Конспект НОД по фольклору в средней группе "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД: «Знакомство с русской избой».
Авторы: Гончарова Наталья Сергеевна, Абдрахманова Алена Федоровна.
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Программные задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, и т. д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, самовар;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей.
Словарная работа:
Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Материалы и оборудование: предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. (Поклонились друг другу, обратить внимание, что в старину люди кланялись друг другу, выражая свое почтение).
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!
Мы ждали вас, нарядились в сарафан и рубаху, а на голове красивая ленточка. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у нас нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – платочки, мальчикам – фуражки).
Сядем рядком, да поговорим ладком!
Горница у нас небольшая да красивая какая. Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо – печкой.
А без чего еще не обойтись в избе русской? А ну-ка, ребятки, загадку угадайте!
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (ответы детей)
За столом и семья вся большая соберется, и гостей дорогих за стол хозяева посадят! А на столе-то вот что есть. Это всей семьи радость- отгадайте загадку
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А посуда то наша глиняная да деревянная! Ее наши народные умельцы делают! Да еще как украсят да распишут, что любо-дорого посмотреть. А вы подойдите, посмотрите! (дети подходят, рассматривают).
Ох, ребята! Осторожнее будьте! Дитя в зыбке не разбудите! А кто сможет помочь покачать зыбку? Только осторожнее! Пусть девицы красные, будущие хозяюшки, попробуют! (девочки походят качают колыбель).
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Утомились вы знать, ребята! Пора бы нам передохнуть да поиграть! Ох, и любит русский народ забавы веселые!
Игра: «Котик мышку догони»
Дети встают в круг. Посередине с одной стороны ребенку дают игрушку-мышку, с другой – игрушку-кошку. Под музыку дети передают игрушки по кругу. Кошка должна поймать мышку.
После игры все детки рассаживаются на лавочке.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Мы будем загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
А угадаете ли следующую загадку?
Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают – глотает (печь).
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Покажи-ка, Марьюшка, как готовим мы обед!
Хозяйка: показывает как открывается заслонка, туда ставится чугунок, обращает внимания на дрова, кочергу. Показывает место, где могли спать дети.
Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем.
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Молодцы ребята. Весело-то как! Ну, вот и рассказали мы вам о своем житье-бытье. Да только и нам ведь интересно очень, как там вы живете в 2022 году. Сделайте милость, расскажите нам!
Игра «Что было, что стало». (мы показываем предмет старины, дети предлагают современный вариант).
Вот спасибо! Вот уважили нас с Аленушкой! Много чудного да дивного узнали мы!
Мл.Воспитатель: Дорогие Хозяин и хозяюшка! Хорошо у вас! Да пора нам с ребятами возвращаться к себе в детский сад, в наше время! Нас там ждут!
Ну что ж, гости дорогие! Пора так пора! Только не можем мы вас просто так отпустить, без угощения!
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, да караваями, в русской печке испеченными. Отведайте и вы нашего угощения! (Хозяйка выносит поднос с угощением)
Мл.Воспитатель: (кланается) Благодарим вас, Хозяева добрые! (дети также кланяются и благодарят хозяев) Возьмем с собой гостинец ваш! А теперь пришло время прощаться! До свидания!
Дети: До свидания! (кланяются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"
Прознакомить детей с условиями жизни и бытом людей в древние времена....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Конспект по социально - коммуникативному развитию в старшей группе "Русская изба".
Знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами кухонной утвари....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская изба"
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе"Русская изба"...
Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1
Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе....
Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Русская изба"
Занятие "Русская изба" разработано для проведения в школьном музее или мини-музее детского сада. Оно может быть как занятием по развитию речи, так и стать частью проекта по патриотичес...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»
Интегрированное занятиепо нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группеТема: «Русская изба»...