Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»
проект (средняя группа)

Ковтун Ольга Борисовна
Знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Народные промыслы России"29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно – патриотическому

воспитанию детей среднего возраста

«Народные промыслы России»

                                                                                                                                                                     МБДОУ № 67
                                                                                                                                      Воспитатель:
                                                                                                                                    Ковтун О.Б.
                                                                                                                                       

        Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовательно необходима практическая разработка условий, которые помогут воспитать любовь к культурным ценностям родной страны, развивать художественные способности, творческое воображение.

       Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель: знакомство детей с народными промыслами  нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о народных промыслах России.
  2. Осуществлять нравственно – патриотическое развитие ребенка, воспитывая чувство гордости за свою страну, богатую народными промыслами, фольклором, традициями.
  3. Содействовать эстетическому развитию личности и формированию эстетического вкуса. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества.
  4. Развивать художественно-творческие способности и навыки в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: информационно - творческий.

Сроки реализации проекта: среднесрочный (17.10.2022 г. – 13.11.2022 г.)

Планируемые результаты проекта:

  1. Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, хохломской, гжельской, городецской, филимоновской росписи и русской матрешки.
  2. Проявление познавательной активности в вопросах по народным промыслам России. Рассматривание материала, использование в самостоятельной деятельности элементов узоров. Задавание вопросов об увиденном.
  3. Проявление интереса и эмоциональной активности.
  4. Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Виды совместной образовательной деятельности с детьми в процессе  реализации проекта:

Проект реализовывается через следующие виды совместной деятельности

  1. Познавательную
  2. Речевую
  3. Художественно-творческую
  4. Игровую
  5. Работу с родителями

Методы реализации:

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

- рассматривание видов росписи;

- выполнение работ по изобразительной деятельности (лепка, аппликация, декаративная роспись);

-  подвижные и малоподвижные народные игры;

-  выставки;

- драматизации;

- чтение и разучивание стихотворений русского фольклора;

- сюжетно-ролевые игры;

- презентации;

- мини – книжки;

- дидактические игры;

- изготовление папки передвижки «Символы России».

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
  2. Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства г. Ставрополя и сделать презентацию или фото отчет о посещении выставки;
  3. Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
  4. Изготовление костюмов для показа драматизаций;
  5. Оказание помощи в разучивании стихотворений;
  6. Познавательного сообщения на тему «Что такое валенки?»;
  7. Консультации для родителей «Влияние народных промыслов нравственно – патриотическое воспитание в дошкольном возрасте», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 10)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

  1. Изучение и подборка материала и иллюстраций по русским народным промыслам;
  2. Изготовление дидактических игр:

«4 лишний», «Чья это тень», «Матрешка», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Найди узор», «Сложи узор», «Собери матрешку».

Лото «Русские промыслы», «Откуда узор».
Пазлы «Гжель», «Дымково», «Городец», «Филимоново», «Жестово».

  1. Изготовление презентаций на тему:

«Дымковская игрушка»

«Золотая хохлома»

«Сине-голубое чудо. Гжель»

«Русская матрешка»
    «Филимоновские мастера»

  1. Подборка народного фольклора, русских песен, хороводных игр, музыкальных произведений, стихотворений и загадок по каждому виду промысла;
  2. Оформление мини-музея «Народные промыслы России»;
  3. Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
  4. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
  5. Подготовка презентаций по теме проекта;
  6. Организовать и оформить уголок творчества для самостоятельной деятельности детей. Обогатить развивающую среду уголка творчества: трафаретами, раскрасками, обводками, карандашами, мелками, красками, пластилином, фломастерами.
  7. Создание коллажа и альбома с детскими работами «Мы умельцы. Мы творцы. Мы большие молодцы!»

