее....
Конспект познавательного проекта мини - музей "Как много разных кукол"
Как можно органиховать мини- музей кукол в группе. Применения музея....
Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53 Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...