Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие "Русская изба" разработано для проведения в школьном музее или мини-музее детского сада. Оно может быть как занятием по развитию речи, так и стать частью проекта по патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Русская изба»
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Задачи:
-ознакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, ухват, коромысло и т. д.);
-познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, самовар;
-обогатить словарь детей новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
-развивать мелкую моторику рук.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы)
Наглядные (рассматривание старинных вещей)
Практические (дидактические игры «Что было, что стало», «Собери пазлы»)
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(самовар, стол, коромысло и т.д.), дидактическая игра -пазлы, русский народный костюм для воспитателя, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек –солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.
Ребята, сегодня мы с вами пришли в очень интересное место – русскую избу, похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» - значит дом строить.(Совместный повтор слов).
Давайте и мы с вами « срубим избу».
Дидактическая игра -пазлы « Построим дом».
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы?
Назовите их.
В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.
Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали.
Как вы понимаете « резали миски»?
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) .
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит ведра (коромысло) .
Как пользовались коромыслом? Для чего оно служило?
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок) .
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар) .
Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Почему каждый ходил со своей ложкой?
Игра на ложках под русскую плясовую.
Игра «Что было, что стало»
Скажите, вещь которая называлась в старину, которым мы сейчас пользуемся. Например: раньше жили в избе, а сейчас в доме.
Горница-комната.
Печка-плита.
Корыто-таз.
Рушник-полотенце
Половик-ковёр.
Ухват-прихватки.
Сундук-шкаф.
Чугунок-кастрюля.
Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
- А что вам больше всего запомнилось?
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!
Я гостям всегда рада!
Гость на порог — хозяину радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.
Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц, ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...
конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Проделки бабушки Федоры". Сообщение и презентация по теме "Использование интегративного подхода при формировании элементарных математических представлений дошкольников" Презентация
Конспект НОД по развитию речи тема "Посуда"Консультация и презентация из опыта работы ....
конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Проделки бабушки Федоры". Сообщение и презентация по теме "Использование интегративного подхода при формировании элементарных математических представлений дошкольников" Презентация
Конспект НОД по развитию речи тема "Посуда"Консультация и презентация из опыта работы ....
Конспект развлечения для старших дошкольников по развитию речи с детьми ОВЗ " Федорины помощники"
Целью развлечения является составление описательного рассказа о посуде по схеме с воспитанниками ОВЗ (с нарушениями речи и ЗПР)....
Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Воробьишко"
Конспект речевого развития в средней группе разработан в соотвествии с ФГОС с применение дидактической ИКТ игры ....
Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: Загадки Зимушки-зимы
Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей....
Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы
Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...