Основной этап:

Совместная образовательная деятельность педагога и детей:

  1. Показ презентаций «Дымковская игрушка», «Филимоновские мастера», «Золотая хохлома», «Сине-голубое чудо. Гжель», «Русская матрешка», «Музей народной игрушки» и «Путешествие по музеям народных промыслов».
  2. Проведение бесед « Узоры и цвета Дымковских игрушек», «Завитки крученые ложки золоченые», «Какая она Русская матрешка», «Сказочная гжель».
  3. Разучивание стихотворений «Как волшебница Жар – птица…», «Завитки крученые ложки золоченые», Е. А. Никоновой  «Дымковская игрушка», «Семеновские матрешки», С. Вахрушев «Сине-белая посуда,  расскажи-ка, ты  откуда?»;
  4. Роспись деревянной ложки (хохлома), лепка и роспись лошадки (дымковская игрушка), лепка из соленого теста (гжель), ручной труд «Русская красавица».
  5. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
  6. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
  7. Хороводные народные игры «Гори-гори ясно», «Каравай», «У Миланьи, у старушки», «Ручеек», «Золотые ворота»;
  8. Сюжетно - ролевая игра «В гости к нам пришла матрешка»; показ мод «Дымковские барышни и судари»;
  9. Обогатить содержимое папок с иллюстрациями народного промысла, элементами росписи, раскрасками работами детей;
  10. Драматизация «Ярмарка»;
  11. Развлечение «Мы Матрёшки-душечки»; 
    Просмотр мультфильмов
    : «Матрешки», «Жила-была матрешка», музыкальный мультфильм «Матрешки»;
  12.  Чтение художественных произведений  и авторских сказок по народным промыслам;
  13.  Слушание народной  музыки;
  14.  Дидактические игры;
  15. Изготовление из папье-маше посуды для сюжетно-ролевой игры.
  16. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поход в музей народных промыслов».
  17. Сюжетная игра «Русская ярмарка»
  18. Развлечение «Мы Матрешки - душечки»

Самостоятельная деятельность детей:

Работа в уголке творчества: трафареты, раскраски, обводки, иллюстрации росписи и ее элементов, игрушки, посуда для сюжетных игр.

Работа родителей совместно с детьми:

  1. Посещение с детьми музея Изобразительных искусств и изготовление презентации или фото отчета о посещении выставки;
  2. Подготовка познавательного сообщения на тему «Что такое валенки?»;
  3. Изготовление мини – книжек с детьми по теме «Матрешка»;
  4. Разучивание стихотворений к драматизации «Ярмарка»;
  5. Помощь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

Перспективное планирование

Тема

Цель

Что такое народная культура России. Виртуальная экскурсия.

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Русские народные сказки.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Русский  самовар и чаепитие на Руси

Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

Русские народные игры.

Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

Труд и ремесла на Руси.

Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русские народные игрушки.

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей  рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной  игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Игрушка – матрешка.

Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя  акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Золотая хохлома.

Золотая хохлома. Рисование.   

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

Сказочная гжель.

Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

 

Дымковские игрушки.

Дымковский конь.

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Городецкие игрушки.

Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

Искусство Жостова.

Жостовский букет, поднос.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

«Филимоновские свистульки»

Познакомить детей с изделиями филимоновских мастеров. Знакомить с внешним обликом свистулек, особенностями простейших элементов росписи. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Сюжетная игра «Русская ярмарка»

Развлечение «Мы Матрешки - душечки»

Выставка художественного творчества «Мы -народные умельцы»

Заключительный этап

  1. Развлечение «Русская ярмарка»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Поход в музей народных промыслов».
  3. Оформление выставки рисунков и поделок детей.
  4. Презентация проекта родителям.

       По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. У детей появился познавательный интерес к русской культуре, к традициям и промыслам России.

Вывод.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа
. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Информационные ресурсы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991

2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М. : Просвещение, 2008

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М. : «Карапуз», 2009

6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001

7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста "Народные промыслы России"

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с об...

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...

Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».  Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовател...

Проект в средней группе "Народные промыслы России"

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов». Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Именно на...