Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Народные промыслы России" | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно – патриотическому
воспитанию детей среднего возраста
«Народные промыслы России»
МБДОУ № 67
Воспитатель:
Ковтун О.Б.
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовательно необходима практическая разработка условий, которые помогут воспитать любовь к культурным ценностям родной страны, развивать художественные способности, творческое воображение.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать знания детей о народных промыслах России.
- Осуществлять нравственно – патриотическое развитие ребенка, воспитывая чувство гордости за свою страну, богатую народными промыслами, фольклором, традициями.
- Содействовать эстетическому развитию личности и формированию эстетического вкуса. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества.
- Развивать художественно-творческие способности и навыки в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: информационно - творческий.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (17.10.2022 г. – 13.11.2022 г.)
Планируемые результаты проекта:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, хохломской, гжельской, городецской, филимоновской росписи и русской матрешки.
- Проявление познавательной активности в вопросах по народным промыслам России. Рассматривание материала, использование в самостоятельной деятельности элементов узоров. Задавание вопросов об увиденном.
- Проявление интереса и эмоциональной активности.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Виды совместной образовательной деятельности с детьми в процессе реализации проекта:
Проект реализовывается через следующие виды совместной деятельности
- Познавательную
- Речевую
- Художественно-творческую
- Игровую
- Работу с родителями
Методы реализации:
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
- выполнение работ по изобразительной деятельности (лепка, аппликация, декаративная роспись);
- подвижные и малоподвижные народные игры;
- выставки;
- драматизации;
- чтение и разучивание стихотворений русского фольклора;
- сюжетно-ролевые игры;
- презентации;
- мини – книжки;
- дидактические игры;
- изготовление папки передвижки «Символы России».
Взаимодействие с родителями
- Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
- Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства г. Ставрополя и сделать презентацию или фото отчет о посещении выставки;
- Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
- Изготовление костюмов для показа драматизаций;
- Оказание помощи в разучивании стихотворений;
- Познавательного сообщения на тему «Что такое валенки?»;
- Консультации для родителей «Влияние народных промыслов нравственно – патриотическое воспитание в дошкольном возрасте», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 10)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Изучение и подборка материала и иллюстраций по русским народным промыслам;
- Изготовление дидактических игр:
«4 лишний», «Чья это тень», «Матрешка», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Найди узор», «Сложи узор», «Собери матрешку».
Лото «Русские промыслы», «Откуда узор».
Пазлы «Гжель», «Дымково», «Городец», «Филимоново», «Жестово».
- Изготовление презентаций на тему:
«Дымковская игрушка»
«Золотая хохлома»
«Сине-голубое чудо. Гжель»
«Русская матрешка»
«Филимоновские мастера»
- Подборка народного фольклора, русских песен, хороводных игр, музыкальных произведений, стихотворений и загадок по каждому виду промысла;
- Оформление мини-музея «Народные промыслы России»;
- Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подготовка презентаций по теме проекта;
- Организовать и оформить уголок творчества для самостоятельной деятельности детей. Обогатить развивающую среду уголка творчества: трафаретами, раскрасками, обводками, карандашами, мелками, красками, пластилином, фломастерами.
- Создание коллажа и альбома с детскими работами «Мы умельцы. Мы творцы. Мы большие молодцы!»
Основной этап:
Совместная образовательная деятельность педагога и детей:
- Показ презентаций «Дымковская игрушка», «Филимоновские мастера», «Золотая хохлома», «Сине-голубое чудо. Гжель», «Русская матрешка», «Музей народной игрушки» и «Путешествие по музеям народных промыслов».
- Проведение бесед « Узоры и цвета Дымковских игрушек», «Завитки крученые ложки золоченые», «Какая она Русская матрешка», «Сказочная гжель».
- Разучивание стихотворений «Как волшебница Жар – птица…», «Завитки крученые ложки золоченые», Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Семеновские матрешки», С. Вахрушев «Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?»;
- Роспись деревянной ложки (хохлома), лепка и роспись лошадки (дымковская игрушка), лепка из соленого теста (гжель), ручной труд «Русская красавица».
- Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
- Хороводные народные игры «Гори-гори ясно», «Каравай», «У Миланьи, у старушки», «Ручеек», «Золотые ворота»;
- Сюжетно - ролевая игра «В гости к нам пришла матрешка»; показ мод «Дымковские барышни и судари»;
- Обогатить содержимое папок с иллюстрациями народного промысла, элементами росписи, раскрасками работами детей;
- Драматизация «Ярмарка»;
- Развлечение «Мы Матрёшки-душечки»;
Просмотр мультфильмов: «Матрешки», «Жила-была матрешка», музыкальный мультфильм «Матрешки»; - Чтение художественных произведений и авторских сказок по народным промыслам;
- Слушание народной музыки;
- Дидактические игры;
- Изготовление из папье-маше посуды для сюжетно-ролевой игры.
- Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поход в музей народных промыслов».
- Сюжетная игра «Русская ярмарка»
- Развлечение «Мы Матрешки - душечки»
Самостоятельная деятельность детей:
Работа в уголке творчества: трафареты, раскраски, обводки, иллюстрации росписи и ее элементов, игрушки, посуда для сюжетных игр.
Работа родителей совместно с детьми:
- Посещение с детьми музея Изобразительных искусств и изготовление презентации или фото отчета о посещении выставки;
- Подготовка познавательного сообщения на тему «Что такое валенки?»;
- Изготовление мини – книжек с детьми по теме «Матрешка»;
- Разучивание стихотворений к драматизации «Ярмарка»;
- Помощь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
Перспективное планирование
Тема | Цель |
Что такое народная культура России. Виртуальная экскурсия. | Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). |
Русские народные сказки. | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках. Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей. |
Знакомство с русскими народными традициями и обычаями. Русский самовар и чаепитие на Руси | Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям. |
Русские народные игры. | Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Труд и ремесла на Руси. | Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. |
Русские народные игрушки. | Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. |
Игрушка – матрешка. | Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. |
Золотая хохлома. | Золотая хохлома. Рисование. Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение. |
Сказочная гжель. | Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
|
Дымковские игрушки. Дымковский конь. | Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки. |
Городецкие игрушки. | Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти. |
Искусство Жостова. Жостовский букет, поднос. | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью. |
«Филимоновские свистульки» | Познакомить детей с изделиями филимоновских мастеров. Знакомить с внешним обликом свистулек, особенностями простейших элементов росписи. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. |
Сюжетная игра «Русская ярмарка» | |
Развлечение «Мы Матрешки - душечки» | |
Выставка художественного творчества «Мы -народные умельцы» |
Заключительный этап
- Развлечение «Русская ярмарка»
- Сюжетно-ролевая игра «Поход в музей народных промыслов».
- Оформление выставки рисунков и поделок детей.
- Презентация проекта родителям.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. У детей появился познавательный интерес к русской культуре, к традициям и промыслам России.
Вывод.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Информационные ресурсы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М. : Просвещение, 2008
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М. : «Карапуз», 2009
6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».
Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....
Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста "Народные промыслы России"
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с об...
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...
Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России». Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...
Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовател...
Проект в средней группе "Народные промыслы России"
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов». Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Именно на...